Административные наказания

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 16:19, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящий период времени перечень видов административных наказаний значительно изменен и расширен.
Как показывает судебная практика по делам о назначении административных наказаний1, нарушения процедуры привлечения к административной ответственности могут наблюдаться практически на любом этапе: при проведении проверки или обнаружении правонарушения, при сборе доказательств, в ходе составления протокола правонарушения, при извещении привлекаемых к ответственности лиц о времени и месте рассмотрения административного дела, при вынесении постановления об административном правонарушении.

Содержание

Введение 3
1. Цели административного наказания 4
2. Виды административных наказаний 9
3. Основные и дополнительные административные наказания 12
Заключение 18
Список использованной литературы 19

Работа содержит 1 файл

Административные наказания..........doc

— 122.00 Кб (Скачать)

    Важным  моментом является положение части 3 настоящей статьи о том, что административные наказания, виде предупреждения и административного штрафа могут быть установлены законами субъектов РФ, все иные административные наказания устанавливаются только КоАП РФ.

    Данное  положение согласовано с пунктом  «к» статьи 72 Конституции РФ, которое утверждает, что административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

    В этой связи представляется необходимым  учитывать положения статьи 1.3 КоАП РФ, где определяется, что к ведению  Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:

    1) общих положений и принципов  законодательства об административных  правонарушениях;

    2) перечня видов административных  наказаний и правил их применения;

    3) административной ответственности по вопросам. имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

    4) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

    5) порядка исполнения постановлений  о назначении административных  наказаний.

    Вследствие  вышеизложенного расширяются права субъектов Российской Федерации в области установления административной ответственности за правонарушения, ответственность за которые не предусмотрена федеральным законодательством. Однако это возможно только в соответствии с задачами законодательства об административных правонарушениях (ст. 1.2 КоАП РФ).

    Установлением данных задач исключается возможность  принятия субъектами РФ закона, выходящего за рамки законодательства России об административных правонарушениях, что, в свою очередь, является важной гарантией административной ответственности.

    Таким образом, анализ правовой природы административных наказаний подтверждает нашу первоначальную посылку о том, что административное наказание является наиболее важным видом мер административного принуждения, отличающимся мерой насильственного воздействия, совокупностью признаков и характеристик, особым порядком назначения. 

3. Основные и дополнительные  административные  наказания

 

    За  одно административное правонарушение может быть назначено основное, либо основное и дополнительное административное наказание из числа, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части КоАП РФ, а также закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности. Основными являются такие административные наказания, которые не могут назначаться в дополнение к другим видам административных наказаний и носят самодостаточный характер. Причем предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного лицу, административный арест и дисквалификация могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний. Возмездное изъятие либо конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства может устанавливаться и применяться в качестве, как основного, так и дополнительного административного наказания (ст. 3.3 КоАП РФ).

    Некоторые из перечисленных видов административных наказаний вообще не могут применяться (или могут применяться с ограничениями) к определенным, точно указанным в КоАП РФ, категориям граждан, например, несовершеннолетним и др., в рамках статей 3.6, 3.7, 3.8, 3.9, 3.10 КоАП РФ.

    Основное  административное наказание применяется как самостоятельная мера, в единичном варианте. Недопустимо применение вместе с предупреждением, административным штрафом, лишением специального права, административным арестом, дисквалификацией и административным приостановлением деятельности, каких либо других мер административного наказания.

    Предупреждение, как мера административного наказания, выносится только в письменной форме (ст. 3.4 КоАП РФ). Применяется преимущественно к лицам, виновным в совершении незначительных административных правонарушений, например, в области дорожного движения (например, КоАП РФ ст. 12.1, ч. 1 ст. 12.2, 12.3 и др.) или к несовершеннолетним в возрасте до восемнадцати лет. Единственная установленная форма предупреждения - письменная.

    Административный  штраф представляет собой денежное взыскание, которое может выражаться (ст. 3.5 КоАП РФ):

    - в виде минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

    - в виде стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

    - в виде суммы неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин, либо в сумме незаконной валютной операции, либо в сумме денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании, либо в сумме валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо в сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо в сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо в сумме неуплаченного административного штрафа.

    Возмездное  изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения выражается в принудительном изъятии орудия совершения или предмета административного правонарушения у любого лица, совершившего административное правонарушение, независимо от того является ли оно собственником данного предмета или нет, с последующей реализацией и передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета (ст. 3.6 КоАП РФ). То есть собственнику компенсируется часть стоимости.

