Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 10:13, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка теоретических положений, методических основ и практических рекомендаций в ходе административного принуждения. В соответствии с поставленной целью исследования определены следующие задачи:
- раскрыть существующие в теории административного права имеющиеся подходы ученых-административистов к классификации видов мер административного принуждения;
- раскрыть назначение мер административного предупреждения, административного пресечения, административных наказаний и мер восстановительного характера
Введение 4
1 Понятие и виды административного принуждения 7
2 Административно-предупредительные меры 12
3 Меры административного пресечения 18
4 Понятие и правовое основы административной ответственности 23
Заключение 35
Список использованных источников 39
Меры административного пресечения по содержанию объединяют:
1) меры временного ограничения личных прав (например, личное задержание, личный досмотр, привод, доставление лица, совершившего правонарушение, применение непосредственного принуждения);
2) запрещение, ограничение или приостановление деятельности,
осуществляемой без приобретения специального административно-правового статуса (ведение предпринимательской деятельности без государственной регистрации)
либо с нарушением режимных требований, выполнение которых обусловлено предоставленным статусом (приостановление деятельности организаций в связи с нарушением требований охраны труда, выпуск продукции, не соответствующей требованиям документации по стандартизации и т.д.),
3) задержание и доставление имущества, ограничение и запрещение использования (эксплуатации) имущества, а также его изъятие и арест. Последние меры дифференцированы по юридическому содержанию.
Задержание транспортных средств предусмотрено в ст. 27.13 КоАП России. Однако эта мера широко применяется и в иных случаях. Видимо, требуется ее легальное описание: задержание имущества, предметов, документов, иных источников информации временный запрет их использования (эксплуатации) в связи с осуществлением неправомерной деятельности их обладателем с помещением в специально отведенное охраняемое место./8/
Об аресте имущества говорится в ст. 77 НК России в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога. Арест имущества - действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика-организации. Он производится в случае неисполнения обязанности по уплате налога и при наличии достаточных оснований полагать, что лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.
По смыслу статьи 27.14 КоАП России арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения или непосредственными объектами административного правонарушения, представляет собой их опись с объявлением о запрете распоряжаться (и пользоваться) ими и применяется, если их изъять невозможно и (или) их сохранность не может быть обеспечена без изъятия.
Административному аресту подлежит объем имущества, необходимый и достаточный для полного погашения недоимки и покрытия расходов по его оценке, хранению и реализации. При этом учитываются имущественные интересы государства, и не рассматривается, что ограничения могут парализовать хозяйственную деятельность, лишить потребителей возможности пользоваться продукцией, оставить без средств существования работников.
По степени серьезности применяемых ограничений можно выделить а) ограничение использования (эксплуатации) имущества, предметов, документов, иных источников информации временный запрет совершения операций с ними с оставлением у обладателя для устранения допущенных нарушений; б) запрет их использования (эксплуатации), то есть введение условий, временно не позволяющих совершать операции с ними, с оставлением у обладателя для устранения допущенных нарушений; в) изъятие имущества, предметов, документов, иных источников информации принудительное временное безвозмездное их отобрание, если они содержат фактические данные об опасных деяниях, а также лицах, к ним причастных, при отсутствии оснований для задержания.
Меры административного пресечения могут применяться ко всем без исключения, либо только к индивидуальным, либо к коллективным субъектам. В отношении субъектов, обладающим специальным статусом, меры административного пресечения носят организационно-деятельностный или организационно-имущественный характер.
Распространенными мерами пресечения являются ограничение или приостановление деятельности. Ограничение деятельности запрет до устранения нарушений осуществлять отдельные виды деятельности и продлевать действующие обязательства. Приостановление деятельности запрет осуществлять все виды деятельности, заключать новые и продлевать действующие обязательства.
Организационно-имущественный характер пресечения проявляется в случае нарушения режима государственной регистрации источников повышенной опасности и выполнения небезопасных работ (оказания услуг). Невыполнение требования государственной регистрации транспортных средств на основании ст. 27.13 КоАП России влечет их задержание. Несоблюдение порядка государственной регистрации лекарственных, наркотических средств, алкогольной продукции, оружия и боеприпасов к нему и т.п. влечет их изъятие.
Меры пресечения могут носить организационно-имущественный характер в случае несообщения о результатах публичной хозяйственной деятельности. В соответствии с п. 6 ст. 7 Закона РФ О налоговых органах РФ, ст. 31 НК России налоговые органы уполномочены приостанавливать операции по счетам в кредитных организациях в случаях непредставления документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов.
В отношении имущественных операций, совершаемых представителями государства для их собственных целей, возможно применение дисциплинарного воздействия.
Меры пресечения распространены при обеспечении законности деятельности, определяемой качественными параметрами. Применяются материально-технические пресекательные действия: гашение поверительных клейм, изъятие средства измерений из эксплуатации и т.д.
Приостановление действия лицензий в силу ст. 13 ФЗ О лицензировании отдельных видов деятельности возможно в связи с неоднократными или грубыми нарушениями лицензионных требований и условий.
4 Понятие и правовое основы административной ответственности
Административная ответственность — это разновидность юридической ответственности, которая определяет нормами права обязанность и готовность лица претерпеть нравственные, физические и материальные лишения государственно-властного характера за совершенное административное правонарушение.
Законодательной основой административной ответственности является Конституция РФ, законодательство об административных правонарушениях, включающее в себя КоАП РФ и законы субъектов РФ об административных правонарушениях.
