Дисциплинарная ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 05:45, реферат

Описание работы

Одним из важнейших средств обеспечения дисциплины и законности в сфере государственной службы является дисциплинарная ответственность. Укрепление уровня исполнительской и служебной дисциплины в рядах государственных служащих имеет первостепенное значение для создания нормальных условий функционирования государственной власти.

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ административное право.docx

— 34.32 Кб (Скачать)

    Персональную  ответственность за состояние исполнительской  дисциплины в соответствующих федеральных  органах исполнительной власти и  органах исполнительной власти субъектов  РФ несут руководители федеральных  органов исполнительной власти и  главы исполнительной власти субъектов  РФ.

    Нарушение, неисполнение или ненадлежащее исполнение федеральных законов и указов Президента РФ чаще всего проявляются  в нарушении порядка реализации норм и сроков исполнения поручений, в установлении не предусмотренных  федеральными законами и указами  Президента РФ процедур для реализации прав граждан, в выполнении норм и  поручений не в полном объеме либо в искажении их содержания.

    Неисполнение  федеральных законов, указов Президента РФ и решений судов не только дискредитирует государственную власть, создает  условия для коррупции и злоупотреблений, но и нарушает права и свободы  граждан, подрывает основы конституционного строя. Установлено, что однократным  грубым нарушением дисциплины в системе  государственной службы, влекущим применение к виновным должностным лицам и служащим федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ мер дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности являются:

    а)   нарушение федеральных законов, указов Президента РФ;

    б) неисполнение или ненадлежащее исполнение федеральных законов, указов Президента РФ и вступивших в законную силу решений судов.

    Основной  обязанностью руководителей федеральных  органов исполнительной власти и  глав исполнительной власти субъектов  РФ является своевременное рассмотрение (не позднее трех дней) сообщений, опубликованных в средствах массовой информации (в том числе в теле- и радиопередачах), о нарушениях подчиненными должностными лицами и служащими федеральных  органов исполнительной власти и  органов исполнительной власти субъектов  РФ федеральных законов и указов Президента РФ, о неисполнении или  ненадлежащем исполнении государственными служащими федерального законодательства и вступивших в законную силу решений  судов. Руководители федеральных органов  исполнительной власти и главы исполнительной власти субъектов РФ обязаны не позднее  двух недель с момента опубликования  направлять в соответствующие средства массовой информации итоги рассмотрения сообщений о нарушениях подчиненными должностными лицами и государственными служащими федерального законодательства, а также о неисполнении или  ненадлежащем исполнении ими нормативных  актов и вступивших в законную силу решений судов.

    Наложение дисциплинарного взыскания на должностное  лицо и иных государственных служащих влечет негативные для них последствия. Они не подлежат в течение года: 1) премированию; 2) представлению к  награждению государственными наградами (кроме случаев проявления мужества на пожаре, при спасении утопающих, при защите правопорядка или в  условиях боевых действий) и знаками  отличия; 3) повышению в должности; 4) представлению для присвоения очередного квалификационного разряда (классного чина, воинского или  специального звания). Совершение указанными лицами однократного грубого нарушения  дисциплины может служить основанием для направления их на внеочередную переаттестацию, понижения в должности (классном чине, воинском или специальном  звании) или лишения квалификационного  разряда (классного чина, воинского  или специального звания). 
 
 
 

    6. ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ВЗЫСКАНИЯ И ПОРЯДОК  ИХ НАЛОЖЕНИЯ.

    Согласно  положениям действующего федерального законодательства подобные взыскания  применяются, как правило, в порядке  служебного подчинения только определенным кругом субъектов линейной власти в  пределах их компетенции и установленного перечня таких взысканий. Перечень дисциплинарных взысканий не может  произвольно изменяться субъектами их применения. Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" устанавливает следующие виды дисциплинарных взысканий: 1) замечание; 2) выговор; 3) строгий выговор; 4) предупреждение о неполном служебном соответствии; 5) увольнение.

