Административно-правовые нормы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:02, реферат

Описание работы

Нормами административного права регулируются те общественные отношения, в которых обязательным участником являются органы государственного управления федерального и регионального (республики, края, области и т.п.) уровня. В соответствии с конституционными принципами разделения властей, эти органы являются органами исполнительной власти.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

1. Понятие административно-правовых норм…………………………………..5

2. Структура административно-правовых норм………………………………...9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...12

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...14

Работа содержит 1 файл

адм право.doc

— 75.50 Кб (Скачать)

     Запрещающими  называются диспозиции, содержащие запрет на совершение тех или иных противоправных деяний (действий или бездействия). Запрещающая диспозиция требует воздержаться от определенного варианта поведения, который законом считается правонарушением.

     Санкция как элемент административно-правовой нормы содержит указания на меры воздействия, применяемые к нарушителю. При этом имеется в виду не любое административное воздействие, а лишь такое, применение которого предусмотрено нормой в связи с правонарушением. Административно-правовые санкции, применяемые за административные правонарушения, предусматриваются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Например, согласно статье 8.1 данного Кодекса санкцией за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов является наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от двух до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати до ста тысяч рублей.

     Административно-правовые санкции, применяемые за нарушение  норм данного Кодекса, перечислены  в статье 3.2. К ним относятся:

     1) предупреждение;

     2) административный штраф; 

     3) возмездное изъятие орудия совершения  или предмета административного  правонарушения;

     4) конфискация орудия совершения  или предмета административного  правонарушения;

     5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу; 6) административный арест;

     7) административное выдворение за  пределы Российской Федерации; 

     8) дисквалификация; 

     9) административное приостановление  деятельности5. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Первичными  элементами административного права являются административно-правовые нормы. Их можно понимать как установленные или санкционированные государством правила, регулирующие отношения в сфере деятельности исполнительной власти, реализация которых при неисполнении обеспечивается государственным принуждением. Норма содержит правило, модель должного поведения (диспозицию) при наличии определенных условий (гипотезы).

     Каждая  норма органично включена в отраслевую систему, вне которой действовать  не может. Огромное множество административно-правовых норм можно поделить на виды по самым разным критериям. Наиболее важными для понимания этих норм являются критерии их сущности, содержания и формы.

     В административно-правовых нормах непосредственно  выражается регулятивная роль административного  права, проявляющаяся в следующем:

     а) административно-правовые нормы преследуют цель обеспечения должной упорядоченности  организации и функционирования, как всей системы исполнительной власти (государственного управления), так и ее отдельных звеньев, рационального их взаимодействия;

     б) административно-правовые нормы определяют тот или иной вариант должного, т.е. соответствующего интересам правового  государства, поведения всех лиц  и организаций, действующих непосредственно  в сфере государственного управления и выполняющих тот или иной объем его функций (например, администрация края, области), либо тем или иным образом затрагивающих своими действиями интересы этой сферы (например, общественные объединения, граждане). Должное поведение предполагает, какие действия можно совершать (дозволения), от каких следует воздержаться (запреты), какие совершать необходимо (предписания). В этом и выражается по существу управляющее воздействие на поведение;

     в) административно-правовые нормы, действуя в сфере государственного управления, прежде всего и главным образом предназначены для обеспечения эффективной реализации конституционного назначения механизма исполнительной власти, т.е. исполнения, проведения в жизнь требований законов Российской Федерации. Тем самым они выражают сущность исполнительной ветви единой государственной власти;

     г) административно-правовые нормы, определяя  границы должного поведения в  сфере государственного управления и обеспечения прочного режима законности и государственной дисциплины в  общественных отношениях, возникающих в процессе государственно-управленческой деятельности;

     д) административно-правовые нормы в  отличие от многих других отраслей российского права имеют свои собственные юридические средства защиты от посягательств на них (невыполнение, недобросовестное выполнение их требований и т.п.). Имеется в виду административная ответственность, как правило, наступающая во внесудебном порядке. В таком же аспекте можно говорить и о дисциплинарной ответственности рамки, применения которой, несравненно уже, чем у административной ответственности (исключительно служебные отношения);

     е) административно-правовые нормы во многих случаях могут выступать  в роли регулятора иных общественных отношений, а не только их защитника. Так, с их помощью, обеспечивается урегулированность финансовых, земельных, трудовых и иных отношений; именно на их основе определяется порядок взимания налогов и т.п.;

     ж) административно-правовые нормы достаточно часто устанавливаются непосредственно  в процессе реализации исполнительной власти и непосредственно ее субъектами. 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

     Нормативно-правовые акты: 

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. - 2009. - № 7.

2. Кодекс  Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ (в ред. от 21.07.2011г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 1. - Ст. 1.

3. Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О правительстве Российской Федерации» (в ред. от 28.12.2010г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. - № 51 – Ст. 5712. 

     Научная литература: 

4. Административное  право России: Учебник / Под ред. Л.Л. Попов,                   Ю.И. Мигачев, С.В. Тихомиров. – М.: Проспект, 2008. – 688 с.

5. Административное  право: Учебник / Под ред. Б.В. Россинский. – М.: Норма, 2009. – 928 с.

6. Бахрах Д.Н. Административное право. - М.: Век, 2002. – 415 с.

7. Теория  государства и права: Учебник / Под ред. Н.И. Матузов, А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2009. – 835 с. 

Информация о работе Административно-правовые нормы