Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 10:39, курсовая работа
Институт административно-правового принуждения, как вид государственного принуждения, на протяжении многих лет подвергался неоднократному исследованию, в юридической науке сформировалось множество различных позиций, которые нередко противоречат друг другу. Это определяет значимость системного изучения сформировавшихся позиций и на их основе выработки соответствующей теории.
Введение………………………………...…………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы административного принуждения
1.1. Понятие административного принуждения и его виды……………...…….5
1.2. Классификация принудительных мер………………………………………7
Глава 2. Административно-восстановительные меры в системе административного права
2.1. Понятие административно-восстановительные меры…………………...14
2.2. Взыскание недоимки как санкция……………………………………….…15
2.1. Пеня как санкция…………………………...……………………………….21
Заключение…………………………………………………………………...…..25
Список литературы……………………………………………………………....27
Неразвитость правового регулирования (например, наличие пробелов в законодательстве) или невозможность применения мер ответственности в той или иной жизненной ситуации, которая фактически является нарушением установленного правопорядка (например, пребывание несовершеннолетнего в ситуации, угрожающей его жизни), не может быть препятствием к применению иных форм принуждения, в том числе мер административного пресечения. Как уже было установлено, целью административного пресечения может быть прекращение объективно противоправных, невиновных деяний10.
Таким образом, вина, а также само событие правонарушения не являются обязательными элементами приведения в действие принудительных полномочий государственной администрации. Так, существование представляющих опасность всевозможных событий или состояний нарушает установленный правопорядок и общественную безопасность. Необходимое и предусмотренное законом подавление воли подвластных и возможности их самоопределения в своих поступках в любом случае является принуждением как по формальному основанию, так и по своему смыслу.
Законодательство, как правило, связывает применение принудительных средств с фактом нарушения лицом возложенных на него правовых обязанностей.
Одной из таких обязанностей является обязанность соблюдать общественный порядок, которым признается «система урегулированных социальными нормами отношений, складывающихся в общественных местах в процессе общения людей, имеющая целью обеспечение обстановки спокойствия общественной жизни, нормальных условий для труда и отдыха людей, для деятельности государственных органов, предприятий, учреждений и организаций».
Угроза общественному порядку, которая может возникнуть и в отсутствие вины, является основанием применения компетентными органами административного принуждения, например, в виде ограничения свободы личности. Каждая форма ограничения свободы личности имеет свои основания и применяется в связи с нарушением действующего правопорядка, поскольку отсутствие вины не означает отсутствие нарушения правопорядка.
Правопорядком признается «одна из основных составных частей общественного порядка, складывающегося в результате осуществления различных видов социальных норм, регулирующих разнообразные сферы общественной жизни и различающихся между собой характером и несовпадающим способом воздействия на поведение людей».
Поэтому ограничение свободы обычно направлено на пресечение нарушения общественного порядка или порядка управления и восстановление «в первоначальном положении». При этом некоторые подобные меры одновременно имеют и обеспечительный характер и характер предупреждения нарушений правопорядка, которые могут возникнуть в будущем. Так, психически тяжело больной человек своим поведением нарушает общепринятые правила поведения11.
Применяемая к нему недобровольная госпитализация является как мерой пресечения нарушения общественного порядка, так и мерой предупреждения причинения вреда и возможных правонарушений с его стороны.
Наука административного права и законодательство не раскрывают понятие мер административного пресечения, ограничивающих свободу личности. Более того, отсутствуют определения отдельных составляющих этого понятия.
Ограничение свободы личности, следует рассматривать с точки зрения общенаучных и философских позиций, а также практики толкования соответствующих норм международными организациями. Меры административного пресечения, ограничивающие свободу личности, — это формы принудительного ограничения в административном порядке свободы человека, применяемые в целях предупреждения и прекращения противоправного поведения, а также обеспечения отдельных юрисдикционных производств, предусмотренных нормами административного права.
Таким образом, административное принуждение как специфический метод охраны и защиты действующего в стране конституционного правопорядка имеет ряд характерных отличительных признаков. По основаниям применения административное принуждение делится на принуждение в форме привлечения к административной ответственности за совершенные правонарушения и объективное принуждение при отсутствии правонарушения, применяемое в силу общественной и государственной необходимости либо в общественно полезных и объективно необходимых контрольно-профилактических целях.
Глава
2. Административно-
2.1. Понятие
административно-
Восстановительные меры вообще и административно-
Самовольно возведенные жилые и нежилые строения (дома, дачи, гаражи, сараи и т. п.) могут быть снесены. Вначале глава администрации обязывает правонарушителя своими силами и за свой счет снести строение и привести земельный участок в порядок. В случае если это требование не будет выполнено в месячный срок, он дает распоряжение о сносе строения своими силами за счет виновного12.
