Дифзачет

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 22:27, контрольная работа

Описание работы

Государство — это единая политическая организация общества, которая обладает суверенитетом и распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления и принуждения, налоговой и денежной системами и издает обязательные для всех веления.

Признаки государства

Наличие организационных документов (в которых изложены цель создания и задачи государства):

конституция,

военная доктрина,

законодательство.

Наличие руководства (аппарат управления):

президент (правительство),

парламент,

Работа содержит 1 файл

право.docx

— 91.22 Кб (Скачать)
1.Понятие государства и права, их признаки.

Государство — это  единая политическая организация общества, которая обладает суверенитетом  и распространяет свою власть на всю  территорию страны и ее население, располагает  для этого специальным аппаратом  управления и принуждения, налоговой  и денежной системами и издает обязательные для всех веления.

Признаки  государства

Наличие организационных  документов (в которых изложены цель создания и задачи государства):

  конституция,

  военная доктрина,

  законодательство.

Наличие руководства (аппарат управления):

  президент (правительство),

  парламент,

  суд.

Управление и планирование:

  нормирование  жизни общества (система права),

  государственная  (политическая и внешнеполитическая) деятельность,

  хозяйственная  деятельность (экономика),

  собственная  денежная система,

  налоговые сборы.

Собственность (ресурсы):

  территория,

  население,

  государственная  казна,

  границы и т. Д.

Наличие подчиненных  организаций:

  охрана правопорядка,

  вооружённые силы,

  периферийные  административные организации

Наличие государственного языка (языков).

Суверенитет (способность государства выступать в международном правовом поле как признанное другими государствами юридическое лицо).

Публичная власть.

Гражданство.

Государственные символы.

Право — это совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.

Признаки  права

Нормативность (устанавливает  правила поведения)

Общеобязательность

Обеспеченность государством

Носит объективный  характер

Формальная определённость — нормы права выражены в официальной форме.

Неперсонифицированность и неоднократность действия норм права.

Юридические нормы  рассчитаны на неограниченное количество случаев применения.

Не имеют конкретного  адресата, обращены ко всем

Справедливость содержания юридических норм

Системность.

 Право — это внутренне согласованный, упорядоченный организм

Предоставительно-обязывающий характер.

Одновременно предоставляет  правомочия одному субъекту, а на другого  возлагает соответствующую обязанность

2.Общество и государство, политическая власть. Роль и значение власти в обществе.

Полити́ческая вла́сть — способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.

Государство и общество находятся  во взаимосвязи:

1) государство является инструментом для осуществления суверенной воли общества, всего народа;

2) государство реализует свою деятельность в правовых формах;

3) государство связано с обществом, всеми участниками общественных и правовых отношений как правами, так и юридическими и социальными обязательствами;

4) в процессе формирования органов государственной власти на них возлагается ряд закрепленных в Конституции обязанностей перед обществом, разными социальными структурами, человеком и гражданином.

Конституция определяет меру свободы и ответственности  государства перед обществом, личностью  и устанавливает пределы государственного вмешательства в сферу жизнедеятельности  члена общества, которые не могут  быть нарушены без риска утратить государством свою легитимность. Конституция  определяет границы индивидуальной автономии индивидуума, наиболее значимые формы и способы ее проявления. В демократическом государстве  закон обязателен как для членов общества, так и самого государства, его органов законодательной, исполнительной и судебной власти и их должностных  лиц. В условиях разделения властей  в правовом государстве законы преобразуются  в нормы, которые содержат не только взаимные обязательства государства  и общества, но и права. Человек  теперь является не только обязанной  стороной, но также обладает правами, которым соответствуют обязанности  государства, должностных лиц. Государство  в этом случае является гарантом прав человека и гражданина, закрепленных Конституцией, исполняет обязанности  по их обеспечению.

Однако функции  государства не сводятся лишь к охранительным. Конституция Российской Федерации закрепляет социальные, экономические и культурные права человека и гражданина.

В соответствии с  этим обязанности государства перед  членами общества носят характер не только наиболее общих установок  в области социальной направленности экономики, но и гораздо более  точные юридические предписания:

1) запрет на использование принудительного труда и дискриминацию в трудовых отношениях;

2) бесплатность медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения;

3) обязательность основного общего образования и т. д.

Основной Закон  определяет обязанности государства  в социально-экономической и культурной областях общественной и индивидуальной жизни.

В демократическом  правовом государстве правильное определение  обязанностей государства по отношению  к обществу, которые фиксируются  в принимаемых на основе и в  соответствии с Конституцией законах  и других нормативных актах, их верная конкретизация относительно к особенностям разных отраслей права способствуют более правильному, точному регулированию  разных сторон общественных отношений, а также улучшению социального  механизма реализации права, повышению  его действенности, созданию условий, которые бы обеспечивали достойную жизнь и свободное развитие общества и каждого человека.

Большую роль в этом процессе должен играть Конституционный  Суд, от которого в значительной мере зависит правильное, соответствующее  Конституции толкование принципа социального  правового государства, его содержания в политической области, в сфере  охраны труда и здравоохранения, обеспечения поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, пожилых  людей, развития социальных служб и  т. п.

3.Типы и формы государства. Формы правления, государственного устройства, политического режима. 

1. Понятие исторического типа государства

Тип гос-ва- это совокупность существенных признаков, свойственных государствам единой общественно-экономич формации.

В основе делен. госуд. на типы лежат экономич. отношения:

1 отн. по производству мат. благ

2 способы распред. мат. благ

3 способы потреб.  матер. Благ

Сущ. 2 класса:

эксплуататоры и  эксплуатируемый (основано на частной собственности)

Гос-во представляет собой орудие с помощью которого господств. класс укрепляет свое господство. Поэтому каждой форме эксплуатации соответствует определенный тип гос-ва и права: рабовладельческий, фео-ный, бурж-ное.  

1 Эксплуататорское  гос-во.

Внутрен. функции

1 Организация эксплуатац. зависимого населения (рабов, крепостных,)

2  Удержание в повиновении зависимого населения (воспрепятствование открытым выступлениям)

3 Сбор налогов  в бюджет.

4 Обеспечение политич. и экономич. интересов господствующего класса

5 Хозяйственно-организаторские  функции

Внешние функции

1 ведение захват. Войн

2 эксплуатация народов  и природ. богатств зависимых терит.

3 защита гос. границ, отпор вооруж. агресии со стороны других гос-в.

4 торгово-экономические

5 культурный и  информационный обмен с другими  гос-ми.   

2 Буржуазное  гос-во.

Класс промышлен. буржуазии- обладание частной собственности (результат совместного труда наемных рабочих приобретающих часть прибавочного продукта. На смену карательных функций приходит хоз-организаторская функция. Был достигнут компромисс между властью монарха молодой буржуазии  и рабочим классом (принятие конституции) Государство постепенно утрачивает черты эксплуататорского. Появляются защитные функции и черты.

Рабовлад. Гос-во- монархия, республика (аристократич, демократич)

Феодальное - монархии, городские республики

Буржуазного типа - демократические республики, конституцион монархии,                                                                                                                                               

2. Форма государства

Типология государств тесно связана с понятием формы  государства. Особенности каждого  конкретного типа государства устанавливаются  на основе анализа его организационного устройства, методов осуществления  государственной власти.

Четкого соотношения  между типом и формой государства  нет. С одной стороны в пределах государства одного и того же типа могут встречаться различные  формы организации и деятельности госу-дарственной власти, а с другой государства различного типа могут обличаться в одинаковую форму.  Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется прежде всего степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им. 

Серьезное влияние  на форму государства оказывает  культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности, природные  условия проживания и другие факторы. Специфику формы государства  определяет также характер  взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и другими организациями).

ФОРМА ГОСУДАРСТВА  -  сложное общественное явление, которое включает  в  себя  три  взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима.

В различных странах  государственные формы имеют  свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействий. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет  общие признаки, что позволяет  дать определение каждому элементу формы государства.

