Административное право, как отрасль права

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 12:32, курсовая работа

Описание работы

12 июня 1990 года новый российский парламент, выражая волю граждан, провозгласил государственный суверенитет России на всей территории и заявил о решении создать правовое демократическое государство.
Одним из шагов к правовому государству стало официальное провозглашение принципа разделения властей. В связи с этим меняется, несомненно, и административное право.

Содержание

Введение.
1. Понятие административного права как отрасли права, регулирующей общественные отношения в сфере государственного управления.
а) Источники (формы выражения) административного права.
б) Роль и значение административного права в регулировании общественных отношений.
в) Роль административного права для МВД РФ.
2. Административное правонарушение: понятие, признаки и состав.
3. Вида наказаний в административном праве
4.Индивидуальное задание.

Заключение.

Работа содержит 1 файл

Адм. право ))).doc

— 84.00 Кб (Скачать)

Во - вторых, кодификация означала бы чрезмерную централизацию правотворчества, лишение органов исполнительной власти в центре и на местах возможности регулирования общественных отношений.

Так как органы государственного управления осуществляют свои функции непосредственно от имени государства, формы их деятельности регламентируются правом. Административно - правовые нормы, которыми определяется правовое положение данного органа, практически определяют все формы его деятельности. Тем самым все эти формы подчиняются интересам и целям исполнительно - распорядительной деятельности.

Конкретные действия органов управления ( должностных лиц) разнообразны. В определенных случаях они влекут определенные юридические последствия. Это имеет место при установлении обязательных правил поведения, осуществления властно - распорядительных полномочий, административной юрисдикции ( например, положение административных взысканий) и т.п.

На содержание административного права существенное влияние оказывают те процессы, которые происходят сейчас в России, прежде всего в экономической области, что неизбежно сказывается и на характере административно - правового регулирования.

Однако, как очень четко отметил Г. Брэбан, нет таких секторов общественной жизни, которые выпадали бы целиком из - под сферы “ административного правового контроля”. И ваше “ административное право есть право живое, глубоко укоренившееся в обществе, вошедшее в быт и сознание современного человека”.

Служебная роль административного права - “ юридического спутника” исполнительной власти - сохраняется в период реформации государственных институтов. И не сокращается, а наоборот, в так называемый переходный период массив подзаконных административно - правовых норм имел тенденцию к своему расширению. С большой долей достоверности можно утверждать: в условиях различия рыночных отношений соответствующим способом меняются формы и методы осуществления исполнительной власти. Такого рода изменения затрагивают прежде всего содержание административного права, не лишая его роли одного из необходимых и в новых условиях юридических регуляторов общественных отношений. В качестве такого рода процессов можно назвать, например, сокращение масштабности административно - правового регулирования, отнесенного к совместному ведению РФ и субъектов федерации; существенное возрастание роли региональных регуляторов; увеличение значимости норм - программ и рекомендательных норм, равно как и административно - правовых дозволений; “ выход” на всех уровнях государственной организации и т.п.

Во многих случаях административное право не только защищает общественные отношения, но и может выступать в роли их регулятора.

Следствием данной особенности существующей правовой системы являются “ проникновение” административного права в сферу регулятивного функционирования иных правовых отраслей. В основе подобного явления - практическое наличие управленческих по своей природе отношений в сферах, относящихся в соответствии с предметом той или иной отрасли права к ее регулятивному воздействию. Поэтому даже в гражданском законодательстве имеется пусть небольшое, но определенное число административно - правовых по своей сути норм.

Административное право закрепляет организационные формы активного участия общественных организаций в управлении государственными и общественными делами, в работе аппарата управления, в контроле за его деятельностью оформляет их правовой статус в этой сфере общественных отношений. Существенная роль норм административного права в регулировании положения личности в сфере государственного управления, в обеспечении реализации и конституционных прав и свобод и выполнении ими конституционных обязанностей перед обществом, в охране административно - правовыми средствами законных интересов и прав человека, в обеспечении его участия в управлении государством.

Специфика задач охраны общественного порядка обуславливает основную направленность деятельности органов внутренних дел, так как именно им приходится общаться с гражданами, должностными лицами и т.д. В связи с этим сотрудники милиции получают правовой статус представителей власти.

Успешная охрана общественного порядка и борьба с преступностью требуют беспристрастной и четкой, быстрой и оперативной работы всех служб и аппаратов сверху донизу, слаженности их взаимодействия, беспрекословного подчинения приказу. Это достигается особым порядком внутренней организации органов внутренних дел, в основе которого лежит особая дисциплина. Особая служебная дисциплина тесно связана с единоначалом, состоящем в сосредоточении в руках начальников органов внутренних дел общего руководства, все это связано с административным правом.

В заключении следует отметить, что административное право частица нашего общества. Все здесь взаимосвязано и постоянно взаимодействует.
Спектр деятельности административного права очень широк, поэтому и его роль и значение для регулирования общественных отношений тоже велико.