Изъятие у предприятий
и учреждений незаконно полученного
состоит во взимании в доход бюджета
сумм, полученных предприятиями и
учреждениями путем нарушения финансовой дисциплины, норм, регулирующих
предпринимательскую деятельность. Так,
ст. 18 Федерального закона «О защите конкуренции
на рынке финансовых услуг» обязывает
нарушителей соответствующих правовых
актов восстановить первоначальное положение,
перечислить в федеральный бюджет прибыль,
по лученную в результате нарушения норм
о защите конкуренции на рынке ценных
бумаг, во исполнение решения федерального
антимонопольного органа. Административно-восстановитель
2.2. Взыскание недоимки как санкция
В соответствии со ст. 23 Налогового Кодекса13 РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исполняет обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (далее - налоговое законодательство). Указанная обязанность должна быть выполнена в срок, установленный налоговым законодательством14.
Статьей 11 НК РФ предусмотрено, что недоимкой является сумма налога или сбора, не уплаченная в установленный налоговым законодательством срок. Она образуется, если налогоплательщик не произвел перечисление в бюджет причитающихся налогов или произвел их частичное перечисление. Контроль над соблюдением налогоплательщиком налогового законодательства осуществляется налоговым органом путем проведения мероприятий налогового контроля, например камеральных и выездных налоговых проверок (ст. 87 НК РФ)15.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, при проведении которой выявлены нарушения налогового законодательства, выносится решение о привлечении налогоплательщика к ответственности, а также принимаются меры по принудительному исполнению обязанности налогоплательщика по уплате налогов. Необходимо обратить внимание на то, что если налогоплательщик не исполнил свою обязанность по уплате налогов добровольно, то налоговые органы обязаны взыскать недоимку в принудительном порядке (ст. 39 НК РФ).
В налоговом законодательстве закреплены два способа принудительного исполнения обязанности по уплате налогов (сборов), других обязательных платежей и санкций: бесспорный (внесудебный) и судебный порядки. И та, и другая процедуры имеют процессуальные особенности.
Бесспорный порядок взыскания недоимки
Моментом начала указанного процесса следует считать дату направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налогов. Требование представляет собой документ установленной формы, содержащий извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности ее уплатить в указанный срок (ст. 69 НК РФ). В требовании в том числе должна содержаться информация о:
- сумме задолженности по налогу;
- размере пеней, начисленных
на момент направления
- сроке уплаты налога, установленного
законодательством о налогах
и сборах (Указанный срок имеет
большое процессуальное
- сроке исполнения требования (Требование
должно быть исполнено в
- мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком16.
Требование должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней со дня вступления в силу решения по проверке (если недоимка выявлена в ходе камеральной или выездной налоговой проверки или в течение 3 месяцев со дня ее выявления (если недоимка выявлена не в ходе налоговой проверки). В последнем случае налоговый орган составляет документ о выявлении недоимки у налогоплательщика (форма документа утверждена Приказом ФНС России от 01.12.2006 № САЭ-3-19/825). На дату составления указанного документа, с точки зрения налоговых органов, следует ориентироваться при определении срока выставления требования.
Недоимка может быть выявлена только после того, как налогоплательщик представил декларацию с суммой налога к уплате или пропустил срок уплаты налога. О том, что налог не уплачен, налоговому органу становится известно на следующий день после истечения срока уплаты. Следовательно, в этот же срок он узнает о сумме недоимки. Указанная позиция находит отражение и в судебных решениях17.
Логично предполагать, что обнаружение налоговым органом данных в своих внутренних документах не может свидетельствовать ни о фактическом наличии недоимки, ни о наличии переплаты, поскольку такие данные полностью зависят от действий его сотрудников, т.е. носят субъективный характер. В сложившейся ситуации налогоплательщику, допустившему образование недоимки, можно рекомендовать провести сверку расчетов с налоговыми органами. В этом случае дата акта сверки может свидетельствовать о сроке выявления недоимки18.
Действующие правовые нормы налогового законодательства не дают ответа на вопрос, является срок направления требования об уплате налога пресекательным, т.е. является ли недействительным соответствующее требование, выставленное с нарушением указанного срока. При решении данного вопроса целесообразно обратить внимание на сложившуюся арбитражную практику. Точка зрения судебных органов содержится, например, в Постановлении Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 25, а также в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71 и заключается в том, что нарушение срока выставления требования не влечет изменения срока на бесспорное взыскание недоимки. Таким образом, срок взыскания недоимки при нарушении срока выставления требования будет исчисляться таким же образом, как если бы требование было выставлено вовремя19.
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении 6 дней с даты направления заказного письма20.
Необходимо обратить внимание на то, что при направлении требования заказным письмом могут возникнуть неприятные для налогоплательщика ситуации. Так, требование может быть направлено по юридическому адресу организации, а не по месту ее фактического нахождения. Кроме того, требование может получить работник организации, находящийся в офисе в момент поступления корреспонденции, и не поставить об этом в известность руководителя. В этих случаях руководство организации может не знать о начале процедуры принудительного взыскания недоимки.
Важно помнить, что срок исполнения требования исчисляется с даты его получения организацией, а не с даты его составления. Правильно определить дату получения требования при его направлении по почте позволит почтовая отметка на конверте или дата, указанная в уведомлении о вручении заказного письма адресату. Если организация не получала требования, направленного по почте, то она при защите своих прав, в том числе и в судебном порядке, вправе потребовать от налоговых органов доказать факт почтового отправления и дату указанного отправления