3. Форма правления

Форма правления  представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образование и распределение  компетенции между ними.

Форма государственного правления дает возможность уяснить:

·     как создаются высшие органы государства и какого их строение;

·     как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;

·     как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;

·     в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

По указанным признакам  формы государственного правления  подразделяются на :

·     монархические (единоличные, наследственные)

·     республиканские (коллегиальные, выборные)

3.1 Монархия

Монархия  -  это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.

Основными признаками классической монархической формы  управления являются :

·     существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах);

·     наследственный порядок преемственности верховной власти;

·     представительство государства монарха по своему усмотрению;

·     юридическая безответственность монарха.

Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В  буржуазном же обществе сохранились  лишь традиционные, а в основном формальные черты монархического управления.

В свою очередь монархия делится на :

·     абсолютную

·     ограниченную (парламентарную)

·     дуалистическую

·     теократическую

·     парламентарную 

Абсолютная  монархия  -  такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.

По формуле Петровского  Воинского устава  — “ самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен”. Основным признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха.

Возникновение абсолютизма  связано с процессом зарождения бур-жуазных отношений и начинающимся процессом разложения феодализма и старых феодальных сословий. К наиболее существенным чертам абсолютной монархии относятся ликвидация или полный упадок сословных представительных учреждений, юридически неограниченная власть монарха, наличие в его непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии, полиции и развитого бюрократического аппарата.

Власть в центре и на местах принадлежит не крупным  феодалам, а чиновникам, которые  могут назначаться и увольняться  монархом.

Государственное вмешательство  в частную жизнь в эпоху  абсолю-тизма приобретает более цивилизованные формы, получает юридическое закрепление, хотя попрежнему имеет принудительную направленность. В истории такими странами были Россия XVII - XVII и Франция до революции 1789 года.

Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию.

Как форма правления, конституционная монархия возникает  в период становления буржуазного  общества. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция и др.).

Конституционная монархия бывает парламентарной и дуалистической.

Парламентская монархия характеризуется следующими основными признаками :

·     правительство формируется из предствителей определенной партии (или партий) получивших большинство голосов на выборах в парламент;

·     лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;

·     в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;

·     законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

·     правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.

Примерами такой  монархии можно считать  -  Великобританию, Бельгию, Данию и др.

При дуалистической монархии государственная власть носит двой-ственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом.

Правительство в  дуалистических монархиях формируется  независимо от партийного состава в  парламенте и не ответственно перед  ним. Монарх при этом выражает преимущественно  интересы феодалов, а парламент представляет буржуазию и другие слои населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии (1871-1918), сейчас в Морокко. 

 В некоторых  государствах монарх возглавляет  не только светское, но и религиозное  управление страной. Такие монархи  носят название теократические (Саудовская  Аравия).

Такова краткая  характеристика основных разновидностей монархи-ческой формы государственного правления.

3.2Республика 

 Республика  -  это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Общими признаками республиканской формы правления  являются:

·     существование единоличного и коллегиального главы  государства;

·     выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов осударственной власти;

·     осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа;

·     юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;

·     обязательность решений верховной государственной власти.

Республиканская форма  правления в окончательном виде сформи-ровалась в Афинском государстве. По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты, все больше наполнялась демократическим содержанием.

Насчитывается несколько  основных разновидностей республи-канского правления. В свою очередь они делятся по форме государственного устройства на :

·     парламентарные

·     президентские

Парламентская республика  -  разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.  

В такой республике правительство формируется парламентским  путем из числа депутатов, принадлежащих  к тем партиям, которые располагают  большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом  о своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в  парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство  членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу  государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов. 

 Как правило,  глава государства в подобных  республиках избира-ется парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентарных республиках неодинакова. В Италии например президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвуют по три депутата из каждой области, избранных областным советом. В федеративных государствах участие парламента в избрании главы государства, также разделяется с представителями членов федерации. Так в Германии президент избирается федеральным собранием, состоящим из членом бундестага, и такого же числа лиц, выбираемых ландагами земель на началах пропорционального представительства. Выборы главы государства в парламентарной республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права, что характерно для Австрии, где президент избирается сроком на шесть лет. 

Глава государства  в парламентарной республике обладает полно-мочиями : обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д. 

 Глава правительства  (премьер-министр, председатель совета  мини-стра, канцлер) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента. 

 Главной функцией  парламента является законодательная деятель-ность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру  высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития, основанное на началах правовой законности. К парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию (по конституции 1947 годка), Австрию, Швейцарию, Исландию, Ирландию, Индию и др.

Президентская республика -  одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства. 

 Наиболее характерные  черты президентской республики:

·     внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;

·     ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;

·     более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.

Классической президентской  республикой являются Соединенные  Штаты Америки. В соответствии с  конституцией США, в основе которой  лежит принцип разделения властей, четко определено, что законодательная  власть принадлежит парламенту, исполнительная - президенту, судебная - Верховному суду. Президент США избирается населением страны путем косвенного голосования (выборов)  -  через коллегию выборщиков. Количество выборщиков должно соответствовать числу представителей каждого штата в парламенте (конгрессе). Правительство формируется победившим на выборах президентом, из лиц принадлежащих к его партии. 

 Президентская  форма правления в различных  странах имеет свои особенности.  Во Франции президент избирается  всеобщим голосованием. Избранным  считается кандидат, получивший  абсолютное количество голосов.  Такой же порядок избрания  президента установлен в России  в 1991 году. 

 Характерным для  всех президентских республик,  несмотря на их разнообразие, является то, что президент либо  совмещает полномочия главы государства  и главы правительства и участвует  в формировании кабинета или  совета министров (Франция, Индия). Президент наделяется и другими  важными полномочиями : как правило, он имеет право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписывания, нередко представительствует в правительстве, назначает членов Верховного суда. 

 В цивилизованных  странах президентскую республику  отличает сильная исполнительная  власть, наравне с которой по  принципу разделения властей  нормально функционируют законодательная  и судебная власти. Эффективно  действующий механизм издержек  и противовесов, существующих в  современных президентских республиках,  способствует возможности гармоничного  функци-онирования властей, позволяет избежать произвола со стороны исполнительной власти. 

 В странах Латинской  Америки часто встречаются “суперпрезиде-нтские республики”. Эта форма правления  -  практически независимая, слабо контролируемая законодательной и судебной властью. Это особый конгломерат традиционной формы с полудиктаторским управлением. 

 В современном  цивилизованном обществе принципиальных разли-чий между формами не существует. Их сближают общие задачи и цели.

4. Форма государственного  устройства 

Форма государственного устройства  -  это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти. 

В отличии от форм правления организация государства рассма-тривается с точки зрения распределения государтсвенной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделение между составными частями государства.

Форма государственного устройства показывает:

·     из каких частей состоит внутренняя структура государства;

·     какого правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов;

·     как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;

·     в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.

По форме государственного устройства все государства можно  подразделить на три основные группы:

·     унитарное;

·     федеративное;

·     конфедеративное.

4.1 Унитарное государство

Унитарное государство  -  это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают.

Унитарное государство  характеризуется следующими признаками:

·     унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие исполнительные, представительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами;

·     на территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство;

·     составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают;

·     унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию;

·     все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене;

·     имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.

Различия в степени  и формах контроля центральной власти над местными огранами управления позволяют говорить о централизованных и децентрализованных унитарных государствах, но эти различия касаются относительно узкой сферы управления.

К унитарным государствам относятся такие государства, как  Франция, Турция, Япония, Финляндия.

4.2  Федерация

Федерация  -  представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований  водно союзное государство.

Федеративное государственное  устройство неоднородно. В разли-чных странах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием  быта и культуры народов, входящих в союзное государство.

Вместе с тем  можно выделить наиболее общие черты, которые ха-рактерны для большинства федеративных государств.

1. Территория федерации  состоит из территорий ее отдельных  субъектов : штатов, кантов, земель, республик и т.д. 