    Конфискацией  объекта является принудительное безвозмездное  обращение в доход государства орудия совершения или предмета административного правонарушения назначаемое только судом - мировым судьей (ст. 3.7 КоАП РФ). При этом ч. 2 ст. 243 ГК РФ допускает и административную форму конфискации - по решению уполномоченных органов административной юрисдикции, их должностных лиц14. Согласно ст. 243 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, имущество может быть безвозмездно изъято у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения (конфискация). В случаях, предусмотренных законом, конфискация может быть произведена в административном порядке.

    Пункт 4 ст. 49 Закона РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-I «Об авторском праве и смежных правах» устанавливает, что контрафактные экземпляры произведений или фонограмм подлежат обязательной конфискации по решению суда или судьи единолично, а также по решению арбитражного суда. Конфискованные контрафактные экземпляры произведений или фонограмм подлежат уничтожению, за исключением случаев их передачи обладателю авторских или смежных прав по его просьбе. Поскольку при прекращении производства по делу об административном правонарушении не может быть наложена санкция в виде конфискации контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, то следует руководствоваться ч. 3 ст. 3.7 КоАП РФ, согласно которой не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия или предмета административного правонарушения, на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению15. Таким образом, при прекращении производства по делу об административном правонарушении (ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ) контрафактные экземпляры произведений и фонограмм подлежат изъятию и уничтожению.

    Лишение специального права (ст. 3.8 КоАП РФ) в соответствии со ст. 3.3 КоАП РФ наряду с такими наказаниями как предупреждение, административный штраф, административный арест, дисквалификация, административное приостановление деятельности, может устанавливаться и применяться только в качестве основного административного наказания.

    Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях16. Лишение специального права назначается судьей.

    Административный  арест назначается только судом  и применяется за нарушение действующих норм права (ст. 3.9 КоАП РФ).

    Административное  выдворение за пределы Российской Федерации  иностранного гражданина или лица без гражданства - относится к санкциям, ограничивающим свободу нарушителя; фактически оно может быть применено и в отношении других иностранных физических лиц, в частности лиц с двойным гражданством и подданных монархий. Административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию - соответствующими должностными лицами (ст. 3.10 КоАП РФ).

    Дисквалификация заключается в лишении физического  лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (ст. 3.11 КоАП РФ). Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет17.

    Административное  приостановление деятельности применяется  в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ст. 3.12 КоАП РФ)18. Например, управление Роспотребнадзора провело проверку производства кондитерских изделий ООО «Слава». Было выявлено, что предприятие нарушило отдельные положения СанПиН 2.3.4.545-9619. В пункте 3.16.1 зафиксирована обязанность администрации предприятия обеспечить наличие достаточного количества уборочного инвентаря, а также необходимого количества медицинских книжек. Таким образом, налицо нарушение действующих санитарных правил, что квалифицируется по ст. 6.3 КоАП РФ. Данные нарушения могут стать причиной возникновения и распространения острых кишечных инфекций, что представляет собой угрозу здоровью потребителей. Поэтому суд с полным правом назначит предприятию в качестве наказания административное приостановление деятельности20.

    Таким образом, в механизме административного принуждения административное наказание выступает как самое эффективное и достаточное средство, ограниченное необходимостью адекватной реакции государства именно на правонарушение, с одной стороны, и позволяющее, - исходя из принципов справедливости, соразмерности и правовой безопасности, - гарантировать защиту конституционных ценностей, прежде всего прав и свобод человека и гражданина, с другой стороны. 
 
 

 

Заключение

 

    Кодекс  РФ об административных правонарушениях  за совершение административных правонарушений установлены следующие административные наказания:

    - предупреждение (ст. 3.4 КоАП РФ);

    - административный штраф (ст. 3.5 КоАП РФ);

    - возмездное изъятие орудия совершения  или предмета административного правонарушения (ст. 3.6 КоАП РФ);

    - конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.7 КоАП РФ);

    - лишение специального права, предоставленного физическому лицу (ст. 3.8 КоАП РФ);

    - административный арест (ст. 3.9 КоАП РФ);

    - административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (ст. 3.10 КоАП РФ);

    - дисквалификация (ст. 3.11 КоАП РФ);

    - административное приостановление деятельности (ст. 3.12 КоАП РФ).

    При этом такие виды наказаний, как предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест и дисквалификация, представляют собой основные административные наказания и не могут применяться в дополнение к другим.

    Остальные виды административных наказаний могут  устанавливаться и применяться в качестве как основных, так и дополнительных административных наказаний.

    Дополнительные  административные наказания не назначаются  самостоятельно, они могут применяться только наряду с основными, т.е. санкцией за административный проступок может быть основное либо основное и дополнительное административные наказания.

 

Список  использованной литературы

Информация о работе Административные наказания