Административное правонарушение

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 20:53, реферат

Описание работы

Отрицательное отношение к требованиям законов является источником правонарушений. Правонарушение - это безразличное отношение к законам, невыполнение их требований, полное отрицание законов как регуляторов общественных отношений.

Проблема отрицания авторитета закона сегодня стоит довольно остро. Поскольку Казахстан провозгласил себя государством, стремящимся построить правовое общество, фундаментом в котором будет как раз закон. Достижения такой цели возможно только при условии всемерного уважения закона и беспрекословного исполнения его нормативных установок, что в свою очередь может стать возможным, только в силу планомерного воспитания участников общественных отношений. Воспитание предполагает как убеждение так и принуждение в случаях когда субъект уклоняется от соблюдения норм права, совершая противоречащие закону неправомерные действия - правонарушения.

Содержание

Введение...................................................................................3

Глава 1. Понятие и состав административного

правонарушения........................................................5

§ 1. Понятие административного правонарушения...................5

§ 2. Состав административного правонарушения.....................8


Глава 2. Отграничение административных

правонарушений от преступлений и

дисциплинарных проступков................................14

Глава 3. Понятие и основные черты

административной ответственности,

отличие административной ответственности

от других видов юридической ответственности..17

Заключение............................................................................24

Библиография........................................................................26

Работа содержит 1 файл

admin.docx

— 54.62 Кб (Скачать)
  1. Субъект административного  правонарушения.

       Субъектом административного правонарушения могут быть (в отличие от уголовного права) как физические так и юридические  лица.

       Ответственность физических лиц. Меры административной ответственности могут быть применены как к гражданам Республики Казахстан, так и к иностранным гражданам и лицам без гражданства. Административная дееспособность возникает с 16 лет.

       Не  подлежит, согласно действующему законодательству, административной ответственности  лицо, которое во время совершения противоправного действия либо бездействия  находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло отдавать отчет  в своих действиях или руководить ими вследствие хронической, душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или другого  болезненного состояния.

       Кроме того, законодательство допускает ограничение  административной ответственности. То есть, хотя формально лица и подлежат административной ответственности, однако в силу закона они к таковой  не привлекаются. Например, административный арест не может быть применен к  беременным женщинам. Ограничения административной ответственности устанавливаются  для судей, прокуроров, депутатов  представительных органов  власти и  др.

       Административная  ответственность  юридических лиц. Возможность привлечения юридических лиц к административной ответственности является серьезной проблемой. Поскольку зачастую законодатель чаще всего применительно к юридическим лицам употребляет термин “ответственность в административном порядке” что не является непосредственно административной ответственностью.  Решение проблемы об упорядочении административной ответственности нам видится в формировании единой системы ответственности юридических лиц, в которую бы вошли такие институты как ответственность за правонарушения в сфере финансов, ответственность за нарушение земельного, водного, космического, лесного и иного законодательства и т.д. 

  1. Субъективная  сторона административного  правонарушения

       Субъективная  сторона административного правонарушения показывает психическое отношение  нарушителя к совершенному деянию и  его последствиям.

       К административной ответственности  применяются классические формы  вины, отраженные в следующей таблице:

                                                                                                      Таблица 1. 

                                                       Прямой умысел

                                                      

       Формы                                    Косвенный умысел

       вины

                                                        Неосторожная самонадеянность 

                                                        Неосторожная небрежность 

        

       Деяние  считается совершенным с прямым умыслом, если лицо осознавало антисоциальность своих действий или бездействий, предвидело их общественно-опасные  последствия и желало их наступления.

       Косвенный умысел будет иметь место если лицо, осознавая противоправность своих  действий, предвидело и сознательно  допускало наступление негативных последствий. К примеру, при совершении мелкого хищения чужого имущества  лицо сознает, что оно незаконно  безвозмездно, с корыстной целью  завладевает чужой собственностью, предвидит и желает наступление  имущественного ущерба.

       Неосторожность  в форме самонадеянности присутствует в том случае, когда лицо предвидело возможность наступления последствий  своего общественно-опасного деяния, но легкомысленно рассчитывало их предотвратить. Когда же лицо не предвидело возможность наступления таких последствий,  но могло и должно было их предвидеть, принято говорить о неосторожности в форме небрежности.

       Если  лицо не могло или не должно было предвидеть наступление последствий, речь  идет об отсутствии административного  правонарушения.

       Необходимо  отметить, что большинство составов административных проступков может  совершаться как с неосторожной, так и с умышленной формой вины.

