Административные наказания

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 03:09, курсовая работа

Описание работы

Начавшийся с принятием Конституции РФ 1993 года курс на построение правового государства потребовал переоценки концепции административного права, выработки качественно новых подходов к приведению в жизнь основных положений административной политики. Ряд проводимых реформ в правовой системе государства имеет целью достичь такого уровня порядка и стабильности в политической, экономической, социальной и культурной сферах жизнедеятельности общества, при котором права и свободы человека и гражданина, а также другие социально-значимые ценности были бы реально действующими.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И КЛАССИФИКАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ………………………………………...5
1.1. Понятие, цели и классификация административного наказания……………………………………………………………………….5
1.2. Классификация административных наказаний………………………8
ГЛАВА 2. ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ, УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ИХ ПРИМЕНЕНИЯ…………………………………………………...13
2.1. Предупреждение как мера административного наказания…………...13
2.2. Административный штраф как мера административного наказания..14
2.3.Конфискация орудия совершения или предмета административного
правонарушения как мера административного наказания…………………….…16
2.4. Лишение специального права, предоставленного физическому лицу, как мера административного наказания…………………………………………...18
2.5. Административный арест как мера административного наказания…19
2.6. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства как мера административного наказания……………………………………………………..21
2.7. Дисквалификация как мера административного наказания …………23
2.8. Административное приостановление деятельности………………….25
ГЛАВА 3. НАЗНАЧЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ………..27
Заключение …………………………………………………………………………32
Список используемой литературы…………………………………………………34

Работа содержит 1 файл

АП Административное наказание.doc

— 223.00 Кб (Скачать)

К сожалению, в настоящее  время сложилась ситуация, когда  некоторые районные судьи, наделенные КоАП РФ исключительными полномочиями привлекать к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, прекращают производство по переданным на рассмотрение делам об административных правонарушениях либо ограничиваются минимальным размером административного штрафа, несмотря на угрозу жизни и здоровью людей, работающих на производстве или эксплуатирующих опасный объект. Формальный подход при рассмотрении таких категорий дел влечет ослабление не только всей системы административной ответственности, в результате которого на нет сводится весь институт административного приостановления деятельности, но и системы предотвращения тяжелых последствий в результате выявленных нарушений. Освобождая нарушителей от ответственности или наказывая их по минимуму, судьи тем самым "выносят приговор" населению и работникам предприятия, цеха, участка, эксплуатирующих технически неисправный опасный объект 24.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА  3. НАЗНАЧЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ

 

Глава 4 КоАП посвящена  основным правилам назначения административных наказаний. Кроме общих правил назначения административных наказаний, регламентируются обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административные правонарушения; исчисление сроков административного наказания и сроков давности привлечения к административной ответственности; порядок возмещения причиненного административным правонарушением имущественного ущерба и морального вреда.

Наказание за административное правонарушение назначается в пределах, установленных нормативным актом, предусматривающим ответственность за совершенное правонарушение, в точном соответствии с Кодексом об административных правонарушениях, законодательными актами субъектов РФ.

Общие правила  назначения административных наказаний  конкретизируют принципы равенства  перед законом, презумпции невиновности, законности, индивидуализации ответственности с учетом характера правонарушения и личности нарушителя.

Принцип равенства  перед законом означает, что лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом.25

Особые условия  применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами.

Из принципа презумпции невиновности следует, что  лицо подлежит административной ответственности  только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена  его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в его пользу.

Законность  применительно к назначению административных наказаний заключается в том, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающий дело об административном правонарушении, может назначить виновному только то наказание, которое установлено законодательным актом и только в пределах их компетенции и санкции конкретной правовой нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение.

При применении мер административного принуждения  не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство 26.

Индивидуализация административного наказания выражается в том, что при его назначении учитывается характер правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Индивидуализация наказания предполагает смягчение или усиление его на основе оценки всех обстоятельств дела и личности виновного. Орган (должностное лицо), рассматривающий дело об административном правонарушении, избирает прежде всего вид наказания, указанный в санкции нормы. Особенно это важно при альтернативных санкциях, предусматривающих возможность применения различных видов наказаний. Затем он определяет его размер, но при этом не вправе превысить установленный санкцией нормы предел или снизить его ниже минимума. Если же орган (должностное лицо) приходит к выводу о нецелесообразности назначения наказания даже в минимальном в рамках санкции размере, то при наличии установленных законом условий он вправе освободить нарушителя от административной ответственности.

