Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 22:38, реферат
Задачами административного процесса являются защита личности, ее прав, свобод и законных интересов, интересов юридических лиц, общества и государства путем быстрого и полного рассмотрения дел об административных правонарушениях, изобличения и привлечения виновных к административной ответственности; обеспечение правильного и единообразного применения закона с тем, чтобы каждый, кто совершил административное правонарушение, был подвергнут справедливому административному взысканию и ни один невиновный не был привлечен к административной ответственности.
Административное судопроизводство
Задачами административного процесса являются защита личности, ее прав, свобод и законных интересов, интересов юридических лиц, общества и государства путем быстрого и полного рассмотрения дел об административных правонарушениях, изобличения и привлечения виновных к административной ответственности; обеспечение правильного и единообразного применения закона с тем, чтобы каждый, кто совершил административное правонарушение, был подвергнут справедливому административному взысканию и ни один невиновный не был привлечен к административной ответственности.
В соответствии с Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях (далее ПИКоАП Республики Беларусь) рассматриваются:
1) районным (городским) судом;
2) хозяйственным судом;
3) сельским, поселковым исполнительным комитетом;
4) административной комиссией районного (городского) исполнительного комитета или администрации района в городе;
5) районной (городской), районной в городе комиссией по делам несовершеннолетних;
6) органами внутренних дел;
7) органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь;
8) Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь;
9) органами государственного пожарного надзора Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь;
10) органами государственного санитарного надзора;
11) органами пограничной службы Республики Беларусь;
12) таможенными органами;
13) налоговыми органами;
14) Департаментом ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь;
15) органами Министерства финансов Республики Беларусь и финансовыми управлениями (отделами) местных исполнительных и распорядительных органов;
16) органами Национального банка Республики Беларусь;
17) органами Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь;
18) органами железнодорожного транспорта;
19) органами Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь;
20) органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь;
21) Департаментом по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь;
22) органами государственного энергетического и газового надзора Министерства энергетики Республики Беларусь;
23) органами Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;
24) органами Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь;
25) органами государственной безопасности;
26) государственными природоохранными учреждениями, осуществляющими управление заповедниками и национальными парками;
27) органами Министерства юстиции Республики Беларусь.
Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов, ведущих административный процесс, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, в случаях, установленных ПИКоАП Республики Беларусь.
Дела об административных правонарушениях, рассмотрение которых относится к компетенции районного (городского) суда и в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственные секреты, рассматриваются единолично судьей областного (Минского городского) суда.
Ознакомление с материалами дела
В соответствии со ст. 10.28 ПИКоАП Республики Беларусь лицо, в отношении которого ведется административный процесс, лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено, потерпевший, их законные представители или представители, защитник имеют право ознакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении в день окончания подготовки дела об административном правонарушении, заявив об этом ходатайство. При наличии такого ходатайства должностное лицо органа, ведущего административный процесс, обязано представить все материалы дела для ознакомления. При ознакомлении с делом указанные лица могут заявлять ходатайства о проведении дополнительных процессуальных действий, направленных на установление обстоятельств дела.
При наличии в материалах дела об административном правонарушении сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, должностное лицо органа, ведущего административный процесс, предупреждает лиц, которые знакомятся с материалами, об ответственности за разглашение таких сведений, о чем у них берется подписка.
Об ознакомлении с материалами дела об административном правонарушении делается запись в протоколе об административном правонарушении либо в постановлении о прекращении дела об административном правонарушении.
Законный представитель лица, в отношении которого ведется административный процесс, вправе знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, если он ходатайствует об этом.
Должностное лицо органа, ведущего административный процесс, вправе не допустить законного представителя к ознакомлению с материалами дела, если признает, что это может идти в ущерб интересам лица, в отношении которого ведется административный процесс, о чем выносится мотивированное постановление.
В силу Главы 7 ПИКоАП Республики Беларусь действия и решения судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, кроме постановления по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы в установленном ПИКоАП Республики Беларусь порядке участниками административного процесса, а также иными юридическими и физическими лицами, если производимые процессуальные действия и решения затрагивают их права и законные интересы.
