Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 13:16, курсовая работа
Министерство внутренних дел (МВД) — орган государственной исполнительной власти правительственное учреждение, в большинстве стран, как правило, выполняющий административно-распорядительные функции в сфере обеспечения общественной безопасности, охране правопорядка, борьбе с преступностью. В отдельных странах на органы МВД возложены функции обеспечения национальной безопасности и вопросов иммиграции, охраны мест лишения свободы, разрешительные функции в сфере оборота оружия, наркотических средств, печатей и штампов, другого, а также вопросов цензуры в средствах массовой информации.
Ю.А. Тихомиров, Э.В. Талапина выделяют следующие виды административных процедур:
а) организационные (распорядок работы, распределение обязанностей, регламент взаимоотношений);
б) принятие решений (правовых актов, устных решений и др.);
в) использование информации (документооборот, информационное обслуживание);
г) решение функциональных задач (экономических, финансовых и др.);
д) делегирование полномочий;
е) совершение юридических действий (лицензирование и др.);
ж) проведение координации;
з) осуществление контроля;
и) деятельность в рамках целевых программ;
к) рассмотрение обращений граждан;
л) рассмотрение предложений общественных объединений;
м) разрешение разногласий;
н) действия в экстремальных ситуациях (техногенная катастрофа, чрезвычайное положение и т.п.);
о)
порядок реорганизации и
п)
международные и смешанные
При этом Ю.А. Тихомиров и Э.В. Талапина говорят о том, что процедуры желательно применять комплексно - в этом случае обеспечивается их гибкое сочетание12
М.О.
Ефремов к административным процедурам
(правоприменительным и
Приведенные выше классификации административных процедур в целом приемлемы для целей нашего исследования, но в то же время необходимо отметить, что органы внутренних дел являются специфическим органом исполнительной власти.
Как отмечает А.Г. Братко, органы внутренних дел являются полифункциональным правоохранительным органом, такого разнообразия задач и функций больше нет ни у одного из правоохранительных органов 14.
Органы внутренних дел выполняют задачи по: обеспечению безопасности личности; предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений; выявлению и раскрытию преступлений; охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности; защите частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; оказанию помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных законом.
Учитывая теоретические наработки по проблемам административных процедур, необходимо отметить, что исходя из своих задач органы внутренних дел реализуют следующие административные процедуры.
В рамках лицензионной системы органы внутренних дел реализуют соответствующие административные процедуры.
Согласно Федеральному закону от 8 августа 2001 г. (в ред. от 27.07.2010 N 227-ФЗ) "О лицензировании отдельных видов деятельности"15 лицензирование - это мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании (ст. 2).
Согласно
Постановлению Правительства
-
негосударственной (частной)
-
негосударственной (частной)
- торговли оружием и основными частями огнестрельного оружия; торговли патронами к оружию;
- экспонирования оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию;
- коллекционирования оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию.
ФМС России осуществляет лицензирование деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации.
В рамках разрешительной системы органы внутренних дел (милиция) реализуют ряд административных процедур.
В
соответствии с действующим
Как уже указывалось, переход России к новым экономическим отношениям потребовал приведения законодательства, в том числе административного, в соответствие с этими отношениями. Конституция Российской Федерации провозгласила многообразие форм собственности, на первое место поставив частную собственность. Человек, его права и свободы были провозглашены как высшая ценность. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства. В механизме признания права институт регистрации играет важную роль.
За
последние годы сфера применения
института регистрации
Активное
применение этого института
В рамках регистрационной системы органы внутренних дел реализуют следующие административные процедуры. Регистрация - акт официального признания законности соответствующих действий, который служит целям обеспечения законности совершаемых в сфере государственного управления определенных действий, представляющих значительный публично-правовой интерес, и одновременно целям гарантирования прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также различного рода негосударственных образований 18.
Д.Н. Бахрах говорит о том, что регистрация состоит в проверке законности фактов, их официальном признании и последующем учете19.
Органы внутренних дел вправе производить регистрацию, фотографирование, звукозапись, кино и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, подвергнутых административному аресту, а также лиц, в отношении которых имеется повод к возбуждению дела об административном правонарушении, при невозможности установления их личности и иных лиц, в отношении которых в соответствии с федеральным законом предусмотрена обязательная дактилоскопическая регистрация.
Органы внутренних дел осуществляют государственную дактилоскопическую регистрацию в соответствии с законодательством Российской Федерации; производят регистрацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования; осуществляют контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами установленных правил регистрационного учета граждан Российской Федерации, а также за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации, пребывания в Российской Федерации и транзитного проезда через территорию Российской Федерации.
Органы внутренних дел осуществляют контрольно-надзорные процедуры. Характеризуя административные процедуры, С.Д. Хазанов говорит о том, что "придание контрольно-надзорной деятельности процессуальной формы повлекло за собой обязанность административных органов соблюдать процессуальные права контролируемых лиц, в частности, на участие в проведении мероприятий по контролю, дачу объяснений, получение информации, на ознакомление с материалами проверки. Не меньшее значение имеют ограничения для контролирующих органов в выборе средств контроля, его периодичности и использование результатов в рамках других административных процедур20.
Так, должностные лица органов внутренних дел вправе участвовать в налоговых проверках по запросу налоговых органов; проверять у физических и юридических лиц разрешения (лицензии) на совершение определенных действий или занятие определенной деятельностью, контроль за которыми возложен на полицию в соответствии с законодательством Российской Федерации; контролировать соблюдение установленных федеральным законом правил частной детективной и охранной деятельности; контролировать в пределах своей компетенции соблюдение лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них в соответствии с законом ограничений; участвовать в предусмотренных законом случаях в контроле за поведением осужденных, которым назначены виды наказания, не связанные с лишением свободы, либо наказание назначено условно; осуществлять контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами установленных правил регистрационного учета граждан Российской Федерации и миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства; осуществлять государственный контроль и надзор за соблюдением правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения и др.
Информатизация
правоохранительной системы обуславливает
необходимость широкого внедрения
в деятельность органов внутренних
дел процедур учета и отчетности,
а также процедуры
Ф.Ф. Анюров отмечает, что "регистрационно-учетная работа" - это деятельность по своевременному сбору информации о преступлениях и иных правонарушениях, лицах, их совершивших, уголовных делах, материалах, результатах деятельности и других фактах, явлениях, событиях с регистрацией их в определенных книгах, журналах, других накопителях и носителях, по качественному учету этой информации и формированию на этой основе статистических отчетов. Иными словами, эта деятельность всех подразделений органов внутренних дел по сбору регистрации, учету, обработке, хранению, выдаче информации, предоставляющая интерес для правоохранительных органов с целью выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия преступлений и правонарушений21.