Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 20:10, реферат
Авторское право — настолько могущественный механизм, настолько могущественный генератор потенциальных неприятностей, что задуматься должен каждый. Именно каждый, поскольку этот генератор неприятностей встроен во все, что непосредственно или косвенно связано с авторским правом и интеллектуальной собственностью.
1. Введение………………………………………………………………………..3
2. Общие положения……………………………………………………………...5
3. Классификация авторских договоров…………………………………………8
4. Элементы авторского договора………………………………………………12
4.1. Стороны авторского договора……………………………………….12
4.2. Предмет и объект авторского права………………………………...15
4.3. Срок действия авторского договора………………………………...17
5. Содержание авторского договора……………………………………………18
5.1. Форма авторского договора…………………………………………18
5.2. Ответственность по авторскому договору………………………….18
6. Прекращение авторского договора…………………………………………..20
7. Заключение…………………………………………………………………….22
8. Список используемой литературы…………………………………………...24
Договор об использовании в промышленности произведения декоративно-прикладного искусства имеет своей задачей урегулирование вопросов, возникающих в связи с тиражированием в промышленности оригинальных произведений декоративно-прикладного искусства. Он заключается лишь с внештатными художниками предприятий, произведения которых принимаются к использованию. Авторы получают вознаграждение за сам факт создания произведения декоративно-прикладного искусства, принятого к использованию, а также за последующее тиражирование в зависимости от объема использования.
Договор о публичном исполнении или сообщении для всеобщего сведения разрешает использование литературных, музыкальных, драматических и иных произведений путем их исполнения или передачи для всеобщего сведения в эфир или по кабелю как непосредственно, так и с помощью различных технических средств. Подобные договоры в форме выдаваемых пользователям лицензий заключаются чаще всего организациями, управляющими имущественными правами авторов на коллективной основе. Закон требует, чтобы условия таких лицензий были одинаковыми для пользователей одной категории. Кроме того, указанные организации не в праве отказать в выдаче лицензии пользователю без достаточных на то оснований. [1 c.275]
4. Элементы авторского договора.
4.1. Стороны авторского договора.
Сторонами авторского договора выступают автор (правопреемник автора) и пользователь произведения.
Обязательным субъектом авторского договора является автор произведения или его правопреемник. Автором произведения признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или ином экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное. Граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом признаются соавторами, независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение. Совершеннолетний и дееспособный автор произведения, как правило, сам заключает договор либо делает это через своего поверенного. За малолетнего автора, т.е. не достигшего 14 лет, авторский договор подписывают его родители или опекуны. Несовершеннолетний автор в возрасте от 14 до 18 лет заключает авторский договор самостоятельно, но с согласия родителей или попечителей. От имени недееспособного автора, признанного таковым вследствие душевной болезни, действует его опекун. Если авторский договор заключается по поводу использования коллективного произведения, то необходима согласованная воля всех соавторов. При этом все они имеют право принимать участие в согласовании условий и подписании договора, хотя это может сделать и один из них по поручению остальных. Если имеет место работа по подготовке сборника, то, помимо заключения договоров с составителем (составителями), необходимо также заключить договоры со всеми авторами, произведения которых планируется включить в сборник. В практике нередко встречаются случаи, когда лицо, осуществляющее выпуск сборника, пренебрегает заключением таких договоров, предполагая, что согласование всех вопросов с авторами включаемых в сборник произведений является обязанностью составителя. Данная точка зрения ошибочна, поэтому следует учесть, что в случае бездоговорного использования произведения вся ответственность будет возложена именно на организацию, выпустившую сборник, а не на его составителя. После смерти автора договор об использовании произведения может быть заключен с его наследниками. На наследников распространяются все те правила о дееспособности, что и на авторов, которые были рассмотрены выше. Если наследник не один, то для заключения авторского договора необходимо согласие всех наследников. В случае возникновения конфликтной ситуации между наследниками спор между ними передается на разрешение суда по исковому заявлению любого из них. [5 с.137]
Вторая сторона авторского договора - пользователь произведения. Как правило, это специализированная организация, основным родом деятельности которой является осуществление издательских, выставочных и других аналогичных функций. Однако заключение авторских договоров не возбраняется любым иным организациям, при условии, что использование определенных произведений не противоречит их уставным целям. На сегодняшний день практически отсутствуют жесткие рамки специализации пользователей. Однако следует помнить, что для возможности осуществления отдельных правомочий по использованию произведений, например издательской деятельности, публичного показа и распространения аудиовизуальных произведений, пользователю необходимо получить соответствующую лицензию.
