Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 11:18, реферат
Административное правонарушение – противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) или законами субъектов РФ (на территории Кемеровской области “Закон Кемеровской Области об Административных Правонарушениях”) установлена административная ответственность.
АДМИНИСТРАТИВНОЕ
ПРАВОНАРУШЕНИЕ
И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Административное правонарушение – противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) или законами субъектов РФ (на территории Кемеровской области “Закон Кемеровской Области об Административных Правонарушениях”) установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Назначение административного
наказания юридическому лицу не освобождает
от административной ответственности
за данное правонарушение виновное физическое
лицо, равно как и привлечение
к административной или уголовной
ответственности физического
Форма вины указана в статье 2.2 КоАП РФ.
1. Административное
правонарушение признается
2. Административное
правонарушение признается
Административный проступок – деяние в виде действия либо бездействия, являющееся общественноопасным, противоправным, виновным, наказуемым.
Деяние – акт волевого поведения, а не мысли или желания человека.
Действие – активное невыполнение возложенной обязанности, законного требования или нарушение установленного запрета.
Бездействие – пассивное невыполнение возложенной на гражданина обязанности.
Таким образом, административный проступок является деянием общественоопасным, так как причиняет вред интересам общества, гражданам, государству.
Юридическим выражением признака общественной опасности административного проступка является противоправность, административным проступком может быть признано только такое поведение, которое закреплено нормами административного права.
Для признания деяния правонарушения надо установить, что оно являлось явление воли и разума, то есть продуктом психической деятельности человека.
Не может оцениваться как административное правонарушение деяние, совершенное помимо воли человека, то есть лицом не способным руководить своими действиями или отдавать им отчет, в соответствии со ст. 2.8 КоАП РФ лицо, совершившее правонарушение в таком состояние признается невменяемым и не подлежит административной ответственности.
Обязательным признаком является административная наказуемость, общественоопасное деяние, запрещенное нормами административного права, признается административным проступком лишь в случаях когда за его совершение предусмотрена административная ответственность.
За совершение административного правонарушения граждан, не привлекаются к административной ответственности в случаях:
Не достижение 16 лет (ст. 2.3 КоАП РФ);
Совершение правонарушение в состоянии невминяемости (ст. 2.8 КоАП РФ);
Совершение в крайней необходимости (ст. 2.7 КоАП РФ);
В связи с малозначительностью дело может быть прекращено в соответствии со
ст. 2.9 КоАП РФ.
Таким образом, любое административное правонарушение характеризуется совокупностью всех названных признаков, отсутствие любого из них означает, что рассматриваемое деяние не является административным проступком, в таком случае оно может быть признано либо правомерным поведением, либо другим правонарушением.
Спец. субъекты административного права:
1. Должностные лица (ст. 2.4 КоАП РФ);
2. Военнослужащие
и иные лица, на которые распространяется
действие дисциплинарных
3. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица (ст. 2.6 КоАП РФ).
2. Санкции, применяемые к гражданам совершившим административные правонарушения
Весь перечень административных наказаний указан в ст. 3.2 КоАП РФ, является жестко рагламентированным и расширенному толкованию не подлежит. То есть, нельзя придумать никакого другого наказания кроме указанных в данной статье:
1. Предупреждение
– мера административного
2. Административный
штраф является денежным
3. Возмездное изъятие
орудия совершения или предмет
административного
4. Конфискация
орудия совершения или
5. Лишение специального
права, предоставленного
6. Административный
арест – заключается в
7. Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства – принудительное и контролируемое перемещение указанных граждан и лиц через государственную границу РФ за пределы РФ;
8. Дисквалификация
– заключается в лишении
В отношении юридического
лица могут применяться
Административные наказания, в выше перечисленных в пунктах 3-8, устанавливаются только КоАП РФ.
Предупреждение, административный
штраф, лишение специального права,
предоставленного физическому лицу,
административный арест и дисквалификация
могут устанавливаться и
Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания. Данные наказания могут быть применены как в качестве самостоятельных основных наказаний, так и в качестве дополнительного наказания вместе с основным наказанием, указанным в ст. 3.3 ч.1 КоАП РФ.
