Административное убеждение как метод административного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 00:21, реферат

Описание работы

Убеждение и принуждение применяются всегда и в любой системе права, но в различных сочетаниях в зависимости от того, чьи интересы выражает данное государство. В социалистическом государстве, если оно выражает интересы народа, главным методом является убеждение. Принуждение здесь играет вспомогательную роль. В.И. Ленин, как крупный практик государственного строительства отмечал: “Мы тогда правильно и успешно применяли принуждение, когда умели сначала подвести под него базу убеждения” (Ленин В.И. ПСС, т. 42, с. 216-217).

Работа содержит 1 файл

Принуждение и админ. отв-ть.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

Метод управлениясредство практического осуществления функций государственно-управленческой деятельности, достижения ее целей.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ  УБЕЖДЕНИЕ как метод административного  права

 

    Убеждение и принуждение применяются всегда и в любой системе права, но в различных сочетаниях в зависимости от того, чьи интересы выражает данное государство. В социалистическом государстве, если оно выражает интересы народа, главным методом является убеждение. Принуждение здесь играет вспомогательную роль. В.И. Ленин, как крупный практик государственного строительства отмечал: “Мы тогда правильно и успешно применяли принуждение, когда умели сначала подвести под него базу убеждения” (Ленин В.И. ПСС, т. 42, с. 216-217). 

Виды  мер убеждения.

публикация  правовых актов осведомленность управляемых о том, чего от них хотят управляющие – залог добровольного исполнения их предписаний;
инструктирование  аппарата управления руководитель  всегда инструктирует свой аппарат  об особенностях применения указаний. Слеты, сработки, повышение квалификации дают не только слаженность управленческого коллектива, но и являются естественной закономерностью функционирования государственного аппарата.
разъяснительная работа среди населения

(правовая  пропаганда через публикацию  комментариев к законодательству, демонстрацию судебных заседаний публично, убеждение населения в справедливости установленных правящим классом правил жизни)

все это призвано убедить граждан, что администрация  и сама исполняет свои указания, а все, что делает администрация  – это их польза. Т.о. обеспечивается “сознательное” выполнение управляемыми воли управляющих
меры  поощрения Наиболее последовательное повиновение управляемых поощряется для примера остальным наградами, подарками, фотографированием для  всеобщего обозрения, досками почета и другими приемами

АДМИНИСТРАТИВНОЕ  ПРИНУЖДЕНИЕ как метод административного  права

 

Институт  административного  принуждения – совокупность мер принудительного обеспечения должного поведения управляемых. 

    Для сферы государственного управления характерно использование мер административного принуждения. Применение принуждения часто связывают с применением ответственности. В административном праве принуждение имеет более широкие пределы, чем ответственность. 

Административное  принуждение осуществляется уполномоченными государством органами и лицами в целях:

  1. предупреждения правонарушений;
  2. пресечения правонарушений,
  3. наказания лиц, совершивших административные проступки,
  4. обеспечения общественной безопасности,
  5. восстановления нарушенных правил, порядков в сфере государственного управления;
  6. профилактики правонарушений.
 

Характерные признаки мер административного принуждения:

  1. по общему правилу – внесудебный порядок применения;
  2. применение специально уполномоченными органами (должностными лицами) в связи с осуществлением административной власти;
  3. применение в целях соблюдения обеспечения только общеобязательных норм;
  4. по общему правилу – применяются исполнительными органами (должностными лицами), уполномоченными на осуществление правоохранительных функций в сфере госуправления.
 

    Случаи  и порядок применения мер административного  принуждения, а также характер их строго регламентированы законом. Они  применяются органами государственного управления или должностными лицами главным образом во внесудебном  порядке. В предусмотренных законом случаях они могут применяться также судами, судьями, представителями общественных организаций. Так, в настоящее время мэр Москвы Лужков предполагает восстановить в Москве деятельность добровольных народных дружин, которые имели административную власть по отношению к не членам своей добровольной организации в соответствии с представлениями о переходе к коммунистическому общественному самоуправлению. 

 

Виды мер административного принуждения (по целевому назначению)*
административно-предупредительные меры меры административного  пресечения административные  взыскания (меры административной ответственности)
контроль требование  прекратить нарушение закона, обращенное в устной или письменной форме  к правонарушителю предупреждение
надзорные проверки применение  физических мер воздействия к  нарушителям административный  штраф
личный  досмотр применение  специальных средств возмездное  изъятие предмета, явившегося орудием  совершения или непосредственным объектом правонарушения
досмотр вещей применение оружия уполномоченными лицами к злостным нарушителям общественного порядка или оказывающим сопротивление представителям власти
осмотр  прибывающих из-за границы грузов, багажа и т/с принудительное  лечение граждан, страдающих опасными для окружающих заболеваниями лишение специального права
проверка  документов, удостоверяющих личность временное отстранение  от выполнения определенных работ конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения
воспрещение отдельным лицам въезда и выезда, ввоза и вывоза багажа [введение карантина?] запрещение  эксплуатации т/с
вхождение работников милиции в жилые помещения  для проверки соблюдения паспортного  режима запрещение, приостановление, ограничение работ исправительные  работы
реквизиция** административное  задержание административный  арест
освидетельствование медицинского состояния лиц и  санитарного состояния предприятий  общепита задержание  имущества, изъятие документов у  лиц или организаций, неправомерно владеющих ими административное выдворение из пределов  РФ иностранных граждан и лиц б/гражданства
меры  при стихийных бедствиях снос самовольно возводимых строений  
закрытие  участков границы [для борьбы с эпидемиями] административное  выселение злостных нарушителей  паспортного режима
etc. etc.
 