Особую роль при назначении обоснованного и  справедливого административного  наказания играют обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административные правонарушения.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются: раскаяние виновного; предотвращение виновным вредных последствий правонарушения; добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда; совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения несовершеннолетним, беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

При этом орган  или должностное лицо, решающее дело об административном правонарушении, может признать смягчающими и обстоятельства, не указанные в законе, например преклонный возраст нарушителя, его болезнь, безупречное поведение на производстве и в быту до совершения правонарушения и т.д.

Обстоятельствами, отягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются: продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному наказанию; вовлечение несовершеннолетних в совершение правонарушения; совершение правонарушения группой лиц; совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; совершение правонарушения в состоянии опьянения (орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера административного правонарушения могут не признать это обстоятельство отягчающим).

Данные обстоятельства не могут учитываться как отягчающие в случае, если они предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения.

Перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не может быть расширен юрисдикционными органами и их должностными лицами: он является исчерпывающим, в отличие от перечня смягчающих обстоятельств.

При совершении одним лицом нескольких административных правонарушений наказание назначается  за каждое правонарушение в отдельности. В то же время, если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), наказание назначается в пределах только одной санкции, установленной за более серьезное нарушение. В этом случае к основному наказанию может быть присоединено одно из дополнительных наказаний, предусмотренных статьями об ответственности за любое из совершенных правонарушений.

При решении  вопроса о привлечении правонарушителя  к административной ответственности учитываются давностные сроки назначения административного наказания. Оно не может быть назначено позднее двух месяцев со дня совершения проступка, а при длящихся правонарушениях (например, проживание без регистрации) - двух месяцев со дня его обнаружения.

В соответствии со ст. 4.5 КоАП эти сроки не распространяются на нарушения налогового, валютного, антимонопольного, экологического, о  защите прав потребителей, таможенного  законодательства и на некоторые  другие случаи, когда предусмотрен годичный срок давности со дня совершения либо обнаружения административного правонарушения.27

За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в  виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения административное наказание может быть назначено в названные выше сроки, исчисляемые со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении.

Если в результате совершения административного правонарушения причинен имущественный ущерб гражданину или организации, то судья при  решении вопроса о назначении наказания за административное правонарушение при отсутствии спора вправе одновременно решить вопрос о возмещении виновным имущественного ущерба.

Споры о возмещении имущественного ущерба разрешаются  судом в порядке гражданского судопроизводства.

В случаях рассмотрения дела иным уполномоченным органом или  должностным лицом вопрос о возмещении имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением, решается судом в порядке гражданского судопроизводства.

 

 

Заключение

 

Административные наказания  в России налагаются на граждан, должностных  и юридических лиц в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и административными законами субъектов РФ. 

Содержание административного  наказания определяется его целями, и согласно КоАП, применяется в  целях предупреждения совершения административных правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административное наказание, выражая негативную оценку государством правонарушения, причиняя вред (моральный, имущественный) виновному, не носит  репрессивного характера, и лишено такого назначения, как кара (термин "кара" не употребляется по отношению к наказанию в Российской Федерации, поскольку права человека и его свободы — высшая ценность государства). Поэтому функции наказания не карательные, а предупредительные, задачами которых является воспитание.

При малозначительности совершённого правонарушения, лицо может быть освобождено от административного наказания.

Виды административного  наказания

В КоАП РФ ч.1 ст. 3.2. «Виды  административных наказаний» содержится исчерпывающий перечень административных наказаний:

Предупреждение —  выносится в письменной форме  и выражается в официальном порицании  физического или юридического лица (устное предупреждение не является наказанием и является только рекомендацией);

Административный штраф  — денежное взыскание в определённых размерах в пользу государства;

Конфискация орудия совершения или предмета правонарушения — принудительное безвозмездное обращение в федеральную  собственность или собственность  субъекта РФ не изъятых из оборота  вещей. Назначается судьей;

Лишение специального права — лишение физического лица ранее предоставленного ему специального права (охоты, управления транспортным средством, маломерным судном);

Административный арест  — содержание нарушителя в условиях изоляции от общества (применяется  лишь в исключительных случаях и на срок до 15 суток, а за нарушение режима контртеррористической операции до 30 суток, назначается судьей);

Административное выдворение за пределы РФ лиц без гражданства  и иностранных граждан;

Дисквалификация — лишение  права занимать определенные должности в органах юридических лиц;

