Административный надзор

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 10:34, контрольная работа

Описание работы

Цель работы можно определить как общую характеристику административного надзора.
В качестве предмета курсовой работы выступают правовые и организационные вопросы административного надзора.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА 5
1.1 Понятие и сущность административного надзора 5
1.2 Органы административного надзора и их полномочия 9
1.3 Организация административного надзора 16
ГЛАВА 2. ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА 19
2.1 Санитарно-эпидемиологический надзор 19
2.2 Государственный пожарный надзор 20
2.3 Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 29

Работа содержит 1 файл

Административный надзор.docx

— 44.83 Кб (Скачать)

Некоторые органы исполнительной власти можно назвать контрольно-надзорными, так как в ряде случаев трудно отличить контрольные функции от надзорных, например, у федеральных  таможенной или налоговой служб. Поэтому в законодательстве не всегда четко проводится разграничение  между контрольными и надзорными функциями.

 Деятельность органов  административного надзора направлена  на соблюдение специальных норм, действующих во всех или многих  отраслях и сферах управления, независимо от ведомственных  границ. Цель - обеспечить безопасность  граждан, общества, государства,  а также надлежащее качество  продукции, услуг и работ.

1.3 Организация административного надзора

Административный надзор — необходимое средство обеспечения  безопасности граждан, общества и государства. Но обилие надзорных органов, неупорядоченность  контрольных мероприятий имеют  и негативный эффект: масса времени, сил и средств затрачивается  в связи с проверками, что затрудняет созидательную деятельность, отвлекает  от работы многих работников предприятий  и учреждений; создаются условия  для излишнего государственного вмешательства в деятельность поднадзорных и для коррупции; в одних организациях проверки проводятся часто, иногда их проверяют сразу несколько надзорных органов, а другие организации длительное время никто не проверяет.

Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» принят с целью  защиты прав поднадзорных и упорядочения надзорной деятельности. Все мероприятия  по контролю Закон делит на плановые и неплановые.

В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя  каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более  чем один раз в два года.

Внеплановые проверки могут  проводиться при наличии определенных поводов:

а) выявления в ходе плановой проверки нарушений обязательных правил и необходимости контроля за устранением  таких нарушений;

б) получения информации о возникших угрозах жизни  и здоровью граждан, имуществу, окружающей среде;

в) обращения граждан, организаций  с жалобами на нарушения их прав и законных интересов.

Внеплановые мероприятия  по контролю могут проводиться по мотивированному решению органа государственного контроля (надзора), в том числе в отношении  иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, использующих соответствующие  однородные товары (работы, услуги) и (или) объекты.

Процессуальным основанием для проверки конкретного объекта  является акт (распоряжение, приказ) компетентного  государственного органа. В акте должно быть сказано, когда начинается проверка, где и кем она проводится. Продолжительность  мероприятий по контролю не должна превышать один месяц. В исключительных случаях руководителем органа государственного контроля (надзора) или его заместителем срок проведения мероприятия по контролю может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Должностное лицо, осуществляющее контрольные мероприятия, обязано:

-посещать объекты надзора только во время исполнения служебных обязанностей;

-предъявлять служебное удостоверение и распоряжение, на основании которого проводится проверка;

-предоставлять должностным лицам юридического лица или индивидуальным предпринимателям либо их представителям, присутствующим при проведении мероприятия по контролю, относящуюся к предмету проверки необходимую информацию;

-знакомить с результатами мероприятий по контролю;

-по итогам проверки составить акт установленной формы в двух экземплярах, один из которых вручить под расписку законному представителю юридического лица (индивидуальному предпринимателю);

-не распространять охраняемую законом тайну;

-принять меры по фактам выявленных им нарушений;

-доказывать законность своих действий, если они будут обжалованы.

При проведении проверок должностные  лица не вправе проверять выполнение обязательных требований, не относящихся  к их компетенции, изымать оригиналы  проверяемых документов.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны вести  журнал учета мероприятий по контролю, куда вносятся основные сведения о  проведенной проверке и ее результатах. Они обязаны представлять документы, информацию, образцы, которые являются объектами надзорных мероприятий, а также обеспечивать по требованию органов надзора присутствие своих представителей при проведении контрольных мероприятий.

Должностные лица юридического лица, индивидуальные предприниматели  и их представители вправе:

-непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

-получать информацию, предоставление которой предусмотрено нормативными правовыми актами;

-знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями проверявших их должностных лиц;

-обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) в административном и (или) судебном порядке.

 

ГЛАВА 2. ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА

2.1 Санитарно-эпидемиологический надзор

В сфере здравоохранения  действует специальная надзорная  служба, представленная Департаментом  государственного санитарно-эпидемиологического  надзора Минздрава России.

