Ограничения
прав граждан на получение высшего
и послевузовского профессионального
образования могут быть установлены
исключительно федеральным законом
только в той мере, в какой это
необходимо в целях защиты нравственности,
здоровья, прав и законных интересов других
лиц, обеспечения обороны страны и безопасности
государства.
Также
в данном законе формулируется система
высшего и послевузовского образования,
а также определяются полномочия
федеральных органов исполнительной власти
и органов исполнительной власти субъектов
федерации в области высшего и послевузовского
образования.
Стоит
также отметить, что правовую основу
государственного управления в сфере
образования также составляют акты
Правительства РФ, иных федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной
власти субъектов РФ по различным вопросам.
Среди них, утвержденные Правительством
РФ Положение о Министерстве образования
и науки РФ от 15 июня 2004 года, Положение
о лицензировании образовательной деятельности
от 18 октября 2000 года, Положение о государственной
аккредитации высшего учебного заведения
от 2 декабря 1999 года.
Кроме
того также являются правовой основой
регулирования сферы высшего образования
Государственные образовательные стандарты
высшего профессионального образования.
Данными стандартами определяются общие
требования к структуре высшего профессионального
образования и образовательным программам,
условия их реализации, нормативы учебной
нагрузки обучающихся и ее максимальный
объем. В стандарте подчеркивается его
обязательный характер специальным указанием
на то, что положения стандарта подлежат
обязательному применению учреждениями,
расположенными на территории РФ и аккредитованными
федеральным государственным органом
управления высшим образованием в качестве
высших учебных заведений. Государственные
образовательные стандарты являются основой
объективной оценки уровня образования
и квалификации выпускников независимо
от формы получения образования. Однако
стоит отметить, что существует Перечень
направлений подготовки специалистов
и специальностей, по которым получение
высшего профессионального образования
в заочной форме или форме экстерната
не допускается. Эти ограничения установлены
Постановлением Правительства от 22 ноября
1997 г № 1473. В основу перечня положен такой
критерий, как степень влияния будущей
профессиональной деятельности выпускника
вуза на жизнь и здоровье человека (что,
естественно, касается всех медицинских
специалистов), состояние окружающей среды,
обеспечение безопасности общества и
государства.
Глава 3.
Организация государственного
управления в сфере
высшего образования
Согласно
ст. 37 ФЗ “Об образовании» государственное
управление в сфере образования
осуществляют в пределах своих полномочий
федеральные государственные органы и
органы государственной власти субъектов
Российской Федерации. К федеральным органам
исполнительной власти, осуществляющим
государственное управление в сфере образования,
относятся федеральные органы исполнительной
власти, осуществляющие функции по выработке
государственной политики, нормативно-правовому
регулированию, контролю и надзору, управлению
государственным имуществом и оказанию
государственных услуг в сфере образования,
а также федеральные органы исполнительной
власти, в ведении которых находятся образовательные
учреждения. Стоит отметить, что касательно
высшего образования в соответствие с
ФЗ “О высшем и послевузовском образовании»
возможно говорить лишь только об управлении
на федеральном уровне, так как статья
о том, что по общим вопросам высшего профессионального
образования субъекты Российской Федерации
обладают всей полнотой государственной
власти вне установленной Федеральным
законом компетенции Российской Федерации
в области высшего и послевузовского профессионального
образования, утратила силу.
Итак,
рассмотрим полномочия федеральных государственных
органов в сфере высшего образования.
Согласно
ст. 24 ФЗ «О высшем и послевузовском
образовании» к полномочиям Федерального
Собрания Российской Федерации в сфере
высшего профессионального образования
относятся:
- Принятие
федеральных законов в области высшего
профессионального образования и внесение
изменений в соответствующие законы;
- установление
уровней высшего профессионального образования;
- ратификация
международных договоров Российской Федерации,
регулирующих вопросы высшего и послевузовского
профессионального образования, в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
К
полномочиям Правительства Российской
Федерации в сфере высшего профессионального
образования относятся:
- Участие в
разработке и реализация государственной
политики в области высшего образования;
- издание нормативных
правовых актов, определяющих функционирование
системы высшего профессионального образования;
- установление
порядка лицензирования деятельности
высших учебных заведений;
- создание,
реорганизация и ликвидация федеральных
государственных высших учебных заведений,
находящихся в ведении Российской Федерации,
по согласованию с органами законодательной
и исполнительной власти субъектов Российской
Федерации;
- определение
перечня федеральных государственных
высших учебных заведений, в которых осуществляется
подготовка граждан, проходивших в течение
не менее трех лет военную службу по контракту
в Вооруженных Силах Российской Федерации,
других войсках, воинских формированиях
и органах на воинских должностях, подлежащих
замещению солдатами, матросами, сержантами,
старшинами, и уволенных с военной службы
по основаниям, предусмотренным подпунктами
"б" - "г" пункта 1, подпунктом
"а" пункта 2 и пунктом 3 статьи 51 Федерального
закона "О воинской обязанности и военной
службе", к вступительным испытаниям;
- заключение
и реализация межправительственных договоров,
регулирующих вопросы высшего профессионального
образования;
- определение
