Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 10:54, курсовая работа
Каждый гражданин вправе рассчитывать на квалифицирован¬ную юридическую помощь. Ее обеспечение гарантируется ч. 1 ст. 48 Конституции РФ, а также Основными положениями о роли адвокатов, принятыми VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступности, Общим кодексом правил для адвокатов стран Евро¬пейского сообщества.
Введение 2
1. Понятие и задачи адвокатуры и адвокатской деятельности 3
2. Правовой статус адвоката 8
Литература 17
ПЛАН
Каждый гражданин вправе рассчитывать на квалифицированную юридическую помощь. Ее обеспечение гарантируется ч. 1 ст. 48 Конституции РФ, а также Основными положениями о роли адвокатов, принятыми VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступности, Общим кодексом правил для адвокатов стран Европейского сообщества.
Часть 2 той же статьи Конституции РФ и ряд норм других законодательных актов, рассмотренных выше, закрепляют право пользоваться помощью адвоката (защитника) каждому задержанному, заключенному под стражу, обвиняемому в совершении преступления с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения. В случаях, предусмотренных законом, она оказывается бесплатно.
Законодатель исходит из простой истины: для эффективного оказания правовой помощи, как и в любом другом деле, нужен специалист, отстаивающий права и интересы граждан или юридических лиц, со знанием дела. Нарастающий объем нормативной правовой информации, бюрократизация деятельности органов исполнительной власти, пренебрежение чиновников к существу дела ради соблюдения формальностей, расширение сферы рыночных отношений, коррупции, преступности затрудняют реализацию прав и свобод человека и гражданина и обусловливают расширение спроса на квалифицированную юридическую помощь.
В настоящее время в стране существует множество юридических фирм, бюро, ассоциаций, правовых служб в государственных и негосударственных учреждениях и других организационных форм оказания юридической помощи. Одно из ведущих мест по значимости, объему и содержанию оказываемой помощи занимает разветвленная сеть ассоциаций юристов-адвокатов, осуществляющих защиту и представительство интересов граждан и юридических лиц в конституционном, арбитражном, административном, гражданском и уголовном судопроизводстве.
Адвокатура — это организованное особым образом, самоуправляемое объединение юристов-профессионалов, созданное для оказания юридической помощи всем, кто в ней нуждается. Адвокатурой называют также профессию адвоката (лат. advokatus, от advoko — приглашаю). Считается, что наиболее квалифицированные юридические услуги оказываются в адвокатских кабинетах, коллегиях адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультациях, в которых работают,адвокаты, успешно сдавшие соответствующие экзамены и доказавшие свое право на занятие адвокатской деятельностью.
В соответствии с п. 1 и 2 ст. 1 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее — Закон об адвокатуре) адвокатская деятельность — это квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе людьми, получившими статус адвоката, в порядке, установленном Законом, физическим и юридическим лицам (далее — доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. Она не является предпринимательской деятельностью.
Не является адвокатской деятельностью юридическая помощь, оказываемая работниками юридических служб юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления, нотариусами, патентными поверенными (за исключением случаев, когда в качестве патентного поверенного выступает адвокат), индивидуальными предпринимателями либо другими лицами, которые законом специально уполномочены на ведение своей профессиональной деятельности.
Институт адвокатуры известен со времен Древней Греции. Уже там адвокаты вели дела политических партий (враждующих приверженцев аристократов, точнее, олигархов и демократов), союзов и городов. В императорскую эпоху они превратились в постоянных чиновников. Профессиональная деятельность адвокатов с установленными государством обязанностями имела место и в птолемеевском Египте (305—30 гг. до н.э.). В римском процессуальном праве имевший юридическое образование адвокат защищал своего клиента как перед претором (первоначально высшее должностное лицо, затем, с 366 г. до н.э., младший коллега консула) во время предварительного следствия, так и перед судьей.
В дореволюционной России адвокатура была образована в результате проведения судебной реформы 1864 г. Для рассмотрения уголовных дел в окружных судах вводится институт присяжных заседателей. Впервые в истории России учреждается адвокатура присяжные поверенные, «без которых решительно невозможно будет введение состязания в гражданском и судебных прениях в уголовном судопроизводстве с целью раскрытия истины и предоставления полной защиты тяжущимся и обвиняемым перед судом»2. При судебных палатах были созданы советы адвокатов присяжных поверенных (адвокатов на государственной службе), которые и принимали в адвокатуру.
Присяжными поверенными могли быть лица, достигшие 25-летнего возраста, имеющие высшее юридическое образование и пять лет судебной практики в качестве чиновника судебного ведомства или помощника присяжного поверенного. В некоторых советах присяжных поверенных для кандидатов устраивались профессиональные экзамены.
Каждый адвокат индивидуально принимал клиентов и по соглашению с ними определял гонорар за ведение дела вне контроля со стороны присяжных поверенных. С 1874 г. советы присяжных поверенных не создавались, а их функции были возложены на окружные суды, в результате чего адвокатура официально попала в большую зависимость от суда.