       Итак, административное правонарушение - это  посягающее на государственный порядок, государственную или общественную собственность, права и свободы  граждан, на установленный порядок  управления противоправное, виновное действие, либо бездействие, за которое  законодательством предусмотрена  административная ответственность.1

       К числу административных правонарушений относятся проступки, посягающие: на общественный порядок (мелкое хулиганство, появление в общественном месте  в пьяном виде, нарушение тишины и др.); установленный порядок  управления (злостное неповиновение  законному требованию работника  милиции или народного дружинника, нарушение правил административного  надзора, паспортной системы, пограничного режима и др.); на собственность (мелкое хищение чужого имущества, нарушение  права государственной собственности  на недра, леса, животный мир и др.) 
 
 
 

Глава 2. Отграничение административных

               правонарушений от преступлений  и 

               дисциплинарных проступков 

     В зависимости от характера правонарушений и санкций за их совершение правонарушения делятся на преступления и проступки.

     По  мнению ряда ученых, преступлениями называются (как уже говорилось выше) общественно  опасные виновные деяния, предусмотренные  уголовным законодательством, а  проступками  называются виновные противоправные деяния, не являющиеся общественно  опасными, влекущие применение не наказаний, а взысканий.2 Ряд ученых, рассматривая данный вопрос, исходили из того, что только преступление обладает свойством общественной опасности, а все прочие правонарушения таким качеством не обладают.3

     Отдельные специалисты полагают, что общественной опасностью обладают только преступления, а правонарушения - общественной вредностью.4

     В настоящее время практически  общепризнанно, что главное отличие  правонарушений заключается в различной  степени общественной опасности, которая  определяется различными обстоятельствами:

  • характером наступивших последствий совершенного деяния;
  • мотивами и целями совершения деяния;
  • формой вины;
  • неоднократностью совершения деяния.

Различие  в степени общественной опасности  - основной признак, по которому административное правонарушение отграничивается от преступления и других правонарушений. Он определяет социальную природу каждого  вида правонарушений. Однако между  указанными правонарушениями имеются  и иные различия, производные от основного: по характеру противоправности и по юридическим последствиям.

     Так административное правонарушение, в  отличие, например от преступления не обладает уголовной противоправностью  и характеризуется административной противоправностью, то есть нарушает нормы  административного права.

     Отличие административного правонарушения от иных правонарушений по их юридическим  последствиям заключается в том, что  преступление влечет за собой  такие специфические последствия, как уголовное наказание и  судимость и характеризуется  личным характером. И не могут быть подвергнуты уголовному наказанию, например, юридические лица. В отличие  от этого, административному наказанию  могут быть подвергнуты не только физические, но и юридические лица, о чем говорилось выше.

     Административные  деликты, обладая признаками общественной опасности, в то же время существенно  отличаются от преступлений степенью вредности. Бытующее мнение о том, что,  административные правонарушения - предтеча преступлений, многократными исследованиями ученых и практикой не подтверждается. Уточнение критерия этих видов правонарушений, в том числе административных деликтов и уголовных правонарушений, является сегодня чрезвычайно важной задачей. Стремление административистов учредить специализированную отрасль  знаний- административную деликтологию, в связи с этим, думается вполне оправданно.

     Сравнивая административный проступок с другими  видами правонарушений, анализируя их сходные и отличительные черты, нами была составлена таблица, в которой  наглядно отражено место административного  деликта среди других видов правонарушений. 
 
 
 
 
 
 
 

  Вид  правонарушения     Степень  общест-       Форма            Вид

                                           венной опасности      противо-        юридической

                                                                                правности     ответственности

  1. Преступление               Значительная             Уголовная      Наиболее строгие

                                           степень о/о                п/правность    меры государст-

                                                                                                       венного принуж-

                                                                                                       дения

  1. Административное     Незначительная         Администра-   Менее строгие

    правонарушение          степень о/о                 тивная про-      меры  гос.

                                                                              тивоправность принуждения

  1. Дисциплинарный        Нет                             Противоправ-   Дисциплинар-

    проступок                    общественной            ность трудо-    ные взыска-

                                          опасности                  вая, уставная     ния 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Понятие и основные черты

               административной ответственности,

               отличие административной ответственности

               от других видов юридической  ответственности 

       Юридическая ответственность, будучи составной  частью правовой системы, выполняет  в ней важные функции. Она является тем юридически средством, которое  локализует, блокирует противоправное поведение и стимулирует общественно-полезные действия людей в правовой сфере.

       В широком (философском) значении понятие  ответственности трактуется как  отношение лица к обществу и государству, к другим лицам с точки зрения выполнения им определенных требований, сознания и правильного понимания  гражданином своих обязанностей (долга) по отношению к обществу, государству и другим лицам.

       В узком или специально-юридическом  значении юридическая ответственность  интерпретируется как реакция государства  на совершенное правонарушение. В  указанном значении юридическая  ответственность есть обязанность  лица претерпевать определенные лишения  госудасртвенно-властного характера, предусмотренные законом, за совершенное  правонарушение.5

       Из  приведенного выше определения вытекает, что 

Информация о работе Административное правонарушение