    Трудовое  право также устанавливает перечень дисциплинарных взысканий (ст. 192 Трудового  кодекса РФ от 21 декабря 2001 г.: замечание; выговор; увольнение по соответствующим  основаниям), которые могут применяться  ко всем служащим. Следует отметить, что увольнение как мера дисциплинарного  взыскания допускается лишь при  наличии оснований, указанных в  соответствующих нормативных актах. Законодательством о дисциплинарной ответственности и уставами о  дисциплине могут быть предусмотрены  для отдельных категорий государственных  служащих, рабочих и служащих и  другие дисциплинарные взыскания. Например, ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" (ст. 417) фиксирует такие  дисциплинарные взыскания, как понижение  в классном чине, лишение нагрудного знака "Почетный работник прокуратуры  Российской Федерации".

    На  сотрудников органов внутренних дел за нарушение служебной дисциплины могут быть наложены следующие виды взысканий: замечание; выговор; строгий  выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; понижение  в должности; понижение в специальном  звании на одну ступень; лишение нагрудного знака; увольнение из органов внутренних дел. Положение о службе в органах  внутренних дел детально регламентирует порядок применения дисциплинарных взысканий. Дисциплинарные взыскания  объявляются приказами (некоторые  из них могут быть объявлены и  устно: замечание, выговор). О дисциплинарном взыскании сотруднику объявляется  лично, перед строем или на совещании. До наложения дисциплинарного взыскания  от сотрудника, привлекаемого к ответственности, должно быть истребовано письменное объяснение. За каждый случай нарушения  служебной дисциплины может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание. Дисциплинарное взыскание, наложенное на сотрудника приказом, считается  снятым, если в течение года со дня  его наложения этот сотрудник  не будет подвергнут новому дисциплинарному  взысканию.

    Сотрудник органов внутренних дел вправе обжаловать наложенное на него дисциплинарное взыскание  последовательно вышестоящим начальникам  вплоть до Министра внутренних дел  РФ, а в установленных законом  и Положением о службе в органах  внутренних дел случаях — и в суде.

    Порядок применения и обжалования дисциплинарных взысканий устанавливается федеральным  законодательством. Орган, рассматривающий  трудовой спор, вправе учитывать тяжесть  совершенного должностного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение государственного служащего и его службу, отношение  к труду, а также соответствие дисциплинарного взыскания тяжести  совершенного проступка.

    За  каждый должностной проступок может  быть применено только одно дисциплинарное взыскание. До наложения дисциплинарного  взыскания от государственного служащего  должно быть затребовано письменное объяснение. При необходимости может  быть проведена служебная проверка указанных в нем сведений с  вынесением соответствующего заключения по ее результатам. Порядок проведения служебной проверки, как правило, устанавливается нормативно различными федеральными органами государственной  власти. Отказ сотрудника от дачи письменного  объяснения по существу совершенного им должностного проступка не является препятствием для применения дисциплинарного  взыскания. Как правило, в случае отказа государственного служащего  от дачи письменного объяснения может  быть составлен акт в порядке, который устанавливается различными ведомствами. Если результаты проведенной  служебной проверки подтверждают совершение государственным служащим дисциплинарного (должностного) проступка, то на него налагается дисциплинарное взыскание. Если нецелесообразно  применять к лицу дисциплинарное взыскание, то руководитель государственного органа может ограничиться предупреждением  подчиненного о необходимости строгого соблюдения служебной дисциплины. Если же в результате проведенной служебной  проверки будет выявлено, что государственный  служащий совершил действия, подпадающие  под признаки преступления, то руководитель государственного органа обязан незамедлительно  передать полученные материалы в  органы дознания, предварительного следствия  или в прокуратуру2.

    Приказ (распоряжение) или постановление  о применении дисциплинарного взыскания  с указанием мотивов его применения объявляется (сообщается) государственному служащему, подвергнутому взысканию, под расписку. В Дисциплинарном уставе таможенной службы устанавливается трехдневный срок ознакомления с приказом о наложении дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание налагается не позднее одного месяца со дня, когда руководителю (начальнику) государственного органа стало известно о совершенном дисциплинарном проступке, не считая времени болезни служащего или пребывания его в отпуске.