2.  В союзном государстве верховная исполнительная, законодатель-ная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. 

3. Субъекты федерации  имеют право принятия собственной  кон-ституции, имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы 

4. В большинстве  федерации существует союзное  гражданство и гражданство федеральных  единиц.

5.  При федеральном государственном устройстве в парламенте име-ется палата, представляющая интересы членов федерации.  

6. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятель-ность в федерациях осуществляют союзные федеральные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, Бразилия, Индия, ФРГ и др.).

Федерации строятся по территориальному и национальному приз-наку, который в значительной мере определяет характер, содержание, структуру государственного устройства. 

 Территориальная  федерация характеризуется значительным огра-ничением государственного суверенитета субъектов федерации. Национальные федерации характеризуются более сложным государственным устройством. Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований.

4.3  Конфедерация

Конфедерация  -  это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.

При конфедеративном  устройстве государства  -  члены конфедерации  -  сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах.

В отличии от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами :

·     конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, в отличии от федерации;

·     конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета;

·     сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе;

·     государства могут договориться о единой денежной системе, о единых таможенных правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.

Как правило конфедеративные  государства не долговечны, либо они  распадаются, либо  превращаются в федерацию : Германский союз (1815-1867), Швейцарский союз (1815-1848) и США, когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация.

5. Формы государственного  режима

Формы государственного режима  -  представляют собой  сово-купность способов и методов осуществления власти государством. 

 Государственный  режим - важнейшая составная часть  политическо-го режима, существующего в обществе. Политический режим  -  понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партии, движения, клубы, союзы). 

Государственные режимы могут быть демократическими и антиде-мократическими (тоталитарные, авторитарные, расистские). поэтому основным критерием классификации государств по данному признаку является демократизм форм и методов осуществления государственной власти. Для рабовладельческих государств характерны и деспотия и демократия; для феодализма  -  и не ограниченная власть феодала, монарха, и народное собрание; для современного государства  -  и тоталитаризм, и правовая демократия.

Идеальных демократических  форм государственного режима в реальной действительности не существует. В  том или ином конкретном государстве  присутствуют различные по своему содержанию методы официального властвования. Тем  не менее можно выделить наиболее общие черты, присущие той или другой разновидности государственного режима.

5.1  Антидемократические режимы 

Антидемократические режимы - характеризуются следующими признаками:

·     определяет характер государственной власти  -  это соотношение государства и личности;

·     антидемократический режим характеризуется полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами общественной жизни: экономикой, политикой, идеологией, социальным, культурным и национальным строением;

·     ему свойственно огосударствление всех общественных организаций (профсоюзов, молодежных, спортивных и др.);

·     личность в антидемократическом государстве фактически лишена каких-либо субъективных прав, хотя формально они могут провозглашаться даже в конституциях;

·     реально действует примат государства над правом, что является следствием произвола, нарушением законности,  ликвидации правовых начал в общественной жизни;

·     всеохватывающая милитаризация общественной жизни;

·     игнорируют интересы государственных образований, особенно национальных меньшинств;

·     -не учитывает особенностей религиозных убеждений населения. 

Антидемократический режим может устанавливаться  как при монархической, так и  при республиканской форме правления, однако, будучи отрицанием принципов  парламентаризма, он не согласуется  с парламентарной монархией и  республикой. Приводя к сильной  централизации государственной  власти, авторитарный режим несоглашается с буржуазным федерализмом.

5.2 Демократический  режим

Демократический режим  складывается в правовых государствах. Они характеризуются методами существования власти, которые реально обеспечивают свободное развитие личности, фактическую защищенность ее прав, интересов.

Конкретно режим  демократической власти выражается в следующем: 

·     режим представляет свободу личности в экономической сфере, которая составляет основу материального благополучия общества;

·     реальная гарантированность прав и свобод граждан, их  возможность выражать собственное мнение о политике государства, активно участвовать в культурных, научных  и других общественных организациях;

·     создает эффективную систему прямого воздействия населения страны на характер государственной власти;

·     в демократическом государстве личность защищена от произвола, беззакония, так как  ее права находятся под постоянной охраной правосудия;

·     власть в одинаковой степени обеспечивает интересы большинства и меньшинства;

·     основным принципом деятельности демократического государства является плюрализм;

·     государственный режим базируется на законах, которые отражают объективные потребности развития личности и общества.

История знает различные  формы демократических режимов. Наибольшее распространение в настоящее  время получил режим парламентрской демократии, основанный на передаче власти парламенту. Так же существует либерально-демократический режим.

4.Государство и гражданское общество.
5.Правовое государство: понятие и признаки. Проблемы и пути формирования правового государства в России.
6.Понятие системы права, отрасли права.
7.Функции права и сферы его применения.
8.Норма права, ее структура.
9.Формы (источники) права.
10.Закон и подзаконные акты.
11.Конституция – основной закон государства и общества.
12.Понятие и состав правоотношения. Участники (субъекты) правоотношений.
13.Субъекты публичного права. Государственные органы и должностные лица.
14.Субъективное право и юридическая обязанность: понятие и виды.
15.Юридические факты как основания возникновения, изменения и прекращения правовых отношений.
16.Понятие, признаки и состав правонарушения. Виды правонарушений.
17.Понятие, основные признаки и виды юридической ответственности. Основание возникновения юридической ответственности.
18.Общая  характеристика основ российского  конституционного строя.

Конституционный строй – совокупность экономических, политических, социальных, правовых, идеологических, общественных отношений, возникающих в связи с организацией высших органов власти, государственного устройства, взаимоотношениями человека и государства, а также гражданского общества и государства. 
Элементы конституционного строя РФ: республиканская форма правления; суверенитет РФ; права и свободы личности; источник власти – многонациональный народ России; верховенство Конституции РФ и федерального законодательства; федеративное государственное устройство; гражданство РФ; разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; организация местного самоуправления. 
Основы конституционного строя РФ – основополагающие начала и принципы, образующие теоретическую и нормативную базу всей системы конституционного права РФ. Они закреплены в гл. 1 Конституции РФ. Принципы конституционного строя РФ – основополагающие начала государственного устройства РФ, напрямую зависящие от элементов конституционного строя РФ.

19.Понятие основ правового статуса человека и гражданина и его принципы.

Правовой  статус человека и гражданина - это юридически закрепленное положение человека и гражданина в обществе, государстве. 
Особый характер основ правового статуса человека и гражданина состоит в том, что они включают в себя наиболее значимые права, свободы и обязанности, имеющие особую ценность как для человека, так и для государства. 
Содержание основ правового статуса человека: конституционная правосубъектность (право- и дееспособность); гражданство; принципы правового статуса человека и гражданина; конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина; гарантии реализации конституционных прав и свобод.

20.Гражданство Российской Федерации.

Гражданство - устойчивая политико-правовая связь человека и государства, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях.  
Гражданство является непременным условием распространения на человека всей полноты прав, свобод и обязанностей, установленных государством для своих граждан. 
Приобретение гражданства России основано на сочетании двух принципов: права крови» (jus sanguinis) и «права почвы» (jus soli). 
Основания приобретения гражданства России:

по рождению

результате приёма в гражданство России

в общем порядке  в упрощённом порядке

при восстановлении в гражданстве России

при выборе гражданства  в случае изменения Государственной  границы Российской Федерации (оптация)

приобретение гражданства  ребёнком при выборе его родителями гражданства России

21.Система основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

Конституция РФ в  ст. 2 провозглашает: «Человек, его права  и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека - обязанность  государства». Этот принцип является центральным в системе основ  конституционного строя. 
Основные характеристики данного принципа:

права и свободы  человека - высшая ценность, исходный момент, вокруг которого строится вся остальная  регламентация общественных отношений, в том числе государство;

содержание данного  принципа раскрывается через систему  прав и свобод человека и гражданина. При этом, установленный в ней перечень прав и свобод не является исчерпывающим;

права и свободы  человека принадлежат человеку и  носят естественный, неотъемлемый и  неотчуждаемый характер. Они не устанавливаются  государством, их существование признается им;

все люди равноправны  и имеют одинаковый объем естественных прав и свобод;

установление пределов прав человека производится законодателем  путем регулирования и ограничения  этих прав. Регулирование, в отличие  от ограничения, предполагает не только установление границ прав и свобод, но и гарантий их осуществления. Основной предел: «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц».

