Автор: a************@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 11:41, реферат
Цель исследования заключается в рассмотрении административно-правового статуса федеральной антимонопольной службы.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть правовое положение федеральной антимонопольной службы как субъекта административного права;
Проанализировать организацию деятельности ФАС и ее правовое регулирование;
Рассмотреть функции Федеральной антимонопольной службы России;
Выяснить полномочия Федеральной антимонопольной службы России.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Федеральная антимонопольная служба как субъект административного права, организация ее деятельности………………….5
1.1. Федеральная антимонопольная служба как субъект
административного права……………………………………………………5
1.2. Организация деятельности ФАС и ее правовое регулирование………9
Глава 2. Функции и полномочия Федеральной антимонопольной
службы России……………………………………………………………….12
2.1. Функции Федеральной антимонопольной службы России…………..12
2.2. Полномочия Федеральной антимонопольной службы России……….18
Заключение……………………………………………………………………23
Список использованной литературы………………………………………..24
Глава
2. Функции и полномочия
федеральной антимонопольной службы
России
2.1
Функции федеральной антимонопольной
службы России
Закон о защите конкуренции в статье 22 закрепляет следующие основные функции контроля и надзора ФАС России:
1)
обеспечение государственного
2)
выявление нарушений
3)
предупреждение
-
заключения о последствиях
-
заключения о наличии или
-
обязательных для исполнения
предписаний в случаях,
-
предложений заказчику,
4)
осуществление
Следует обратить внимание на то, что приведенный перечень функций ФАС России применительно к сфере действия Закона, не является исчерпывающим. Так, в частности, необходимо отметить присутствие в рассматриваемом Законе упоминания об осуществлении ФАС России контроля за использованием государственной или муниципальной преференции (ст. 21), дальнейшего закрепления которого нет ни в тексте, ни в иных подзаконных актах. Ученые считают, что если законодатель счел уместным выделить в Законе регулирование государственных и муниципальных преференций в отдельную главу, то вполне логичным будет законодательное закрепление и регламентация осуществления ФАС России как уполномоченного в данной сфере органа функций по контролю за использованием государственных и муниципальных преференций. Представляется, что указанные выше недочеты следует устранить путем внесения соответствующих изменений и дополнений как в сам Закон, так и в названные подзаконные акты11.
Сроки и последовательность административных процедур при исполнении ФАС России и его территориальными органами государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства регулируется соответствующим Административным регламентом, утв. приказом ФАС России от 24 февраля 2010 г. № 89. Условия и порядок осуществления антимонопольными органами контроля за экономической концентрацией регулируется Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией (утв. приказом ФАС России от 17 января 2007 г. № 5).
Хотелось бы обратить особое внимание на приоритеты деятельности ФАС России, формируемые исходя из обозначенных выше функций и имеющие существенное значение в контексте всего рассматриваемого Закона. Такие приоритеты, как правило, находят свое отражение в докладах, ежегодно представляемых в Правительство РФ. Так, в частности в докладе к числу основных задач ФАС России по реализации конкурентной политики в Российской Федерации, поставленных на среднесрочный период, отнесены в том числе:
1) создание условий для развития конкуренции в сферах деятельности хозяйствующих субъектов, не являющихся субъектами естественных монополий, снижение уровня недобросовестной конкуренции; количества нарушений антимонопольного законодательства;
2) предупреждение и пресечение антиконкурентного вмешательства органов государственной власти и местного самоуправления в функционирование рынков, повышение эффективности использования бюджетных средств;
3) обеспечение равного доступа к товарам (работам, услугам), реализуемым субъектами естественных монополий, и развитие конкуренции в потенциально конкурентных видах деятельности субъектов естественных монополий12.
В
рамках создания условий для развития
конкуренции посредством
Задача снижения уровня недобросовестной конкуренции реализуется через защиту потребителей и участников рынков от действий, не вписывающихся в нормы деловой этики и прямо противоречащих законодательству, в частности, пресечение недобросовестной конкуренции, связанной с приобретением и использованием исключительных прав на средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг и предотвращение и пресечение фактов недобросовестной конкуренции, в том числе:
- распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
-
введение потребителей в
-
некорректное сравнение
-
продажа, обмен или иное
Задача снижения количества нарушений антимонопольного законодательства, совершенных хозяйствующими субъектами, предполагает обеспечение условий для своевременного принятия обоснованных решений антимонопольными органами в процессе рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе:
-
проведение исследований
-
проведение анализа
Задача
предупреждения и пресечения нарушений
антимонопольного законодательства со
стороны органов
-
введения ограничений в
-
необоснованного
-
установления запретов или
-
наделения хозяйствующих
Задача обеспечения равного доступа к товарам и услугам, производимым субъектами естественных монополий, и развития конкуренции в их потенциально конкурентных видах деятельности, заключающаяся в защите потребителей и участников рынков от действий естественных монополий, ограничивающих доступ к услугам естественных монополий и препятствующих развитию конкуренции в потенциально-конкурентных отраслях и создании условий для развития конкуренции в сфере деятельности субъектов естественных монополий, предусматривает:
-
контроль деятельности
-
определение перечня
-
выявление и пресечение
-
выявление и пресечение
2.2.
Полномочия Федеральной
антимонопольной службы
России
В Законе о Защите конкуренции определяется достаточно обширный, но тем не менее не исчерпывающий перечень полномочий ФАС России и ее территориальных органов, реализуемых в целях исполнения предусмотренных настоящим Законом функций. Все полномочия ФАС России можно разделить на несколько самостоятельных групп, в каждой из которых выделяются отдельные подгруппы. Исходя из положений Закона О защите Конкуренции и постановления Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331, таких групп несколько.
В первую группу включаются полномочия по осуществлению контроля, в том числе: 1) за соблюдением антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, физическими лицами13. При осуществлении указанного полномочия антимонопольный орган вправе: получать от подконтрольных субъектов необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме; обращаться в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-розыскных мероприятий. Перечень органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, а также содержание этой деятельности определяется Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"; 2) за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров, например на рынке электрической энергии (мощности), в условиях прекращения государственного регулирования цен (тарифов) на такие товары (п. 12). Порядок и сроки административных процедур ФАС России по исполнению государственной функции по осуществлению контроля и надзора за действиями субъектов оптового рынка в части установления случаев манипулирования ценами на электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке электрической энергии (мощности) регулируются соответствующим Административным регламентом, утв. приказом ФАС России от 5 декабря 2007 г. № 415; 3) за ограничивающими конкуренцию соглашениями хозяйствующих субъектов; 4) за исполнением выданных предписаний; 5) за использованием государственной или муниципальной преференции; 6) за экономической концентрацией.
Информация о работе Административно-правовой статус Федеральной антимонопольной службы