В теории авторского права сложилось мнение, что договор, по которому пользователю предоставляются права на произведение не для их использования в точном смысле этого слова по авторскому праву, а с целью удовлетворения личных потребностей, не является авторским. Это относится к организациям, которые не имеют соответствующей лицензии на право заниматься издательской и тому подобной деятельностью, связанной с использованием произведений с целью извлечения прибыли. Правда, это вовсе не означает, что они не могут являться стороной договора заказа. В качестве примера можно привести следующие ситуации: общественная организация вправе заключить авторский договор с писателем на написание истории развития организации или со скульптором на создание памятника и т.п. Данные договоры вполне законны, но по своей сути являются не авторскими, а договорами подряда. Среди ученых, занимающихся вопросами, авторского права, выработалась практически единая позиция о том, что физическое лицо также не может быть пользователем как одной из сторон авторского договора. Те договоры, в рамках которых по заказам отдельных физических лиц создаются творческие произведения, принято квалифицировать в качестве договоров подряда.
Поскольку
авторский договор действует сравнительно
длительный период времени, то не исключена
ситуация с переменой участвующих в обязательстве
лиц. Данный момент имеет определенные
особенности по сравнению с общегражданскими
правилами об уступке права требования
и переводе долга. Если возникает необходимость
замены автора, изменения авторского коллектива,
привлечения соавторов и т. п., то данный
вопрос обычно решается положительно
только с согласия пользователя произведения.
Исключение составляет лишь случай, когда
после смерти автора уже готового произведения
его место занимает наследник в силу прямого
указания закона. Что касается переуступки
прав по авторскому договору, то в соответствии
с действующим законодательством права,
переданные по авторскому договору, могут
передаваться полностью или частично
другим лицам лишь в случае, если это прямо
предусмотрено договором (п. 4 ст. 31 закона). [2
с.68-71]
4.2.
Предмет и объект авторского
права.
Предмет договора есть то, о чем заключается договор. Предмет договора должен быть определенным, в нем точно и недвусмысленно описываются все права и сведения, передаваемые по договору, подробно указывается объем этих прав, порядок, территория, условия их передачи и использования, цель соглашения. Смысл понятия "использование" должен быть раскрыт. Субъекты договорных отношений должны знать, о каких объектах идет речь. В данном разделе должен быть определен вид авторского лицензионного договора (авторский договор о передаче исключительных прав, неисключительных прав) и объем прав, оставляемых за лицензиаром. В ряде случаев для каждого вида использования следует определить свою территорию, например, следует указывать, где лицензиат может производить, а где сбывать продукцию. В зависимости от того, насколько полно и четко сформулировано содержание данного раздела, настолько гармонично будут в дальнейшем развиваться отношения сторон.
Под объектом авторского договора понимается то конкретное произведение, условия использования которого оговариваются сторонами договора. Объектом договора может быть как уже существующее произведение, т.е. наличный объект авторского права, так и будущее произведение, которое еще только предстоит создать. Объектом авторского договора является благо не материальное, хотя и связанное с определенным материальным носителем. Для признания творческого результата объектом авторского права достаточно, чтобы произведение было облечено в любую форму, обеспечивающую его восприятие другими людьми. Авторское право не распространяется на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, предлагаемые решения, открытия, факты. [с. 305]
Авторское право распространяется как на опубликованное произведение, так и на неопубликованные произведения. На произведение, выраженное в устной форме, авторское право распространяется, если произведение доведено до сведения других лиц.
Содержание.
Для возникновения и
4.3. Срок действия авторского договора.
Авторский договор действует в течении жизни автора и 70 лет после его смерти, считая с первого дня года, следующего за годом смерти автора. Исключительное право на произведение созданное в соавторстве, действует до истечения 50-ти лет после смерти последнего из соавторов, считая с первого года, следующего за годом смерти этого соавтора.
На произведение, выпущенное в свет анонимно или под псевдонимом срок действия исключительного права истекает через 70 лет с момента его правомерного опубликования. Если в течении указанного срока автор произведения раскроет свою личность либо его личность не будет более оставлять сомнений, исключительное право будет действовать на общих основаниях.
Авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняется бессрочно.