Порядок обжалования
Действия и решения должностного лица органа, ведущего административный процесс, могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий государственный орган, прокурору или в суд. Жалоба, поступившая после направления дела об административном правонарушении в суд, орган, ведущий административный процесс, уполномоченные его рассматривать, рассматривается вместе с делом об административном правонарушении.
Действия и решения судьи могут быть обжалованы председателю суда. Действия и решения председателя суда могут быть обжалованы председателю вышестоящего суда.
Административное задержание физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, может быть обжаловано прокурору или в районный (городской) суд.
Сроки подачи жалоб и порядок их рассмотрения
Жалоба на действия и решения судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, может быть подана в течение срока ведения административного процесса и до вынесения постановления по делу об административном правонарушении.
При рассмотрении жалобы может быть принято решение о полном или частичном ее удовлетворении с отменой или изменением обжалуемого решения либо об отказе в удовлетворении жалобы.
Жалоба на действия и решения судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, рассматривается в пятидневный срок со дня ее поступления. О результатах рассмотрения жалобы сообщается лицу, подавшему жалобу. Решение по жалобе является окончательным и обжалованию не подлежит.
Из сказанного следует, что правила данной Главы распространяются только при обжаловании действий и решений должностного лица органа, ведущего административный процесс до рассмотрения компетентным лицом протокола об административном правонарушении.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях и обжалование самого постановления о наложении административного взыскания регулируется требованиями 11 и 12 Глав ПИКоАП Республики Беларусь.
Рассмотрев дело об административном правонарушении, суд, орган, ведущий административный процесс, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, выносят постановление.
Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. По ходатайству лица, в отношении которого оно вынесено, потерпевшего, их представителей, защитника им под расписку вручается копия постановления по делу об административном правонарушении.
Копия постановления по делу об административном правонарушении в течение пяти дней должна быть вручена или выслана заказным письмом лицу, в отношении которого оно вынесено, в случае отсутствия указанного лица при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также органу, направившему дело об административном правонарушении на рассмотрение в суд.
По делам об административных правонарушениях, связанных с огнестрельным оружием и боеприпасами, в отношении лица, которому они вверены в связи с выполнением служебных полномочий или переданы во временное пользование юридическим лицом, копия постановления направляется соответствующему юридическому лицу для сведения и органу внутренних дел для рассмотрения вопроса о запрещении этому лицу пользоваться огнестрельным оружием.
По делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 9.1, 17.1, частью 3 статьи 17.3, статьями 17.4, 17.5 и 17.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, в отношении лиц, имеющих несовершеннолетних детей, органы, наложившие административное взыскание за совершение указанных правонарушений, не позднее следующего дня после вынесения постановления о наложении административного взыскания информируют об этом орган опеки и попечительства по месту жительства этих лиц для обеспечения контроля за положением детей в семье и своевременного принятия мер по защите их прав и законных интересов.
Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу по истечении срока на обжалование и опротестование, если оно не было обжаловано (опротестовано) в порядке, установленном настоящим Кодексом, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 и 3 статьи 10.3 настоящего Кодекса.
Постановление о наложении административного взыскания в виде административного ареста либо депортации приводится в исполнение немедленно.
Ознакомление с протоколом судебного заседания
Согласно ст. 11.8 ПИКоАП Республики Беларусь судья обеспечивает лицу, в отношении которого ведется административный процесс, другим участникам административного процесса возможность ознакомиться с протоколом судебного заседания.
Участники административного процесса вправе представить свои замечания в отношении полноты и правильности составления протокола судебного заседания в течение трех суток после его подписания.
Замечания на протокол судебного заседания рассматриваются в течение трех дней судьей, который в необходимых случаях вправе вызвать лиц, их подавших.
О принятии или отклонении замечаний на протокол судебного заседания судья выносит мотивированное постановление. Постановление и замечания на протокол судебного заседания приобщаются к протоколу судебного заседания.
Порядок обжалования и опротестования постановления по делу об административном правонарушении
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, потерпевшим, их представителями, защитником. Постановление о прекращении дела об административном правонарушении может быть также обжаловано руководителем органа, направившего дело об административном правонарушении на рассмотрение в суд.
Постановление по делу об административном правонарушении может быть опротестовано прокурором.
