Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 16:39, реферат
В демократическом государстве формирование и порядок деятельности административной (исполнительной) ветви государственной власти должны быть четко урегулированы юридическими нормами.
Административное законодательство является правовой основой построения и эффективного функционирования самой большой, самой активной, самой мощной подсистемы государственного аппарата - исполнительной власти.
Административное право – важнейшая отрасль правовой системы любой страны. Особенно велика его роль в России, где такие факторы, как огромная территория, многонациональный состав населения, традиционно большой объем государственной собственности, исторические державные традиции, обусловили значение административной власти, государственной администрации в жизни общества. Эта отрасль публичного права закрепляет права и обязанности граждан и иных невластных субъектов в отношениях с представителями исполнительной власти, организационные основы, систему государственной администрации, полномочия ее структурных единиц, принципы, методы, формы их деятельности.
Введение
1 Понятие и виды субъектов административного права
1.1 Понятие субъекта административного права
1.2 Виды субъектов административного права
1.3 Административно-правовой статус гражданина
1.4 Основы административно-правового статуса гражданина Российской Федерации
1.5 Правоспособность и дееспособность субъектов административного права
2 Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
2.1 Административно-правовая охрана прав и свобод граждан в сфере государственного управления
2.2 Административная опека и статус ее субъектов
3 Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
4 Особенности административно-правового статуса лиц, совершивших преступления и административные проступки
6 Решение ситуации
Вывод
На основании ст. 59 иностранным гражданам и лицам без гражданства, совершившим преступления, связанные с оборотом наркотиков, может быть не разрешен въезд в Россию. Они могут быть также выдворены за пределы России.
Граждане, осужденные по решению суда к исправительным работам, не могут быть признаны безработными. Учредителем средства массовой информации не может выступать гражданин, отбывающий наказание в местах лишения свободы.
Право гражданина России на выезд за границу может быть временно ограничено, если он:
• задержан по подозрению в совершении преступления либо привлечен в качестве обвиняемого — до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда;
• осужден за преступление — до отбытия наказания или освобождения от него.
Ряд установленных федеральным законодательством ограничений касается как лиц, совершивших преступления, так и лиц, совершивших административные проступки. Например, лицензия на приобретение оружия гражданам России не выдается, если они имеют судимость за совершение умышленного преступления, отбывают наказание за совершенное преступление, а также — совершившим в течение года повторно административное правонарушение, посягающее на общественный порядок или установленный порядок управления.
Статьей 161 ТК РФ установлено, что квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению может быть отозван, если специалист «признан виновным в подделке документов, совершении хищения, во взяточничестве, а также в случае неоднократного совершения правонарушений, предусмотренных настоящим Кодексом».
Обязательной государственной дактилоскопической регистрации подлежат:
• граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства, подозреваемые в совершении преступления, обвиняемые в совершении преступления либо осужденные за совершение преступления, подвергнутые административному аресту, совершившие административное правонарушение, если установить их личность иным способом невозможно;
• иностранные граждане и лица без гражданства, подлежащие выдворению (депортации) за пределы территории России. Приведенный перечень ограничений, отражающих специфику
административно-правового статуса лиц, совершивших преступления, не является исчерпывающим. К сожалению, по этому вопросу нет единого правового акта, нет и научных работ, систематизирующих, анализирующих совокупность таких норм, их достаточность, обоснованность.
Специфика названных и ряда других административно-правовых ограничений статусов правонарушителей состоит в том, что они не являются наказаниями (взысканиями), а связаны с ними, обеспечивают и дополняют карательное воздействие иными неблагоприятными последствиями совершения правонарушения. Но главное их назначение — не усиление кары, а предупреждение рецидива, новых преступлений, а значит, и обеспечение безопасности окружающих.
Следует отметить, что
в прошлом в СССР в отношении
осужденных, особенно за так называемые
«контрреволюционные
Конституционный суд в июне 1995 г. признал не соответствующими Конституции положения ст. 60 Жилищного кодекса РСФСР о том, что жилое помещение сохраняется за гражданином, осужденным к лишению свободы на срок свыше шести месяцев, ссылке и высылке — до приведения приговора в исполнение. По мнению Суда, такое положение «фактически вводящее не предусмотренное уголовным законодательством дополнительное наказание в виде лишения жилплощади приводит к дискриминации- в жилищных правах отдельных категорий граждан по признаку наличия у них судимости. Вследствие этого на практике одинокие граждане, осужденные к лишению свободы, автоматически лишаются жилищными органами жилых помещений, нанимателями которых они являлись».
