Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:21, реферат
В юридическом смысле слова под физическими лицами понимаются граждане, иностранные граждане и лица без гражданства. Эти категории лиц характеризуются существенными особенностями их правового положения.
Гражданин Российской Федерации характеризуется его правовой связью с Российским государством, иностранный гражданин - с соответствующим зарубежным государством, а лица без гражданства не имеют такой связи ни с одним из государств.
Административно-правовой статус физических лиц
Когда мы говорим о «физическом лице», мы имеем в виду человека как биологическое существо.
В юридическом смысле
слова под физическими лицами
понимаются граждане, иностранные граждане
и лица без гражданства. Эти категории
лиц характеризуются
Гражданин Российской Федерации характеризуется его правовой связью с Российским государством, иностранный гражданин - с соответствующим зарубежным государством, а лица без гражданства не имеют такой связи ни с одним из государств.
Особую категорию
субъектов административного
Совокупность прав, свобод гражданина и их гарантий, а также его обязанностей составляет содержание его правового статуса. В его основе лежат нормы Конституции Российской Федерации, Закон РФ от 31 мая 2002 г. «О гражданстве РФ», другие законодательные акты Российской Федерации и ее субъектов.
Административно-правовой статус граждан - это часть их общего статуса.
Административно-правовое
положение граждан
Под административной
правоспособностью гражданина понимается
признаваемая за ним законом фактическая
возможность быть субъектом административного
права, иметь права и обязанности
административно-правового
Все граждане России
обладают равным объемом административной
правоспособности. Объем административной
правоспособности граждан может
быть изменен только государством путем
издания соответствующих
Административная правоспособность граждан может определяться применительно к возрасту, уровню образования, состоянию здоровья граждан, и т.п.
Для отдельных граждан
правоспособность может быть временно
ограничена в случаях и в порядке,
определенных законодательством, например,
в связи с совершением
Административная правоспособность граждан характеризуется неразрывной связью прав и обязанностей, выражающей сочетание интересов каждого гражданина с интересами других граждан, обществом в целом.
Административная правоспособность граждан служит основой их административной дееспособности, являющейся необходимым условием реализации этой правоспособности. Моментом прекращения правоспособное гражданина является его смерть.
Административная дееспособность - это способность гражданина своими действиями приобретать, а также осуществлять права и обязанности, предусмотренные нормами административного права, и нести ответственность в соответствии с административно-правовыми нормами. Наступление административной дееспособности связывается, как правило, с достижением определенного возраста.
В полном объеме она возникает по достижении гражданином 18-летнего возраста. Однако необходимо помнить и о том, что в различных сферах ограниченная дееспособность может возникать до достижения 18-летнего возраста.
Так, например, административная
ответственность граждан
При этом необходимо учитывать, что не все граждане Российской Федерации обладают одинаковой административной дееспособностью. Например, не обладают административной дееспособностью лица, страдающие некоторыми психическими заболеваниями, а также граждане, которых в соответствии с законом и на основании судебного решения либо решения иного компетентного органа лишили определенных прав.
На основе административной правоспособности дееспособные граждане осуществляют свои права и обязанности, вступая в конкретные административно-правовые отношения.
Самой важной сферой реализации административной правоспособности граждан была и остается система исполнительной власти, которая связана с возможностью граждан вступать в административные правоотношения. При этом другой стороной в таких правоотношениях является орган исполнительной власти, должностное лицо организации или ее представитель, которые обладают полномочиями административно-правового характера.
Административно-правовые отношения между гражданами и органами исполнительной власти возникают:
Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
Конституция Российской Федерации в ст. 17 закрепляет положение о том, что права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, а осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Главной особенностью
граждан как участников административных
правоотношений является то, что они
выступают в качестве частных
лиц, т.е. реализуют свои личные общегражданские
права и обязанности в сфере
исполнительной власти, а не права
государственных или
Права граждан в сфере государственного управления можно классифицировать по различным основаниям.
В зависимости от механизма их реализации на:
В зависимости от круга лиц, которым предоставляются права, и оснований их возникновения на:
По своему содержанию права делятся на три вида:
Основные права граждан в административной сфере закреплены Конституцией Российской Федерации:
Имея права, граждане
Российской Федерации вместе с тем
выполняют возложенные на них
Конституцией Российской Федерации
обязанности.
Административно-правовые обязанности
граждан Российской Федерации, подразделяются
на два вида:
Обязанности граждан
Российской Федерации как субъектов
административного права
Как видно из приведенного нами перечня, все обязанности граждан Российской Федерации закреплены в Основном Законе - Конституции Российской Федерации.
Важнейшей обязанностью
граждан как субъектов
Невыполнение гражданами своих обязанностей в сфере государственного управления влечет за собой применение различных мер воздействия, включая и средства административно-правового характера. В этом случае, при наличии достаточных к тому оснований, граждане могут быть привлечены к административной, дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности.
Информация о работе Административно-правовой статус физических лиц