По истечении срока действия исключительного права на произведение оно переходит в общественное достояние. Произведение, перешедшее в общественное достояние может использоваться любым лицом без чьего-либо разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом должны быть сохранены авторство, имя автора и неприкосновенность произведения. В защиту авторства, имени автора и неприкосновенности произведения перешедшего в общественное достояние, может осуществить любое лицо. [с. 384-388]
5. Содержание авторского договора.
5.1. Форма авторского договора.
Авторский договор должен быть заключен в письменной форме.
В случае, когда авторский договор был заключён без соблюдения требований о простой письменной форме, должны применяться последствия, предусмотренные п.1. ст. 162 Гражданского кодекса РФ. А именно, в этом случае стороны при возникновении спора лишаются права ссылаться в подтверждение сделки и её условий на свидетельские показания, с сохранением права приводить письменные и другие показания.
В устной форме может быть заключён авторский договор об использовании произведения в периодической печати.
При продаже экземпляров программ для ЭВМ и баз данных и предоставлении массовым пользователям доступа к ним допускается применение особого порядка заключения договоров, установленного Законом Российской Федерации «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных».
Анализируя различные формы авторского договора следует отметить, что обеим сторонам в авторском договоре следует стремиться всегда, когда это возможно, заключать авторские договора в письменной форме для более надёжной защиты своих прав.
5.2. Ответственность по авторскому договору.
Сторона,
не исполнившая или ненадлежащим
образом исполнившая
Если автор не представил заказное произведение в соответствии с условиями договора заказа, он обязан возместить реальный ущерб, причиненный заказчику.
Анализируя вышеуказанное, можно отметить, что ответственность по авторскому договору в целом такая же как у договора купли-продажи и иных договоров, предусмотренных Гражданским кодексом РФ.
Кроме того, следует отметить, что, исходя из самого принципа и специфики предметов авторских договоров, стороны нарушавшая свои обязательства чаще всего наносит значительные убытки стороне право которой нарушено. Особенно это относится к пользователю и заказчику творческого произведения. Поэтому при заключении авторского договора следует уделять особое внимание ответственности сторон и ситуациям при которых таковая возникает или может возникнуть.
6. Прекращение авторского договора.
Авторский договор может быть прекращен в связи с невозможностью исполнения, если она вызвана обстоятельством, за которое должник не отвечает (ст. 416 ГК РФ). Если невозможность исполнения авторского договора вызвана обстоятельством, за которое должник несет ответственность, обязательство, возникшее из авторского договора, не прекращается, а видоизменяется, так как вместо обязанности исполнить обязательство наступает ответственность должника за неисполнение обязательства. При этом пользователь несет ответственность и за случайно наступившую невозможность использования произведения. Следует учитывать, что невозможность исполнения как обстоятельство, прекращающее действие авторского договора, должна носить окончательный, а не временный характер. Бремя доказывания обстоятельств, вызвавших невозможность исполнения, лежит на той стороне договора, которая ссылается на наличие данных обстоятельств. Основанием прекращения авторского договора может быть смерть автора или ликвидация юридического лица, выступавшего в качестве стороны договора (ст. 418—419 ГК РФ). Смерть автора прекращает существующее обязательство постольку, поскольку исполнение, т.е. создание и доработка произведения, не может быть произведено без личного участия самого автора. Если произведение уже практически готово для использования, для прекращения договора нет достаточных оснований. Конечно, решающее значение в указанной ситуации имеет позиция заказчика, который почти всегда может сослаться на необходимость участия автора в доработке произведения и подготовке его к использованию. Но в принципе закон не требует в этих условиях заключения нового договора с наследниками, которые, в свою очередь, не вправе на этом настаивать. В данном случае происходит правопреемство, в результате которого умершего автора замещают в договоре его наследники. Лишь в том случае, если умерший автор не имел наследников по закону и не оставил завещания, авторский договор автоматически прекращается, поскольку закон предусматривает прекращение авторского права, переходящего по праву наследования к государству. Ликвидация юридического лица, под которой понимается его прекращение без правопреемства, аннулирует в установленном законом порядке все обязательства данного юридического лица, включая и возникшие из заключенных им авторских договоров. Разумеется, это не освобождает заказчика от ответственности за неисполнение тех его обязанностей, которые должны были быть исполнены им ранее. При реорганизации юридического лица авторский договор не прекращается и должен быть исполнен правопреемником.