Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 06:55, курсовая работа
Административное право тесно связано со многими отраслями права, например, с гражданским правом. Нормы гражданского права касаются имущественных отношений только в тех случаях, когда стороны равноправны, а нормы административного права касаются имущественных отношений, которые базируются на административной подчиненности одной стороны другой. Определенные связи есть у административного права с трудовым правом в сфере регулирования служебных отношений.
1.Введение……………………………………………………………………...3
2.Понятие административно-правовых отношений..……………………….5
3.Особенности административно-правовых отношений…………………...7
4.Структура административных правоотношений………………………….9
5.Классификация административно-правовых отношений………………..14
6.Заключение………………………………………………………………….22
7.Литература…………………………………………………………………..24
Подобная
классификация административно-
а) Вертикальные административно-правовые отношения непосредственно характеризуют суть административно-правового регулирования и типичных для государственно-управленческой деятельности субординационных связей между субъектом и объектом управления, а также внешней направленности механизма реализации исполнительной власти. Они всегда возникают между соподчиненными сторонами, то есть, исключают равенство сторон. Властной стороной в них всегда выступает соответствующий исполнительный орган (должностное лицо); второй стороной при этом может быть также исполнительный орган (должностное лицо), но объем юридически-властных полномочий, предоставленных ему, меньше, чем у первой (например, Правительство и министерство), либо вторая сторона их вообще не имеет (например, гражданин). В подобной ситуации и создается возможность реализации одной стороной отношения непосредственного управляющего воздействия на другую, которая далеко не во всех случаях ей организационно подчинена.
Вертикальные административно-правовые отношения неоднозначны. Но в них всегда проявляется общая черта — осуществление в их рамках прямого управляющего воздействия и соответствующий этому приоритет юридически выраженной воли одной стороны, то есть, субъекта управления. Управленческая вертикаль проявляет себя в административно-правовых отношения по-разному. Соответственно различны по своим внешним признакам и вертикальные отношения, хотя безапелляционность тезиса о юридическом неравенстве сторон сохраняет свою силу во всех случаях. И это логично, ибо невозможно одной стороне отношения выступать в роли управляющего субъекта, не обладая при этом достаточным объемом юридически-властных полномочий.
Как следствие этого, в вертикальных административно-правовых отношениях всегда в той или иной форме проявляется подчинение одной стороны другой. Формула «власть — подчинение» наиболее характерна именно для такого вида правоотношений.
Само
«подчинение» управляемой стороны
отношения «управляющей» может
выражаться неодинаково. Так, в буквальном
смысле о нем можно говорить как
об организационной подчиненности
(связи между вышестоящими и нижестоящими
исполнительными органами, между
ними и подведомственными им предприятиями
и т.п.). Но и отсутствие такой подчиненности
(соподчиненности) не отрицает возможности
возникновения между сторонами
отношений вертикального
Следует учитывать также и то, что граждане или общественные объединения, естественно, организационно не подчиненные исполнительным органам, фактически обязаны выполнять требования, выражаемые в соответствующих юридически-властных волеизъявлениях последних.
Таким
образом, все вертикальные административно-правовые
отношения в различном объеме
выражают юридическую зависимость
одной стороны от другой. Это —
логическое и фактическое следствие
закрепленного административно-
б) Горизонтальные административно-правовые отношения. В качестве таковых признаются отношения, в рамках которых стороны фактически и юридически равноправны. В них, соответственно, отсутствуют юридически-властные веления одной стороны, обязательные для другой.
Возможны
ли такого рода отношения в сфере
государственного управления, не выпадают
ли они из общего русла административно-
Прежде всего, налицо должно быть действительное, а не формальное юридическое равенство участников административно-правовых отношений (подобно гражданско-правовым отношениям), а также отсутствие выраженной в любой форме их соподчиненности. Все это — условия одинакового правового уровня.
Разумеется,
вычленить горизонтальные отношения
из общей массы административно-
Например, в работе исполнительных органов складываются отношения между различными государственными служащими одинакового должностного уровня, причем развиваются они без «команд», т.е. без обязательных для других работников указаний (например, отношения между исполнителями одного ранга). Конечно, они не всегда в достаточной мере юридизированы, но их прямая связь с управленческой деятельностью данного органа несомненна. В частности, такие отношения возникают в интересах подготовки тех или иных материалов, справок, отчетов, проектов решений и т.п. Такого типа отношения складываются также между несоподчиненными исполнительными органами по поводу, например, подготовки совместных нормативных актов, по согласованию совместных управленческих мероприятий, по формированию межведомственных консультативных, совещательных и иных советов. Это — и отношения исполнительных органов с общественными объединениями на предмет, например, заключения или изменения тарифных соглашений с профсоюзами и т.п.
Для отношений подобного рода характерно то, что они возникают на стадии, предшествующей непосредственному управляющему воздействию, а потому служат предпосылкой вертикальных отношений, так как создают условия, необходимые для принятия одностороннего юридически-властного решения.
