Административные наказания и их виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 19:07, контрольная работа

Описание работы

Управление обществом, обеспечение общественной дисциплины и правопорядка осуществляется с помощь активных способов целенаправленного воздействия на сознание и поведение людей, в качестве этих способов выступают и административные наказания. Известно, что административные наказания оказывают значительное влияние на состояние правопорядка в стране, способствуют предупреждению преступлений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 Понятие административного наказания
1.2 Цели административного наказания
2. ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ
2.1 Система административных наказаний
2.2 Виды административных наказаний и их применение
3. ПОРЯДОК НАЛОЖЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ
3.1 Принципы назначения административных наказаний
3.2 Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность
3.3 Давностные сроки назначения административных наказаний и срок их погашения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа содержит 1 файл

адми.doc

— 142.00 Кб (Скачать)
  1. предупреждение;
  2. административный штраф;
  3. возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  4. конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  5. лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  6. административный арест;
  7. административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  8. дисквалификация;
  9. административное приостановление деятельности.5

Теперь рассмотрим каждый из них  поподробнее.

Предупреждение является одним из наиболее распространенных видов административного наказания. КоАП РФ содержит почти 70 норм, санкция которых предусматривает данный вид наказания.

По содержанию это мера морально-правового воздействия. На лестнице административных наказаний предупреждение занимает первую ступеньку как самое легкое по карательному воздействию.

Раскрывая содержание предупреждения, законодатель говорит о том, что  оно является официальным предостережением лица о недопустимости противоправного поведения. Но это лишь одна сторона данной меры административного воздействия. Предупреждение – основное самостоятельное наказание. Как правило, оно применяется за незначительные правонарушения, например, в области дорожного движения (ст. 12.1, ч. 1 ст. 12.2, 12.3 и др.), к несовершеннолетним в возрасте до восемнадцати лет, а также к лицам, которые впервые совершили противоправное деяние. Оно может налагаться лишь в случаях, когда это предусмотрено в санкции соответствующей статьи Особенной части Кодекса или закона субъекта РФ об административных правонарушениях.

Ст. 3.4 КоАП РФ прямо закреплено правило, что предупреждение выносится в  письменной форме. Устные предупреждения о недопустимости противоправного поведения, которые должностные лица делают гражданам, организациям, конечно же, не могут рассматриваться как наказание. Также не являются административным наказанием и письменные предупреждения (предписания, предостережения), которые направляются гражданам и организациям, но не в порядке производства по делу об административном правонарушении и не оформленные постановлением по делу.

Предупреждение как мера административного  наказания может применяться  как к физическим, так и юридическим  лицам6.

Административный  штраф представляет собой административное наказание имущественного характера. Штраф реализуется в виде взыскания, налагаемого на физических, должностных и юридических лиц, определенной суммы денежных средств, оказывая, таким образом, воздействие не только на сознание, но и на имущественное положение виновных. В ином эквиваленте административный штраф не применим. Согласно ст. 75 Конституции Российской Федерации денежной единицей в Российской Федерации является рубль.

Такую имущественную санкцию, как штраф, т.е. взыскание определенной денежной суммы, в борьбе с административными правонарушениями используют чаще всего. Административную ответственность без всякого преувеличения можно назвать «штрафной», так как почти 90% виновных в совершении таких деяний подвергаются штрафу. Административный штраф предусмотрен в санкциях всех статей Особенной части Кодекса (за исключением ч.2 ст.20.25), а также в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со ст. 3.3 Кодекса административный штраф может устанавливаться и применяться только в качестве основного административного наказания. Чаще всего он предусматривается альтернативно с предупреждением, реже - с другими видами административного наказания. В случаях, предусмотренных Кодексом, административный штраф может налагаться в сочетании с дополнительным административным наказанием (возмездное изъятие, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения).

Основной показатель правоограничений, составляющих содержание рассматриваемого вида наказания, - величина административного штрафа. Статья 3.5 КоАП РФ определяет минимальный и максимальный размеры административного штрафа, которые могут устанавливаться за совершение административных правонарушений. Размер административного штрафа не может быть менее ста рублей. Размер административного штрафа, налагаемого на граждан, не может превышать пять тысяч рублей, на должностных лиц – пятьдесят тысяч рублей, на юридических лиц – один миллион рублей.

Размеры штрафа в большинстве статей Особенной части КоАП РФ указываются в твердой сумме в рублях, как правило, с указанием минимального и максимального ее предела (за отдельные нарушения в области дорожного движения законодатель установил абсолютно определенные санкции в виде административного штрафа).

Кроме исчисления размера административного  штрафа в твердом рублевом эквиваленте законодатель сохранил и другие критерии установления размера данного вида административного наказания.

Возмездное  изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения является мерой административной ответственности, носит имущественной характер и применяется лишь в отношении собственника предметов, использовавшихся в качестве орудий совершения или явившихся предметом административного правонарушения. Изъятию не подлежат предметы и орудия, не являющиеся собственностью правонарушителя.

По содержанию возмездное изъятие  орудий совершения или предмета административного  правонарушения заключается в трех взаимосвязанных действиях:

  1. принудительное изъятие предмета у нарушителя,
  2. реализация орудий и предметов,
  3. передача вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятых орудий или предметов.

Возмездный характер является отличительной  чертой рассматриваемого вида административного наказания.

Возмездное  изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения может устанавливаться и применяться как в качестве основного, так и дополнительного вида административного наказания.

Законодатель  устанавливает ограничения в  применении возмездного изъятия  орудий или предметов административного  правонарушения. Оно распространяется на охотничье оружие, боевые припасы и другие дозволенные орудия охоты и рыболовства. Данная мера административной ответственности не может применяться к лицам, для которых охота и рыболовство, являются основным законным источником средств к существованию.

