Акты
прокурорского реагирования
Постановление
прокурора (его заместителя), выносимое
при осуществлении общего надзора,—
это документ, которым в отношении
должностного лица или гражданина возбуждается
дисциплинарное производство, производство
об административном правонарушении или
уголовное дело.
Постановление
о возбуждении дисциплинарного
производства или производства об административном
правонарушении, если оно направлено
одному органу или должностному лицу,
может быть вынесено одновременно в
отношении нескольких лиц, допустивших
данное нарушение. В нем обосновывается
наличие состава дисциплинарного
или административного проступка
и делается ссылка на нарушенную норму
и норму, по которой нарушитель подлежит
привлечению к ответственности.
До вынесения постановления от привлекаемых
к ответственности лиц требуются
письменные объяснения; протокол об административном
правонарушении в дополнение к постановлению
не составляется.
Постановление
о возбуждении уголовного дела направляется
органам дознания или предварительного
бедствия.
Постановление
о возбуждении дисциплинарного
производства должно быть рассмотрено
органом или должностным лицом
в десятидневный срок после его
поступления, постановление о возбуждении
производства об административном правонарушении
рассматривается в течение десяти
дней, если законом не предусмотрен
более короткий срок.
Если
орган или должностное лицо приходит
к выводу о необоснованности постановления
прокурора, то принимается решение
об отказе в привлечении к дисциплинарной
ответственности или о прекращении
дела об административном правонарушении.
При рассмотрении постановления
орган или должностное лицо вправе
вместо наложения дисциплинарного
взыскания передать материалы трудовому
коллективу или его органу для
применения мер общественного воздействия,
а вместо наложения административного
взыскания — передать материалы
по месту работы на рассмотрение товарищеского
суда, комиссии по борьбе с пьянством,
общественной организации или трудовому
коллективу.
При
несогласии с результатами рассмотрения
постановления прокурор в пределах
срока давности привлечения к
ответственности направляет постановление
о возбуждении дисциплинарного
производства вышестоящему органу или
должностному лицу либо опротестовывает
постановление о прекращении
дела об административном правонарушении.
Закон
не обязывает орган или должностное
лицо сообщать прокурору о результатах
рассмотрения постановления о возбуждении
дисциплинарного производства или
производства об административном правонарушении.
Однако прокурор может на основании
закона о прокуратуре истребовать
копию акта изданного по результатам
рассмотрения постановления, или получить
информацию в иной форме.
Все
вышеперечисленные документы прокурорского
реагирования составляются в соответствии
с определенными требованиями. «В
протесте, представлении, предписании
или постановлении прокурора
обязательно указывается, кем и какое
положение закона нарушено, в чем состоит
нарушение и что и в какой срок должностное
лицо или орган должны предпринять к его
устранению.»
В
документах прокурорского реагирования
надлежит указывать:
а)
кем допущено нарушение закона;
б)
какое его положение нарушено;
в)
в чем состоит нарушение;
г)
что следует предпринять для
его устранения;
д)
в какой срок нарушение должно
быть устранено.
Требование
об указании лица, совершившего правонарушение
не относится к постановлению о возбуждении
уголовного дела - в нем могут быть названы
только признаки преступления. Ссылаясь
на положение закона, которое нарушено,
прокурор называет его статью (часть, пункт).
Изложение нарушения закона означает
описание его фактической стороны. Указание
о том, что необходимо предпринять должностному
лицу или органу для устранения нарушения,
дается в виде требований. Срок устранения
нарушения определяется законом Украины
«О прокуратуре», применительно к предписанию
он может быть конкретизирован прокурором.
Документ
прокурорского реагирования включает
в себя:
1)
вводную часть — фамилию, инициалы
и должность лица или наименование
органа, которому адресуется документ,
название документа, дату и
место его вынесения, а применительно
к постановлению — должность,
классный чин, фамилию, инициалы
прокурора или его заместителя;
2)
описательно-мотивировочную часть
— источник информации о нарушении
закона, кем и какое его положение
нарушено, в чем состоит нарушение,
ссылка на норму, которой руководствуется
прокурор;
3)
заключительную (резолютивную) часть—указание
на то, что необходимо предпринять
для устранения нарушения законы,
причин нарушения и способствующих
ему условий ( в протесте, предписании,
представлении), в отношении кого возбуждается
дисциплинарное производство или производство
об административном правонарушении,
какому должностному лицу или органу документ
направляется для рассмотрения или кому
поручается расследование уголовного
дела. В документе указывается также, что
он подлежит обязательному рассмотрению
в установленный законом срок и о результатах
должно быть сообщено прокурору, разъясняется
право на обжалование (в предписании).