 

    *) административно-восстановительные меры. Административно-восстановительные меры, такие как снос самовольно возведенного строения, одни ученые признают самостоятельным видом административного принуждения, другие считают, что это меры административного пресечения правонарушения.

      КАП выделяет также меры процессуального обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Однако они самостоятельного юридического значения не имеют, так как поглощаются названными видами мер административного принуждения. Вместе с тем, такая мера, как, например, административное задержание одновременно используется как в целях пресечения административных нарушений, так и обеспечения административного производства.

    **) возмездное отчуждение или временное изъятие имущества при определенных условиях (например, при военном положении автомобиль как транспортная повинность) уполномоченными на то органами в силу государственной необходимости 

    Общей характерной особенностью административно-предупредительных мер является отсутствие на этой стадии административных действий административного правонарушения. 

    На  стадии совершающегося административного  правонарушения применяются меры административных пресечений. Это средства принудительного прекращения (пресечения) противоправных действий, предотвращения их вредных последствий и обеспечения возможности привлечь виновного к ответственности. Они могут применяться как к гражданам, так и к юридическим лицам. 

    При применении к лицам, совершившим  административные проступки административной ответственности, для наказания этих лиц и предупреждения новых правонарушений предусмотрены 8 видов административных взысканий: 

    Взыскания делятся на основные и дополнительные (ст. 25 КАП). За одно правонарушение может быть применено только одно основное взыскание или одно основное и одно дополнительное. Дополнительными видами взысканий являются возмездное изъятие, конфискация предметов и административное выдворение 

    Административные  взыскания, в отличие от других мер  административного принуждения, имеют карательный характер. Они воспитывают, кроме того, окружающих и нарушителя в духе уважения к действующим общеобязательным правилам. 

 

АДМИНИСТРАТИВНАЯ  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 

    Административная  ответственность – вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему административное правонарушение (Алехин А.П.). 

Особенности административной ответственности (по учебнику):

  1. собственная нормативно-правовая основа;
  2. основания – административное правонарушение (проступок);
  3. субъект – физические лица и коллективные образования;
  4. меры ответственности – административное взыскание;
  5. широкий круг органов (должностных лиц), уполномоченных на применение;
  6. применяются в отношении неподчиненных им правонарушителей;
  7. не влечет судимости и увольнения с работы;
  8. процесс – производство об административных правонарушениях.
 

Особенности административной ответственности (Демин):

Виды  ответственности*Критерии различия* Уголовная Административная Дисциплинарная Гражданско-правовая
Основание преступление проступок проступок деликт
Источник закон подзаконный акт подзаконный акт закон, договор
Орган суд органы государственного управления органы государств. упр. суд
Процесс УПК разные акты разные акты ГПК
Отношения субъектов неподчинены неподчинены подчинены равны
Последствия судимость 1 год после  совершения 1 год после  соверш. нет судимости
Репрессивность наказание админ. взыскание взыскание  
Материальный  ущерб есть нет нет есть
Степень воздействия до расстрела до ареста до увольнения до разорения
Перед кем отвечает перед государством перед государством   перед стороной
Основная  отрасль права уголовное право административное  право   гражданское право
Лицо Физическое Физическое  и юридическое    
 

     
АДМИНИСТРАТИВНОЕ  ПРАВОНАРУШЕНИЕ 

Понятие административного  правонарушения.

    Административным  правонарушением (проступком) признается:

    • посягающее на:
        1. государственный или общественный порядок;
        2. социалистическую собственность,
        3. права и свободы граждан,
        4. на установленный порядок управления
    • противоправное,
    • виновное (умышленное или неосторожное)
    • действие либо бездействие,
    • за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
 

    Административная  ответственность за правонарушения, предусмотренные настоящим Кодексом, наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности. 

Юридический состав административного  правонарушения – совокупность закрепленных нормативно-правовыми актами признаков (элементов), наличие которых может повлечь административную ответственность. 

Объект Объективная сторона Субъект Субъективная  сторона
общественные  отношения, урегулированные нормами  права и охраняемые мерами административной ответственности действие или  бездействие
  1. физические лица
  2. организации
психическое отношение  субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям:
  1. умысел;
  2. неосторожность
 
Совершение  административного правонарушения умышленно Совершение  административного правонарушения по неосторожности
лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия  и желало их или сознательно допускало  наступление этих последствий. лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления  вредных последствий своего действия либо бездействия, но легкомысленно  рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления  таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Информация о работе Административное убеждение как метод административного права