22.Международные стандарты прав и свобод человека. Гарантии реализации правового статуса человека и гражданина.

Первостепенное  значение Международных пактов о правах человека заключается в том, что они, исходя из всемирного опыта и воплощая современные потребности и тенденции социального прогресса, устанавливают общечеловеческие стандарты прав и свобод личности. 
Стандарты конституируются в качестве нормативного минимума. определяющего уровень государственной регламентации с допустимыми отступлениями в том или ином государстве в форме его превышения либо конкретизации. 
Соотношение между международно-правовыми стандартами и нормами законодательства Российской Федерации выражается, прежде всего, в принципиальной согласованности между­народного и внутригосударственного перечней прав и свобод, их содержания и средств обеспечения и защиты.

Функции стандартов:

определение перечня  прав и свобод, относящихся к категории  основных и обязательных для всех государств — участников пактов и  других конвенций;

 формулирование  главных черт содержания каждого  из этих прав (каждой из этих  свобод), которые должны получить  воплощение в соответствующих  конституционных и иных нормативных  положениях;

 установление  обязательств государств по признанию  и обеспечению провозглашаемых  прав и введение на международном  уровне самых необходимых гарантий, обусловливающих их реальность;

фиксирование условий  пользования правами и свобода­ми, сопряженных с законными ограничениями  и даже запретами.

23.Понятие и принципы федеративного устройства России.

Федеративное  устройство Российского  государства – это его политико-территориальная организация. Федеративное устройство характеризует состав государства, правовое положение составных частей – субъектов Федерации, их взаимоотношения с государством в целом. 
По своему устройству Российская Федерация – суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Их несколько видов: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Федеративное устройство Российского государства, его состав закреплены Конституцией РФ (гл. 3). 
Федеративное государство выполняет две главные функции: децентрализует власть посредством ее разделения по вертикали; интегрирует территориальные сообщества, т. е. собирает воедино различные территории, придавая им качество целостного образования. 
Федеративное устройство России основывается на следующих принципах, закрепленных в Конституции (ст. 4, 5): государственная целостность России; равноправие и самоопределение народов в РФ; верховенство Конституции РФ и федеральных законов; равноправие субъектов Федерации; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.

24.Принцип разделения властей. Система органов государственной власти РФ.

Статья 10 Конституции  Российской Федерации закрепляет принцип  осуществления государственной  власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти. 
Согласно статье 11 Конституции РФ государственную власть осуществляют Президент РФ (он является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, в системе федеральных органов поставлен на первое место и не отнесён непосредственно ни к одной из основных ветвей власти), Федеральное Собрание (парламент Российской Федерации, её законодательный и представительный орган, состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы), Правительство Российской Федерации (возглавляет систему органов исполнительной власти РФ), суды РФ — Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и другие федеральные суды (осуществляют судебную власть, в частности, правосудие). 
Помимо указанного в Конституции Правительства РФ действуют и другие федеральные органы исполнительной власти — федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, а также их территориальные органы.

25.Основы конституционного статуса Президента РФ, его положение в системе органов государства. Порядок выборов и прекращения полномочий Президента РФ.

Согласно Конституции  Президент РФ – глава государства. Это определяет его место в системе государственной власти. 
Президент РФ выполняет особую роль в системе государственной власти. Прежде всего, Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. 
Президент РФ избирается непосредственно народом. В его выборах участвуют граждане Российской Федерации на основе равного всеобщего и прямого избирательного права при тайном голосовании. Назначаются выборы Президента РФ Советом Федерации. 
Президентом РФ может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. 
Срок полномочий главы государства шесть лет; одно и то же лицо не может занимать эту должность более двух сроков подряд. Президент РФ приступает к исполнению своих полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом. 
Выборы всегда должны быть альтернативными. 
Досрочное прекращение исполнения полномочий Президента происходит по следующим основаниям: а) отставка; б) стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять эти полномочия; в) отрешение от должности. В случае досрочного прекращения исполнения президентских полномочий, не позднее трех месяцев с момента прекращения, должны состояться выборы Президента РФ. 
Порядок отрешения включает несколько стадий. Обвинение выдвигается Государственной Думой; эта инициатива должна исходить от не менее чем одной трети ее депутатов. При этом требуется заключение специальной комиссии, образованной данной палатой парламента. Решение о выдвижении обвинения против Президента принимается Государственной Думой квалифицированным большинством – не менее чем двумя третями голосов от общего числа ее депутатов. Обвинение подтверждается заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключением (по запросу Совета Федерации) Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Само решение об отстранении Президента от должности принимается Советом Федерации не менее чем двумя третями голосов от общего числа членов этой палаты. Но такое решение Советом Федерации должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения. Если же в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, то обвинение считается отклоненным.

26.Основы конституционного статуса Федерального Собрания, его место в системе органов государства и структура. Законодательный процесс.

Федеральной Собрание РФ является высшим представительным и законодательным органом РФ. Федеральное Собрание осуществляет законодательную власть в РФ независимо от других органов государственной власти РФ. 
Федеральное Собрание состоит из двух палат: 1) Совета Федерации (в него входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: один – представитель законодательной власти субъекта РФ, а другой – исполнительной власти); 2) Государственной Думы (в ее состав избираются депутаты путем всеобщего открытого голосования). 
Принципы деятельности Федерального Собрания РФ: 1) порядок формирования и компетенция палат Федерального Собрания устанавливаются Конституцией РФ; 2) Федеральное Собрание является представителем народа России и отстаивает его интересы; 3) Федеральное Собрание – единственный орган, обладающий правом принятия государственного бюджета и контроля за его исполнением; 4) выборы Президента РФ назначаются Федеральным Собранием. 
Основной функцией Федерального Собрания является принятие (нижней палатой) и одобрение (верхней палатой) федеральных конституционных и федеральных законов. 
Федеральное Собрание РФ осуществляет: 1) распоряжение федеральными средствами государственной казны (принимает федеральный бюджет и осуществляет контроль за его исполнением); 2) контроль за исполнительной властью. 
Законодательный процесс в РФ – это совокупность определенных действий Федерального Собрания РФ, направленных на принятие нормативно-правовых актов. 
Стадии законодательного процесса: 1) законодательная инициатива; 2) предварительное рассмотрение законопроектов; 3) рассмотрение законопроекта в Государственной Думе; 4) принятие закона; 5) рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации; 6) подписание Президентом РФ и обнародование закона.

27.Правительство Российской Федерации, его структура и полномочия.

Правительство РФ – высший исполнительный орган РФ. 
Правительство – коллегиальный орган. В его структуру входят: 1) должностные лица (Председатель Правительства РФ (он назначается на должность Президентом РФ с одобрения Государственной Думы РФ, при этом Президент РФ вправе предлагать кандидатуру Председателя Правительства на одобрение Государственной Думы не более 3 раз, если же нижняя палата Федерального Собрания трижды отклонит эту кандидатуру, то после третьего отклонения Думой представленной Президентом кандидатуры Президент обязан назначить самостоятельно Председателя Правительства и распустить Думу с назначением новых ее выборов), заместители Председателя Правительства РФ (они назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ), федеральных министров (назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ)); 2) структурные подразделения (федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства). 
Полномочия Правительства РФ: 1) разработка и представление Государственной Думе РФ проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения; 2) обеспечение проведения в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; 3) осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ; 4) осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; 5) управление федеральной собственностью; 6) осуществление мер по обеспечению законности и борьбе с преступностью; 7) иные полномочия, возложенные на Правительство РФ Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.

