Административно-правовое принуждение как особый вид правового принуждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 17:36, контрольная работа

Описание работы

Административное принуждение является видом государственного принуждения, и, следовательно, ему присущи те же черты, что и последнему.

Содержание

Введение
1. Понятие и особенности административно-правового принуждения
2. Административное наказание как мера административного принуждения
3. Применение мер административно-правового принуждения как часть административного процесса
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Контрольная по Административному праву.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

Применение административного  наказания в случае рецидива административного  правонарушения влечет наступление  юридических последствий двух видов: 1) рецидив может служить обстоятельством, отягчающим ответственность; 2) рецидив может выступать в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения.

Кодекс об административных правонарушениях  устанавливает, что состояние административной наказанности продолжается в течение  года со дня окончания исполнения наказания и аннулируется по его истечении автоматически, т.е. без специального решения или санкционирования какого-либо государственного органа или должностного лица. Лицо после истечения этого срока считается не подвергавшимся административному наказанию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Применение  мер административно-правового принуждения  как часть административного  процесса

 

Административно-предупредительные  меры - это меры принудительного  характера, которые применяются, как  это следует из их названия, в целях предупреждения возможных правонарушений в сфере государственного управления, которые могут привести к нарушениям общественного порядка и общественной безопасности, другим явлениям, вредным для режима управления государством. Они применяются, например, для предотвращения аварий на производстве, дорожно-транспортных происшествий, пожаров; обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, безопасности пассажиров воздушных судов; защиты жизни, здоровья и безопасности граждан при стихийных бедствиях, катастрофах, чрезвычайных событиях.

Несмотря на ярко выраженный профилактический характер, подобные меры осуществляются в принудительном порядке в процессе односторонней реализации юридически властных полномочий органов исполнительной власти и их должностных лиц. Выражаются административно-предупредительные меры, как правило, в виде определенных ограничений и запретов, что, в свою очередь, также характеризует их принудительную природу. Административно-предупредительные меры не связаны с совершением правонарушений, а направлены на их предотвращение, эти меры предшествуют применению других мер административного принуждения, реализуемых в случаях совершения административных правонарушений.

Административно-предупредительные  меры достаточно многообразны, они применяются различными субъектами системы исполнительной власти во многих сферах государственного управления. Наиболее типичные из них связаны с:

- осуществлением надзорных проверок;

- дачей обязательных для исполнения предписаний о проведении профилактических мероприятий;

- досмотром вещей и личным досмотром граждан; проверкой документов, удостоверяющих личность; введением карантина;

- прекращением движения транспорта и пешеходов (при возникновении угрозы общественной безопасности);

- освидетельствованием медицинского состояния лиц и др.     

Так, например, Федеральным конституционным  законом «О чрезвычайном положении» должностным лицам уполномоченных на то органов исполнительной власти в условиях чрезвычайного положения  предоставлено право:

- устанавливать ограничения на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение;

- вводить особый режим въезда на указанную территорию и выезда с нее, включая установление ограничений на въезд на данную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства;

- устанавливать ограничения на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

- устанавливать особый порядок продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости;

- запрещать или ограничивать проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;

- запрещать забастовки и иные способы приостановления или прекращения деятельности организаций;

- ограничивать движение транспортных средств;

- осуществлять досмотр транспортных средств;

- приостанавливать деятельность опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, а также химические и биологические опасные вещества;

- вводить комендантский час (т.е. запрет в установленное время суток находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выдаваемых пропусков и документов, удостоверяющих личность граждан);

- ограничивать свободу печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка ее осуществления;

- временно изымать или арестовывать печатную продукцию, радиопередающие, звукоусиливающие технические средства, множительную технику;

- устанавливать особый порядок аккредитации журналистов;

- проверять документы, удостоверяющие личность граждан;

- осуществлять личный досмотр, досмотр вещей граждан, их жилища и транспортных средств;

- ограничивать или запрещать продажу оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств, ядовитых веществ;

- устанавливать особый режим оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, сильнодействующие вещества;

- устанавливать особый режим оборота этилового спирта, спиртных напитков, спиртосодержащей продукции;

- в исключительных случаях временно  изымать у граждан и у организаций,  независимо от организационно-правовых  форм и форм собственности,  оружие, боеприпасы и ядовитые  вещества;

- в исключительных случаях временно  изымать у организаций, независимо  от организационно-правовых форм  и форм собственности, боевую  и учебную военную технику,  взрывчатые и радиоактивные вещества;

- временно отселять жителей  в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений;

- в исключительных случаях, связанных  с необходимостью проведения  и обеспечения аварийно-спасательных  и других неотложных работ,  мобилизовать трудоспособное население  и привлекать транспортные средства граждан для проведения этих работ (при обязательном соблюдении требований охраны труда).

