Административный статус предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 10:03, контрольная работа

Описание работы

Административный статус предприятий, учреждений, общественных объединений.

Работа содержит 1 файл

ап кр.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

     В уставе определяются цели и предмет  деятельности коммерческой организации; ее структура, компетенция, организация  управления; порядок реорганизации  и ликвидации и многое другое. В  уставе, в частности, закрепляются виды локальных актов, издаваемых организацией, основания их принятия и круг разрешаемых вопросов, органы или должностные лица, принимающие акты.

     Традиционно для решения задач, стоящих перед  предприятием, принимаются следующие  виды локальных актов:

  • комплексные акты по основным вопросам (целевые комплексные программы и т. п.);
  • положения;
  • инструкции;
  • приказы директора (иного руководителя) предприятия;
  • указания директора (иного руководителя) предприятия, его заместителей, главного инженера;
  • распоряжения директора (иного руководителя) предприятия, его заместителей, главного инженера;
  • указания и распоряжения руководителей структурных подразделений предприятия;
  • приказы, указания и распоряжения директоров (иных руководителей) заводов-филиалов;
  • совместные решения администраций и общественных организаций;
  • протоколы совета бригадиров предприятия;
  • протоколы совета мастеров предприятия;
  • указания начальников отделов и служб предприятия;
  • распоряжения начальников цехов;
  • решения административно-общественных комиссий;
  • документы, принятые на собрании трудового коллектива;
  • решения совета трудового коллектива;
  • договоры (хозяйственные договоры) и др.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Административно-правовой статус учреждений. 
 
 

     Учреждение  — это разновидность организации, образованной собственником для  создания социальных ценностей в основном непроизводственного характера, а также для осуществления управленческих, социально-культурных и административно-политических функций.

     К учреждениям, создающим социальные ценности непроизводственного характера, относятся учреждения образования, культуры, здравоохранения и др. Учреждения, осуществляющие управленческие функции, — аппараты законодательных, судебных органов, прокуратуры и т. д.

     В зависимости от вида выполняемой  ими социально-культурной или административно-политической деятельности различаются учреждения:

  • здравоохранения (поликлиники, больницы, амбулаторные медицинские консультации и др.);
  • образования (школы, гимназии, лицеи, детские сады, курсы, колледжи, институты, университеты и др.);
  • культуры (дома и дворцы культуры, дома творчества, театры, кинотеатры, филармонии, концертные залы, библиотеки, музеи, выставки и др.);
  • науки (научно-исследовательские институты, лаборатории, научные центры, экспериментальные и испытательные полигоны, опытные производства, научные станции и др.);
  • иностранных дел (посольства, консульства, торговые представительства) и др.;
  • другие виды учреждений.

   Как уже отмечалось выше, учреждение представляет собой вид некоммерческой организации. Оно не является собственником имущества  и закрепляется за учреждением на праве оперативного управления. Различия между предприятиями и учреждениями заключаются в результатах их основной деятельности: первые производят материальные блага и получают прибыль; вторые создают ценности в основном непроизводственного характера или осуществляют управленческие функции. В реальной действительности такое разделение достаточно условно, так как нередко деятельности предприятий сопутствует выполнение отдельных функций, характерных для учреждений, и наоборот, учреждения часто выполняют работу, свойственную предприятиям.

   Эти обстоятельства делают во многом похожими административно-правовые статусы  предприятий и учреждений. Учредительным  документом на создание учреждения являются устав или положение. Так же, как  и предприятие, учреждение подлежит государственной регистрации, а на осуществление некоторых видов деятельности необходимо получение лицензии (например, на образовательную, медицинскую и др.).

   Однако  в отличие от предприятий некоторые  учреждения подлежат государственной  аттестации и аккредитации. Например, образовательные учреждения проходят аттестацию один раз в пять лет. Для того чтобы образовательное учреждение имело право выдавать своим выпускникам документы государственного образца о соответствующем образовании, оно должно иметь от государства (в данном случае от Федерального агентства по образованию) свидетельство о государственной аккредитации. Государственная аккредитация гарантирует качество образовательных услуг не ниже требований государственного стандарта.