28.Судебная система, её структура: Конституционный суд РФ, Верховный Суд РФ и общие суды, Высший Арбитражный Суд РФ и иные арбитражные суды.

Конституционный Суд Российской Федерации — это судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Конституционный Суд  РФ наряду с Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ является одним из трех высших федеральных судов. Важно подчеркнуть, что Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права.

Структура суда

Конституционный Суд  Российской Федерации состоит из девятнадцати судей. В его состав входят две палаты, включающие в  себя соответственно десять и девять судей Конституционного Суда Российской Федерации. Персональный состав палат  определяется путем жеребьевки, порядок  проведения которой устанавливается  Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации. Работой суда руководит Председатель Конституционного Суда РФ, имеющий двух заместителей Председатель и заместители Председателя Конституционного Суда Российской Федерации не могут входить в состав одной и той же палаты.

Требования к кандидатам на должность судьи

Судьей Конституционного Суда Российской Федерации может  быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной  репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

Компетенция

В соответствии с  Конституцией РФ Конституционный Суд  РФ:

1) разрешает дела  о соответствии Конституции Российской  Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной  Думы,Правительства Российской Федерации;

б) конституций республикуставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между  органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в  силу международных договоров Российской Федерации;

2) разрешает споры  о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной  власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими  государственными органами субъектов  Российской Федерации;

3) по жалобам на  нарушение конституционных прав  и свобод граждан и по запросам  судов проверяет конституционность  закона, примененного или подлежащего  применению в конкретном деле;

4) дает толкование  Конституции Российской Федерации;

5) дает заключение  о соблюдении установленного  порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступает с  законодательной инициативой по  вопросам своего ведения.

Перечень полномочий не является исчерпывающим — Конституционный  Суд РФ может разрешать и другие вопросы, отнесенные к его ведению  Конституцией РФ и федеральными конституционными законами[1][2]. 

Верховный Суд РФ – это высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам.

Верховный Суд РФ возглавляет систему судов общей  юрисдикции, включающую как территориальные  суды, так и военные. Верховный  суд РФ - это старейший, из действующих в настоящее время, высший судебный орган в Российской Федерации. Место и роль Верховного суда РФ в судебной системе определяется Конституцией РФ.

Верховный Суд РФ, в соответствии с Конституцией РФ, является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам  общей юрисдикции, осуществляет в  предусмотренных федеральным законом  процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения  по вопросам судебной практики.

Структура Верховного Суда включает в себя Пленум Верховного Суда, Президиум Верховного Суда, Кассационную коллегию, Судебную коллегию по гражданским делам, Судебную коллегию по уголовным делам, Военную коллегию, структурные подразделения Верховного Суда, составляющие Аппарат Верховного Суда.

Руководство Верховным  Судом РФ осуществляет Председатель Верховного Суда РФ, первый заместитель  и заместители Председателя Верховного Суда РФ.

В состав Верховного Суда РФ входят 125 судей.

Требования  к кандидатам на должность судьиСудьей Верховного Суда РФ может быть гражданин РФ, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет.

Компетенция. Верховный Суд Российской Федерации в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, — также и в качестве суда первой инстанции.

Верховный Суд Российской Федерации дает разъяснения по вопросам судебной практики. Разъяснения по вопросам судебной практики в форме  постановлений дает Пленум Верховного Суда РФ по материалам изучения и обобщения  судебной практики. Постановления Пленума  Верховного Суда РФ и судебная практика публикуются в Бюллетене Верховного Суда РФ (официальном печатном органе Верховного Суда РФ) и размещаются  на официальном сайте Верховного Суда РФ в установленном порядке. Так, например, постановлением Пленума  Верховного Суда № 29 от 22 декабря 2009 года «Об утверждении Регламента Верховного Суда Российской Федерации» был утвержден  Регламент Верховного Суда РФ[1].

Верховному Суду принадлежит право законодательной  инициативы по вопросам его ведения. 

Высший  Арбитражный Суд

ВАС РФ рассматривает  в качестве суда первой инстанции  дела

об оспаривании  нормативных актов президента РФ, федеральных органов исполнительной власти, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

о признании недействительными  ненормативных актов президента РФ и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, правительства РФ, не соответствующих  закону и затрагивающих права  и законные интересы организаций  и граждан;

экономические споры  между Российской Федерацией и субъектами РФ, между субъектами РФ.

ВАС РФ осуществляет проверку вступивших в законную силу судебных актов арбитражного суда в порядке надзора и пересмотр судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам.

ВАС РФ принадлежит  право законодательной инициативы по вопросам его ведения. По вопросам внутренней деятельности арбитражных  судов в Российской Федерации  и взаимоотношений между ними ВАС РФ принимает регламент, обязательный для арбитражных судов в Российской Федерации.

ВАС РФ действует  в составе:

Пленума ВАС РФ;

Президиума ВАС  РФ;

судебных коллегий, среди которых коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских  и иных правоотношений; коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Пленум ВАС РФ решает важнейшие вопросы деятельности арбитражных судов в Российской Федерации и действует в составе  председателя ВАС РФ, заместителей председателя и судей ВАС РФ. По вопросам своего ведения он принимает  постановления, обязательные для арбитражных  судов в Российской Федерации.

Президиум ВАС РФ действует в составе Председателя ВАС РФ, заместителей Председателя ВАС РФ и председателей судебных составов ВАС РФ. Он рассматривает  дела в порядке надзора; отдельные  вопросы судебной практики.

ВАС РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических  споров и иных дел, рассматриваемых  арбитражными судами, в предусмотренных  федеральным законом процессуальных формах осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения  по вопросам судебной практики.

Арбитражные суды:

Арбитражные суды субъектов  РФ – первое звено системы арбитражных  судов. Эти суды созданы во всех субъектах  РФ и рассматривают в первой инстанции  все дела, подведомственные арбитражным  судам, за исключением дел, отнесенных к компетенции ВАС РФ и ФАСО.

Арбитражные суды субъектов  РФ также:

пересматривают по вновь открывшимся обстоятельствам  принятые ими и вступившие в законную силу судебные акты;

обращаются в Конституционный  Суд РФ с запросом о проверке конституционности  закона, примененного или подлежащего  применению в деле, рассматриваемом  ими в любой инстанции;

изучают и обобщают судебную практику;

подготавливают предложения  по совершенствованию законов и  иных нормативных правовых актов;

анализируют судебную статистику 

Военный суд (до 21 апреля 1992 — военный трибунал) — федеральный суд общей юрисдикции, входящий в единую судебную систему Российской Федерации.

Осуществляет правосудие в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войскахвоинских формированияхорганах и учреждениях, где федеральным законом предусмотрена военная служба.

Особый статус военных судов отмечается и тем, что в их подсудность входят все уголовные дела о преступлениях, совершенных сотрудниками Федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки, Федеральной службы охраны, Главного управления специальных программ президента и др., а также гражданские дела по жалобам военнослужащих на действия данных органов. В отличие от территориальных судов общей юрисдикции (районных, судов субъектов Российской Федерации), судьи военных судовобладают большей неприкосновенностью. Так, если в территориальных судах вопросы рекомендации на должность и прекращения полномочий входят в компетенцию квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации, за исключением председателя судов субъектов, чьи вопросы назначения и освобождения от должностей входят в компетенцию Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации (ВККС), то в военных судах ВККС решает вопросы о рекомендации к назначению и прекращению полномочий председателей и заместителей председателей гарнизонных военных судов (гарнизонный суд по юрисдикции приравнен к районному суду), а также всех судей и председателей окружных (флотскихвоенных судов (приравнены по юрисдикции к судам субъекта Российской Федерации).

До недавнего времени  судьями военных судов были только лишь военнослужащие, имеющие воинское звание офицера, проходящие военную службу по контракту, и отвечающие всем общим требованиями, предъявляемым к федеральным судьям. Однако в настоящее время в связи с принятием Федерального конституционного закона от 29 июня 2009 года № 3-ФКЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации»", судьями военных судов являются гражданские лица. При этом, хотя наличие воинского звания офицера запаса (и следовательно военного образования) учитывается при назначении судей военных судов, тем не менее наличие офицерского звания и военного образования в настоящее время не обязательно. 

