Административное производство

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 08:59, курс лекций

Описание работы

Административное производство представляет собой определенный законами и подзаконными актами порядок процессуального обеспечения законных прав и интересов юридических и физических лиц в их взаимоотношениях с органами исполнительной власти, другими государственными (муниципальными) органами и их должностными лицами.

Работа содержит 1 файл

АП.docx

— 35.22 Кб (Скачать)

При применении превентивных административных взысканий, прежде всего  предупреждения, правонарушителю может  быть причинен моральный вред, однако правовые последствия применения таких  взысканий никогда не бывают сопряжены с ограничением или приостановлением имущественных прав. Поскольку причинитель морального ущерба действует правомерно, нарушитель утрачивает право компенсации вреда. Возможность компенсации морального вреда при наложении административных взысканий всегда существенно ограничена: таким правом нарушитель обладает лишь в случае незаконного наложения административных взысканий в виде административного ареста или исправительных работ (ст. 1100 ГК), при наложении остальных шести взысканий компенсация морального вреда невозможна даже в случае неправомерных действий причинителя.

В отличие от административного  производства при применении уголовных  санкций гражданин вправе рассчитывать на компенсацию морального вреда, причиненного в результате незаконного осуждения  по всем 13 видам наказаний, независимо от факта их исполнения1 (например, если к потерпевшему была незаконно применена мера пресечения, он вправе обратиться в суд с иском о компенсации; такими же правами потерпевший обладает и в период, предшествующий применению уголовного наказания). Некоторые аналогии прослеживаются и в административном производстве: при незаконном наложении взысканий в виде административного ареста или исправительных работ потерпевший вправе требовать компенсации морального вреда в любое время -до применения взыскания, во время его применения или после исполнения наказания2.

В некоторых случаях правовые последствия применения административного  взыскания могут выражаться в  действиях, ужесточающих или смягчающих наказания. Например, при уклонении  лица от отбывания ис-

' В случае, если гражданин незаконно приговорен к исключительной мере наказания, компенсация возможна в период, предшествующий исполнению наказания. 2 Естественно, что в последнем случае потерпевший вправе рассчитывать на компенсацию морального вреда лишь при соблюдении сроков искового обращения. 

 

>>>238>>>

правительных работ, на которые его осудили за совершение мелкого хулиганства, по решению суда (судьи) неотбытый срок наказания может быть заменен административным арестом. Меры, смягчающие ответственность за административное правонарушение, применяются редко -возможность их применения допускается только в случае наложения взыскания в виде лишения специального права, когда смягчение наказания выражается в сокращении срока его исполнения (ст. 297 КоАП). Более распространена практика применения мер, смягчающих или отягчающих ответственность, в период, предшествующий исполнению постановления суда о применении взыскания. В этом случае их следует расценивать в качестве превентивного действия, основной целью которого является недопущение рецидивов совершения административных проступков. При выявлении обстоятельств, смягчающих ответственность, необходимо учитывать и процессуальные особенности исполнительного производства. Например, административные проступки 16- и 17-летних правонарушителей, как правило, рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних. Меры воздействия в этих случаях предусматривают более гуманные санкции, несоизмеримые с административными взысканиями, налагаемыми на совершеннолетних. К таким мерам воздействия относятся, в частности, обязанность принесения публичного (или в иной форме) извинения потерпевшему, выговор или строгий выговор, передача несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих. Очевидно, что применение этих мер воздействия не имеет ничего общего с видами взысканий, предусмотренных ст. 24 КоАП. В некоторых случаях не допускается применение даже указанных выше мер воздействия: например, штраф по решению комиссии по делам несовершеннолетних может налагаться на гражданина, достигшего 16 лет и имеющего самостоятельный заработок.

В качестве одного из критериев  различий административно-процессуальных действий можно рассматривать сроки  наложения административных взысканий. Исходя из этого, санкции, предусмотренные  КоАП, подразделяются на срочные и бессрочные.

Большинство административных взысканий, предусматривающих ограничения  свободы и правомочий граждан, действуют  в течение определенного срока, предположительность которого исчисляется  по усмотрению должностного лица государственного органа, налагающего санкции. Можно  выделить ряд разновидностей сроков административно-процессуальной действий.

Взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня  совершения проступка, а при длящемся правонарушении - не позднее двух месяцев  со дня его обнаружения. В тех  случаях, когда в действиях 

 

>>>239>>>

правонарушителя были выявлены признаки преступления, однако в возбуждении  уголовного дела было отказано либо такое  дело было прекращено, при наличии  признаков административного проступка  взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня принятия решения  либо со дня отказа в возбуждении  уголовного дела или со дня вынесения  решения о его прекращении.

Сроки обжалования, опротестования отмены или изменения постановления  по делу об административном правонарушении зависят от даты принятия судебного  решения. Предельный срок подачи жалобы физическим лицом составляет 10 дней со дня вынесения постановления, однако сроки принесения жалобы прокурором, опротестования решения по жалобе либо об отмене или изменении постановления  судьи председателем вышестоящего суда КоАП не определены. Протест прокурора  может быть внесен после принятия постановления суда по делу об административном правонарушении, во время исполнения взыскания либо после его исполнения. Гражданин вправе обжаловать действия по возбуждению дела об административном правонарушении, в том числе и  в органы прокуратуры, однако протест  прокурора может быть внесен только после принятия постановления по делу; чаще всего решения о принесении протеста принимаются прокурором самостоятельно, независимо от наличия жалобы. КоАП устанавливает лишь сроки приостановления  исполнения постановления суда в  связи с принесением жалобы и  сроки рассмотрения жалобы или протеста по делу об административном правонарушении - до 10 дней в обоих случаях.

Срок исполнения взыскания  зависит от специфики налагаемых санкций. При применении имущественных  взысканий конкретные сроки их исполнения могут быть и не указаны, например, в случае конфискации и возмездного изъятия. При этом необходимо исходить из временного лимита, установленного КоАП, в течение которого может быть наложено взыскание. По общему правилу производство по исполнению постановления о возмездном изъятии и конфискации должно быть завершено в двухмесячный срок со дня совершения или со дня обнаружения проступка.

Срок, по истечении которого лицо считается не подвергшимся административному  взысканию, составляет 12 месяцев со дня окончания исполнения взыскания  при отсутствии в действиях гражданина признаков рецидива административного  проступка.

Минимальный или максимальный срок исполнения взыскания может  быть определен только для взысканий, предусматривающих ограничение  правомочий или свободы. При этом КоАП точно определяет максималь- 

 

>>>240>>>

ные сроки, а в отдельных случаях и минимальные. Например, срок лишения специального права не может быть менее 15 суток.

Из числа взысканий, осуществление  которых сопряжено с ограничением правомочий и свободы граждан, предусмотрено  лишь одно бессрочное - административное выдворение за пределы Российской Федерации, минимальные и максимальные сроки исполнения которого не определены. Иностранное физическое лицо подлежит выдворению за пределы Российской Федерации без указания сроков при совершении двух правонарушений (ст. 1831 и 1833 КоАП).

Все другие административные взыскания (исключая превентивное взыскание - предупреждение) различаются размерами  имущественных санкций и критериями их исполнения (см. приведенную здесь  таблицу).

Вид административного взыскания

Критерии определения размеров взыскания  и сроков его исполнения

Минимальные и максимальные размеры  имущественных санкций, а также  минимальные и предельные сроки  исполнения взыскания

Административный штраф.

1 . Основной - величина кратная МРОТ. 2. Величина, кратная стоимости похищенного,  утраченного, поврежденного имущества  либо размер незаконного дохода (этот критерий исчисления суммы  штрафа применяется крайне редко).

От '/,о до 3000 МРОТ (ст. 845 КоАП). До десятикратной величины стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества либо размера незаконного дохода (минимальный размер исчисления штрафа в данном случае не определен).

Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения.

Стоимость возмездно изъятого предмета.

Денежная стоимость возмездно изъятого предмета за вычетом расходов по его реализации.

Конфискация предмета.

Находящийся в личной собственности  правонарушителя предмет, явившийся  орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения.

Предметом конфискации может быть лишь один имущественный объект.


 

 

>>>241>>>

Продолжение таблицы

Лишение специального      Временной критерий -      От 1 5 дней до трех лет. права.                                 годы, месяцы, дни. Имущественный критерий - размер упущенной выгоды в результате временного ограничения гражданской дееспособности.

Исправительные работы.

Временной критерий — месяцы, дни. Имущественный  критерий - размер заработка правонарушителя.

До двух месяцев (минимальный срок не определен). Удержание до 20% заработка  в доход государства (минимальный  предел не определен).

Административный арест.