Применение  возмездного изъятия указанных  орудий и предметов приведено  в соответствие с требованиями ст. 35 Конституции РФ, согласно которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Возмездное изъятие может назначаться только судьей.

Конфискация орудия совершения или предмета административного  правонарушения применяется в качестве меры административного наказания и заключается в принудительном безвозмездном обращении орудия совершения или предмета административного правонарушения в федеральную собственность или собственность субъекта РФ.

Кодекс  предусматривает конфискацию только тех предметов и орудий, с помощью которых совершаются административные правонарушения, а не вообще имущества нарушителя, независимо от того являются ли предметы и орудия правонарушения собственностью нарушителя.

Конфискация может устанавливаться как в качестве основного, так и в качестве дополнительного наказания. В большинстве статей КоАП РФ она установлена как дополнительная мера к штрафу или другому основному наказанию.

Конфискация как мера административного наказания  назначается исключительно судьей7.

Кодекс обеспечивает гарантии сохранности и возврата вещей, изъятых в процессе производства по делу об административном правонарушении, но не конфискованных при окончательном избрании меры наказания (ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ).

Постановления о конфискации приводятся в исполнение судебными приставами-исполнителями и уполномоченными на то лицами органов внутренних дел в соответствии со ст. 32.4 КоАП РФ. Конфискация не может быть заменена для нарушителя возможностью выплатить стоимость вещи, подлежащей обращению в собственность государства.

Конфискация огнестрельного оружия и боевых припасов, других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых эти занятия являются основным законным источником существования (ст.3.7 КоАП РФ).

Конфискацией не является изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, подлежащих возвращению законному собственнику или изъятых из оборота либо находившихся в противоправном ведении лица.

Лишение специального права заключается в том, что в течение определенного срока данному лицу запрещается пользоваться ранее предоставленным ему правом.

В настоящее  время в соответствии со статьями Особенной части КоАП РФ назначаются лишение права охоты (ч. 1 ст. 8.37); лишение права управления транспортом, самоходной машиной или другими видами техники (ст. 9.3); лишение права управления воздушным судном (ст. 11.5); лишение права управления судном на морском, внутреннем водном транспорте, маломерным судном (ст. 11.7 и др.); управления автомототранспортными средствами (ст. 12.8 и др.).

Лишение специального права назначается только судьей.

Срок лишения  специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет, причем максимальный размер такого срока, назначаемого за повторное нарушение, устанавливается санкцией соответствующей статьи Особенной части КоАП РФ.

Лишение права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется этим транспортным средством в связи с инвалидностью, а лишение права охоты - к лицу, для которого охота является источником средств к существованию.

Административный  арест является одним из самых строгих наказаний, назначаемых за совершение административного правонарушения, и заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества. Назначаться это наказание может на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции - до тридцати суток. Право назначения административного наказания принадлежит только судье.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, обязательно.

Административный арест применяется  в исключительных случаях. Критерий для применения административного ареста дается в конкретных статьях КоАП РФ, содержащих соответствующие санкции.

Сроки наказания в виде административного ареста измеряются сутками.

Кодекс содержит перечень лиц, к  которым не может применяться  административный арест даже в исключительных случаях. При принятии постановления  об административном аресте должно быть выяснено и подтверждено соответствующими документами, нет ли препятствий к этому: не является ли женщина беременной, не имеет ли она детей в возрасте до 14 лет, достиг ли подросток, совершивший правонарушение, совершеннолетия, не является ли лицо, привлеченное к административной ответственности, инвалидом I или II группы, военнослужащим, гражданином, призванным на военные сборы, имеющим специальное звание сотрудника органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

Административное  выдворение за пределы Российской Федерации  иностранного гражданина или лица без  гражданства, заключается в принудительном и контролируемом перемещении иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации либо в контролируемом самостоятельном выезде такого лица из Российской Федерации.

Конституция РФ (ст. 62) устанавливает, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства установлен Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Конкретные административные правонарушения, за совершение которых предусмотрена возможность применения такого наказания, содержатся в ст. 18.1 (ч. 2), 18.4 (ч. 2), 18.8, 18.10 (ч. 2), 18.11 КоАП РФ.

Решение вопроса о применении административного  выдворения отнесено к компетенции судей районных судов (ст. 23.1 КоАП РФ). Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (ст. 28.3 КоАП РФ), пограничными органами (ст. 28.3 КоАП РФ), органами, уполномоченными в области миграции населения (ст. 28.3 КоАП РФ). Процедура выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства на основании принятых постановлений производится пограничными органами и органами внутренних дел (ст. 32.9 Кодекса)8.

Въезд в Российскую Федерацию иностранным  гражданам и лицам без гражданства  не разрешается, если они в период предыдущего пребывания были выдворены  за пределы Российской Федерации в принудительном порядке, в течение пяти лет со дня выдворения9.

Кодекс устанавливает, что административное выдворение не может применяться  к военнослужащим – иностранным  гражданам (граждане стран СНГ, которые  могут служить с Вооруженных Силах РФ на контрактной основе).

Дисквалификация является новым для отечественного законодательства об административных правонарушениях видом административного наказания.

По своей сути дисквалификация  представляет собой ограничение  конституционного права на осуществление предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности (ст. 34 Конституции РФ) за грубое или неоднократное злоупотребление указанным правом.

Административное наказание в  виде дисквалификации назначается  судьей. Дисквалификация устанавливается и назначается только в качестве основного административного наказания. В Кодексе перечислены виды деятельности, применительно к которым может быть назначена дисквалификация.

Информация о работе Административные наказания и их виды