Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 17:03, реферат
Перепись – это специально организованное статистическое наблюдение, задача которого – полный учет численности и характеристика состава какого-либо явления путем записи в статистический формуляр каждой из единиц, составляющих это явление. Перепись характеризует состояние явления на определенный момент времени.
«Для общества, - писал Л.Н. Толстой о переписи населения Москвы 1882 г., в которой он принимал участие, - интерес и значение переписи в том, что она дает ему зеркало, в которое хочешь не хочешь, посмотрится все общество и каждый из нас». «Цифры и выводы, - писал Толстой, - будут зеркало». Можно не читать их, как можно отвернуться от зеркала. Можно мельком взглянуть в цифры и в зеркало, можно поглядеться и близко. Походить по переписи, как теперь делают тысячи людей, это - близко поглядеться в зеркало». И дальше: перепись… «если это не лечение, то это, по крайней мере, попытка исследования болезни, за которую нам надо быть благодарными и по случаю которой нам надо хоть немножко оздоровить себя».
Перепись – это специально организованное статистическое наблюдение, задача которого – полный учет численности и характеристика состава какого-либо явления путем записи в статистический формуляр каждой из единиц, составляющих это явление. Перепись характеризует состояние явления на определенный момент времени.
В современном обществе основные статистические сведения о развитии экономики дают предприятия в статистической отчетности. В то же время потребности государства в разносторонних статистических материалах настолько велики, что наряду со статистической отчетностью большое значение имеют и статистические переписи. Материалы переписей дополняют, а в ряде случаев проверяют материалы отчетности.
Проводится два типа переписей: на основе данных первичного учета предприятий и путем специально организованной регистрации фактов. переписи первого типа проводят работники предприятий и учреждений по руководством органов государственной статистики. иногда их называют единовременным учетом. Примером являются переписи остатков материалов; промышленного оборудования; учет тракторного парка в сельском хозяйстве; ежегодный заключительный учет посевных площадей; учет специалистов. Готовая база в виде данных первичного учета, а также широкое привлечение работников предприятий к заполнению статистических формуляров позволяют проводить эти переписи с минимальными затратами, в очень сжаты сроки и с хорошими результатами.
Ярким примером второго типа переписей, при которых статистические формуляры заполняют путем специально организованной регистрации фактов, является перепись населения. По определению Статистической комиссии ООН перепись населения – это единый процесс сбора, обобщения , анализа и публикации демографических, экономических и социальных данных, относящихся по состоянию на определенное время ко всем лицам в стране или четко ограниченной части страны.
Перепись
населения представляет собой основной
источник сведений о населении, в
том числе и таких, которые
иначе, как при переписи, получить
невозможно (например, об этнической принадлежности
людей по их самоопределению или
о фактическом брачном
Работа
по составлению программы переписи
начинается за несколько лет до даты
переписи. Программа и разработочные
таблицы, обобщающие материалы переписи,
обсуждаются специальными комиссиями
Госкомстата и выносятся на обсуждение
совещания статистиков. Вопрос о
переписях населения является одним
из основных вопросов, обсуждавшихся
на конгрессах Международного статистического
института. Уже на первом (Брюссельском)
конгрессе (1853) были приняты основные
принципы проведения переписей населения,
а на последующих конгрессах более
глубоко разрабатывались
Ю. Янсон в своем учебнике, обобщив статистическую практику, сформулировал пять условий успешного проведения переписей, которые не устарели и до сего времени:
1)
исходя из того, что всякое
явление общественной жизни
2)
перепись должна проводиться
одновременно по всей
3) перепись должна проводиться в то время, когда объект переписи наиболее стабилен, наименее подвижен;
4)
переписи должны проводиться
через одинаковые периоды
5)
приемы переписей следует по
возможности оставлять
В
России учет населения ведет свое
начало еще со времен татаро-монгольского
нашествия. Учет в то время был
похозяйственным: учитывались для обложения
данью дома или «дымы». Позднее, в XIV –
XVI вв., результаты учет записывались в
так называемых «писцовых книгах». В XVII
в. единицей налогообложения становится
хозяйство («двор»), а учеты населения
именуются подворными переписями. В 1718
г. Петр Великий издал указ, в котором предписывалось
«взять сказки у всех (дать на год сроку),
чтобы правдивые принесли сколько у кого
в которой деревне душ мужеского пола…».