В соответствии с законом от 1874 г. наряду с присяжной адвокатурой был учрежден институт частных поверенных, которые могли выступать только в тех судах, к которым они были приписаны и от которых получили свидетельство-разрешение на эту деятельность. Для этого надо было сдать специальный экзамен при соответствующем окружном суде.
В таком виде институт присяжной и частной адвокатуры просуществовал до Октябрьской революции. Уже в первые годы нового режима стала очевидной несовместимость функций защиты с пребыванием на государственной службе, и Декретом о суде № 1 институт адвокатов должностных лиц был упразднен. А в соответствии с Декретом о суде № 2 предусматривалась организация коллегий правозаступников при Советах рабочих, солдатских, крестьянских, и казачьих депутатов. Правозаступничество осуществлялось в форме общественного обвинения и общественной защиты.
Положение об адвокатуре от 26 мая 1922 г. определяло ее как самоуправляющуюся организацию, призванную оказывать юридическую помощь населению. Коллегии защитников по уголовным и гражданским делам образовывались при губернских отделах юстиции. Не изменилась их подчиненность органам юстиции и после принятия Конституции СССР 1936 г. и нового Положения об адвокатуре, утвержденного СНК СССР 16 августа 1939 г. Всю работу адвокаты вели в юридических консультациях. Органами управления коллегии явились: общее собрание адвокатов, президиум областной, краевой и республиканской коллегии адвокатов и ревизионная комиссия.
В 1977 г. правовое положение адвокатуры было закреплено в Конституции СССР (ст. 161), а организация и порядок ее деятельности в общесоюзном масштабе регулировался Законом «Об адвокатуре в СССР» от 30 ноября 1979 г., положениями об адвокатуре союзных республик (в РСФСР такое Положение было утверждено Верховным Советом 29 ноября 1980 г.)1.
С принятием Конституции РФ, процессом приведения в соответствие с ней законодательства и начавшейся судебно-правовой реформой актуализировался вопрос о разработке соответствующего новым социальным и правовым реалиям законопроекта, создающего механизм защиты прав, свобод и интересов физических и юридических лиц, а также обеспечения доступа к правосудию адвокатами. С 1 июля 2002 г. вступил в силу Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Многолетняя история его прохождения в парламенте страны отражала несогласованность позиций по отдельным вопросам в самой адвокатской среде.
Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре включает и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих указанную деятельность, а также принимаемые в пределах полномочий, установленных Законом об адвокатуре, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
Уровень развития адвокатуры — индикатор состояния демократии в обществе, один из признаков реальной защищенности прав человека. Естественно, необходимы резкое увеличение численности адвокатуры (сегодня их число в стране не достигает 55 тыс., из них 6 тыс. в Москве) и такая организация работы адвокатов, которая будет обеспечивать реальное расширение юридической помощи.
Как профессиональное сообщество адвокатов и институт гражданского общества адвокатура не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, и в этом смысле адвокатура — негосударственный правоохранительный орган, однако ее деятельность имеет государственное значение, так как направлена на защиту нарушенных прав и свобод граждан, интересов организаций. Должностные лица исполнительной и судебной ветвей власти не вправе оказывать воздействие на адвоката, «советуя», например, снизить активность в защите интересов клиента. Численность, расходы и доходы адвокатуры никем не утверждаются.
Организация и деятельность адвокатуры основана на принципах законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов.
В
целях обеспечения доступности
для населения юридической
Адвокатом является лицо, получившее статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность в порядке, установленном Законом об адвокатуре. Закон об адвокатуре повышает статус адвокатской профессии, он присваивается от имени государства, адвокат является независимым советником по правовым вопросам (ст. 2).
Основная задача адвоката (адвокатуры) — оказание юридической помощи — конкретизируется в отдельных видах этой помощи, к которым относятся:
Адвокат принимает участие в разрешении сложных жилищных и иных гражданских дел, помогает подготавливать истцу или ответчику соответствующие документы, защищает их интересы.
Особая необходимость в юридической помощи возникает в уголовном судопроизводстве, в котором адвокат может защищать интересы не только подсудимого (обвиняемого, подозреваемого), но и потерпевшего или гражданского истца. Наиболее часто адвокат защищает во время расследования дела и в суде лиц, совершивших преступные деяния. Лишение обвиняемого права на защиту является существенным нарушением уголовно-процессуального закона и влечет за собой возвращение дела на дополнительное расследование, отмену приговора и принятие иного решения. Показания подозреваемого, обвиняемого, данные в ходе досудебного производства по уголовному делу в отсутствие защитника, включая случаи отказа от защитника, и не подтвержденные подозреваемым, обвиняемым в суде, в соответствии с законом относятся к недопустимым доказательствам (п. 1 ч. 2 ст. 75 УПК). Они не имеют юридической силы, не могут быть положены в основу обвинения, использоваться для доказывания любого из обстоятельств, подлежащих доказыванию (ст. 73 УПК).