Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 12:34, курсовая работа
Подведомственность (предметная компетенция) - круг дел, отнесённых федеральным законом к рассмотрению и разрешению системы арбитражных судов. Общие правила о подведомственности дел арбитражному суду установлены ст. 27 АПК РФ, согласно которой арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Содержание:
Подведомственность (предметная компетенция)
- круг дел, отнесённых федеральным
законом к рассмотрению и
В зависимости от того, относит ли закон разрешение определенной категории дел к ведению исключительно каких-либо одних органов или нескольких различных органов, подведомственность подразделяется на специальную и множественную.
К специальной подведомственности дел арбитражным судам, при рассмотрении которых субъектный состав не имеет значения, в силу закона отнесены споры, указанные в п. п. 1 - 6 ч. 1 ст. 33 АПК РФ:
-
о несостоятельности (
- по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций;
-
по спорам об отказе в
-
по спорам между акционером
и акционерным обществом,
участниками иных
-
о защите деловой репутации
в сфере предпринимательской
и иной экономической
-
другие дела, возникающие
при осуществлении
Множественная подведомственность в зависимости от способа выбора из нескольких юрисдикционных органов, которым дело подведомственно по закону, может подразделяться на договорную, императивную и альтернативную.
Договорная подведомственность - определяемая взаимным соглашением сторон.
Императивная подведомственность - дело рассматривается несколькими юрисдикционными органами в определенной законом последовательности.
Императивной
подведомственностью
- дело до передачи в арбитражный суд подлежит рассмотрению в соответствии с федеральным законом или договором сторон в обязательном претензионном порядке;
-
когда федеральным законом
Заинтересованное в разрешении спора лицо вправе по своему усмотрению обратиться к любому из органов, названных в законе; при обращении за разрешением спора во внесудебном порядке в соответствии с правилами альтернативной подведомственности, заинтересованное лицо не лишается права на обращение в суд.
В АПК РФ нет оснований для отказа в принятии искового заявления (в том числе и в связи с неподведомственностью), поскольку установление обстоятельств дела, свидетельствующих об отсутствии права на обращение в суд, может производиться только в судебном заседании и быть основанием для прекращения производства по делу (п. 1 ст. 150 АПК РФ). Временная неподведомственность дела арбитражному суду, связанная с несоблюдением претензионного порядка, является основанием либо для оставления заявления без движения (п. 1 ст. 128 АПК РФ), либо для оставления заявления без рассмотрения (п. 2 ст. 148 АПК РФ).
Основные критерии
1)
характер спорного правоотношения,
которое должно носить
гражданский, административный
2)
экономический характер спора
- отражает содержание спорного
правоотношения и
Дополнительными критериями определения подведомственности дела арбитражному суду могут выступать спорность либо бесспорность права, наличие соглашения сторон, а также характер оспариваемого правового акта (имеет ли он нормативный либо ненормативный характер):
1)
спорность либо бесспорность
права - разграничивает подведомственность
юридических дел между
арбитражными судами, органами
государственной власти, осуществляющими
регистрацию юридических
2)
наличие договора между
сторонами спора - разграничивает
подведомственность между
-
спор должен вытекать из
-
спор должен быть одновременно
подведомствен арбитражному
-
соглашение сторон о передаче
спора на разрешение
3)
в зависимости от того,
носит правовой акт нормативный
или ненормативный характер
при определении
Еще
одним видом осуществления
Правом направления обращения в арбитражный
суд наделен ограниченный круг прокуроров:
Генеральный прокурор Российской Федерации,
его заместители, прокуроры или заместители
прокуроров субъектов Российской Федерации,
а также приравненные к ним прокуроры
и их заместители. Данный перечень является
исчерпывающим; прокурору, который не
вправе обращаться в арбитражный суд,
отказывается в приеме заявления, при
выявлении же этого факта в процессе разбирательства
арбитражный суд прекращает производство
по делу.
Тем не менее некоторые особенности данного
направления надзора необходимо знать
всем прокурорским работникам, поскольку
Генеральный прокурор РФ возложил ответственность
за своевременную и качественную подготовку
проектов исковых заявлений не только
на подразделения прокуратур субъектов
Российской Федерации, обеспечивающих
участие прокурора в арбитражном процессе,
но и на прокуроров районов (городов).