    Дисциплинарный  устав таможенной службы Российской Федерации определяет, что основанием для применения такого вида дисциплинарного  взыскания как предупреждение о  неполном служебном соответствии по результатам аттестации является приказ начальника, основанный на соответствующем  решении аттестационной комиссии. Как  установлено в п. 32 Дисциплинарного  устава таможенной службы, вышестоящий  начальник таможенного органа имеет  право отменить, смягчить или усилить (в пределах предоставленных ему  прав) дисциплинарное взыскание, наложенное нижестоящим начальником, в том  случае если придет к выводу, что  наложенное взыскание не соответствует  тяжести совершенного проступка.

    Дисциплинарное  взыскание не может быть применено  в следующих случаях: во время  болезни государственного служащего; в период нахождения государственного служащего в отпуске или командировке; в случае, если со дня совершения проступка прошло более шести  месяцев, а по результатам ревизии  или проверки финансово-хозяйственной  деятельности — позднее двух лет  со дня совершения должностного проступка. В указанные сроки не включается период нахождения государственного служащего  в отпуске, время болезни, а также  время производства по уголовному делу или по делу об административном правонарушении.

    Применение  к государственному служащему дисциплинарного  взыскания не освобождает его  от других видов ответственности, предусмотренных  законодательством Российской Федерации.

    Если  в течение года со дня наложения  дисциплинарного взыскания государственный  служащий не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается  не подвергшимся (не имеющем) дисциплинарному  взысканию.

      Орган (должностное лицо), применивший  взыскание, может снять его  до истечения года по собственной  инициативе, по ходатайству непосредственного  руководителя или трудового коллектива, если подвергнутый взысканию  не совершил нового проступка  и проявил себя как добросовестный  служащий. Вышестоящему руководителю  также принадлежит право снятия  дисциплинарного взыскания. С  государственного служащего может  быть снято только одно дисциплинарное  взыскание.

    В течение срока действия дисциплинарного  взыскания меры поощрения к государственному служащему не применяются, за исключением  досрочного снятия ранее наложенного  дисциплинарного взыскания.

    В случае несогласия государственного служащего  с решением о привлечении его  к дисциплинарной ответственности  он вправе в письменной форме обжаловать это решение вышестоящему руководителю (начальнику вышестоящего государственного органа) и (или) в суд.

    Обжалование приказа (распоряжения) о наложении  на государственного служащего дисциплинарного  взыскания руководителю вышестоящего государственного органа осуществляется государственным служащим в течение  трех месяцев со дня ознакомления с указанным приказом (распоряжением), а по вопросам об увольнении — в  месячный срок со дня вручения копии  приказа об увольнении. Обжалование  не приостанавливает исполнения приказа  о наложении дисциплинарного  взыскания. Должностное лицо, которому поступила жалоба государственного служащего, обязан всесторонне и  объективно рассмотреть ее и вынести  решение не позднее месяца со дня  ее получения, о чем письменно  уведомляет сотрудника, подавшего жалобу, и начальника, действия которого обжалуются (п. 38 Дисциплинарного устава таможенной службы). Запрещается передавать жалобы на рассмотрение тем руководителям (начальникам) государственных органов, действия которых обжалуются. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

    Таким образом, основным видом ответственности государственных служащих является дисциплинарная ответственность (за совершение должностного проступка), поскольку соблюдение служебной (трудовой) дисциплины и укрепление государственной дисциплины относятся к важнейшим обязанностям служащего. За неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на государственного служащего могут налагаться органом или руководителем, имеющими право назначать государственного служащего на государственную должность государственной службы, установленные дисциплинарные взыскания, такие как замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии и увольнение.

    Дисциплинарная  ответственность должностных лиц  имеет особенности нормативного регулирования. Она регламентирована нормативно-правовыми актами различного уровня, начиная с кодифицированных и кончая актами министерств и  ведомств. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Дисциплинарная ответственность