порядка разработки и утверждения федеральных
государственных образовательных стандартов
высшего профессионального образования;
- определение
порядка установления перечня направлений
подготовки (специальностей) высшего профессионального
образования;
- утверждение
порядка и критериев отбора, а также перечня
высших учебных заведений, при приеме
в которые для обучения по программам
бакалавриата и программам подготовки
специалиста проводится дополнительное
вступительное испытание профильной направленности,
и направлений подготовки (специальностей);
- определение
порядка утверждения перечня направлений
подготовки (специальностей), по которым
при приеме в высшие учебные заведения
для обучения по программам бакалавриата
и программам подготовки специалиста
могут проводиться дополнительные испытания
творческой и (или) профессиональной направленности;
- утверждение
перечня направлений подготовки (специальностей)
высшего профессионального образования,
подтверждаемого присвоением лицу квалификации
(степени) "специалист";
- установление
порядка участия объединений работодателей
в разработке и реализации государственной
политики в области высшего профессионального
образования, в том числе в разработке
федеральных государственных образовательных
стандартов высшего профессионального
образования и разработке федеральных
государственных требований к дополнительным
профессиональным образовательным программам,
формировании перечней направлений подготовки
(специальностей) высшего профессионального
образования, государственной аккредитации
высших учебных заведений;
- установление
порядка приема граждан в государственные
высшие учебные заведения, реализующие
военные профессиональные образовательные
программы, и высшие учебные заведения,
реализующие образовательные программы,
содержащие сведения, составляющие государственную
тайну.
Ключевое
место в механизме государственного
регулирования высшего профессионального
образования занимает федеральный
орган исполнительной власти, осуществляющий
функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию
в сфере образования, которым является
Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки
России). Данный орган обладает следующими
полномочиями:
- утверждение
положений об итоговой государственной
аттестации студентов и об экстернате
в высших учебных заведениях;
- разработка
и утверждение примерных учебных планов
и образовательных программ высшего профессионального
образования, организация издания учебной
литературы и производства учебно-наглядных
пособий;
- содействие
развитию и реализации новых эффективных
технологий обучения в области высшего
профессионального образования;
- установление
формы документов государственного образца
о высшем профессиональном образовании;
- определение
порядка подтверждения документов государственного
образца о высшем профессиональном образовании,
об ученых степенях и ученых званиях, порядка
признания и установления в Российской
Федерации эквивалентности документов
иностранных государств о высшем профессиональном
образовании, об ученых степенях и ученых
званиях;
- участие в
изучении потребности рынка труда в специалистах;
разработка прогнозов подготовки специалистов;
разработка предложений по объемам бюджетного
финансирования высших учебных заведений,
учреждений, действующих в системе высшего
профессионального и соответствующего
дополнительного образования, а также
их научных учреждений (организаций) и
структурных подразделений; разработка
предложений по объемам капитального
строительства указанных учреждений;
- участие в
работе федеральных органов исполнительной
власти по определению объема бюджетного
финансирования, направляемого на подготовку
специалистов, переподготовку и повышение
квалификации работников, научно-педагогических
работников, в том числе научных работников,
развитие науки, а также участие в разработке
федеральных нормативов финансирования
соответствующих образовательных учреждений;
- координация
деятельности высших учебных заведений,
отраслевых систем высшего профессионального
образования по определению объемов и
структуры подготовки специалистов, организация
межотраслевой и межрегиональной кооперации
в этой области;
- определение
порядка установления федеральным органам
исполнительной власти, имеющим в ведении
высшие учебные заведения, другим главным
распорядителям средств федерального
бюджета контрольных цифр приема граждан,
обучающихся за счет средств федерального
бюджета;
- утверждение
положения о подготовке научно-педагогических
работников, в том числе научных работников;
- установление
порядка приема граждан в государственные
и муниципальные высшие учебные заведения,
за исключением высших учебных заведений,
реализующих военные профессиональные
образовательные программы, и высших учебных
заведений, реализующие образовательные
программы, содержащие сведения, составляющие
государственную тайну. В том числе установление
порядка проведения дополнительных вступительных
испытаний при поступлении в указанные
высшие учебные заведения, и порядка перевода
обучающихся из одного высшего учебного
заведения в другое;
- прогнозирование
развития сети учреждений системы высшего
профессионального образования, согласование
создания новых федеральных государственных
учреждений системы высшего профессионального
и соответствующего дополнительного образования;
- организация
участия высших учебных заведений и научных
учреждений (организаций), действующих
в системе высшего профессионального
образования, в федеральных научно-технических
программах, разработка и утверждение
межвузовских программ по приоритетным
направлениям науки, осуществление ресурсного
обеспечения указанных программ;
- разработка
и реализация совместно с профсоюзными
и общественными организациями мер по
социальной поддержке студентов, аспирантов,
докторантов, слушателей и работников
