Демографическая политика в России, её законодательная основа

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 20:22, реферат

Описание работы

Демографическая политика — это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования воспроизводства населения, призванная сохранить или изменить тенденции динамики его численности и структуры. Иными словами, это политика, воздействующая на процессы рождаемости, брачности, разводимости, смертности, на возрастную структуру населения. В широком смысле демографическую политику иногда отождествляют с политикой в области народонаселения, а в узком, более принятом, рассматривают как одну из ее составляющих. Она тесно связана с социальной и экономической политикой, но тем не менее имеет свои особенности.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие демографии и демографической политики 5
Глава 2. Демографическая ситуация в Российской Федерации 7
2.1. Демографическое положение в России. 7
2.2. Демографическая политика в России: успехи и поражения, законодательная база. 8
Глава 3. Социальная политика Российской Федерации 11
Список литературы: 13

Работа содержит 1 файл

реф.демограия готовый.doc

— 67.50 Кб (Скачать)

Тема  «Демографическая политика в России, её законодательная  основа» 
Содержание

 

Введение

 

Демографическая политика — это целенаправленная деятельность государственных органов  и иных социальных институтов в сфере  регулирования воспроизводства населения, призванная сохранить или изменить тенденции динамики его численности и структуры. Иными словами, это политика, воздействующая на процессы рождаемости, брачности, разводимости, смертности, на возрастную структуру населения. В широком смысле демографическую политику иногда отождествляют с политикой в области народонаселения, а в узком, более принятом, рассматривают как одну из ее составляющих. Она тесно связана с социальной и экономической политикой, но тем не менее имеет свои особенности. В качестве объекта такой политики могут выступать страны, отдельные их районы, а также отдельные группы (когорты) населения.

Демографическая политика обычно основывается на комплексе  различных мер: экономических, административно-правовых, воспитательных и пропагандистских. К числу экономических мер, направленных на стимулирование рождаемости, относятся оплачиваемые отпуска и различные пособия при рождении детей, пособия на детей в зависимости от их количества, возраста и состава семьи — по прогрессивной шкале, различные ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы и т. д.; на снижение рождаемости направлены меры, создающие преимущества для малодетных семей. Административно-правовые меры включают законодательные акты, регулирующие возраст вступления в брак, разводимость, отношение к абортам и применению контрацептивов, имущественное положение матери и детей в случае распада семьи, режим труда работающих женщин и др. Воспитательные и пропагандистские меры направлены на формирование общественного мнения, норм и стандартов демографического поведения, определение отношения к религиозным и другим традициям и обычаям воспроизводства населения и политике планирования семьи (внутрисемейное регулирование деторождения), к половому воспитанию и образованию молодежи и др.

История демографической политики восходит к временам глубокой древности. Она  нашла отражение во многих правовых и законодательных актах древности, особенно в случаях перенаселения  стран или, напротив, больших людских  потерь (хотя религиозно-этические доктрины почти всегда имели большее значение, чем подобные акты). В средние века, в условиях повышенной смертности из-за войн и эпидемий, некоторые демографические меры, большей частью стихийные, были направлены на сохранение высокого уровня рождаемости. В новое время первой страной, где демографическая политика, стимулировавшая рождаемость, получила вполне отчетливое оформление, была Франция. Затем такую политику стали проводить некоторые другие страны Европы. В последующем ее отчасти сменила политика, направленная на сдерживание темпов прироста населения. Такая же смена приоритетов — в зависимости от фазы демографического перехода — была характерна и для новейшего времени. Но при всем этом нельзя не согласиться с известным демографом А.Я. Квашой, по мнению которого, в целом история демографической политики свидетельствует о том, что она была довольно слабым инструментом и не могла существенно влиять на воспроизводство населения.

 

Глава 1. Понятие демографии и демографической политики

      Демография - это наука о законах воспроизводства населения в их общественно-исторической обусловленности. Демография изучает закономерности явлений и процессов, из которых в совокупности складывается процесс воспроизводства населения (рождаемость, смертность, брачность), половозрастную и брачно-семейную структуры населения, их зависимость от условий жизни, особенностей культуры, факторов природной среды и др. На этой основе демография познает законы (причины) уровня и динамики демографических процессов, разрабатывает прогнозы будущей численности и состава населения, а также меры по управлению демографическими процессами. На сегодняшний момент в демографии все шире и чаще используются методы социологии и социальной психологии.