Суды общей юрисдикции

Суд общей юрисдикции — это суд, осуществляющий правосудие по гражданскимуголовным делам и делам, возникающим из административных правонарушений, а также иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. В Российской Федерации к судам общей юрисдикции относятся: Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик в составе Российской Федерации, краевые, областные суды, суды автономных областей, автономных округов, Московский и Санкт-Петербургский городские суды, районные (городские) суды, и система военных судов.

К федеральным судам  в судах общей юрисдикции относятся  также специализированные суды (это  не чрезвычайные суды, и их создание не вызвано чрезвычайной ситуацией). В настоящее время в РФ создается Cпециализированный суд по интелектуальным правам[1]. В концепции развития судебной системы предусматривает также создание административных, ювенальных и миграционных судов.

29.Правоохранительные органы: понятие и система.

Правоохранительные  органы – это специальные органы, созданные государством в целях охраны права, действующие на основании и в соответствии с законом, наделенные правом применения мер принуждения, а в ряде случаев правом применения уголовного закона и обязанностью соблюдения определенной процессуальной формы.

Под приведенное  определение подходит большинство  правоохранительных органов, в частности  милиция, прокуратура, органы безопасности и т. д. Однако у отдельных образований явно правоохранительной направленности могут отсутствовать некоторые признаки. В качестве примера можно привести такую организацию, стоящую на позиции охраны прав граждан, как адвокатура. Из приведенных признаков к адвокатуре подойдут лишь два: цель деятельности и функционирование на основе закона. Таким образом, формально такие органы нельзя назвать правоохранительными. Однако они, бесспорно, являются правоохранительными по сути и, главное, по целям своей деятельности.

Для того чтобы выделить правоохранительный характер деятельности этих органов и в то же время  показать, что в узком понимании  они не являются правоохранительными, представители нижегородской школы  процессуалистов (в частности, В. Т. Томин) ввели особый термин «квазиправоохранительные органы». Этот термин образован при помощи латинской приставки «квази-», имеющей два значения: а) мнимый, ненастоящий; б) почти, близко. В данном случае указанная частица применена во втором значении.

Таким образом, квазиправоохранительные органы – это государственные органы, общественные организации и частные институты, оказывающие содействие правоохранительным органам в выполнении их функций, а также непосредственно обеспечивающие правовую помощь гражданам и юридическим лицам.

К квазиправоохранительным органам кроме названной уже адвокатуры можно отнести нотариат, органы частной детективной и охранной деятельности; юридическую службу предприятий и организаций. 

Система правоохранительных органов

Систему правоохранительных органов можно подразделить на судебные органы (суды) и иные правоохранительные органы.

Судебная система, в свою очередь, включает в себя Конституционный  Суд РФ, федеральные суды общей  юрисдикции, систему арбитражных  судов и суды (мировые судьи  и конституционные (уставные) суды) субъектов РФ.

Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля. Этот судебный орган призван самостоятельно и независимо осуществлять судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Основная цель деятельности Конституционного Суда РФ – это защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции на всей территории РФ.

Система федеральных судов  общей юрисдикции уже своим названием подчеркивает широту охвата правовых вопросов, подпадающих под ее процессуальную компетенцию. По сути, все правовые вопросы, возникающие в жизни граждан, разрешаются главным образом в судах общей юрисдикции.

В системе федеральных  судов общей юрисдикции в свою очередь могут быть выделены: система общих судов и система военных судов. Последние обособились в силу исторической традиции и состоят из судов военных округов (флотов) и гарнизонных судов. Обе эти системы имеют общий вышестоящий орган – Верховный Суд РФ (он является и общим, и военным судом одновременно).

Система общих судов  включает в себя суды субъектов РФ, районные суды. Помимо этого к судам  общей юрисдикции относятся и  мировые судьи, хотя по своему организационно-правовому  статусу они не относятся к  федеральным судам общей юрисдикции, а формируются органами законодательной (исполнительной) власти субъектов  РФ.

Система арбитражных судов создана преимущественно для разрешения экономических споров, возникающих между юридическими лицами, хотя арбитражные суды имеют и иные полномочия. В настоящее время система арбитражных судов включает в себя Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды арбитражных округов (кассационные суды), апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ.

Суды  субъектов РФ включают в себя мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Основная задача мировых судей – рассматривать и разрешать правовые споры, которые наиболее часто встречаются в повседневной жизни граждан.

Конституционные (уставные) суды созданы для рассмотрения спорных  правовых вопросов о соответствии принимаемых  органами власти субъектов РФ нормативных  правовых актов Конституции или  уставу субъекта.

Иные  правоохранительные органы также образуют систему, состоящую из:

– органов прокуратуры;

– органов внутренних дел;

– федеральной службы безопасности;

– органов государственной охраны;

– органов государственной налоговой службы;

– таможенных органов;

– органов борьбы с незаконным оборотом наркотиков;

– органов предварительного расследования;

– органов юстиции.

Система правоохранительных органов призвана реализовать такие  важнейшие функции, как:

– конституционный контроль;

– отправление правосудия;

– прокурорский надзор;

– расследование преступлений;

– оперативно-розыскная функция;

– исполнение судебных решений;

– оказание юридической помощи и защиты по уголовным делам;

– предупреждение преступлений и иных правонарушений. Все эти функции взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Подробно их характеристика будет даваться по мере описания конкретных правоохранительных органов.

Взаимодействие  правоохранительных органов с другими  органами. Качественное решение задач, стоящих перед правоохранительными органами, возможно лишь при взаимодействии этих органов между собой и с другими государственными органами.

Правоохранительные  органы осуществляют судебную и исполнительную власть. Взаимодействие их с органами законодательной власти происходит, как правило, через действующее  и перспективное законодательство. Правоохранительные органы не вправе критиковать законы, давать им политическую оценку, они обязаны исполнять  законы. Вместе с тем ряд правоохранительных органов наделен правом законодательной  инициативы. Это высшие судебные органы: Конституционный Суд РФ, Верховный  Суд РФ и Высший Арбитражный Суд  РФ.

Основная сфера  взаимодействия правоохранительных органов  с иными органами – обеспечение  законности и безопасности. По сути, ни одна общественная и государственная структура не может существовать независимо от правоохранительных органов. Последние осуществляют охрану жизни, здоровья лиц, работающих в иных органах, а также принадлежащее им имущество. Ко всем мероприятиям, проводимым иными государственными органами и общественными объединениями, привлекаются силы правоохранительных органов.

30.Понятие и принципы семейного права. Понятие брака и семьи. Регистрация брака и условия его заключения. Алиментные обязательства членов семьи.

Семейное право  регулирует особый вид общественных отношений – отношения между людьми в связи со вступлением в брак, созданием семьи, рождением и воспитанием детей.Совокупность этих отношений и составляет предмет семейного права, являющегося самостоятельной отраслью российского права.

Круг тех отношений, которые регулируются нормами семейного  права (предмет семейного права), определен непосредственно в  законе – Семейном кодексе РФ. Статья 2 СК РФ относит к предмету семейного права установление условий и порядка вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным; регулирование личных неимущественных и имущественных отношений между членами семьи: супругами, родителями и детьми, а также между другими родственниками и иными лицами (в случаях и в пределах, установленных нормами семейного права); определение формы и порядка устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, семейное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих личные неимущественные и имущественные семейные отношения, возникающие из брака и родства, и отношения, приравненные законом к семейным в целях защиты и укрепления семьи, прав и интересов ее членов.

За пределами правового  регулирования нормами семейного  права находятся взаимоотношения  между семьей и государством. Эти  отношения регулируются нормами  других отраслей российского права: об охране здоровья граждан, социальном обеспечении, образовании и другими. 