При этом обязанность выявления данных,
свидетельствующих о необходимости подготовки
указанных проектов, лежит не только на
прокурорах, осуществляющих надзор за
исполнением законов, но и на сотрудниках,
чьей функцией является надзор за законностью
судебных постановлений по уголовным
и гражданским делам, и даже - на работниках,
занятых расследованием уголовных дел.
Если указанные лица обнаруживают факты
нарушения закона, требующие данной меры
прокурорского реагирования, они должны
подготовить проект искового заявления,
который вместе с необходимыми материалами
затем направляется в соответствующее
подразделение вышестоящей прокуратуры.
Участие прокурора в арбитражном процессе
осуществляется путем реализации предоставленных
ему законом прав как на обращение в арбитражный
суд, так и на вступление в дело, рассматриваемое
арбитражным судом, на любой стадии арбитражного
процесса.
Прокурор вправе обратиться в арбитражный
суд:
- с заявлением об оспаривании нормативных
и ненормативных правовых актов органов
государственной власти Российской Федерации,
органов государственной власти субъектов
Российской
Федерации, затрагивающих права и законные
интересы организаций и граждан в сфере
предпринимательской и иной экономической
деятельности. Надо отметить, что арбитражному
суду
также подведомственно рассмотрение заявлений
прокуроров о признании недействительными
актов,
адресованных конкретным лицам или группе
лиц по мотивам противоречия их закону
и нарушения ими
прав и охраняемых законом интересов организаций
и граждан-предпринимателей;
- с иском о признании недействительными
сделок, совершенных органами государственной
власти Российской Федерации, органами
государственной власти субъектов Российской
Федерации,
органами местного самоуправления, государственными
и муниципальными унитарными предприятиями,
государственными учреждениями, а также
юридическими лицами, в уставном капитале
(фонде) которых
есть доля участия Российской Федерации,
доля участия субъектов Российской Федерации
или доля
участия муниципальных образований;
- с иском о применении последствий недействительности
сделки, совершенной органами
государственной власти Российской Федерации,
органами государственной власти субъектов
Российской Федерации, органами местного
самоуправления, государственными и муниципальными
унитарными предприятиями, государственными
учреждениями, а также юридическими лицами,
в
уставном капитале (фонде) которых есть
доля участия Российской Федерации, доля
участия субъектов
Российской Федерации или доля участия
муниципальных образований.
Положение прокурора в арбитражном процессе
сходно с его процессуальным положением
при участии в рассмотрении гражданских
дел судами общей юрисдикции.
Прокурор, обратившийся в арбитражный
суд, пользуется процессуальными правами
и несет
процессуальные обязанности истца. Вместе
с тем положение прокурора в арбитражном
процессе имеет свои особенности:
- прокурор не обязан принимать предусмотренные
законом для хозяйствующих субъектов
меры к
непосредственному урегулированию спора;
- исковое заявление прокурора не оплачивается
государственной пошлиной, а сам прокурор
освобождается от обязанности по уплате
судебных расходов;
- к прокурору не может быть предъявлен
встречный иск;
- прокурор не может закончить процесс,
заключив мировое соглашение.
Прокурор вправе отказаться от предъявленного
им иска, однако это не лишает истца, если
он участвует в деле, права требовать рассмотрения
дела по существу.
Вместе с тем отказ истца от иска, заявленного
в его интересах прокурором, влечет оставление
иска без рассмотрения.
В каких же случаях прокурор должен использовать
исковое заявление в арбитражный суд как
средство надзора за соблюдением законов?
1. Когда есть объективные основания полагать,
что реагирование в иной форме - внесение
представления или принесение протеста
- не повлечет своевременного и полного
устранения
нарушений законности.
2. Для предотвращения вреда государственным
или публичным интересам путем принятия
арбитражным судом по заявлению прокурора
мер по обеспечению иска, если органы или
должностные
лица, допустившие нарушения закона, отказываются
принять меры по добровольному устранению
правонарушения и его последствий.