      Оценкой демографической ситуации является перепись населения. Первая оценка численности населения мира была сделана в 1682 г. Родоначальником классической политической экономии англичанином сэром Уильямом Петти. Он считал, что к концу 17 в. численность проживающих на земле людей составила 320 млн. человек (по современным демографическим оценкам, численность была в то время почти в 2 раза больше).

      Точные  данные о численности населения  страны дают переписи - одновременный  сбор статистической информации обо  всех жителях. Чтобы обеспечить качественное проведение переписи, необходимо обучить счетчиков, которые в один день должны заполнить опросные листы на всех граждан страны с информацией о возрасте, поле, количестве детей в семье, образовании, национальности и пр. Результаты переписей служат основой для государственной социально-экономической политики, планирования экономического роста, доходных и расходных статей бюджета.

      Переписи  населения - чрезвычайно дорогостоящее  мероприятие, и поэтому проводить  их регулярно - раз в 10 лет, как рекомендует ООН, могут только государства, имеющие достаточные финансовые ресурсы.  

      Побудительным мотивом проведения первых переписей  населения было упорядочение налогообложения. В странах Азии впервые переписи были проведены только после второй мировой войны, за исключением Индии(1867-1872гг.) и Японии (1920г.).

      Особенно  остро стоит проблема учета населения  в развивающихся странах, где  нехватка финансовых ресурсов, плохая доступность внутренних районов  и неграмотность населения не позволяют получить качественных результатов. Кроме того, при проведении переписей четко прослеживаются две противоположные тенденции: завышения численности населения, из-за соображений престижа и занижения численности населения - в основном для снижения суммы подушевых налогов, приходящихся на одну семью.

      Необходимость проведения демографической политики, т.е. Воздействия государства на процессы рождаемости, признана практически всеми странами мира, независимо от демографической ситуации и темпов роста населения. Целью демографической политики является изменение или поддержка существующих в данный период времени демографических тенденций.

      В зависимости от демографической  ситуации существуют два основных типа политики: 1) направленная на повышение  рождаемости (типична для экономически развитых стран) и 2) направленная на снижение рождаемости (необходима для стран развивающихся). Часто практическое осуществление демографической политики сопряжено как с трудностями морально-этического плана, так и с нехваткой финансовых средств.

 

Глава 2. Демографическая ситуация в Российской Федерации

2.1. Демографическое  положение в России.

      Вся территория России, за исключением некоторых арктических районов, практически заселена, но заселена крайне неравномерно. Средняя плотность населения - 8.5 человек на 1 кв. Км. Средняя плотность населения по европейской части России составляет 27 человек на кв. км, а в азиатской - около 2 человек на кв. км. Наибольшая плотность населения наблюдается в центральной России, которая уменьшается постепенно к северу, югу и востоку.

      Демографические показатели - наиболее верные (с точки  зрения объективности отражения) индикаторы жизни общества. Они отражают наиболее глубинные тенденции происходящих изменений в социальной сфере  жизни общества. Сложность в проведении экономической реформы отразилась в изменении социальной структуры общества и демографической ситуации.

      Численность населения российской федерации (по данным Госкомстата России) на конец 1997 года составила 149,4 млн. Человек, в том числе 109,5 млн. Горожан (73,2%) и 39,9 млн. Жителей села (26,8%). В 1997 году статус официально зарегистрированных безработных имели 1,6% трудоспособного населения (общие размеры скрытой безработицы оцениваются в 14-16%). Неблагоприятны тенденции развития демографической обстановки. Сокращение общего числа россиян за 1997 год превысило 350 тыс. Человек (т.е. Уменьшилось на 0.3%). В 1998 г. На 1000 человек населения приходилось: родившихся-13 и умерших-11.уменьшение численности населения отмечается в 49 регионах страны (из 89 субъектов рф), где проживает 61% всего населения страны. Наиболее заметно уменьшилось за последний год население чукотки (на 9%), магаданской (на 6%), камчатской (на 3.7%), мурманской, сахалинской областей.  

      Естественный прирост населения сохраняется только в Калмыкии, Дагестане, Алтае, Туве, Кабардино-балкарии, Карачаево-черкесии, Чечне, Тыве, Саха, а также тюменской области. Общий коэффициент естественного прироста по России в среднем равен -0,3.