Брак - семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. В большинстве современных государств закон требует соответствующего оформления (регистрации) брака в специальных государственных органах; наряду с этим в некоторых государствах правовое значение придается также браку, заключенному по религиозным обрядам. В некоторых государствах (напр., во Франции) при оформлении брака нередко заключается брачный контракт. В Российской Федерации признается только брак, заключенный в государственных органах записи актов гражданского состояния (загсах). До 1944 к зарегистрированному приравнивался т. н. фактический (незарегистрированный) брак. 

Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Как устойчивое объединение возникает с разложением родового строя. Первая историческая форма моногамии - патриархальная семья (управлялась отцом, включала его потомков с их женами и детьми, а также домашних рабов). Индустриализация разрушает связь семьи с домашним производством, оставляя у нее из экономических функций лишь организацию быта; большинство семей состоит из супругов и их детей (нуклеарная семья). В современном обществе действуют две противоречивые тенденции: обновление семьи на основе промышленного и культурного прогресса (превращение семьи в морально-правовой союз мужчины и женщины) и рост семейных коллизий и значительное число разводов. Большинство браков заключается по личному выбору будущих супругов, а семейные отношения все больше характеризуются их равноправием. 

Условия заключения брака

В СК РФ предусмотрены  условия заключения брака и препятствия к его заключению.

Условия вступления в брак - это обстоятельства, при наличии которых брак может быть зарегистрирован в загсе и будет иметь правовую силу.

Препятствия к заключению брака - обстоятельства, при которых  заключение брака невозможно или  неправомерно.

В ст. 12 СК РФ закреплено два условия заключения брака;

- добровольное согласие  мужчины и женщины, вступающих в брак;

- достижение ими  брачного возраста.

Добровольное согласие лиц, вступающих в брак, предполагает свободное и независимое выражение  намерения о заключении брака. Оно  происходит дважды: в момент подписания заявления в загс о заключении брака и в устной форме во время  регистрации-брака.

Вторым условием заключения брака является достижение брачного возраста лицами, вступающими  в брак. В ст. 13 СК РФ установлен брачный  возраст для мужчин и женщин в 18 лет.

В этой же статье предусмотрена  возможность снижения брачного возраста по просьбе лиц, желающих вступить в  брак, при наличии уважительных причин до 16 лет. В виде исключения, при наличии  особых обстоятельств, возможно снижение брачного возраста и ниже 16 лет.

Вопросы о снижении брачного возраста входят в компетенцию  органов местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак.

В соответствии со ст. 14 СК РФ к обстоятельствам, препятствующим заключению брака, относятся:

- наличие другого  зарегистрированного брака;

- наличие близкого  родства у будущих супругов;

- наличие отношений  усыновления между лицами, желающими  вступить в брак;

- недееспособность  одного из вступающих в брак.

АЛИМЕНТНЫЕ  ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Семейное законодательство предусматривает два порядка уплаты алиментов: принудительный — по решению суда или на основании судебного приказа и добровольный — по соглашению сторон. При наличии соглашения об уплате алиментов их взыскание в принудительном порядке не допускается. 
Алиментное обязательство — это правоотношение, возникающее на основании предусмотренных законом юридических фактов: решения суда, судебного приказа или соглашения сторон, в силу которого одни члены семьи обязаны предоставлять содержание другим ее членам, а последние вправе его требовать. Оснований алиментной обязанности родителей в отношении несовершеннолетних детей два: подтвержденная родственная связь между родителями и детьми и несовершеннолетие ребенка. 
Содержание алиментного обязательства образуют обязанность плательщика алиментов по их уплате и право получателя алиментов на их получение. Если обязательство возникло на основании соглашения между плательщиком и получателем алиментов, оно прекращается с истечением срока действия соглашения, смертью одной из сторон или по иным основаниям, предусмотренным этим соглашением (ст. 120 Семейного кодекса РФ). 
Заключение соглашения об уплате алиментов — надежный способ разрешения разногласий по вопросу о содержании детей между родителями. Именно такое соглашение необходимо было заключить Вашему сыну и его бывшей жене. Устная договоренность в отсутствие какой-либо фиксации факта передачи денег (алиментов), к сожалению, малопригодны для защиты законных интересов плательщика алиментов. Весьма часты случаи, когда мать ребенка, в течение нескольких лет получавшая алименты, в суде неожиданно для ответчика заявляет об обратном. Норма закона в этом случае будет, увы, на стороне истца. 
В соглашении об уплате алиментов стороны могут определить размер, порядок и форму уплаты алиментов. Верхний предел размера алиментов, уплачиваемых по соглашению между родителями, не ограничен, однако нижний предел определен законом. Размер алиментов в этом случае не может быть ниже того, что ребенок получил бы, если бы алименты взыскивались на основании решения суда или судебного приказа на основании нормы ст. 81 СК РФ. Такое ограничение предусмотрено в целях предотвращения злоупотреблений со стороны родителей. 
Субъектом права на получение алиментов, следовательно, и стороной алиментного соглашения всегда является сам ребенок. Если ребенок не достиг возраста 14 лет, соглашение от его имени заключается одним из родителей или опекуном. Ребенок от 14 до 18 лет в соответствии со ст. 99 СК РФ заключает соглашения об уплате алиментов с согласия законного представителя, которым является его родитель или попечитель. Взыскание алиментов является обязанностью того из родителей, с которым проживает ребенок, или заменяющего его лица (усыновителя, опекуна, попечителя). Эти лица действуют при взыскании алиментов как законные представители ребенка. Отказаться от права на алименты, принадлежащие ребенку, они не вправе. Любое соглашение, направленное на такой отказ, ничтожно. 
Если родители не предоставляют содержания своим детям и не заключают соглашение об уплате алиментов, средства на содержание детей взыскиваются в судебном порядке.

31.Понятие  и система административного  права.

Понятие: Административное право является одной из основных публичных отраслей права и предназначено, прежде всего, для регулирования специфических (управленческих) общественных отношений в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления и администрации органов местного самоуправления. 
 
Административно-правовые нормы регулируют также управленческие отношения в процессе деятельности иных форм осуществления государственной власти (законодательной, судебной), их обслуживающих аппаратов, в сфере деятельности института президентства и обслуживающих его структур, а также в аппаратах прокуратуры, государственного контроля, военного управления, аппаратах ЦИК РФ, Счетной палаты и иных государственных органах, а также управленческие отношения, возникающие в сфере негосударственного управления, например, в связи с осуществлением общественными объединениями некоторых функций государственного управления (ДНД, товарищеские суды, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и др.).

СИСТЕМА АДМИНИСТРАТИВНОГО  ПРАВА РФ  

Административное  право как отрасль права представляет собой в общем виде огромный, разобранный  на множество нормативных актов  конгломерат различных правовых норм. Чтобы привести такое собрание норм в стройный порядок, наука распределяет их по группам, из которых каждая образует институт. В результате создаётся  стройная система норм административного  права. На сегодняшний день административное право знает две основные системы: институционную и отраслевую. 

Институционная система, представляющая собой перенос гражданско-правовой схемы в область административного  права, показывает нормы, отрасли наиболее полно. Преимуществом данной системы  является то, что она группирует значительную часть правовых норм вокруг главных субъектов государственно-управленческих отношений, какими являются органы исполнительной власти, граждане, общественные объединения. Образуемые в пределах институционной системы правовые институты (органы исполнительной власти, государственной  службы, административного принуждения), охватывают нормы административного  права, регулирующие однородные общественные отношения, которые возникают во всех или в большинстве отраслей государственного управления. Данные правовые институты образуют общую часть административного права. 