Составленные подобным образом списки
(«сказки») были собраны лишь через три
года, а затем в течение следующих трех
лет были подвергнуты проверке – «ревизии».
С тех пор учеты населения в России стали
называться «ревизиями». Такие ревизии
проводились на протяжении почти полутора
веков, вплоть до отмены крепостного права.
Всего в России прошло десять ревизий,
последняя – в 1857 – 1860 гг. эти ревизии
длились по нескольку лет и были очень
неточными, поскольку учитывали не фактическое
число жителей, а только «приписаных»
из податных сословий, т.е. людей, числящихся
в списках для уплаты подати (налога). Помещики
не торопились подать очередную ревизскую
«сказку», поэтому многие умершие числились
живыми. Это, кстати, и явилось основой
сюжета великого произведения Н.В. Гоголя
«Мертвые души». После отмены крепостного
права начали проводиться переписи населения
в отдельных городах и даже целых губерниях,
однако многие из них представляли собой
казенные полицейские «народосчисления»,
при которых у домохозяев просто собирали
сведения о числе даже не проживающих,
а прописанных в их домах жителей. Позднее
переходят к научно-организованным переписям,
которые регулярно проводились в Москве
(1871,1882,1902,1912 гг.) Петербурге (1862, 1863, 1864,
1869, 1881, 1890, 1900, 1910, 1915 гг.) и других городах.
В некоторых губерниях (Астраханской –
в 1873 г., Акмолинской – в 1877 г., Псковской
– в 1870 и 1887 гг. и др.) переписывали жителей
во всех городах. В 1863 и 1881 гг. переписано
население всей Курлянской, а в 1881 г. –
также Лифлянской и Эстлянской губерний.
Таких местный переписей было проведено
не менее 200, но материалы многих из них
не были опубликованы, и о некоторых неизвестно
ничего, кроме года переписи. Первая и
единственная всеобщая перепись населения
Российской Империи была проведена в начале
1897 г. Инициатором ее стал выдающийся русский
ученый П. П. Семенов-Тян-Шанский. Эта перепись
представляет собой единственный источник
достоверных данных о численности и составе
населения России в конце XIX в. Первая советская
перепись населения проводилась в 1920г.
в условиях гражданской войны и разрухи.
Переписью было охвачено только 72% населения
страны, так как в ряде районов страны
еще велись военные действия. В 1923 г. была
проведена перепись населения в городах
и поселках городского типа одновременно
с переписью промышленных и торговых предприятий.
Все население страны впервые охватила
Всесоюзная перепись населения в декабре
1926 г. При ее подготовке выдающиеся статистики
В.Г. Михайловский и О.А. Квиткин выработали
научные принципы, которые легли в основу
как этой, так и следующих переписей населения.
Перепись 1926 г. отличалась не только продуманной
методикой получения сведений, но и богатством
собранных данных, особенно о социальном
составе населения и о семьях. Следующая
перепись проводилась «январе 1937 г., но
ее организация была признана неудовлетворительной.
Новая перепись состоялась в 1939 г. В этой
переписи впервые были применены специальные
меры для повышения точности счета населения.
Ее краткие итоги публиковались в 1939-1940
гг., однако начавшаяся война не позволила
завершить обработку всех собранных материалов.
Первая послевоенная перепись была проведена
в январе 1959 г. По организации и содержанию
собранных данных она практически не отличалась
от предыдущей. Данные переписи были использованы
в планировании и управлении, послужили
основой для последующих расчетов численности
и состава населения. Следующая перепись
состоялась в 1970г. В организационном и
методологическом отношении она соответствовала
двум предыдущим (1939 и 1959гг.), однако данных
было получено значительно больше. Впервые
в практике советских переписей ради экономии
времени и средств часть сведений была
получена путем опроса не всех, а только
25% жителей. При обработке материалов переписи
был применен ряд технических новшеств.