Основные функции этой службы связаны с обеспечением санитарно-эпидемиологического  благополучия населения. В этих целях  служба разрабатывает и утверждает правила, нормы и гигиенические  нормативы; осуществляет надзор за соблюдением  санитарного законодательства; проводит санитарно-гигиеническую экспертизу строящихся и эксплуатируемых предприятий  и других объектов; устанавливает  нормы гигиенической и эпидемиологической безопасности продовольственного сырья, пищевых продуктов и питьевой воды, товаров народного потребления, объектов природной среды (атмосферы, вод, почвы) и т.д.

В настоящее время в  порядке надзора осуществляются мероприятия по предупреждению распространения  ВИЧ-инфекции, наркотических и психотропных средств, незаконного использова­ния этилового спирта, а также по обеспечению  помощи населению в условиях стихийных  бедствий и других чрезвычайных ситуаций. Для этого действует Всероссийская  служба медицинских катастроф.

Департамент надзора возглавляет  Главный государственный санитарный врач. Он и другие должностные лица, осуществляющие санитарно-эпидемиологический надзор, наделены значи­тельными полномочиями административного характера. Так, они вправе изымать образцы (пробы) материалов, веществ, пищевых продуктов  для проведения гигиенической экспертизы; приостанавливать или прекращать работы по строительству, эксплуатацию действующих  предприятий и транспортных средств; временно отстранять от работы носителей  инфекционных заболеваний; применять меры административной ответственности к нарушителям санитарно-гигиенических правил (ст. 42– 45 КоАП) и т.д.

Решения органов надзора, принятые в рамках их компетенции, обязательны  на всей территории РФ.

2.2 Государственный пожарный надзор

Государственный пожарный надзор – осуществляемая в порядке, установленном  законодательством Российской Федерации, деятельность по проверке соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер  по результатам проверки.

В целях обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации  должностные лица органов Государственного пожарного надзора Федеральной  противопожарной службы, являющиеся государственными инспекторами по пожарному  надзору, в порядке, установленном  законодательством Российской Федерации, осуществляют деятельность по проверке соблюдения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также должностными лицами требований пожарной безопасности.

Основной задачей Государственного пожарного надзора является защита жизни и здоровья граждан, их имущества, государственного и муниципального имущества, а также имущества  организаций от пожаров и ограничение  их последствий.

К органам Государственного пожарного надзора относятся:

-структурное подразделение центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора;

-управления Государственного пожарного надзора территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

-управления (отделы, отделения) Государственного пожарного надзора территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, и их территориальные отделы (отделения, инспекции);

-отделы (отделения, инспекции, группы) Государственного пожарного надзора подразделений Федеральной противопожарной службы, созданных в

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как способ обеспечения законности и дисциплины административный надзор представляет собой деятельность специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц, осуществляемую в отношении организационно не подчиненных  органов, предприятий, учреждений, организаций, а также граждан по поводу исполнения ими общеобязательных норм, правил, требований, стандартов с целью предупреждения и пресечения правонарушений и привлечения  виновных к административной ответственности.

Для административного надзора  характерны следующие признаки:

-отсутствие организационной подчиненности субъектов надзора и поднадзорных объектов;

-возможность оценки деятельности поднадзорных объектов только с точки зрения законности и по достаточно узкому кругу специальных вопросов;

-невозможность вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность объекта надзора;

-наличие специального объекта надзорной деятельности – норм, правил, требований, стандартов, содержащихся в нормативных актах, и их исполнение физическими и юридическими лицами;

-наличие у субъекта надзора юрисдикционных полномочий – возможности самостоятельного рассмотрения определенных дел и применения мер административного принуждения в случаях обнаружения правонарушений или возникновения угроз безопасности различным объектам.

Основным методом административного  надзора является непосредственное постоянное наблюдение за соответствующими объектами, проверка по заявлениям и  жалобам, а также по собственной  инициативе уполномоченного органа.

К федеральным органам  исполнительной власти, основной деятельностью  которых является административный надзор, относятся: Федеральный горный и промышленный надзор России, Федеральный  надзор России по ядерной и радиационной безопасности, специализированные министерства, государственные комитеты, службы и  иные органы (например, Государственный  комитет по стандартизации и метрологии), государственные инспекции и  надзоры, входящие в состав федеральных  органов исполнительной власти, иные специализированные надзорные органы (например, морской, речной, авиационный регистры), а также территориальные органы надзора (например, энергетического).

Деятельность органов  административного надзора направлена на соблюдение специальных норм, действующих  во всех или многих отраслях и сферах управления, независимо от ведомственных  границ. Цель – обеспечить безопасность граждан, общества, государства, а также  надлежащее качество продукции и  услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие. // Изд. 4-е, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004.С.245.


Информация о работе Административный надзор