Антимонопольные органы, их задачи, функции и полномочия

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 15:20, контрольная работа

Описание работы

В состав антимонопольных органов РФ входят Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные подразделения.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы.

Содержание

Введение. 3
1. История антимонопольного регулирования. 4
2. Антимонопольные органы их компетенция и структура. 5
3. Задачи и функции антимонопольных органов. 8
4. Полномочия федерального антимонопольного органа и его территориальных органов. 11
5. Связь полномочий антимонопольных органов с их задачами. 16
Заключение. 17
Список литературы. 18

Работа содержит 1 файл

Антимонопольные органы, задачи и полномочия.docx

— 149.75 Кб (Скачать)

 

 

Содержание

 

Введение. 3

1. История антимонопольного регулирования. 4

2. Антимонопольные органы их компетенция и структура. 5

3. Задачи и функции антимонопольных органов. 8

4. Полномочия федерального антимонопольного органа   и его территориальных органов. 11

5. Связь полномочий антимонопольных органов с их задачами. 16

Заключение. 17

Список литературы. 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

В состав антимонопольных  органов РФ входят Федеральная антимонопольная  служба  и ее территориальные  подразделения.

Федеральная антимонопольная  служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы.

Помимо  этого, ФАС России осуществляет контроль за соблюдением законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, выполняет функции по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.

Федеральная антимонопольная служба создана  в соответствии с Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004. Положение  о Федеральной антимонопольной  службе принято Правительством России 29 июля 2004 г. ФАС России - федеральный  орган исполнительной власти, руководство  деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации.

В настоящее время антимонопольный  контроль в регионах Российской Федерации  осуществляют 82 территориальных подразделения  Федеральной антимонопольной службы. Численность работников службы в  регионах составляет 2576 человек. Численность  работников центрального аппарата составляет 614 человек. Основная часть руководителей управлений и отделов ФАС России - люди в возрасте от 27 до 35 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. История антимонопольного регулирования.

 

В 1990 был образован Государственный  комитет РСФСР по антимонопольной  политике и поддержке новых экономических структур в соответствии с Законом Российской Советской Социалистической Федеративной Республики "О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР". Председателем Комитета был назначен Валерий Петрович Черногородский. 

В 1992 году в целях обеспечения развития рыночных отношений и конкуренции  в Российской Федерации утверждено новое Положение о Государственном  комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (добавлены задачи и функции), а численность работников центрального аппарата увеличена. В ноябре 1992 года Председателем Комитета назначен Леонид Арнольдович Бочин.

В марте 1997 года Государственный комитет  Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур преобразован в Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации. В августе 1997 года Председателем Комитета назначена Наталья Евгеньевна Фонарева.

22 сентября 1998 года Указом Президента Российской  Федерации были упразднены ряд  комитетов и служб, занятых  антимонопольным регулированием, на  их месте образовано Министерство  Российской Федерации по антимонопольной  политике и поддержке предпринимательства (МАП России). Министром назначен Геннадий Максимович Ходырев. В мае 1999 года министром стал Илья Артурович Южанов.

9 марта  2004 года Министерство было упразднено, а его полномочия переданы  другим ведомствам. Принадлежавшие МАП России функции федерального антимонопольного органа, контроля над деятельностью естественных монополий и над соблюдением законодательства о рекламе перешли к вновь образованной Федеральной антимонопольной службе, являющейся сегодня главным антимонопольным органом.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Антимонопольные органы их компетенция и структура.

 

В соответствии с Федеральным  законом № 135-ФЗ «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года государственную политику по содействию развития товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции проводит федеральный орган исполнительной власти – федеральный антимонопольный орган. Таким образом, федеральный антимонопольный орган фактически действует в двух основных направлениях. Во-первых (и это основная цель его деятельности), он проводит государственную политику, направленную на демонополизацию экономики Российской Федерации на федеральном уровне, в отдельных отраслях и регионах, на формирование, развитие и эффективное функционирование товарных рынков в их многообразных продуктовых и географических границах. Во-вторых (и это, скорее, обеспечивающая задача), федеральный антимонопольный орган обеспечивает предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, т.е. устранение неблагоприятных последствий для развития конкуренции и нормального функционирования рынка, вызванных действиями и соглашениями хозяйствующих субъектов и органов исполнительной власти и местного самоуправления.

Под предупреждением монополистической  деятельности понимается комплекс мер, правовых условий, в которых появление  монополизма и концентрация рыночной власти у отдельных хозяйствующих  субъектов становятся невозможными в силу собственностей товарного рынка (демонополизация экономики, устранение барьеров входа на рынок, либерализация внешней торговли, деконцентрация рынков и расширение их географических границ).