В отдельных случаях прокурор может предъявить
иск в интересах организации или гражданина-предпринимателя,
если ответчиком нарушены не только права
истцов, но и затронуты государственные
или общественные интересы, например при
срыве выпуска социально значимой продукции,
нарушении нормальной эксплуатации объектов
транспорта, энергетики, оборонного комплекса,
медицинских и образовательных учреждений,
создании предпосылок для экологических
катастроф, серьезных социальных конфликтов.
Надо считать безусловно необходимым
вмешательство прокурора для защиты государственных
и общественных интересов в следующих
случаях:
1. Неспособность юридического лица уплатить
свои долги, включая налоговые и иные платежи
государству и местным органам, вследствие
превышения обязательств должника над
его активами или
неудовлетворительной структуры баланса.
Внешним признаком такой неспособности
может являться
приостановление должником текущих платежей
- неоплата требований в течение трех месяцев
с
момента наступления срока.
Показателями структуры баланса неплатежеспособных
предприятий являются неудовлетворительными:
- коэффициент текущей ликвидности;
- коэффициент обеспеченности собственными
активами;
- коэффициент восстановления (утраты)
платежеспособности.
Надо иметь в виду, что прокурор вправе
обратиться в арбитражный суд с заявлением
о несостоятельности (банкротстве) коммерческого
банка или кредитного учреждения только
после отзыва лицензии Центральным банком
РФ.
2. Выявление нарушений бюджетных, межбюджетных
и налоговых отношений.
3. Занятие запрещенными видами деятельности
либо занятие коммерческой деятельностью,
на
осуществление которого необходимо разрешение
(лицензия).
4. Нарушение законодательства о приватизации
государственного или муниципального
имущества.
5. Нарушение природоохранного законодательства,
связанное с причинением ущерба
окружающей среде и вреда здоровью людей.
6. Невыполнение обязательств в пользу
государства, если это привело или могло
привести к
срыву крупных инвестиционных проектов
или целевых программ.
7. Несоответствие учредительных документов
юридических лиц требованиям законодательства
и нарушение установленного порядка их
образования и государственной регистрации,
носящие
необратимый характер.
8. Для защиты интересов государственных
и муниципальных предприятий, когда они
сами по
объективным причинам не могли обратиться
с иском либо такое обращение не последовало
из-за
недобросовестности руководителей или
других должностных лиц.
Остается добавить, что прокурор, обратившийся
с заявлением, апелляционной или кассационной
жалобой в арбитражный суд не по месту
нахождения данной прокуратуры, если в
деле не обеспечено участие подчиненных
ему работников, одновременно с направлением
материалов в суд должен выслать копии
документов соответствующему прокурору
субъекта Российской Федерации с извещением
о необходимости участия в процессе сотрудников
возглавляемой им прокуратуры, а также
проинформировать об указанном извещении
арбитражный суд.
Прокурор, получивший такое извещение,
должен обеспечить участие представителя
прокуратуры в арбитражном процессе и
незамедлительно известить прокурора,
направившего заявление или жалобу, о
результатах их рассмотрения.
Одной из наиболее значимых гарантий прав лиц, участвующих в деле, обеспечивающих эффективность и справедливость правосудия, является проверка законности судебных актов арбитражных судов первой (за исключением решений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации) и апелляционной инстанций, вступивших в законную силу, в кассационном порядке.
Право на кассационное обжалование имеют:
— лица, участвующие в деле, состав которых определен в статье 40 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации;
—
представители лиц, участвующих
в деле, уполномоченные на совершение
такого действия согласно статье 62 Арбитражного
процессуального кодекса
— лица, не привлеченные к участию в деле, если вынесенным решением или постановлением был решен вопрос об их правах и обязанностях;
В
соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального
конституционного закона «Об арбитражных
судах в Российской Федерации» Федеральный
арбитражный суд Восточно-
— Арбитражным судом Республики Бурятия;
— Арбитражным судом Иркутской области;
—
Арбитражным судом
— Арбитражным судом Республики Саха (Якутия);
— Арбитражным судом Республики Тыва
— Арбитражным судом Республики Хакасия
—
Арбитражным судом
—
Третьим арбитражным
—
Четвёртым арбитражным
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд первой инстанции. Арбитражный суд, принявший решение, обязан направить кассационную жалобу вместе с делом в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в трехдневный срок со дня поступления жалобы в суд.