 

 

2. Административное правонарушение: понятие, признаки и состав.

     Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

     Действие (применительно к АП) - активная форма поведения правонарушителя, непосредственно связанная с невыполнением обязанностей и законных требований, нарушением запрета. Бездействие (применительно к АП) - пассивная форма поведения правонарушителя, непосредственно связанная с невыполнением обязанностей и законных требований (напр., руководитель торгового предприятия не обеспечил наличие сертификатов на реализуемые товары).

     Признаки АП:

- антиобщественность. По социальной значимости деяние, причиняющее вред законным интересам граждан, общества и государства, является антиобщественным; - противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы административного и иных отраслей права (трудового, земельного, финансового и т. д.), которые охраняются мерами административной ответственности;

- виновность.    Законодательство рассматривает противоправное деяние, совершенное лицом, в качестве АП только в том случае, если имеет место вина данного лица, т. е. содеянное было осуществлено умышленно или по неосторожности;

- наказуемость деяния. АП признается только то деяние, за которое законодательством предусмотрена АО. Под составом АП понимается установленная правом совокупность признаков (элементов), при наличии которых антиобщественное деяние может повлечь административную ответственность.

     Объект АП - общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления, регулируемые нормами права и охраняемые мерами АО (общий объект). Объективная сторона АП заключается в деянии (действии или бездействии), которое выражается в нарушении установленных административно-правовыми нормами правил.                   Субъектом АП является лицо, его совершившее. По действующему законодательству субъектами АП признаются коллективные и индивидуальные субъекты. Коллективные субъекты - юридические лица и иные коллективные образования. Индивидуальные субъекты - граждане и другие категории лиц, обладающие административно-правовым статусом с учетом их правового положения, выполняемых профессиональных и социальных функций.     Субъективная сторона АП - психологическое отношение субъекта к совершаемому противоправному действию или бездействию и его последствиям.

 

3. Виды наказаний в административном праве

 

     Понятие и виды административных взысканий Административные взыскания - мера ответственности за административные правонарушения.. Применяется в цепях воспитания лица, совершившего административного правонарушения, в духе соблюдения законов, предупреждения совершения новых правонарушений этим и другими лицами. Административные взыскания выражаются либо в моральном, либо в материальном воздействии на правонарушителя.

     Основные виды административных взысканий:

1.      предупреждение;

2.      штраф;

3.      возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или объектом административного правонарушения;

4.      конфискация этого предмета;

5.      лишение специального права;

6.      исправительные работы; -

7.      административный арест;

8.      административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства;

9.      иные административные взыскания.

Закон подразделяет административные взыскания на основные (административный штраф, предупреждение, административный арест, дисквалификация) и дополнительные.

      В отношении юридического лица могут применяться следующие административные наказания:

1.      предупреждение;

2.      административный штраф;

3.      возмездное изъятие орудия совершения или предмета административные правонарушения;

4.      конфискация орудия совершения или предмета административные правонарушения.

 

     Предупреждение - взыскание морального характера, выносимое в письменной форме или оформленное иным способом.

     Штраф - денежное взыскание, налагаемое за административные правонарушения в случаях и в пределах, установленных законодательством. Штраф взымается в величине, кратной: МРОТ; стоимости предмета АП; сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате. Размер административного штрафа не может быть менее 1/10 минимального размера оплаты труда и не может превышать 25 МРОТ, для должностных лиц - 50 МРОТ, для юридических лиц - 1000 МРОТ (ст. 3.5 КоАП РФ) безвозмездное изъятие состоит в принудительном изъятии только предмета, который являлся орудием совершения или непосредственным объектом совершения административного правонарушения.

     Конфискация состоит в принудительном безвозмездном обращении предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, в собственность государства.

Лишение специальных прав, предоставленных гражданину, применяется на срок до 3 лет за грубое и систематическое нарушение порядка пользования этими правами.

      Исправительные работы применяются на срок до 2 месяцев с отбыванием их по месту постоянной работы лица, совершившего административного правонарушения, и с удержанием до 20% его заработка в доход государства.            Административный арест устанавливается на срок до 15 суток и применяется лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений.

 

 

     Все эти виды наказаний могут быть применимы к лицу, достигшему двадцати одного летнего возраста, при совершении им административного правонарушения.

Использованная литература:
1. Д.Н. Бахрах. Административное право. М., 1996.
2. Ноздрачев А.Ф. Административное право. Фундаментальный курс. М., 1999.
3. Ю.М. Козлов Советское административное право. М., 1987.
4. А.П. Алехин, Ю.М. Козлов. Административное право РФ. 1998.               5. «Конституция РФ» М: 2004 г.                                                                         6. «Кодекс РФ об административных правонарушениях» М: 2004 г.               7. «Правоведение» Марченко, 2001 г.

 

 

 

 

1

 



Информация о работе Административное право, как отрасль права