Административный договор

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 22:44, реферат

Описание работы

Реформирование российского государства и общества требуют новых подходов к фундаментальным категориям науки государственного управления. Это касается как сущности и содержания, так и методов, средств, форм, целей, приоритетов управленческого воздействия, что находит свое отражение в административно-правовой науке и в действующем законодательстве России.
Переход от административно-командной системы управления к демократической делает актуальным поиск новых форм и средств государственного управления.
Среди последних выделяется административный договор, сочетающий в себе одновременно и формально-юридическое равенство контрагентов, и прерогативные полномочия государственно-властного участника, реализующего публичные задачи и функции.

Содержание

Введение.
Глава 1. Правовая природа административного договора
Глава 2. Признаки и определение административного договора.
Глава 3. Виды административных договоров.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

реферат - копия.doc

— 79.00 Кб (Скачать)


Оглавление

 

 

Введение.

 

Глава 1. Правовая природа административного договора

 

Глава 2. Признаки и определение административного договора.

 

Глава 3. Виды административных договоров.

 

Заключение.

 

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Реформирование российского государства и общества требуют новых подходов к фундаментальным категориям науки государственного управления. Это касается как сущности и содержания, так и методов, средств, форм, целей, приоритетов управленческого воздействия, что находит свое отражение в административно-правовой науке и в действующем законодательстве России.

Переход от административно-командной системы управления к демократической делает актуальным поиск новых форм и средств государственного управления.

Среди последних выделяется административный договор, сочетающий в себе одновременно и формально-юридическое равенство контрагентов, и прерогативные полномочия государственно-властного участника, реализующего публичные задачи и функции.

Сегодня государственные органы и организации заключают множество договоров и соглашений как внутриаппаратного типа, так и с негосударственными субъектами. Все более назревает необходимость теоретического осмысления правового режима таких договоров, выделение в их общей массе договорных форм публично-правового характера, исследование отраслевой и индивидуальной специфики административных договоров.

К сожалению, исследование проблем, связанных с определением понятия, признаков, форм административного договора на современном этапе в Российской Федерации осуществляется только на теоретическом (научном) уровне и не имеет своего законодательного регулирования. В России до настоящего времени не принят закон об административных договорах либо административно-процессуальный кодекс, в котором регламентировался бы административно-договорный процесс.

Отсюда и различное именование в литературе договоров с участием органов государственного управления.

Актуализация вопроса об административном договоре на фоне уже проведенных и осуществляемых реформ российской государственности обусловлена также усилением договорных начал в публично-правовых отношениях.

Сегодня публично-правовые установления все более направлены не только на традиционное укрепление дисциплины, усиление ответственности в сфере исполнительной власти, но и на создание правовых механизмов для решения управленческих задач, выполняемых путем установления договорных инструментов со стороны государственной администрации.

Таким образом, особый интерес на сегодняшний день приобретает проблема административного договора как одна из новых и перспективных административно-правовых форм осуществления управленческих действий со стороны государс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Правовая природа административного договора

Несмотря на распространенность термина "административный договор", в

административно-правовой науке отсутствует единый подход к пониманию

сущности административно договора, определению его понятия и присущих

ему признаков. Традиционно административные договоры рассматривались как

одна из форм управления, встречавшаяся на практике. Произошедшие

перемены в российском государстве позволили исследовать административный

договор и как источник административного права, и как демократическую

форму государственного управления, и как правовой институт

административного права.

При выявлении сущности административного договора обозначенаи сущности административного договора обозначена

консенсуальная и облигационная трактовки договора, исследована проблема

соотношения терминов "договор", "соглашение" и "государственный договор"

в римском праве, в романо-германской правовой системе и англосаксонской

правовой системе. Сделан вывод, что и в романо-германской правовой

системе, и в англосаксонской правовой системе на современном этапе

находит широкое распространение консенсуальная трактовка договора, т.е.

административный договор определяется через категорию "соглашение", что

ранее не подвергалось исследованию в рамках административного права.

Сущность административного договора раскрывается через такие категории,

как: "соглашение", "воля", "волеизъявление", которые исследуются с

учетом философского и психологического понимания, соотношения теорий

"воли" и "волеизъявления".

В результате исследований сделан вывод о том, что сущностью

административного договора является соглашение сторон, основанное на

согласовании обособленных свободных воль и волеизъявлений.

Применительно к административному договору преломляются такие

философские категории, как "сущность", "структура", "форма",

"содержание", "функция".

Структура договора исследуется с учетом классификации административных

договоров на нормативные и индивидуальные, т.к содержание

индивидуального административного договора составляет совокупность

условий, закрепляющих права и обязанности сторон, а нормативного

административного договора - административно-правовые нормы.

Структура административного договора представляет собой совокупность

элементов (субъект, объект и содержание) и выступает как правовая связь

между субъектами административного права, возникшая по поводу объекта,

устанавливающая в индивидуальном административном договоре совокупность

условий, закрепляющих права и обязанности сторон, а в нормативном

административном договоре - административно-правовые нормы.

Под субъектом административного договора следует понимать лицо (орган),

определенное административно-правовыми нормами, обладающее

административно-правовым статусом (совокупностью нормативно закрепленных

юридических прав и обязанностей) и административной правосубъектностью

(возможностью (способностью) выступать в качестве субъекта прав и

обязанностей). Один из субъектов административного договора наделен

государственно-властный полномочиями.

Объект административного договора - это действия (поведение) сторон

административного договора.