Процессуальные нормы, регулирующие
процедуру привлечения
Таким образом, административная
ответственность как вид
3. Состав административного правонарушения
Состав – совокупность
признаков, установленных нормой административного
права, наличие которых может
повлечь административную ответственность,
так как все признаки состава,
закрепленные в норме административного
права, становятся обязательными и
отсутствие в фактически совершенном
деянии одного из указанных в правовой
форме признаков состава
Все признаки состава делятся на:
- объективные – объект, объективная сторона;
- субъективные – субъект, субъективная сторона.
По особенностям конструкции выделяются следующие виды составов:
Материальные и формальные.
Материальные – составы,
в которых содержится признак
наступления вредных
Формальные – составы, в которых не признака наступления вредных материальных последствий.
Простые и квалифицированные.
Простые составы устанавливают административную ответственность за конкретное деяние без ее усиления; если в простой состав вводится квалифицирующий (усиливающий ответственность) признак, то деяние квалифицируется по другой статье или по другому пункту статьи, предусматривающему более строгое наказание (повторность, систематичность, совершение правонарушения должностным лицом, причинение материального ущерба, совершение правонарушения в состоянии алкогольного опьянения).
Однозначные и альтернативные.
В однозначных составах описывается
одно противоправное деяние, за которое
устанавливается
В альтернативных составах
описывается два и более
Субъективные признак
Субъект административного правонарушения – в ст. 2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения правонарушения 16 – летнего возраста, в ст. 2.8 КоАП РФ лицо, находящееся в состоянии невменяемости не подлежит административной ответственности, таким образом, возраст 16 лет и вменяемость являются общими признаками субъекта административной ответственности. Гражданин, обладающий данными признаками, является общим субъектом административной ответственности.
Наряду с общим выделяется и специальный субъект, такая необходимость возникает, когда в состав проступка законодатель включает наряду с общими признаками какие либо специальные. К признакам спец. субъекта относится: служебная обязанность, вид деятельности, прошлое противоправное поведение и др.
По видам спец. признаков выделяют следующие спец. субъекты:
- должностные лица;
- водители;
- работники торговли, общественного питания;
- допризывники, призывники, военнообязанные;
- иностранные граждане и лица без гражданства;
-
родители или лица их
- лица, совершившие в состоянии алкогольного опьянения;
- лица, совершившие административное правонарушение повторно;
- лица, находящиеся под надзором;
- и др.
Спец. субъекты выделяются в целях индивидуализации административной ответственности граждан.
Административная
Спец. субъекты одновременно могут привлекаться к административной, дисциплинарной и материальной ответственности.
Санкции в статьях, устанавливающих ответственность спец. субъектов имеют более строгий характер.
Признаки общего и спец. субъекта включаются в составы как обязательные, вместе с тем в нормативных актах указывается значительное число признаков субъектов административной ответственности, которые в состав не включаются, но имеют юридическое значение.
Признаки таких субъектов объединяются в отдельную группу и на этой основе выделяют особый субъект административной ответственности. К особым субъектам в административном праве относятся:
- совершеннолетние в возрасте от 16 до 18 лет;
- инвалиды I и II группы;
- беременные женщины;
- женщины, имеющие детей до 1 года и до 12 лет;
- военнослужащие, сотрудники ОВД, а также другие лица, указанные в ст. 2.5 КоАП РФ.
Признак особого субъекта может выполнять роль смягчающего обстоятельства, исключить наложение некоторых административных взысканий, влияет на порядок привлечения к административной ответственности.
Субъективная сторона. Основным признаком субъективной стороны является вина (психическое отношение лица к совершенному деянию и его следствия). Помимо вины в некоторые составы в субъективную сторону могут включаться такие понятия как цель.
Цель – факультативный признак.
Эмоции лица при совершении правонарушения в субъективную сторону не включаются, они могут учитываться в качестве смягчающих обстоятельств. В ст. 4.2 ч.1 п.3 названо совершение правонарушения в состоянии сильного душевного волнении (аффекта) либо при стечении личных и семейных обстоятельств.
Информация о работе Административное правонарушение и ответственность