Административное приостановление  деятельности — временное прекращение  деятельности юридического лица или  индивидуального предпринимателя, устанавливается на срок до 90 суток.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Конституция   Российской   Федерации:   Принята   всенародным голосованием 12.12.1993 //Российская газета. - № 237. - 25.12.1993.
  2. Кодекс Российской Федерации «Об административных правонарушениях»  от 30.12.2001 N 195-ФЗ  // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации  (часть вторая) от 26.01.96 № 14-ФЗ  // СЗ РФ. - 1996. - №   5. - Ст. 410.  
  4. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. N 17) // СПС "КонсультантПлюс".
  5. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" // Собрание законодательства РФ, 14.02.2011, N 7, ст. 900.
  6. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
  7. Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" // СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4873.
  8. Постановление Правительства РФ от 2 октября 2002 г. N 726 "Об утверждении положения о порядке отбывания административного ареста" // СЗ РФ. 2002. N 40. Ст. 3937.
  9. Правила внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке (приложение 4 к Приказу МВД РФ от 6 июня 2000 г. N 605дсп) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. N 32.
  10. Приказ МВД РФ от 26 августа 2004 г. N 533 "Об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службы по депортации либо административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2004. N 40.
  11. Постановление Конституционного Суда РФ от 11.03.1998 N 8-П "По делу о проверке конституционности статьи 266 Таможенного кодекса Российской Федерации, части второй статьи 85 и статьи 222 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях в связи с жалобами граждан М.М. Гаглоевой и А.Б. Пестрякова"
  12. Административное право. Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. М., 2009.
  13. Административное право. Курс лекций. Учебное пособие для вузов / Под ред. Э.Г. Липатова, С.Е. Чаннова. М., 2009.
  14. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М., 2006.
  15. Административное право. Курс лекций. Учебное пособие для вузов / Под ред. Э.Г. Липатова, С.Е. Чаннова. М., 2006.
  16. Административная ответственность (часть Общая): Учеб. пособие / Под ред. Д.Н. Бахраха. Екатеринбург, 2004.
  17. Головко В., Бражников В. Исполнение административного наказания // Законность, 2008, N 2.
  18. Дугенец А.С. Оптимизация системы административных наказаний // Административное право и процесс, 2007, N 3.
  19. Зорина Н. К вопросу о конфискации // ЭЖ-Юрист, 2011, N 45.
  20. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (постатейный) / А.Г. Авдейко, С.Н. Антонов, И.Л. Бачило и др.; под общ. ред. Н.Г. Салищевой. - М.: Проспект, 2011.
  21. Кирин А.В. Предупреждение и его особая роль как меры административной ответственности // Административное право и процесс, 2011, N 10.
  22. Кирин А.В.Противоречия концептуально-правового статуса ареста как административного наказания // Административное право и процесс, 2011, N 9.
  23. Корчагин А.Г., Сонин В.В. Миграционная политика в решении миграционных проблем в России // Право и политика. 2010. N 6.
  24. Липатов Э.Г., Филатова А.В., Чаннов С.Е.  Административная ответственность: Учебно-практическое пособие" / под ред. С.Е. Чаннова. – М.: "Волтерс Клувер", 2010.
  25. Максимов И.В Административные наказания. – М.: "Норма", 2009.
  26. Максимов И.В. Система административных наказаний по законодательству Российской Федерации / Под ред. Н.М. Конина. Саратов, 2004.
  27. Осипов А.А. Правила назначения административного наказания // Административное право, 2008, N 1.
  28. Резникова А.А. Административное приостановление деятельности - административное наказание //Правоведение, 2009, N 4.
  29. Соломонис И.В. Административное приостановление деятельности как вид наказания и запрещение соответствующей деятельности в целях предупреждения вреда в будущем // Исполнительное право, 2008, N 2.
  30. Симонова Е.А. Административный штраф как основная мера административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации // Исполнительное право. 2009. N 4.
  31. Чижевский В.С. Комментарий к КоАП РФ /  – М.: Книжный мир, 2009.
  32. Цуканов К.В. Актуальные вопросы порядка применения административного приостановления деятельности и дисквалификации // Современное право, 2009, N 9.
  33. Шалыгин Б.И. Некоторые особенности надзора и контроля за исполнением отдельных видов административных наказаний // Административное право, 2009, N 4.
  34. Щирский Д.А. Некоторые трудности исполнения судебных постановлений о назначении дисквалификации // Юрист. 2011. N 6.

Информация о работе Административные наказания