В октябре того же, 1995 года, Конституционный суд снова выступил в роли защитника прав лиц, привлеченных к уголовной ответственности. В его постановлении сказано: «Статья 124 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» предусматривает приостановление выплаты назначенной пенсии за время лишения пенсионера свободы по приговору суда. Толкование данной нормы и практика ее применения свидетельствуют, что фактически речь идет о прекращении как начисления, так и выплаты пенсии, которую пенсионер получал до осуждения. Подобное приостановление выплаты пенсии по своей сути и правовым последствиям равнозначно лишению права на пенсию на определенный период в связи с лишением пенсионера свободы по приговору суда и нахождением его в исправительно-трудовом учреждении...
Труд и его оценка обществом предопределяют различия в условиях и нормах пенсионного обеспечения. Это находит свое отражение и в делении пенсий на два вида: трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет) и социальные пенсии, назначаемые престарелым и нетрудоспособным гражданам при отсутствии у них права на трудовую пенсию с целью предоставить им минимальный источник средств к существованию...
Трудовые пенсии назначаются в связи с трудовой или иной деятельностью, которую законодатель признает общественно полезной...
Лишение пенсионера в период нахождения его в местах лишения свободы трудовой пенсии путем приостановления ее выплаты является ограничением конституционного права на социальное обеспечение. Такое ограничение согласно статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации может быть установлено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Этим требованиям положение статьи 124 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», ограничивающее выплату трудовой пенсии, не соответствует»[8].
Совершение лицом
• признание второго нарушения повторным, а значит, влекущим более суровое взыскание;
• лишение права получить лицензию на приобретение газового оружия;
• задержку присвоения очередного звания;
• отзыв лицензии. Например, лицензия на осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика отзывается в случае неоднократного совершения таможенных правонарушений.
Охотничье огнестрельное оружие с нарезным стволом имеют право приобретать граждане РФ, которым предоставлено право на охоту, если они занимаются охотой на профессиональной основе либо имеют в собственности охотничье гладкоствольное оружие не менее пяти лет. Такое право им предоставляется, если они не нарушали правил охоты, производства, торговли, продажи, хранения, транспортировки, применения оружия.
Необходимо отметить, что у гражданина, привлекаемого к административной ответственности, возникают процессуальные права: заявлять ходатайства, давать объяснения, пользоваться услугами адвоката, получать копии протокола, постановления о привлечении к ответственности, обжаловать незаконные действия.
6 РЕШЕНИЕ СИТУАЦИИ
24 мая 2004 года в 11
часов 40 минут гражданин Шайдаев
А.Ф. 1982 г.р. в подъезде дома 450 по
ул. Ленина г.Ставрополя
По данному делу были опрошены:
Потерпевший Мальцев В.И, который в своих показаниях пояснил, что выходя из своего подъезда он был задержан Шайдаевым А.Ф., который не давал ему покинуть подъезд, держа его за рукав пиджака. На просьбы прекратить и замечания Шайдаев не реагировал и начал выражаться в сторону Мальцева В.И. нецензурной бранью. Затем на данный шум вышел гражданин Тюрин и попросил прекратить выражаться в подъезде нецензурными словами. На что Шайдаев опять не реагировал. Тогда Тюрин вернулся к себе в квартиру и через несколько минут подъехал наряд милиции.
Свидетель Тюрин Е.Н. в своих показаниях пояснил, сто находясь в своей квартире он услышал громкую нецензурную брать, доносящуюся с лестничной клетки. Услышав шум он вышел из квартиры и увидел что Шайдыев выражается нецензурной бранью в сторону гражданина Мальцева В.И. и на просьбы прекратить хулиганские действия не реагирует. Тогда он вернулся в квартиру и вызвал наряд милиции.
На основании собранного материала УУМ Промышленного РОВД лейтенантом милиции Литвиновым И.А. был составлен протокол об административном правонарушении. В котором били указаны сведения о правонарушителе (гражданство РФ, национальность Лезгин, образование среднее, холост, временная прописка), свидетели и потерпевшие. С гр. Мальцева В.И была взята расписка о том, что он обязуется явиться 25.05 .04 в 10:00 по адресу Шаумяна 18Б по делу Шайдаева А.Ф. В мировой суд. При составлении протокола потерпевшему были разъяснены и поняты права, предусмотренные статьями 24.2 25.1 КоАП РФ и ст. 51 Конституции РФ. От услуг защитника отказался, русским языком владеет, в услугах переводчика не нуждается. Протокол был составлен о том, что 24.05.2004 в 11:40 гр. Шайдаев А.Ф. в подъезде дома 450 по ул.Ленина, выражал явное неуважение в обществу и потерпевшему гр. Мальцеву В.И., выражался грубой нецензурной бранью, на замечания граждан не реагировал, чем нарушал общественный порядок и спокойствие граждан, что предусматривает административную ответственность ст. 20.1 КоАП РФ. Гр. Шайдаев А.Ф. от каких-либо объяснений и подписи отказался. Ранее административным взысканиям не подвергался. Был судим по ст. 161 УК РФ. Протокол был составлен в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП. РФ.