   Государственные учреждения имеют большую зависимость от государства, чем негосударственные. На работу учреждений, в том числе и негосударственных, влияние государства сильнее, чем на деятельность предприятий. Государство обеспечивает проведение единой политики во всех учреждениях, относящихся к той или иной сфере, например в области образования, медицины, культуры и др.

   В учреждениях, как правило, издаются следующие акты:

  • положения;
  • инструкции;
  • приказы директора (иного руководителя) учреждения;
  • указания директора (иного руководителя) учреждения, его заместителей;
  • распоряжения директора (иного руководителя) учреждения, его заместителей;
  • указания и распоряжения руководителей структурных подразделений учреждения;
  • приказы, указания и распоряжения руководителей филиалов учреждения;
  • совместные решения администрации и общественных организаций;
  • документы, принятые на собрании трудового коллектива;
  • решения совета трудового коллектива;
  • договоры (хозяйственные договоры и др.).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Административно-правовой статус общественных объединений. 
 

     В соответствии с Федеральным законом  «Об общественных объединениях»  под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

     Право граждан на объединение включает право создавать на добровольной основе общественные объединения для  защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в  существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений. Право граждан на созда ние общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через другие общественные объединения, которые наделены правоспособностью юридических лиц.

     Граждане  имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без  предварительного разрешения органов  государственной власти и органов  местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов. Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

     Общественные  объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом. Деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей работы. Деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах — общедоступной.

     Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых  направлены на насильственное изменение  основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни.

     Учредителями  общественного объединения являются физические лица и получившие правоспособность юридических лиц общественные объединения, созвавшие съезд, конференцию или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения и формируются его руководящие и контрольно-ревизионные органы. Учредители общественного объединения — физические и юридические лица имеют равные права и несут равные обязанности.

     Членами общественного объединения являются физические лица и получившие права  юридического лица другие общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения, согласно нормам его устава, оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями  или  документами,   позволяющими  учитывать  число членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения. Члены общественного объединения — физические и юридические лица имеют равные права и несут равные обязанности.

     Члены общественного объединения имеют  право избирать и быть избранными в руководящие и контрольно-ревизионные  органы данного объединения, а также контролировать деятельность руководящих органов общественного объединения в соответствии с его уставом. Они имеют права и несут обязанности в соответствии с требованиями норм устава общественного объединения и в случае несоблюдения этих требований могут быть исключены из общественного объединения.

     Участниками общественного объединения являются физические и получившие права юридического лица другие общественные объединения, выразившие поддержку целям данного  объединения и его конкретным акциям, а также принимающие участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия (если иное не предусмотрено уставом данного общественного объединения). Участники общественного объединения — физические и юридические лица имеют равные права и несут равные обязанности.

     Общественные  объединения могут создаваться  в одной из следующих организационно-правовых форм:

1)  общественная  организация;

2)  общественное  движение;

3)  общественный  фонд;

4)  общественное  учреждение;

5)  орган  общественной самодеятельности;

6)  политическая  партия.

     Общественная  организация — это основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности объединившихся граждан для защиты их общих интересов и достижения целей, стоящих перед организацией. Членами общественной организации в соответствии с законами об отдельных видах общественных объединений и уставом данной организации могут быть физические лица и получившие правоспособность юридических лиц общественные объединения (если иное не установлено Федеральным законом «Об общественных объединениях» и законами об отдельных видах общественных объединений).

     Высший  руководящий орган общественной организации — съезд, конференция  или общее собрание. Постоянно  действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду, конференции или общему собранию. В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.

     Общественное  движение — это состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, которые поддерживаются участниками общественного движения.

     Высшим  руководящим органом общественного  движения признается съезд, конференция  или общее собрание. Постоянно  действующим руководящим органом  общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду, конференции или общему собранию. В случае государственной регистрации общественного движения его постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом.

     Общественный  фонд — один из видов некоммерческих фондов, представляющий собой не имеющее  членства общественное объединение. Цель деятельности общественного фонда  заключается в формировании имущества  на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать его имущество в собственных интересах.

Информация о работе Административный статус предприятий