Другая
группа подобных отношений возникает
после осуществления
Горизонтальными по своему содержанию являются также административно-процессуальные отношения, возникающие по поводу административно-правовых споров. Например, это отношения в рамках производства по жалобам и заявлениям граждан, по делам об административных правонарушениях. Соответствующее законодательство обеспечивает процессуально равное положение сторон в таких отношениях.
Наконец,
горизонтальными могут быть признаны
отдельные отношения
Важным элементом характеристики горизонтальных административно-правовых отношений является то, что любые совместные действия однопорядковых и равноправных сторон (отношения типа «субъект — субъект»), равно как и процессуальное равноправие, перерастают в вертикальные отношения. Моментом такого перерастания служит, например, принятие совместного юридически-властного акта (совместного приказа) либо принятие полномочным исполнительным органом (должностным лицом) одностороннего юридически обязательного решения по жалобе гражданина или по делу об административном правонарушении. Отсюда — временное проявление горизонтальности таких правоотношений, а также их вспомогательный характер по отношению к основным вариантам административно-правовых отношений.
Административно-правовые
отношения по своему содержанию (порядку
реализации прав и обязанностей их
участников) подразделяются на
материальные и процессуальные, а по способу
зашиты – на защищаемые в административном
или судебном порядке.
Заключение
Для административно – правовых отношений характерными являются следующие особенности: одной из сторон данных отношений всегда является соответствующий орган исполнительной власти или его должностное лицо, наделенное управленческими полномочиями. Административно-правовые отношения являются властеотношениями, органы исполнительной власти, являющиеся непременным субъектом административно-правовых отношений, и их должностные лица обладают правом издания нормативных актов, действуя по поручению государства. Административно-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон, но согласие второй стороны не являются обязательными. Споры, возникающие между участниками административно-правовых отношений, разрешаются в большинстве случаев в административном (внесудебном) порядке – путем непосредственно юридически властного и одностороннего распоряжения уполномоченного на то органа исполнительной власти. В случае нарушения одной из сторон нормативных требований, она несет ответственность перед государством и в лице его органов.
В
административно-правовых отношениях,
как основном элементе механизма
правового регулирования, индивидуализируются
положения той или иной нормы
административного права, определяются
характер, права, обязанности, функции,
задачи и ответственность участников
отношений. Эти отношения воздействуют
на управленческие процессы через волю
и сознание их участников, как конечный
результат согласованности
Подводя итог вышесказанному можно получить обобщенную характеристику предмета административного права, т.е. тех общественных отношений, которые урегулированы нормами административного права. Это такие управленческие отношения как:
а)
управленческие отношения, в рамках
которых непосредственно
б)
управленческие отношения
в) управленческие отношения, возникающие с участием субъектов местного самоуправления;
г) отдельные управленческие отношения организационного характера, возникающие в сфере «внутренней» жизни общественных объединений и других негосударственных формирований, а также в связи с осуществлением общественными объединениями внешне властных функций и полномочий.
Итак,
выяснили, что административно –
правовые отношения – это регулируемые
и гарантируемые нормами
Список используемой литературы
Учебники и монографии:
/1/Административное право: учебник / под ред. Л.Л. Попова.- М.: Юрист, 2005. -С. 80-85.
/2/Административное право России : курс лекций / К.С. Вельский и др. / под ред. Н.Ю. Хаманевой. -М.: Проспект, 2007.- С. 112.
/3/Александров Н.Г. Законность и правоотношения в советском обществе. -М., 1955.
/4/Алексеев С.С.Общая теория права. Т 1. – М., 1981
/5/Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России : учебник. -М.: Зерцало, 2007. С. 36 — 38.
/6/Бахрах Д.Н. Административное право России: учебник для вузов. -М. : Норма, 2002.
/7/Бахрах Д.Н. Административное право России: учебник для вузов. -М. : Норма, 2005.-С.106.
/8/Габричидзе Б.Н. и др. Административное право: учебник.- М.: Проспект, 2004.- С. 59.
/9/Дмитриев Ю.А. и др.. Административное право : учебник. -М. : Эксмо, 2005. -С. 213.
/10/Исаков В.Б. Фактический состав в механизме правового регулирования. – Саратов: из-во Саратовского университета, 1980
/11/Исаков В.Б. Юридические факты в советском праве. -М. : Юридическая литература, 1984.
/12/Кикот В.Я. Административное право. – М: Юнити-Дана, 2003
/13/Конин Н.М. Административное право России : учебник.- М.: Проспект. 2006. -С. 34-36.
/14/Коренев А.П. Административное право России : учебник : В 3-х частях. Ч. I. -М.: Щит-М, 1999.- С. 54-59.
/15/Курс административного права и процесса. / под ред. Ю.А. Тихомиров. -М., 1998.
/16/Овсянко Д.М. Административное право в схемах и определениях : учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Юристь, 2003. -С. 19.