Ограничение монополистической  деятельности - собственно правоприменительная  деятельность антимонопольного органа по выявлению фактов нарушения запретов и иных ограничений, установленных  антимонопольным законодательством, возбуждение и рассмотрение дел и принятие по ним решений, обязательных для нарушителей, контроль за исполнением решений и предписаний.

Федеральный антимонопольный  орган входит в структуру федеральных  органов исполнительной власти, формируемую в порядке, установленном Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О правительстве Российской Федерации».

Территориальные органы федерального антимонопольного органа независимы не только в организационно-структурном, но и в финансовом отношении, поскольку  финансируются из федерального бюджета.

Законом не предусмотрены  какие-либо ограничения в отношении  количества, структуры и местоположения территориальных органов федерального антимонопольного органа, однако традиционной стала практика их формирование в соответствии с административно-территориальным деление РФ.

Структура Федеральной антимонопольной  службы России представлена на рисунке 1.

 

 

При ФАС России действует  Общественно-консультативный совет, в который входят представители  некоммерческих организаций, объединений  предпринимателей. Совет проводит мониторинг деятельности ФАС России, вырабатывает рекомендации по совершенствованию антимонопольного законодательства и практики пресечения его нарушений. Аналогичные советы действуют в территориальных управлениях ФАС России. При ФАС России действуют также экспертные советы по отдельным направлениям деятельности службы, в частности:

  • Экспертный совет по рекламе,
  • Экспертный совет по недобросовестной конкуренции,
  • Экспертный совет по защите конкуренции на рынке финансовых услуг,
  • Экспертный совет по электроэнергетике,
  • Экспертный совет по вопросам связи,
  • Экспертный совет по агропромышленному комплексу,
  • Экспертный совет по развитию конкуренции в сфере ЖКХ,
  • Экспертный совет по поддержке малого и среднего предпринимательства.

 

В состав Экспертных советов  входят участники рынков, представители  некоммерческих организаций и контролирующих органов власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Задачи и  функции антимонопольных органов.

 

Основные задачи и цели федерального антимонопольного органа, а также ответственность его должностных лиц определяются Законом  и иными нормативными актами РФ.

К основным задачам федерального антимонопольного органа, непосредственно  указанным в Законе, относятся:

        • содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;
        • предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
        • государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

Федеральный антимонопольный  орган выполняет следующие основные функции, прямо перечисленные в  Законе «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ:

1) обеспечивает  государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;

2) выявляет нарушения  антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;

3) предупреждает  монополистическую деятельность, недобросовестную  конкуренцию, другие нарушения  антимонопольного законодательства  федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;

4) осуществляет  государственный контроль за экономической концентрацией в сфере использования земли, недр, водных и других природных ресурсов, в том числе при проведении торгов, в случаях, предусмотренных федеральными законами.

С 01 февраля 2010 года ФАС России также осуществляет контроль за соблюдением антимонопольных требований, установленных Федеральным законом «О государственном регулировании торговой деятельности в Российской Федерации»  № 381-ФЗ от 28 декабря 2009 года.

В соответствии с приказом ФАС РФ от 26.01.2011 года № 30 «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы» уточнены полномочия территориального органа Федеральной антимонопольной службы, в соответствии с которым территориальный орган ФАС РФ осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказанию услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказанию услуг по государственному оборонному заказу).

К новым полномочиям территориального органа отнесен контроль за соблюдением организациями, обязанными осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, требований о заключении и исполнении договора об установке, замене, эксплуатации данных приборов, порядка его заключения, а также требований о предоставлении предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов. Данные полномочия осуществлялись непосредственно ФАС.

Для содействия развитию товарных рынков и конкуренции, поддержки предпринимательства и демонополизации федеральный антимонопольный орган может направлять соответствующим федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти  субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендации:

  • о предоставлении льготных кредитов, а также об уменьшении налогов ил освобождении от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на рынок определенного товара;
  • об изменении сфер применения свободных, регулируемых и фиксированных цен;
  • о создании и развитии параллельных структур в сферах производства и обращения, в том числе за счет централизованных инвестиций и кредитов;
  • о финансировании предприятий по расширению выпуска товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;
  • о привлечении иностранных инвестиций, создании организаций с иностранными инвестициями и свободных экономических зон;
  • о лицензировании экспортно-импортных операций и изменении таможенных тарифов;
  • о внесении изменений в перечни видов деятельности, подлежащих лицензированию, и  порядок лицензирования.

Информация о работе Антимонопольные органы, их задачи, функции и полномочия