системы высшего профессионального образования
по улучшению условий их обучения, труда;
- финансирование
деятельности высших учебных заведений,
учреждений в соответствии с бюджетным
законодательством Российской Федерации;
- согласование
нормативных документов в области высшего
профессионального и соответствующего
дополнительного образования, издаваемых
федеральными органами исполнительной
власти, в ведении которых находятся высшие
учебные заведения, и в случае необходимости
приостановление действия указанных нормативных
документов;
- утверждение
положения о порядке замещения должностей
научно-педагогического персонала;
- разработка
и утверждение типового положения о филиалах
высших учебных заведений, подведомственных
федеральным органам исполнительной власти,
порядок организации указанных филиалов;
- издание
в пределах своей компетенции нормативных
актов;
- заключение
международных договоров межведомственного
характера в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
К
полномочиям федерального органа исполнительной
власти, осуществляющего функции по контролю
и надзору в сфере образования - Рособрназору,
относятся:
1)
осуществление контроля качества
образования, в том числе качества
подготовки обучающихся и выпускников,
в соответствии с федеральными
государственными образовательными стандартами,
федеральными государственными требованиями
и устанавливаемыми в соответствии с образовательными
стандартами и требованиями: в высших
учебных заведениях по всем реализуемым
ими образовательным программам, в расположенных
за пределами территории Российской Федерации
филиалах высших учебных заведений;
2)
лицензирование и государственная
аккредитация высших учебных заведений
по всем реализуемым ими образовательным
программам; а также в филиалах высших
учебных заведений;
3)
осуществление контроля и надзора
за соблюдением законодательства
Российской Федерации в области
образования высшими учебными
заведениями;
4)
принятие мер по устранению
нарушений законодательства Российской
Федерации в области образования,
в том числе путем направления в
образовательное учреждение и его учредителю
(учредителям) обязательных для исполнения
предписаний, а также контроль за исполнением
таких предписаний;
5)
осуществление контроля и надзора
за деятельностью советов по
защите диссертаций на соискание ученой
степени кандидата наук, на соискание
ученой степени доктора наук, ученых (научно-технических)
советов высших учебных заведений, образовательных
учреждений дополнительного профессионального
образования и научных организаций по
вопросам присвоения ученых званий;
6)
выдача разрешений на создание
советов по защите диссертаций
на соискание ученой степени
кандидата наук, на соискание
ученой степени доктора наук,
установление полномочий этих
советов и определение перечня
специальностей, по которым этим советам
предоставляется право приема диссертаций
для защиты, а также приостановление деятельности
и закрытие таких советов;
7)
рассмотрение в установленном
порядке вопросов присвоения
ученых званий профессора по
специальности, профессора по
кафедре, доцента по специальности, доцента
по кафедре, присуждения ученых степеней
кандидата наук, доктора наук; выдача соответствующих
аттестатов и дипломов установленного
образца, а также рассмотрение вопросов
лишения, восстановления указанных ученых
званий и ученых степеней;
8)
признание и установление эквивалентности
на территории Российской Федерации
документов иностранных государств
о высшем профессиональном образовании,
об ученых степенях и ученых
званиях;
9)
информационно-методическое обеспечение
деятельности органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации,
осуществляющих функции по контролю и
надзору в сфере образования;
10)
подтверждение документов государственного
образца о высшем или послевузовском
профессиональном образовании, об
ученых степенях и ученых званиях.
Закон
подчеркивает, что разграничение
полномочий между федеральными органами
исполнительной власти, в ведении
которых находятся высшие учебные
заведения, устанавливается положениями
о соответствующих органах, утвержденными
Президентом Российской Федерации или
Правительством Российской Федерации7.
Нельзя
умолчать о таком органе исполнительной
власти как Федеральное агентство по
образованию – Рособразование. Это федеральный
орган исполнительной власти, осуществляющий
функции по управлению государственным
имуществом и оказанию услуг в сфере образования,
воспитания, молодежной политики и развития
общедоступных образовательных ресурсов.
В сфере высшего образования Рособразование
осуществляет следующие функции:
- является
государственным заказчиком федеральных
целевых программ;
- организует
повышение квалификации и переподготовку
научно-педагогических работников государственных
учреждений высшего профессионального
образования и государственных научных
организаций, действующих в системе высшего
образования;
- определяет
контрольные цифры приема граждан, обучающихся
за счет средств федерального бюджета,
а также квот по целевому бюджету;
- размещение
на конкурсной основе среди высших учебных
заведений, имеющих государственную аккредитацию,
государственного задания по подготовке
специалистов с высшим профессиональным
образованием, в том числе инженерных
и научных кадров для оборонных отраслей
промышленности;
- открытие
в установленном порядке аспирантур и
докторантур в образовательных учреждениях
высшего и дополнительного профессионального
образования и научных организациях;
- утверждение
на установленный законодательством Российской
Федерации срок избранных общими собраниями
(конференциями) образовательных учреждений
высшего профессионального образования,
находящихся в ведении Агентства, ректоров
(директоров), а при наличии вакантной
должности ректора возложение исполнения
его обязанностей на одного из проректоров.