не вступившие в законную силу постановления
Срок обжалования и опротестования постановления по делу об административном правонарушении
1. Жалоба (протест) на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня получения лицом, в отношении которого ведется административный процесс, копии постановления по делу об административном правонарушении, а при его вынесении в присутствии лица, в отношении которого ведется административный процесс, - не позднее десяти суток со дня его объявления, за исключением жалобы (протеста) на постановление о наложении административного взыскания в виде административного ареста либо депортации, которая может быть подана в течение пяти суток.
2. Жалоба (протест), поданная с пропуском срока или с нарушением порядка, установленного частью 2 статьи 12.2 настоящего Кодекса, возвращается лицу, подавшему жалобу или принесшему протест.
Восстановление срока на обжалование или опротестование постановления по делу об административном правонарушении
В случае пропуска по уважительным причинам срока обжалования или опротестования постановления по делу об административном правонарушении лица, имеющие право на подачу жалобы или принесение протеста, могут ходатайствовать перед судом, должностным лицом, уполномоченным рассматривать жалобу (протест), о восстановлении пропущенного срока.
Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования или опротестования постановления по делу об административном правонарушении или восстановлении пропущенного срока выносится постановление.
По делу об административном правонарушении могут быть обжалованы (опротестованы) не вступившие в законную силу:
1) постановление административной комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних - в районный исполнительный комитет (администрацию района в городе) или в суд;
2) постановление сельского (поселкового) исполнительного комитета - в районный исполнительный комитет или в суд;
3) постановление иного органа, ведущего административный процесс, - в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд;
4) постановление суда - в вышестоящий суд.
Жалоба (протест) направляется в суд, орган, вынесший постановление по делу об административном правонарушении. Поступившая жалоба (протест) в течение трех суток направляется вместе с делом в суд, орган, которому она адресована и который уполномочен рассматривать ее в соответствии с частью 1 настоящей статьи.
С жалоб, подаваемых в суд на постановления по делам об административных правонарушениях, взимается государственная пошлина в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь о государственной пошлине. Неуплата государственной пошлины влечет возврат жалобы лицу, ее подавшему.
Распределение судебных расходов, связанных с рассмотрением жалоб (протестов), подаваемых в суд на постановления по делам об административных правонарушениях, производится в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь и Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь.
Суды, рассматривающие жалобы (протесты) на постановление по делу об административном правонарушении
1. Районный (городской) суд рассматривает жалобы (протесты) на постановления органов, вынесших постановление по делу об административном правонарушении в отношении физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей или юридических лиц за административные правонарушения:
1) против здоровья, чести и достоинства человека, прав и свобод человека и гражданина, за исключением части 1 статьи 9.23 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях;
2) против собственности;
3) против порядка таможенного регулирования;
4) против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования, за исключением статей 15.35 (в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц), 15.37 (в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц) Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях;
5) против здоровья населения;
6) против общественного порядка и нравственности;
7) против безопасности движения и эксплуатации транспорта;
8) в области охраны историко-культурного наследия;
9) против порядка использования топливно-энергетических ресурсов;
10) в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, благоустройства и пользования жилыми помещениями;
11) в области связи и информации, за исключением частей 2 и 4 статьи 22.7, статьи 22.8, части 3 статьи 22.9 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях;
12) против порядка управления, за исключением части 1 статьи 23.45, статей 23.57, 23.67 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях;
13) против правосудия и деятельности органов уголовной и административной юрисдикции;
14) против порядка приписки граждан к призывным участкам, призыва на воинскую службу и воинского учета.
2. Хозяйственный суд рассматривает жалобы (протесты) на постановления органов, вынесших постановление по делу об административном правонарушении в отношении индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, за исключением указанных в пунктах 1 - 12 и 14 части 1 настоящей статьи.
3. Областной (Минский городской) суд рассматривает жалобы (протесты) на постановления органов, ведущих административный процесс, по делам об административных правонарушениях, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственные секреты, а также жалобы (протесты) на постановления районных (городских) судов.
4. Высший Хозяйственный Суд рассматривает жалобы (протесты) на постановления хозяйственных судов области (города Минска).
5. Верховный Суд рассматривает жалобы (протесты) на постановления областного (Минского городского) суда по делам об административных правонарушениях, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственные секреты.
Постановление суда, должностного лица, уполномоченных рассматривать жалобу (протест), вступает в законную силу немедленно после его вынесения.