Можно привести еще множество примеров применения органами Министерства РФ по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета РФ, Федеральной службы безопасности РФ, различными надзорными органами, другими органами исполнительной власти различных административно - предупредительных мер, направленных на предупреждение правонарушений в сфере государственного управления.

Меры административного пресечения применяются в целях прекращения противоправных действий и предотвращения их вредных последствий. Эти меры, так же как и административно-предупредительные, достаточно многообразны и осуществляются различными субъектами системы исполнительной власти во многих сферах государственного управления. Наиболее типичные из них связаны с:

- требованием прекратить противоправное деяние;

- административным задержанием  лица, совершившего административное  правонарушение;

- принудительным лечением лиц, страдающих заболеваниями, опасными для окружающих;

- временным отстранением от  работы инфекционных больных;

- запрещением эксплуатации транспортных  средств, если их техническое  состояние не отвечает установленным  требованиям;

- запрещением или ограничением ремонтно-строительных и других работ, если не соблюдаются необходимые требования по обеспечению общественной безопасности;

- непосредственным физическим  воздействием;

- применением специальных средств  (резиновых палок, слезоточивого  газа, наручников, водометов и т.п.) для пресечения

- массовых беспорядков и групповых  действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий и учреждений;

- применением и использованием  оружия и др.

Так, например, в целях выполнения санитарного законодательства, согласно Федеральному закону «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», должностные лица государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ могут применять следующие меры административного пресечения:

- давать гражданам и юридическим  лицам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений санитарных правил;

- запрещать реализацию не соответствующей  санитарным правилам или не  имеющей санитарно-эпидемиологического  заключения продукции, в том  числе продовольственного сырья  и пищевых продуктов;

- приостанавливать впредь до  проведения необходимых мероприятий  и устранения имеющихся нарушений  санитарных правил, а в случае  невозможности соблюдения этих  правил - прекращать работы по  строительству и введению в  эксплуатацию различных объектов;

- приостанавливать или запрещать  в случаях нарушений санитарных  правил работу предприятий, организаций,  отдельных производственных цехов,  участков; эксплуатацию помещений,  зданий, сооружений, оборудования, транспортных  средств, а также выполнение  отдельных видов работ и производственной деятельности;

- запрещать в случаях нарушений  санитарных правил производство, хранение, транспортировку и реализацию  продовольственного сырья, пищевых  добавок, пищевых продуктов, питьевой  воды и контактирующих с ними материалов и изделий;

- запрещать ввоз на территорию  Российской Федерации продукции,  не имеющей санитарно-эпидемиологического  заключения о ее соответствии  санитарным правилам;

- запрещать ввоз на территорию  Российской Федерации не зарегистрированных  в установленном порядке потенциально опасных для человека химических, биологических, радиоактивных веществ, отдельных видов продукции, товаров и грузов и др.

В условиях чрезвычайного положения  в соответствии с Федеральным  конституционным законом «О чрезвычайном положении» уполномоченные на то органы исполнительной власти могут осуществлять следующие меры административного пресечения:

- приостанавливать деятельность  политических партий и иных  общественных объединений, которые  препятствуют устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения;

- выдворять в установленном  порядке лиц, нарушающих режим  чрезвычайного положения и не  проживающих на территории, на  которой введено чрезвычайное  положение, за ее пределы;

- вводить карантин, проводить санитарно-противоэпидемические, ветеринарные и другие мероприятия;

- отстранять от работы на  период действия чрезвычайного  положения руководителей государственных  организаций в связи с ненадлежащим  исполнением ими своих обязанностей;

- отстранять от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей негосударственных организаций в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими некоторых мер, предусмотренных Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении».

 

 

Заключение

 

Обобщим результаты проведённого исследования. Административно-правовое принуждение - один из видов правового принуждения. Поэтому ему присущи все признаки последнего. Административно-правовое принуждение - это особый вид правового  принуждения, состоящий в применении субъектами публичной функциональной власти установленных нормами административного права принудительных мер в связи с неправомерными действиями. Оно играет важную роль в охране правопорядка, и особо следует отметить его профилактическое значение в борьбе с правонарушениями.

Следует различать меры административно-правового  принуждения и принудительные меры, установленные нормами административного  права. Административное законодательство закрепляет административно-правовые, дисциплинарно-правовые, общественно-правовые меры принуждения.

Административно-предупредительные  меры - это меры принудительного  характера, которые применяются, как  это следует из их названия, в  целях предупреждения возможных  правонарушений в сфере государственного управления, которые могут привести к нарушениям общественного порядка и общественной безопасности, другим явлениям, вредным для режима управления государством. Они применяются, например, для предотвращения аварий на производстве, дорожно-транспортных происшествий, пожаров; обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, безопасности пассажиров воздушных судов; защиты жизни, здоровья и безопасности граждан при стихийных бедствиях, катастрофах, чрезвычайных событиях.

Информация о работе Административно-правовое принуждение как особый вид правового принуждения