Отраслевая система  административного права группирует нормы административного права  с учётом исключительно отраслевых аспектов государственного управления и приводит к выделению обширного  ряда правовых институтов: Управление экономической сферой. Управление промышленным комплексом; Управление агропромышленным комплексом; Управление транспортно-дорожным комплексом и связью; Управление в  сфере экологии; Управление финансами  и кредитом. Управление в социально-культурной сфере; Управление образованием; Управление в области науки; Управление в  области культуры; Управление в области  труда и социального развития; Управление здравоохранением. Управление в административно-политической сфере. Государственное управление в области  обороны; Управление в области безопасности; Управление в области внутренних дел; Управление иностранными делами;. Управление в области юстиции. Нормы данных правовых институтов регулируют отраслевые управленческие отношения, специфику каждой отдельной отрасли. Они образуют так называемую особенную часть административного права.

32.Понятие  административного проступка. Основания  и порядок привлечения к административной ответственности. Виды административной ответственности.

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ  ПРОСТУПОК (правонарушение), противоправное, виновное действие или бездействие, посягающее на общественный порядок, права  и свободы граждан, на установленный  порядок управления, влекущее административную ответственность. 

Административная  ответственность  предусматривается за совершение административных поступков.

Виды

Административная  ответственность физических лиц

Административная  ответственность граждан РФ

Административная  ответственность иностранных граждан, иностранных юрид. лиц и лиц без гражданства

Административная  ответственность собственников  транспортных средств

Административная  ответственность должностных лиц

Административная  ответственность военнослужащих

Административная  ответственность юридических лиц

33.Понятие  и задачи уголовного права.  Уголовный закон и преступление  как основные понятия уголовного  права.

Уголовное право — это отрасль права, регулирующая общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением наказания и применением иных мер уголовно-правового характера, устанавливающая основания привлечения к уголовной ответственности, либо освобождения от уголовной ответственности и наказания. Кроме того, под уголовным правом может пониматься раздел правовой науки, изучающий данную правовую отрасль, а также учебная дисциплина, в рамках которой изучаются как правовые нормы, так и общетеоретические положения.

 
Охранительная функция 

Является основной и традиционной для уголовного права  и выражается в защите нормального  уклада общественной жизни от нарушения  путем установления преступности конкретныхдеяний, применения уголовного наказания и иных мер уголовно-правового характера за их совершение. При реализации данной функции возникают охранительные уголовно-правовые отношения и используется метод принуждения.

Предупредительная (профилактическая) функция 

Выражается в создании препятствий для совершения преступлений путём установления уголовно-правового  запрета, в поощрении законопослушных  граждан к активному противодействию  преступным деяниям, а преступников — к отказу от доведения начатых преступлений до конца, к восстановлению нарушенных их поступком благ и интересов. Выделяют общую превенцию (предупреждение совершения преступлений любыми лицами) и специальную превенцию (предупреждение повторного совершения преступлений лицами, которые ранее уже совершили преступление).

Воспитательная  функция 

Выражается в формировании у граждан уважения к охраняемым уголовным правом общественным отношениям, интересам и благам, нетерпимого отношения к правонарушениям. Всех людей по характеру воздействия на них уголовного права можно условно разделить на три части: для первых наличие уголовно-правовых запретов не является обязательным, поскольку совершение преступлений противоречит их мировоззрению, в том числе представлениям о добре и зле, вторые не совершают преступлений из страха перед наказанием, а третьи осознанно идут на совершение преступлений[11]. Воспитательная функция уголовного права направлена на формирование у всех граждан убеждений, делающих для них совершение преступлений внутренне неприемлемым. Необходимо отметить, что реализация данной функции невозможна чисто уголовно-правовыми средствами, для достижения её целей необходима согласованная работа всех правовых и иных общественных институтов. 

Основным и единственным источником права в большинстве государств континентальной правовой системы (в том числе Российской Федерации) является уголовный закон, как правило, кодифицированный (уголовный кодекс). 

 
В уголовном праве большинства  государств выделяются общая и особенная  части. В общей части содержатся нормы, определяющие содержание основных понятий уголовного права («
преступление», «наказание» и т. д.), общие для всех преступлений основания уголовной ответственности, перечень и содержание видов наказания, иных мер уголовно-правового характера и т. д. Нормы особенной части закрепляют признаки, присущие конкретным видам преступлений.

Нормы общей и особенной частей уголовного права применяются, как правило, совместно. Содержащиеся в особенной части признаки конкретных преступлений дополняются имеющимися в общей части признаками, едиными для всех преступлений.

34.Понятие  уголовной ответственности, ее  основание.

Уголовная ответственность — один из видов юридической ответственности, основным содержанием которого выступают меры, применяемые государственными органами к лицу в связи с совершением им преступления[1].

Уголовная ответственность  является формой негативной реакции общества на противоправное поведение и заключается в применении к лицу, совершившему преступление, физических, имущественных и моральных лишений, призванных предотвратить совершение новых преступлений[2]. 

С точки зрения социальной философии, основанием уголовной ответственности (как и вообще юридической ответственности) является свобода воли лица, его способность самостоятельно выбирать способ поведения: ответственность наступает потому, что лицо, хотя и могло выбрать путь, одобряемый обществом и государством, дозволенный законами, всё же выбрало путьправонарушения, приносящий вред правам и законным интересам других индивидов и общества в целом[44]. Там, где нет свободы выбора поведения, не может быть и уголовной ответственности. Однако наиболее распространённым в теории является мнение о том, что основанием уголовной ответственности признаётся установление в деянии виновного всех признаков, соответствующих определённому составу преступления

35.Обстоятельства, исключающие общественную опасность  и противоправность деяния.

Как правило, исключающими преступность деяния могут быть признаны лишь деяния, прямо предусмотренные  в качестве таковых уголовным законодательствомУК РФ предусматривает шесть таких обстоятельств: необходимая оборонапричинение вреда при задержании лица, совершившего преступлениекрайняя необходимостьфизическое или психическое принуждениеобоснованный рискисполнение приказа или распоряжения.

В уголовно-правовой теории также предлагаются дополнения и уточнения к данному перечню. Например, называются такие обстоятельства, которые могли бы исключать преступность деяния: согласие потерпевшего, осуществление общественно полезных профессиональных функций, осуществление своего права, принуждение к повиновению. Совершение преступления при данных обстоятельствах, если они не находят отражения в уголовном законе, может влиять на назначение наказания, рассматриваясь в качестве смягчающего обстоятельства.

36.Уголовная  ответственность за преступления  в сфере компьютерной информации.

Данная группа посягательств  являются институтом особенной части уголовного законодательства, ответственность за их совершение предусмотрена гл. 28 УК РФ[2]. В качестве самостоятельного института впервые выделен УК РФ 1996 года. и относится к субинституту «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка». Видовымобъектом рассматриваемых преступлений являются общественные отношения, связанные с безопасностью информации и систем обработки информации с помощью ЭВМ.

По УК РФ преступлениями в сфере компьютерной информации являются: неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272 УК РФ), создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ (ст. 273 УК РФ), нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети (ст. 274 УК РФ).

Общественная опасность  противоправных действий в области электронной техники и информационных технологий выражается в том, что они могут повлечь за собой нарушение деятельности автоматизированных систем управления и контроля различных объектов, серьёзное нарушение работы ЭВМ и их систем, несанкционированные действия по уничтожению, модификации, искажению, копированию информации и информационных ресурсов, иные формы незаконного вмешательства в информационные системы, которые способны вызвать тяжкие и необратимые последствия, связанные не только с имущественным ущербом, но и с физическим вредом людям.

Неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272 УК РФ), а также создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ (ст. 273 УК РФ) совершаются только путём действий, в то время как нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети (ст. 274 УК РФ) — путём как действий, так и бездействием.

Неправомерный доступ к компьютерной информации и нарушение установленных правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети сформулированы как преступления с материальным составом, а создание либо использование вредоносных программ для ЭВМ — с формальным. В качестве последствий в ст. 272 и 274 УК указываются: уничтожение, модификация, блокирование либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ или системы ЭВМ, причинение существенного вреда и т. п.

В России борьбой с  преступлениями в сфере информационных технологий занимается Управление "К" МВД РФ и отделы "К" региональных управлений внутренних дел,входящие в состав Бюро специальных технических мероприятий МВД РФ.

 
 

Информация о работе Дифзачет