Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 15:10, реферат
Автору настоящей работы удалось проследить “жизненный путь” созданных им в свое время статей, периодически отстаивая правовыми методами свои авторские права. Общая статистика такова: на сегодняшний день имеется более 30 публикаций автора в печатных и электронных средствах массовой информации. Часть из них размещена на информационных серверах российского сегмента Интернета (Рунета). К сожалению, уважение чужих прав в российской части Сети (а также наших соотечественников за рубежом) находится на таком уровне, что автору достоверно известно о более 50 нелегальных публикациях его материалов в Сети, причем более 40 случаев приходятся на одну статью (подробнее см.: http://www.internet-law.ru/articles/index.htm#K).
Актуальность
Злободневность
Автору настоящей работы
удалось проследить “жизненный путь”
созданных им в свое время статей,
периодически отстаивая правовыми
методами свои авторские права. Общая
статистика такова: на сегодняшний
день имеется более 30 публикаций автора
в печатных и электронных средствах
массовой информации. Часть из них
размещена на информационных серверах
российского сегмента Интернета (Рунета).
К сожалению, уважение чужих прав
в российской части Сети (а также
наших соотечественников за рубежом)
находится на таком уровне, что
автору достоверно известно о более
50 нелегальных публикациях его
материалов в Сети, причем более 40 случаев
приходятся на одну статью (подробнее
см.: http://www.internet-law.ru/
Во всех известных случаях статьи публиковались (порой в некорректной редакции) без разрешения автора и соблюдения иных условий авторского права, обычно без упоминания имени автора или же обретали другого автора.
Приведу несколько примеров. Так, одна региональная газета, объединила под общим названием отдельные части нескольких статьей незнакомых между собой авторов. Надо признать, что при создании единого заголовка для компиляции статей редакция газеты даже не потрудилась проявить творчество, а использовала название раздела на сайте, где находились указанные статьи. Краткий просмотр нескольких номеров газеты показал, что из 33 статей 20 не имели указаний авторов.
А вот другой пример: на одной
из “домашних страничек” автор
обнаруживает свою статью. Хозяин “странички”
утверждает, что разрешение на размещение
этой статьи он получил от автора (!)
и даже заплатил ему за это. Жаль,
не удалось найти этого “автора”..
Или такой случай: некий адвокат М.С., оказывающий услуги, в том числе в сфере авторского права, разместил у себя на сайте чужие статьи (“для собственных нужд”). Трудно было спорить с адвокатом, у которого слово “адвокат” на титульной странице сайта было написано с ошибкой!
Забегая вперед, скажу, что с большинством нарушителей основные вопросы уже улажены, в том числе с выплатой установленной законом компенсации. Но это - сейчас, а пару лет назад все было по-другому...
регулирование разногласий
Упоминая небольшой
Поскольку “домашние странички”
обычно размещаются на серверах компаний,
бесплатно предоставляющих
Первый контрафактный экземпляр был обнаружен в США (1999 г.) среди русскоязычных страниц “Hack School” на сайте фирмы “Fortunecity Community”. Из-за отсутствия связи с владельцем этой “школы”, пришлось обратиться к вышестоящему сайтовладельцу, т. е. к фирме “Fortunecity Community”. Представитель фирмы попросил представить доказательства контрафактности статьи. Убедившись в обоснованности обвинения и основываясь на том, что “Hack School” содержала хакерскую информацию и соответствующее программное обеспечение, сайтовладелец прекратил существование “школы” через два часа после описанного обращения. И хотя о достоинствах столь резкого и быстрого решения можно спорить, тем не менее был создан очередной прецедент успешного международного сотрудничества в области защиты авторских прав.
Контрафактные экземпляры неоднократно
попадались на отечественных серверах,
бесплатно предоставляющих
Рассматривая опыт общения
с владельцами сайтов-
Со стороны потенциальных ответчиков выдвигались различные аргументы о законности размещения материалов: это и “размещение для собственных нужд”, и использование “динамических страниц” и ряд других.
