Административный процесс: понятие, признаки, особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 02:17, реферат

Описание работы

С юридических позиций процесс своим назначением имеет реализацию норм материального права. Исходя из данной методологической позиции, деятельность по реализации материальных административно-правовых норм можно рассматривать в качестве административного процесса. В подобном понимании он предназначен для того, чтобы обеспечить применение указанных правовых норм в сфере государственного управления в целях достижения юридических результатов (последствий), предполагаемых диспозицией нормы, то есть соответствующих правил должного поведения.

Содержание

Введение 3
Понятие и основные черты административного процесса 4 Правовое регулирование административного процесса 6
Особенности административного процесса 7
Заключение 14
Список используемой литературы и источников права 15

Работа содержит 1 файл

АП реф.doc

— 37.73 Кб (Скачать)

        В-пятых, в отличие от иных процессуальных норм, административно-процессуальные нормы устанавливаются нормативными актами различной юридической силы, принятыми на уровне Российской Федерации и субъектов федерации, так как на основании п. «к» ст. 72 Конституции Российской Федерации административно-процессуальное законодательство относится к предмету их собственного ведения7. Как известно, гражданско- и уголовно-процессуальные нормы устанавливаются федеральным законодательством.

        В-шестых, содержание норм зависит от особенностей вида административно-процессуальной деятельности и направленности регулируемых правоотношений (правотворческие, правонаделительные, юрисдикционные), что определяет содержание диспозиции процессуальной нормы, устанавливающей соответствующий существу деятельности порядок разрешения административного дела и действий участников процесса.

        В-седьмых. Применение административно-процессуальных норм при разрешении большинства административных дел, как правило, не связано с необходимостью принудительного воздействия на участников правоотношений. Принуждение предусматривается лишь нормами, регулирующими юрисдикционные производства, составляющие не основную часть административно-процессуальной деятельности.

        Этим объясняется ещё одна особенность процессуальных норм – их структура. Классическая схема построения норм материального права (гипотеза, диспозиция, санкция) приемлема к профессиональным нормам с определенными оговорками. Административно-процессуальные нормы состоят преимущественно из гипотез и диспозиций в различных сочетаниях.    

        Классификация административно-процессуальных норм производиться по различным основаниям: по сферам и отраслям их действия; по юридической силе; по кругу субъектов права; по характеру диспозиции и другим основаниям. Наиболее существенное значение для понимания сущности административного процесса и административно-процессуального права имеет классификация норм по содержанию процедурных (процессуальными) правил, процессуальной формы, в соответствии с которой разрешаются административные дела. Следует указать на общие и специальные нормы, устанавливающие соответственно общие основные правила организации административного процесса, разрешения всех видов административных дел и специальные правила, регулирующие производство по административным делам конкретной категории.

        Административно-процессуальное право обладает рядом признаков, позволяющих обособить его в самостоятельную отрасль ограничив в первую очередь от административного права, основные институты которого административно-процессуальное право обслуживает, обеспечивая реализацию материальных норм. О наличии отрасли административно-процессуального права позволяет говорить наличие огромного массива административно-процессуальных норм, обладающих признаками системности правового явления.

        Административно-процессуальное право имеет собственный предмет правового регулирования – процессуальные правоотношения, возникающие в связи с разрешением административных дел. Административно-процессуальное право обслуживает материальные нормы личных отраслей права, не только административного материального права. Основным системообразующим отрасль права является метод предписания (обязывания). Специфика административно-процессуального права выражена также в высокой степени единства его институтов с институтами материального права, которые оно обслуживает и от которых является производным, вторичным. Административно-процессуальное право имеет своеобразную тенденцию систематизации норм, обусловленную различиями в содержании административных дел. Систематизация норм административно-процессуального права выраженного в виде обособленного кодифицированного нормативного акта возможно в пределах отдельных институтов, регулирующих однотипные производства или группы производств. 
 
 
 

Особенности административного  процесса

         Сущность административного процесса, несмотря на присутствующую специфику, сходна с сущностью традиционный процессов (гражданского и уголовного). В основе любой процедуры уголовно-, гражданско- и административно-правового характера всегда лежит индивидуальное дело, т.е. какой-либо казус, частный случай. Административный казус возникает в процессе государственного управления и связан с принятием управленческого решения и изданием акта государственного управления8.

        Административный процесс, в основном, базируется больше на юрисдикционной основе, однако административно-процедурныи аспект административного процесса также имеет свои веские обоснования именно в регулировании отношений в сфере государствнно-управленческой деятельности. Как правило, оба этих аспекта административного процесса находятся не в противоречии, а скорее дополняют друг друга. Они имеют следующие сходные черты:

     1) в основном, внесудебный характер  разрешения индивидуальных административных  дел;

     2) индивидуальность решения этих  дел;

     3) регламентируются, как правило, одним  нормативно-правовым актом.

        При этом судья, орган, уполномоченное должностное лицо вправе совершать действия как по разрешению административно-правового спора, так и осуществлять правоохранительные функции, которые в полной мере не относятся к деятельности юрисдикционного характера. Например, при осуществлении контрольно-надзорных функций уполномоченными на то органами исполнительной власти, государственного управления осуществляются процессуальные действия, однако административно-правовой спор между участниками этих отношений отсутствует.

        Порядок разрешения дел в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления исходит из принципов административного процесса и норм, определяющих процессуальные права и обязанности участников отношений (применительно к стадиям процесса).

        Особое значение при реализации административного процесса имеют принципы деятельности.

        К основным принципам административного процесса следует отнести: законность; равенство сторон перед законом; объективность; гласность, открытость; ведение дел на национальном языке; право пользоваться услугами адвоката; экономичность процесса; ответственность должностных лиц за правильность разрешения дел; право обжалования решений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение 

        Итак, в рамках управленческой  концепции административный процесс  определяется как "урегулированный  правом порядок разрешения индивидуально-конкретных  дел в сфере государственного  управления органами исполнительной  власти Российской Федерации  и ее субъектов, а в предусмотренных  законом случаях и другими  полномочными субъектами.

        Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что административно - процессуальное право в Российской Федерации  пока до конца ещё не сложилось, однако, основываясь на кодексе об административных правонарушениях можно исследовать такое правовое явление как административный процесс, так как он содержит большое количество процессуальных норм. Я думаю, именно поэтому существует проблема административного процесса, как на теоретическом, так и на законодательном уровне. Это обстоятельство дает огромный толчок для глубоких исследований в области административно-процессуальных отношений.

        На мой взгляд, необходимо разработать административно-процессуальное право как самостоятельную отрасль права. Административный процесс должен вобрать в себя всё позитивное, что достигнуто предшествующим опытом развития процессуального законодательства, при этом необходимо учитывать современные тенденции развития права, в том числе и опыт зарубежного процессуального законодательства. Это необходимо, так как развитие процессуального права – это один из важнейших путей реализации основного принципа правового государства, а именно, подчинение власти праву.   
 
 
 

     Список  используемой литературы и источников права                              

  1. Конституция Российской Федерации (принятая всенародным голосованием 12.12.1993) (c учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7 ФКЗ).
  2. “Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях” от 30.12.2001 № 195-ФЗ(принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. От 17.06.2010) (с изм. И доп., вступившим в силу с 01.07.2010 )
  3. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: учебник для вузов.-2-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2006. – 800 c.
  4. Душакова Л.А., Чепурнова Н.М. Административное право: Учебно-методический комплекс.- М.:Изд. Центр EAOИ, 2009.- 371 c.
  5. Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов.- Система ГАРАНТ, 2008г. -587 c.

Информация о работе Административный процесс: понятие, признаки, особенности