Начальник Промышленного РОВД полковник милиции Кончевский Я.С.подписал определение о передаче дела об административном правонарушении по подведомственности в мировой суд рассмотрев материалы об административном правонарушении от 24.05.04 в отношении гражданина Шайдаева Акима Фазидиновича уроженца республики Дагестан проживающего по адресу Ленина 450, установил 24.05.04. по ул. Ленина 450 гр. Шайдаев А.Ф. допустил нарушение общественного порядка, сопровождающегося нецензурной бранью в общественном месте, т.е совершил правонарушение предусмотренном ст.20.1 КоАП РФ. Свою вину не осознал, ранее судим – обстоятельства отягощающие административное наказание ст. 4.3 КоАП РФ, должны быть переданы судье; Определил : Руководствуясь ст. 23.1 ч.2 29.9 ч.2 п.1 КоАП РФ передать дело об административном правонарушении, в отношении гр-на Шайдаева А.Ф. для рассмотрения в мировой суд.
Судья рассмотрев дело гражданина Шайдаева А.Ф. подвергнул его административному аресту в срок 10 суток.
ВЫВОД
Последнее десятилетие характеризуется большим числом принятых законов. На уровне Федерации их принято свыше 1400; в субъектах Федерации эта цифра приближается к 20 тыс. Очень важно оценить, как чувствует себя гражданин в этом правовом поле, выигрывает ли он от такого массива законодательных регуляторов, служит ли большое число законов показателем силы государства или, наоборот, в этом проявляется слабость власти. Ведь положительный эффект любого закона находится в прямой зависимости от того, как он сориентирован на гражданина, на защиту его прав. Именно с эти позиций следует остановиться на оценке некоторых концептуальных положений нового КоАП РФ.
Вероятно, все помнят, как противники принятия Кодекса с помощью средств массовой информации пытались представить его как нечто сугубо репрессивное, направленное на защиту чиновничества, ущемляющее права человека. Сейчас хор таких голосов поутих, хотя довольно резкие высказывания в адрес КоАП РФ до сих пор продолжаются. И удивительно, что преуспевают в этом не только представители других отраслей права, но и сами коллеги по цеху административистов. Бесспорно, нельзя призывать к тому, чтобы безоговорочно принять все без исключения позиции Кодекса. Объективности ради нужно признать, что не все получилось так, как хотелось бы. Но проводя последовательную работу по усовершенствованию Кодекса, необходимо активнее пропагандировать его значение как важнейшего правового документа, направленного на укрепление законности в сфере применения мер принуждения, на защиту в равной степени безопасности личности, общества и государства, на обеспечение приоритета прав и свобод гражданина. И КоАП РФ есть что предъявить в этом отношении, ибо в нем:
1) усилена роль закона в регулировании отношений, связанных с привлечением виновных лиц к административной ответственности;
2) разграничены предметы ведения Федерации и ее субъектов в области законодательства об административных правонарушениях;
3) расширена компетенция судов по рассмотрению дел об административных правонарушениях;
4) существенно усилены процессуальные гарантии сторон, участвующих в производстве по делам об административных правонарушениях.
Остановимся подробнее на некоторых из перечисленных положений.
Для укрепления административно-правового статуса гражданина важное значение имеет идея Кодекса о том, что единственным источником законодательства об административной ответственности (по аналогии с уголовным законодательством) является закон (ст. 1.1). Этим исключается возможность установления административной ответственности указами Президента Российской Федерации, президентов республик, актами государственных органов исполнительной власти — Правительства РФ, правительств республик и других субъектов Федерации, руководителей местных администраций. Повышение уровня правового регулирования безусловно должно способствовать усилению гарантий прав граждан, привлекаемых к административной ответственности. В ходе реализации статьи 1.1 КоАП РФ была проведена большая работа (особенно в регионах) по отмене многочисленных нормативных правовых актов органов исполнительной власти, предусматривавших административную ответственность за нарушение тех или иных прав.
Информация о работе Административно-правовой статус гражданина как субъекта административного права