Документ
должен быть подписан прокурором (его
заместителем ) с указанием должности,
классного чина, фамилии и инициалов.
К
документу могут быть приложены
материалы, подтверждающие изложенные
в нем выводы и требования. Кроме
общих, к документам прокурорского
реагирования предъявляются и специальные
требования .
Копии
документов прокурорского реагирования
безотлагательно высылаются вышестоящим
прокурорам. Это позволяет своевременно
направлять подчиненным прокурорам
замечания по документам или отказывать
их. Поводом к отзыву могут быть,
во-первых, необоснованные принесение
протестов, внесение предписаний и представлений,
вынесение постановлений и, во-вторых,
несоблюдение требований изложенных выше.
В первом случае отзываются как рассмотренные,
так и нерассмотренные документы, во втором
_ только нерассмотренные. Предписание
можно также отозвать в связи с рассмотрением
поданной на него жалобы. При отзыве рассмотренного
документа устраняются последствия нарушения
закона, допущенного в связи с выполнением
необоснованных требований прокурора
(признается утратившим силу приказ об
отмене опротестованного прокурором акта,
отменяется наложенноедисциплинарное
взыскание и т.д.).
Указание
вышестоящего прокурора об отзыве документа
реагирования исполняется безотлагательно.
Документ, внесенный заместителем прокурора,
может быть отозван прокурором. Убедившись
в необоснованности внесения документа
реагирования или несоблюдении предъявляемых
к нему требований, прокурор должен отозвать
его по собственной инициативе.
Виды
актов прокурорского реагирования
- Протест.
- Представление
прокурора.
- Постановление
прокурора.
- Предписания
прокурора.
- Официальный
предупреждение.
1.Протест
– акт прокурорского надзора,
который приносит прокурор или
его заместитель на противоречащие
законодательству акты и решения
(действия) РОГУ и иных государственных
организаций, подчиненных СовМину,
местных представительных, исполнительных
и распорядительных органов, других
организаций, д.л. и и.п.. Протест
приносится в государственный орган или
иную организацию д.л. или и.п., принявшим
противоречащим законодательству правовой
акт или решение (совершившим незаконные
действия), либо в суд. В протесте прокурор
или его заместитель требуют отмены либо
изменения противоречащих законодательству
правового акта, решений или прекращение
незаконного действия. Протест подлежит
обязательному рассмотрению соответствующим
государственным органом, иной организацией,
д.л. или и.п. не позднее, чем в 10-дневный
срок с момента его поступления, а местными
представительными органами, на ближайшей
сессии. При исключительных обстоятельствах,
требующих немедленного устранения нарушений
законодательства, прокурор или его заместитель
вправе установить сокращенный срок рассмотрения
протеста. О результатах рассмотрения
протеста незамедлительно сообщается
прокурору или его заместителю в письменной
форме. Принесение протеста приостанавливает
исполнение опротестованных правового
акта или решения (действия). При рассмотрении
протеста коллегиальным органом, прокурору
или его заместителю заранее сообщается
о дне, времени и месте проведения заседания.
Прокурор или его заместитель, а также
по их поручению другой прокурорский работник,
вправе принимать участие в рассмотрении
протеста. Протест до его рассмотрения
может быть отозван принесшим его прокурором
или его заместителем, вышестоящим прокурором.
В случае отклонения протеста прокурора
или его заместителя, принесенного в порядке,
предусмотренном законодательством, за
исключением протеста на судебные постановления,
либо не рассмотрение его в установленный
срок, прокурор или его заместитель могут
принести протест в вышестоящий государственный
орган (вышестоящему д.л.). если в указанные
сроки вышестоящий государственный орган,
иная организация (вышестоящее д.л.) не
отменят опротестованный акт, решение
(действие), прокурор или его заместитель,
принесшие такой протест вправе обратиться
с заявлением в соответствующий суд об
отмене не соответствующим законодательству
правового акта, решения. Подача прокурором
или его заместителем заявления в суд
приостанавливает действия опротестованных
правового акта, решения. Принесение, рассмотрение
и разрешение протеста и заявление прокурора
в суде осуществляется в порядке, предусмотренном
процессуальным законодательством.