      Для современного этапа демографического развития России характерно повсеместное сокращение рождаемости, особенно интенсивное в больших городах. общий коэффициент рождаемости (число родившихся на 1000 населения) - 13. Столица-Москва не является исключением. уровень рождаемости составляет 7.7 промилле (7.7 на 1000 жителей). такая рождаемость не обеспечивает даже простого воспроизводства населения. при этом растет общий коэффициент смертности (13,3 человека на 1000 родившихся); в том числе младенческая смертность, наиболее наглядный индикатор уровня социально-экономического благополучия населения, качества жизни, уровня медицинского обслуживания. Число детей, умерших в возрасте до одного года, на 1000 родившихся, - 24,4. общие коэффициенты брачности - 7,9, разводимости - 3,7.ожидаемая продолжительность жизни при рождении для мужчин - 57,7, для женщин - 71,3 года.

      По приведенным цифрам видно, что государству необходимо принять и запустить в действие программы, способствующие повышению уровня рождаемости, повышению эффективности полового воспитания и оказывать помощь молодым семьям.

2.2.  Демографическая политика в России: успехи и поражения, законодательная база.

      В 1995 году началась работа над глобальным проектом "половое воспитание российских школьников", который финансировал фонд ООН по народонаселению. 22 апреля 1997 года проект был приостановлен приказом министерства Образования. Фонд ООН по народонаселению заморозил финансирование; из обещанных 750 тысяч долларов не было израсходовано и двадцатой части.

        Для того, чтобы изменить что-то к лучшему в России, в 1991 году возникла Российская Ассоциация Планирования Семьи. Начала РАПС с обучения врачей современной гормональной контрацепции, а к середине 90-х РАПС приняла участие в разработке проекта закона "о репродуктивных правах граждан" и в реализации федеральной программы "планирование семьи".

      Первый  фактически должен был стать конституцией в области репродуктивного здоровья: в нем впервые в истории России законодательно закреплялись права на деторождение, планирование семьи, использование контрацепции, информацию обо всех ее способах. Документ революционный для нашей страны: в нем впервые прозвучало понятие "репродуктивные права", которое ныне применяется во всем мире. Однако этот документ уже пять лет лежит под сукном в Госдуме, и шансов на принятие у него никаких.

      Федеральной программе "планирование семьи" повезло больше: с 1994 года она шла в бюджете отдельной строкой. Упор в ней делался в соответствии с названием на создание по всей стране сети центров планирования семьи, где и взрослые, и подростки могли анонимно и бесплатно пройти медосмотр, поговорить с психологом, получить всю информацию о контрацептивах, а главное - сами контрацептивы. Малообеспеченные, многодетные и студенческие семьи бесплатно обеспечивали самыми современными гормональными таблетками, разумеется, только по желанию и после консультации с врачом. Результаты оказались потрясающими: за 4 года действия программы количество абортов в России снизилось почти на 30% - как у взрослых, так и у подростков. Ведущие специалисты-медики признали "планирование семьи" одной из самых эффективных программ в области здравоохранения за все десятилетие.

      2 февраля 1998 года в Госдуме "планирование семьи" была исключена из бюджета абсолютным большинством голосов.

      Некоторое время центры планирования семьи работали на старых запасах и втайне надеялись, что депутаты одумаются и вернут программу на следующий год. Потом грянул кризис и программа так и не вернлась.

      Как видно из приведенных данных, демографическая ситуация в России крайне неблагоприятная. Учитывая нынешнее состояние экономики, безрезультатную демографическую политику государства можно сделать вывод о продолжении неблагоприятных тенденций в демографической сфере.

      В настоящее время демографическая проблема стоит очень остро. С 01.01.2007 года, чтобы как-то привлечь население страны к увеличению рождаемости введен в действие Закон РФ «О материнском капитале». Согласно данному Закону за второго и последующих детей, женщина имеет право на материальную поддержку государства в размере 250000 рублей. Эту сумму она может получить только через 3 года после рождения ребенка. Кроме этого законом строго прописано на какие цели отведены эти деньги (Образование детей, покупка жилья, отчисления в Пенсионный Фонд РФ).

 

Глава 3. Социальная политика Российской Федерации

      Содержание  социальной политики заключается в деятельности государства и других политических институтов по управлению развитием социальной сферы общества. Важно подчеркнуть, что социальная политика является своеобразной концентрацией всех иных видов политики, ибо она направлена на специфический объект - социальные отношения.

Информация о работе Демографическая политика в России, её законодательная основа