Основные черты административной ответственности включают общие, присущие юридической ответственности и особенные.
Особенности административной ответственности представляется целесообразным рассмотреть, сопоставляя ее с иными видами юридической ответственности — уголовной, гражданско-правовой, дисциплинарной.
Прежде всего обратимся к источникам правового регулирования. Административная ответственность устанавливается федеральным законом (КоАП РФ) и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ. В то же время уголовная ответственность предусматривается исключительно федеральным законом (УК РФ); гражданско-правовая ответственность — федеральным законом (ГК РФ), а также заключаемыми сторонами договорами в соответствии с ним; дисциплинарная ответственность — федеральными законами (федеральным законом «О государственной гражданской службе»,/6/ ТрК РФ и другими актами), а также принимаемыми в соответствии с ними подзаконными нормативными правовыми актами (положениями, дисциплинарными ставами и др.).
Рассмотрим меры ответственности. К специфическим видам административных наказаний относятся предупреждение, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства. В свою очередь, в УК РФ предусмотрены такие уголовные наказания, акт, например, обязательные работы/лишение свободы (на определенный срок или пожизненно); в ГК РФ — ответственность в виде уплаты неустойки и возмещения убытков. Что касается дисциплинарной ответственности, то, скажем, в Положении о службе в органах внутренних дел Российской Федерации предусмотрены взыскания в виде замечания, выговора, строгого выговора, понижения в должности, снижения в специальном звании на одну ступень.
Остановимся и на вопросе о том, кто является субъектом правоприменения. К административной ответственности уполномочены извлекать как представители судебной власти (судьи), так и должностные лица органов государственного управления (к ним относятся прежде всего различные категории должностных лиц органов исполнительной власти, их учреждений и структурных подразделений). В то же время меры уголовной и гражданско-правовой ответственности могут изменяться исключительно в судебном порядке, а применение мер дисциплинарной ответственности является прерогативой представителей органов государственного управления.
Можно привести и иные примеры, характеризующие институт адмистративной ответственности. Так, субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица, то характерно и для гражданско-правовой ответственности, в то время как уголовная и дисциплинарная ответственности предусмотрены только в отношении физических лиц. Следует иметь в виду, что административная ответственность настает только за виновное деяние. В отличие от этого в определенных случаях лицо может быть привлечено к гражданско-правовой ответственности и при отсутствии вины.
Определенное сходство между административной и дисциплинарной ответственностью заключается в том, что к ответственности могут быть привлечены лица за правонарушения, связанные со служебной деятельностью, включая ответственность должностных лиц, причем объектами правоприменения достаточно часто являются также должностные лица. Однако в отличие от дисциплинарной административная ответственность устанавливается за правонарушения, последствия которых выходят за рамки внутрислужебных отношений, а субъектами правоприменения являются должностные лица, с которыми нарушители не находятся в служебном подчинении.
Некоторое сходство между административной и уголовной ответственностью проявляется в том, что отдельные уголовно наказуемые деяния и административные правонарушения различаются, прежде всего наступившими последствиями (в виде разной степени тяжести вреда здоровью человека или размера причиненного материального ущерба).Однако это отличие имеет принципиальный характер, что выражается не только в различных мерах уголовной и административной ответственности, но и в юридических последствиях привлечения к ответственности. Так, административная наказанность, по общему правилу, является отягчающим ответственность обстоятельством при совершении однородного правонарушения, а уголовная судимость учитывается при признании рецидива преступлений и при назначении наказания.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие либо бездействие физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ)./4/
Таким образом, административное правонарушение является основанием административной ответственности и представляет собой виновное деяние, совершенное физическим или юридическим лицом.
При анализе различных административных правонарушений традиционно используется термин «состав правонарушения». Под составом правонарушения понимается совокупность юридических признаков, характеризующих тот или иной деликт. Состав правонарушения -представляет собой совокупность следующих элементов: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.
Объект административного правонарушения — то, на что оно посягает, т.е. общественные отношения, урегулированные нормами различных отраслей права и охраняемые законодательством об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 1.2 КоАП РФ в наиболее общем виде к таким объектам относятся общественные отношения в сфере охраны прав и свобод человека и гражданина, здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, общественной нравственности, в сфере обеспечения установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка, общественной безопасности, охраны собственности и др.
Применительно к отдельному правонарушению его объект конкретизируется. Например, нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов (ст. 5.5 КоАП РФ) посягает на избирательные права граждан; уничтожение или повреждение чужого имущества (ст. 7.17) — на собственность; самоуправство (ст. 19.1) — на порядок управления.
Объективная сторона административного правонарушения характерезует внешние проявления противоправного деяния, включая способ и условия его совершения, наступившие последствия и т.п. Как уже говорилось ранее, противоправное деяние может быть осуществлено путем действия или бездействия. В качестве примеров подобных действий можно привести незаконное занятие частной медицинской практикой, частной фармацевтической деятельностью ~| либо народной медициной (ст. 6.2 КоАП РФ), управление судном судоводителем или иным лицом, находящимся в состоянии опьянения (ст. 11.9), и др. Что касается административно наказуемого бездействия, то к нему относятся, например, неисполнение банком поручения государственного внебюджетного фонда (ст. 15.10), неисполнение военно-транспортных мобилизационных обязанностей (ст. 19.25) и др.
Последствия совершения противоправного деяния, будучи предусмотренными правовой нормой, выступают в качестве так называемого квалифицирующего признака состава правонарушения. Примером тому может служить нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего (ст. 12.24 КоАП РФ)./4/