2.Представление
прокурора – акт прокурорского
надзора, содержащий требование
об устранении нарушений законодательства,
причин и условий, способствующих
этим нарушениям. Представление
вносится в случаях, когда прокурор,
проводя проверки соблюдения
законности либо обобщения и
анализ имеющихся материалов
устанавливает неоднократность
нарушения закона, незаконных действий
или бездействия со стороны
тех или иных д.л., организаций,
и считает необходимым рассматривать
эти вопросы в комплексе с
тем или иным органом или
д.л.. Это может быть орган или
руководитель, в деятельности которых
выявлены нарушения или вышестоящий орган.
Куда направить представление решает
прокурор, в зависимости от имеющихся
материалов, характера нарушений. В представлении
прокурор вправе ставить вопрос об отмене
конкретных правовых актов, а также о привлечении
определенных лиц к дисциплинарной, материальной
или административной ответственности.
Представление должно быть направлено
в тот орган ил тому д.л., которое правомочны
принимать соответствующие решения. При
подготовке представления могут быть
использованы материалы других проверок,
а также данные, полученные в ходе прокурорской
деятельности по другим отраслям надзора.
Представление вносится на основе обстоятельно
проведенной прокурорской проверки или
нескольких проверок, глубокого анализа
выявленных нарушений закона и способствовавших
им обстоятельств. В описательной части
указываются выявленные нарушения закона,
обстоятельства, способствующие этим
нарушениям, называются д. и иные лица,
виновные в их совершении. Представление
как универсальный акт прокурорского
реагирования позволяет ставить самые
разные вопросы преимущественно правового
характера, которые направлены на предупреждение
и устранение нарушений законов и способствующим
им обстоятельств, а также на привлечение
к ответственности виновных лиц. Представление
подлежит безотлагательному рассмотрению
не позднее чем в месячный срок со дня
поступления, должны быть приняты соответствующие
меры по выполнению содержащихся требований.
В этот же срок прокурору, его заместителю
должно быть сообщено в письменной форме
о мерах, принятых по представлению. При
рассмотрении представления коллегиальным
органом прокурору или его заместителю
заранее сообщается о дне, времени и месте
проведения заседания этого органа. Прокурор
или его заместитель, а также по их поручению
другой прокурорский работник вправе
принять участие в рассмотрении представления.
Представление составляется в установленной
форме, оно может быть направлено и параллельно
внесения протеста на конкретный акт.
Должно содержаться:
1)наименование
2)орган,
д.л., которому оно вносится
3)источник
информации о нарушениях
4)характеристика
нарушений закона и анализ
их причин
5)требования
прокурора об их устранении
6)указания
порядка и сроков рассмотрения
представления
3.Постановления
прокурора – акт прокурорского
надзора, содержащий в зависимости
от характера нарушения законодательства
мотивированное решение прокурора
или его заместителя о ВУД, дисциплинарного
производства или о привлечении лица к
материальной ответственности. Постановление
как акт прокурорского надзор может быть
вынесено и в иных случаях выражения требования,
вытекающего из полномочий прокурора.
Постановление при осуществления надзора
за исполнением законодательства в ходе
досудебного производства, при производстве
предварительного следствия и дознания
выносится в соответствии с УПК. Постановление
в возбуждении дисциплинарного производства
или привлечении лица к материальной ответственности
подлежит исполнению организацией или
лицом в 10-дневный срок со дня его поступления.
Иные постановления подлежат рассмотрению
к исполнению в срок, установленный прокурором
или его заместителем, о результатах сообщается
прокурору в письменной форме. Постановление
до его исполнения может быть отозвано
вынесшим его прокурором или его заместителем,
вышестоящим прокурором. Содержание:
1)вводная
часть (дата, место, ФИО)
2)констатирующая
часть (фактические данные о
нарушении)
3)постановляющая
часть (содержится решение прокурора)
4.Предписание
прокурора – акт прокурорского
надзора об устранении нарушений
законодательства, выносимый прокурором
или его заместителем в случае
нарушения законодательства, которое
носит явный характер и может причинить
существенный вред правам и законным интересам
граждан, в том числе и и.п. и организаций,
общественным и государственным интересам,
если оно не будет немедленно устранено.
Предписания направляются государственным
органам, иной организации, д.л. или и.п.,
допустившим нарушения законодательства,
вышестоящему государственному органу,
вышестоящему д.л., правомочным устранить
такое нарушение. Предписание должно содержать:
1)указания
на акт законодательства, который
нарушен, характер допущенного
правонарушения