Ее данные широко использовались для социально-экономического
планирования и разработки долгосрочных
экономических прогнозов. Существенно
отличались от предыдущих организация
и обработка материалов переписи населения
1979 г. Впервые в практике советской статистики
записи, сделанные при опросе, вводились
в ЭВМ с помощью специальных читающих
устройств и записывались на магнитную
ленту. Были добавлены новые вопросы, формулировки
некоторых других уточнены. Перепись дала
обширные сведения об изменениях в составе
населения, которые впоследствии широко
использовались. Последняя перепись в
СССР проводилась в январе 1989 г. Отличительной
ее особенностью явилось то, что впервые
наряду со сведениями о населении были
собраны сведения о жилищных условиях.
Это позволило получить сведения о жилищных
условиях различных социально-демографических
групп населения во всех районах страны,
о развитии жилищной кооперации, о степени
обеспеченности людей жильем и его благоустройстве.
Таким образом, переписи населения в нашей
стране имеют давнюю и богатую историю.
Перепись 2002 г. была первой переписью населения
в новой России.
Цель и основные задачи переписи
Всероссийская перепись населения представляет собой сбор сведений о лицах, находящихся на определенную дату на территории Российской Федерации, и проводится на всей территории Российской Федерации по единой государственной статистической методологии в целях получения обобщенных демографических, экономических и социальных сведений (статья 1 Федерального закона от 25 января 2002 года № 8-ФЗ «О Всероссийской переписи населения»).
Всероссийская
перепись населения является основным
источником формирования федеральных
информационных ресурсов, касающихся
численности и структуры
Данные Всероссийской
переписи населения необходимы для
выполнения функций органов
Резолюцией E/2005/24Е/CNJ/2005/27,
принятой Экономическим и Социальным
Советом Организации
Процедура переписи
Президент России Дмитрий Медведев подписал закон, уточняющий правовые основания обработки данных Всероссийской переписи населения 2010 года в условиях действия Федерального закона «О персональных данных». Благодаря этому упрощается процедура проведения Всероссийской переписи населения.
В соответствии с этим законом внесены правки сразу в два закона – «О персональных данных» и «О Всероссийской переписи населения». Необходимость изменения законодательства напрямую связана с проведением переписи в октябре 2010 года. Дело в том, что в соответствии с законом от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» сведения о национальной принадлежности относятся к специальной категории персональных данных. Сбор таких сведений, согласно Закону «О персональных данных», мог бы при переписи населения осуществляться только при условии, если опрашиваемый дал письменное согласие на их обработку. Письменное согласие по этому закону включает в себя запись фамилии, имени, отчества, адреса, номера основного документа, удостоверяющего личность, сведения о дате выдачи этого документа и выдавшем его органе. В то же время, согласно Федеральному закону от 25.01.2002 г. № 8-ФЗ «О Всероссийской переписи населения», переписной лист обезличен, он не содержит даже вопроса о ФИО и, естественно, не содержит этих записей. Получалось, что к обезличенному переписному листу прилагалось бы письменное согласие, содержащее все данные, необходимые для идентификации каждого опрашиваемого. Таким образом, анонимность переписи была бы нарушена. Кроме того, это затруднило бы работу переписчика и могло привести к отказу многих граждан от участия в переписи. В этом и состояла вся коллизия двух федеральных законов, которая была устранена законодателями.
Чтобы избежать этого, в закон «О персональных данных» были внесена поправка, в соответствии с которыми письменное согласие респондента не требуется, если обработка персональных данных о национальной принадлежности осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О Всероссийской переписи населения».
Ранее федеральный закон «О Всероссийской переписи населения» содержал положение о том, что сам опрашиваемый должен вписать в переписной лист свою национальную принадлежность. Но статистики в ходе начавшейся в апреле 2010 года досрочной Всероссийской переписи населения на Ямале столкнулись с такой проблемой, что не все могут самостоятельно вписать свою национальность. Есть люди с ограниченными возможностями – инвалиды по зрению, люди с ограниченной двигательной активностью. Кроме того, не все владеют русским письменным языком. Все эти моменты также учтены законодателями. В Закон «О Всероссийской переписи населения» внесено положение о том, что переписчик может со слов респондента, по его самоопределению, заполнять соответствующую зону переписного листа о национальности, сообщает пресс-служба Администрации Красноярска. Закон вступит в силу после его официального опубликования.