Временной критерий -сутки. Имущественный критерий — размер упущенной выгоды в результате временного ограничения гражданской дееспособности

До 1 5 суток.


Таким образом, имущественный  критерий определения размеров взыскания  применяется и при наложении  взысканий, исполнение которых сопряжено  с временным ограничением правомочий физического лица или лишением свободы. Временной критерий исполнения взыскания  в виде административного ареста можно установить только на основе косвенных признаков - сроков исчисления взыскания (ст. 37 КоАП).

Административному производству по исполнению постановления в части  возмещения имущественного и морального вреда свойственны некоторые  особенности.

Наряду с административной ответственностью правонарушитель  несет и имущественную (материальную) ответственность за причиненный  имущественный и моральный вред. Действующий КоАП предусматривает  возмещение имущественного вреда (ст. 40, 306, 307), компенсация морального вреда  следует из предписаний ГК, предусматривающих  защиту нематериальных прав физических лиц (ст. 150 - 152, 1099 - 1101).

В зависимости от объема дееспособности гражданина предусматриваются и  различные способы возмещения имущественного ущерба. 

 

>>>242>>>

Возмещение имущественного вреда лицами с дефектной дееспособностью  осуществляется в строгом соответствии с законодательством РФ. К этой группе лиц относятся несовершеннолетние граждане, признанные судом недееспособными  или офаниченно дееспособными, а также граждане, не способные понимать значение своих действий.

Возмещение материального  вреда несовершеннолетним правонарушителем зависит от его имущественного статуса. Несовершеннолетний освобождается  от материальной ответственности в  случае отсутствия у него доходов  или иного имущества, достаточного для возмещения вреда, в иных случаях  несовершеннолетние несут ответственность  на общих основаниях.

Материальный вред, нанесенный несовершеннолетними, лишенными имущественных  возможностей для его возмещения, подлежит компенсации родителями или  лицами, их заменяющими, а также юридическими лицами - воспитательными, лечебными  учреждениями, учреждениями социальной защиты населения и другими, обладающими  правомочиями попечителей.

Необходимым условием материальной ответственности лица является наличие  в деянии признаков вины. Родители несовершеннолетнего, а также лица, их заменяющие, не несут ответственности  в случае предоставления ими свидетельств, доказывающих, что вред возник не по их вине.

Бремя приведения доказательств, подтверждающих отсутствие причинно-следственной связи между причинением вреда  и наличием признаков вины, лежит  на опекунах граждан, признанных судом  недееспособными, а также на организациях, обязанных осуществлять за ними надзор.

Возмещение имущественного вреда, нанесенного несовершеннолетними  и недееспособными гражданами, зависит  не столько от факта невиновности их родителей и других лиц, их заменяющих, сколько от возможности таких  лиц доказать отсутствие в своих  действиях признаков вины. В случае, если это невозможно, имущественный вред, причиненный недееспособным, подлежит возмещению опекунами и другими указанными лицами.

В отличие от имущественной  ответственности, административная и  уголовная ответственность граждан  обусловлена наличием невменяемости. Понятия «недееспособность» и «невменяемость»  отражают физическое и духовное состояние  лица, его возможности совершения осознанных поступков, т.е. способность  понимать значение своих действий или  руководить ими, которая может быть полностью или частично утрачена вследствие психического заболевания. Таким образом, понятия «недееспособность» и «невменяемость» в последнем  случае тождественны и характеризуют  патологическое психическое состояние  гражданина, кото- 

 

>>>243>>>

рое исключает его способность к волевым, целенаправленным, осознанным действиям. Тождественность этих категорий не означает разных правовых последствий квалификации психической патологии: ответственность невменяемых лиц за совершенные преступления и административные проступки невозможна, что отнюдь не исключает ответственности за имущественный вред недееспособных лиц, который подлежит возмещению опекунами и организациями, обязанными осуществлять надзор за недееспособными гражданами (ст. 1076 ПС).

Признание судом факта  ограниченной дееспособности физического  лица не означает отсутствия признаков, исключающих ответственность за причинение имущественного вреда: ущерб  должен быть возмещен самим причинителем. Признание судом ограниченной дееспособности свидетельствует о доказанности признаков асоциального поведения гражданина, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами ограничивает материальные возможности своей семьи. В отличие от недееспособности возможность ограниченно дееспособных граждан осознавать общественную опасность своих деяний либо руководить ими презюмируется, отсюда наличие обязательств таких граждан по устранению причиненного вреда.

Информация о работе Административное производство