Обозначена система общеправовых функций, присущих административному

договору, а именно:

а) регулятивная (статическая, динамическая) - в результате заключения

административного договора устанавливаются определенные правила

поведения для сторон, и нормативный, и индивидуальный административный

договор служит регулятором общественных отношений, координирует

взаимосвязи между субъектами административного договора;

б) правореализующая функция - состоит в переводе абстрактных

административно-правовых норм в конкретные условия индивидуальногоидуального

административного договора, закрепляющие права и обязанности сторон;

в) правовосполнительная - заключается в устранении правовых пробелов

применительно к конкретным административным правоотношениям;

г) коммуникативная - административный договор представляет собой

соглашение, компромисс между субъектами административного права, что

способствует взаимодействию и взаимосвязи между ними;

д) информационная - в результате заключения административного договора

происходит фиксация воль и волеизъявлений сторон, достигнувших

соглашения по поводу условий административного договора

(административный договор содержит информацию как для участников

административного договора, так и для "третьих лиц");

е) охранительная - осуществляется путем угрозы применения санкций,

предусмотренных как императивно (в законе), так и диспозитивно (по

соглашению сторон в административном договоре), за нарушение условий

договора, а также установление гарантий, направленных на эффективное

исполнение условий административного договора;

ж) распределительная или дистрибутивная - происходит распределение прав

и обязанностей между субъектами административного права,

корреспондирующих друг с другом, на основе которых возникают

административно-правовые отношения;

з) воспитательная - процесс заключения административного договора

способствует побуждению правовой активности субъектов административного

права, их правомерному поведению, воспитывает самостоятельность

мышления, заставляет изучать и анализировать административно-правовые

нормы, осознавать и отстаивать публичные интересы;

и) познавательная - обеспечивает расширение правовых знаний субъектов,

вступающих в административный договор.

В систему функций административного договора входят следующие

специальные функции, присущих ему в силу отраслевой специфики:

контрольная - заключается в том, что государственно-властный субъект

может быть наделен контрольными полномочиями за исполнением условий

административного договора;

стимулирующая - в условия административного договора могут быть включены

правовые стимулы (льготы, субсидии, поощрения, дополнительные гарантии);

структурно-организационная - заключается в упорядочивании управленческих

взаимосвязей, разграничении и фиксации прав и обязанностей, предметов

ведения, полномочий;

Демократизации управления - использование административного договора в

сфере управления предоставляет субъектам управления возможность выбора

формы управления, основанной на согласовании воль и волеизъявление

управляющих и управляемых, применительно к конкретным условиям;

обеспечительная - состоит, с одной стороны, в обеспечении достижения

публичных интересов в сфере государственного управления общественных

отношений, с другой стороны, достижения конкретных интересов участников

административного договора.

Исследуя правовую природу административного договора, автор выявил общие

юридические признаки административного договора, которые присущи ему как

договору, а именно: наличие двух или более субъектов, обладающихубъектов, обладающих

административной правосубъектностью; равноправие (формально-юридическое

равенство) субъектов; определенная административно-правовыми нормами

форма договора; обязательность исполнения договорных условий субъектами

договора.

А также специфические юридические признаки административного договора,

присущие ему в силу отраслевых особенностей: наличие

государственно-властного субъекта; цель заключения административного

договора - удовлетворение публично-правовых интересов; основан на нормах

административного права; в результате его заключения возникают

административные отношения.

На основе сущности и выявленных юридических признаков административного

договора, предложено авторское определение административного договора,

под которым понимается основанное на административно-правовых нормах

соглашение, возникшее при согласовании обособленных свободных воль и

волеизъявлений равноправных двух или более субъектов административного

права, один из которых государственно-властный субъект, устанавливающие

договорные условия, исполнение которых обязательно и направлено на

удовлетворение публично-правовых интересов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Признаки и определение административного договора.

Определение административного договора с точки зрения его сущности и содержания упирается прежде всего в проблемы чисто методологического характера. Очевидно, что понятие административного договора будет зависеть от того, с какой стороны рассматривается это сложное явление: как юридический факт, правоотношение, документ, вид сделки, источник права, юридическое средство индивидуального регулирования, форму, результат или акт государственного управления.

Многозначность термина свидетельствует о сложности и системности административного договора как объекта научного исследования.

Рассмотрим этот объект с различных позиций.

Договор как общеправовая категория традиционно определяется через волевое соглашение двух или более субъектов права, влекущее установление, изменение или прекращение определенных правоотношений. При этом договор, основанный на правовых нормах, является правовым актом, заключение и вступление в юридическую силу которого влечет правовые последствия для его участников или третьих лиц.

В отличие от правовых актов односторонне-волевого характера (судебных решений, административных актов, жалоб, исковых заявлений, завещаний и т.д.) договор, в том числе и административный, всегда представляет собой многосторонний акт, выражающий согласование, интеграцию, взаимодействие воль договаривающихся субъектов.

Административный договор представляет собой вид сделок, в которых равноправие сторон так или иначе связано с властными полномочиями одной или даже обеих договаривающихся сторон. Такие договоры довольно часто называются соглашениями. Согласно более полному определению, административный договор, по мнению данного ученого, - это основанный на административно правовых нормах и выработанный в публичных интересах в результате добровольного согласования воли двух (либо более) субъектов административного права, одним из которых всегда выступает субъект административной власти, многосторонний акт, устанавливающий (прекращающий, изменяющий) взаимные права и обязанности его участников.

Поскольку заключение договора всегда предполагает равноправное, сознательно-волевое согласование субъектами права своего поведения, то административные договоры опосредуют горизонтальные (координационные) управленческие правоотношения .

В Российской Федерации, исполнительные органы государственной власти заключают соглашения о сотрудничестве, основываясь на полномочиях, предоставленных им нормами административного права. Нередко в этих соглашениях указывается, что они заключены на основе действующего законодательства, определяющего, с одной стороны, полномочия органов управления, а с другой - права и обязанности граждан и объединений во взаимоотношениях с исполнительной властью.

Информация о работе Административный договор