В конце концов, компании, рассмотрев выдвинутые обвинения и представленные в их подтверждение доказательства, после сравнительно непродолжительных переговоров на досудебной стадии признавали выдвинутые обвинения и выплачивали установленную законом компенсацию.
Доказательственная база
В процессе подготовки к
возможному судебному разбирательству
была использована серия доказательств,
к числу которых (согласно ст. 49 ГПК
РСФСР) относятся “любые фактические
данные, на основе которых в определенном
законом порядке суд
Кстати, учитывая актуальность
тематики, следует отметить, что, уточняя
источники получения
Не рассматривая весь подготовленный комплекс доказательств, целесообразно остановиться только на наиболее важных и интересных из них. Прежде всего, полагая, что потенциальный “ответчик” легко может удалить контрафактную публикацию, заранее были подготовлены заверенные распечатки поисковых систем “Апорт” и “Яндекс”.
Кроме того, в целях обеспечения доказательств, целесообразно заручиться результатами экспертизы Центра независимой и комплексной экспертизы и сертификации систем и технологий. Назначить проведение экспертизы полномочен нотариус.
Когда потенциальный ответчик
апеллировал к неприменимости российского
права к Рунету вообще и сетевым
публикациям в частности, то уместным
было ознакомление его с приводимыми
ниже выдержками из письма Министерства
Российской Федерации по делам печати,
телерадиовещания и средств массовых
коммуникаций (полный текст “переписки”
см.: http://www.internet-law.ru/
МПТР России об авторском праве в Сети
В письме к Министерству Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций (далее – МПТР России) были поставлены вопросы, ответы на которые приводятся ниже и снабжены небольшими авторскими комментариями.
1. Является ли авторская
работа (статья), размещенная на сайте
в Интернете, объектом
МПТР России: “По мнению МПТР России, авторская работа (статья), размещенная на сайте в Интернете, является объектом авторского права в случае, если она является произведением в смысле ст. 5, 6 и 7 Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах”.
Комментарий. Ст. 5 Закона РФ
“Об авторском праве и смежных
правах” (далее – Закон) определяет,
что авторское право
Ст. 6 Закона определяет объект авторского права, указывая, что “авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения. Авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме...”. Далее указывается, что, во-первых, “авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты” и, во-вторых, “авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено”.
В ст. 7 Закона дается неполный перечень произведений, являющихся объектами авторского права (первыми в списке - литературные произведения), чем, собственно говоря, и являются сетевые публикации. Во всяком случае, к указанным в ст. 8 произведениям, не являющимся объектами авторского права (перечень исчерпывающий), они никак не относятся.
Таким образом, электронная статья однозначно является объектом авторского права со всеми вытекающими из этого последствиями.
2. Является ли обнародованием,
публикацией размещение
МПТР России: “Размещение авторской работы, являющейся авторским произведением в соответствии с Законом, на сайте в Интернете является обнародованием, поскольку делает произведение доступным для всеобщего сведения”.
Комментарий. Целесообразно, пользуясь Законом, рассмотреть разницу в “обнародовании” и “публикации” статьи. Итак, согласно ст. 4 Закона обнародование произведения – это осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом, а опубликование (выпуск в свет) - выпуск в обращение экземпляров произведения, фонограммы с согласия автора произведения, производителя фонограммы в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения, фонограммы.
МПТР России вопрос о публикации оставило без внимания. Жаль! Его решение - не бесспорно. С одной стороны, есть черты опубликования, а с другой - они не все.
Кстати, при размещении чужих
материалов на сайте иногда прикрываются
ст. 18 рассматриваемого Закона, где
указано, что допускается без
согласия автора и без выплаты
авторского вознаграждения воспроизведение
правомерно обнародованного произведения
исключительно в личных целях. Однако
на основании всего
3. Когда пользователь
обращается к тому или иному
материалу, находящемуся на
МПТР России: “Копия авторского
произведения, получаемая из Интернета,
является экземпляром произведения
в случае, если осуществляется ее запись
на жесткий диск компьютера пользователя,
т.е. копия изготавливается в