Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 11:43, курсовая работа
Целью моей работы является рассмотрение административных правонарушений как юридического феномена на основе Настоящего Кодекса. Основные задачи работы:
Выявление основных признаков административного правонарушения. Рассмотреть сущность административного правонарушения и отграничение его от преступления.
Рассмотрение состава административного правонарушения, его субъект, субъективную сторону, объект и объективную сторону.
Определить критерии классификации и виды правонарушений.
Что касается юридического лица, то согласно части 2 статьи 4.8 КоАП Республики Беларусь “ Юридическое лицо может нести ответственность только за административные правонарушения, прямо предусмотренные статьями Особенной части настоящего Кодекса ”.[1] Также этой статьей установлено юридическое лицо, привлекаемое к ответственности за совершенное административное правонарушение:
-
при слиянии нескольких
-
при присоединении
лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо;
- при разделении юридического лица или при выделении из состава
юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому в соответствии с разделительным балансом перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение;
- при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.[1]
При совершении правонарушения с присутствием юридического лица наличествует соучастие. Соучастниками являются исполнители и пособники. Исполнителями юридические лица быть не могут, потому что вся организация не может участвовать в совершении правонарушении. Совершают правонарушения отдельные лица организации или их группа, то есть это значит, что конкретным субъектом правонарушений являются физические лица, работники организаций, юридического лица. Только они могут выступать в качестве исполнителей. Пособниками являются орган и его руководящий состав: руководитель органа, заместитель руководителя.
Следовательно, юридическое лицо – это условный субъект административного правонарушения, объединяющий два вида его соучастников: исполнителей и пособников.
В части 1 статьи 4.8 КоАП Республики Беларусь установлено, что “Физическое лицо подлежит административной ответственности как индивидуальный предприниматель, если совершенное административное правонарушение связано с осуществляемой им предпринимательской деятельностью и прямо предусмотрено статьей Особенной части настоящего Кодекса”.[1]
В этом случае привлечение
индивидуального
Субъективная
сторона является одним из важных
элементов состава
Действуя с умыслом, правонарушитель сознает противоправный характер своего действия или бездействия, предвидит возможность или неизбежность наступления вредных последствий, противоправного результата и желает его наступления (прямой умысел) или не желает, но предвидит и сознательно его допускает либо относится к нему безразлично - косвенный умысел. Например, статья 18.1 КоАП Республики Беларусь “ Умышленное блокирование транспортных коммуникаций путем создания препятствий, установки постов или иным способом”.[1] В качестве примера косвенного умысла можно привести статью 12.12 КоАП Республики Беларусь “Создание юридического лица без намерения осуществлять уставную деятельность в целях получения ссуд, кредитов, либо для прикрытия запрещенной деятельности, либо для сокрытия или занижения прибыли, доходов или других объектов налогообложения, либо для извлечения иной имущественной выгоды”.[1]
Административный проступок может быть совершен и по неосторожности. Неосторожная вина проявляется в двух формах: легкомыслия и небрежности.
Легкомыслие состоит в том, что лицо предвидит возможность наступления противоправного результата, но самонадеянно рассчитывает его предотвратить. Например, водитель автомашины, подъезжая на большой скорости к перекрестку, рассчитывал остановить машину при сигнале, запрещающем движение, но не сумел этого сделать, и выехал на перекресток, на красный свет.
Небрежность состоит в не предвидении возможности противоправных последствий, хотя при данных обстоятельствах лицо должно было и могло их предвидеть. Так, механик автохозяйства, не проверив качество ремонта, дал распоряжение выпустить автомашину на линию, где автоинспектор обнаружил серьезные технические дефекты.
Примером неосторожности послужит часть 1 статьи 18.13 КоАП Республики Беларусь “Превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения от десяти до двадцати километров в час”.[1]
При неосторожной вине в форме легкомыслия нарушитель не допускает наступления вредных последствий своих действий, надеясь их предотвратить, справиться с возникшими негативными явлениями.
При небрежности нарушитель не предвидит возможности наступления вредных последствий, хотя, проявив внимательность и осмотрительность, должен был и мог их предвидеть.
Неосторожную вину необходимо отличать от невиновного причинения вреда, т.е. казуса, или случая, при котором административная ответственность лица не наступает. Суть дела здесь состоит в том, что лицо не должно было и не могло предвидеть общественно опасные (вредные) последствия своих действий.
Наряду с обязательными признаками субъективной стороны, каковыми являются умысел и неосторожность, могут быть факультативные. Последними признаются мотив и цель, ибо они в одних составах указаны, а в других нет.
Мотив – это побуждения, которыми руководствуется лицо при совершении правонарушения. Например, пункт 6 части 1 статьи 7.3 КоАП Республики Беларусь “совершение административного правонарушения по мотивам расовой, национальной либо религиозной розни”.[1]
Примером номы, где цель указана, является статья 23.3 КоАП Республики Беларусь “ Воздействие в какой бы то ни было форме на должностное лицо, ведущее административный процесс, с целью воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела или с целью добиться вынесения незаконного решения”.[1]
Если мотив и цель указаны в статье, то они являются квалифицирующими признаками правонарушения, то есть действие или бездействие признается административным правонарушением, если оно совершено по мотивам и в целях, которые прямо указаны в законе. Отсутствие корыстной цели исключает возможность признания соответствующего действия административным правонарушением.
Только
при наличии состава
Виды правонарушений или их классификация - это деление правонарушений на группы, категории по определенным признакам: характеру регулируемых отношений, степени общественной опасности, субъектам, распространенности (по количеству, времени, регионам).
По областям регулируемых отношений правонарушения различаются:
По общественной опасности правонарушения принято делить на:
Также
применяется комплексный
Комплексный
критерий классификации видов
Глава 9. Административные правонарушения против здоровья, чести и достоинства человека, прав и свобод человека и гражданина;
Глава 10. Правонарушения против собственности;
Глава 11. Административные правонарушения финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности;
Глава 12. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности;
Глава 13. Административные правонарушения против порядка налогообложения;
Глава 14. Административные правонарушения против порядка таможенного регулирования;
Глава 15. Административные правонарушения против экологической безопасности окружающей среды и порядка природопользования;
Глава 16. Административные правонарушения против здоровья населения;
Глава 17. Правонарушения против общественного порядка и нравственности;
Глава 18. Административные правонарушения против безопасности движения и эксплуатации транспорта;
Глава 19. Административные правонарушения в области охраны историко-культурного наследия;
Глава 20. Административные правонарушения против порядка использования топливно-энергетических ресурсов;
Глава 21. Административные правонарушения против порядка архитектурной и градостроительной деятельности, строительства и благоустройства;
Глава 22. Административные правонарушения в области связи и информации;
Глава 23. Административные правонарушения против порядка управления;
Глава 24. Административные правонарушения против правосудия и деятельности органов уголовной и административной юрисдикции;
Глава 25. Административные правонарушения против порядка приписки граждан к призывным участкам, призыва на воинскую службу и воинского учета.
Каждая
классификация в известной