Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 17:22, курсовая работа
Государственная власть — разновидность социальной власти, для которой характерны следующие признаки:
она является средством социального управления;
она представляет собой отношение между людьми, их организациями, субъектом и объектом которого является наделенный волей и сознанием человек (коллектив);
это отношение обеспечивает выявление и доминирование властной воли, связано со способностью субъекта направлять волю, поведение другого лица, объединять усилия;
власть осуществляется с помощью особой, внегенетической системы средств и методов воздействия (нормы, убеждение, оружие, организации, принуждение и др.).
Общие
функции — это всеобщие, типичные
взаимодействия между субъектами и
объектами социального
Они отличаются друг от друга непосредственной целью, содержанием, процедурами осуществления, используемой информацией.
К числу общих управленческих функций можно отнести: прогнозирование, планирование, нормативное регулирование, методическое руководство, работу с кадрами, учет, контроль и др. Управлять — это значит прогнозировать, планировать, контролировать и т. д. Каждый субъект исполнительной власти осуществляет несколько или хотя бы одну функцию.
Общие функции управления конкретизируются (персонифицируются) в функциях отдельных органов, структурных подразделений, должностей. Это обстоятельство лежит в основе определения компетенции структурных единиц. Деление управления на функции отражает специализацию внутри ее.
Функциональное разделение труда закрепляется структурно, т. е. создаются особые звенья, которые занимаются планированием, учетом, контролем и т. д.
Организационная обособленность — важный признак развитой и значительной по объему функции.
Поскольку
общие «беспредметные» функции
— это всего лишь научная абстракция,
а в реальной жизни определенные
субъекты воздействуют на конкретные
объекты особым образом, то общие
функции в реальной жизни конкретизируются,
приобретают специфические
Отмечая специфику каждой общей функции, ее структурную обособленность необходимо подчеркнуть, что в то же время все они являются частями одного целого. Их объединяет единая конечная цель, единая информационная природа, организационное единство субъекта управления. Каждая часть активно взаимодействует с целым, а также с другими частями. Управление, реализация исполнительной власти — целостная система, комплекс взаимосвязанных, взаимообусловленных функций. По содержанию следует различать три группы функций.
I. Функция ориентирования системы:
1) прогнозирование;
2) планирование;
3) нормативное регулирование;
4) методическое руководство;
II. Функция обеспечения системы:
1) кадровое;
2) материально-техническое;
3) финансовое;
4) организационно-структурное
5) информационное.
III. Функция оперативного управления системой:
1) непосредственное регулирование деятельности;
2) учет;
3) контроль;
4) оценка (всей работы, отдельных работников, выполнения конкретных заданий и т. д.).
Совместный труд предполагает единство, упорядоченность действий. Гармония между индивидуальными работами может быть достигнута только в том случае, если они будут подчинены единой воле. Субъект управления воздействует на общественные отношения, социальные процессы, вещи через волю и сознание, а значит, и действия тех, кем он руководит, с помощью власти.
Подчинение
— оборотная сторона власти; они
неразрывны. Там, где осуществляется
власть, там существует и подчинение.
Властным полномочиям, праву принимать
обязательные для исполнения решения
корреспондирует обязанность
Власть
государственных органов
По объему различаются два вида подчинения: линейное (его еще называют прямым, организационным, административным) и функциональное.
Существует два основных принципа деления труда по управлению, два принципа его специализации — линейный и функциональный. При реализации первого все объекты дифференцируются по определенным признакам на автономные группы, и эта функция включает в себя создание организаций, их структурных подразделений, реорганизацию системы, распределение, перераспределение полномочий и т. д.
Этим занимаются производственные и диспетчерские отделы предприятий учебные отделы вузов, эта деятельность связана с устранением сбоев в работе и т. д.
Руководство каждой из них в полном объеме или в основном осуществляет определенный субъект. В результате возникают системы, базирующиеся на прямом (организационном, административном) подчинении объектов субъекту — т. е. системе типа «начальник — подчиненный». Для линейной власти характерно следующее:
1) эта власть широкая по объему, охватывающая многие функции исполнительной власти;
2)
она включает в себя право
непосредственного
3)
она связана с
Линейный
руководитель, как правило, бывает один.
Для линейных систем характерно прямое
подчинение; субъект власти вправе
принимать нормативные или
Функциональная власть чаще всего означает, что субъект управления в рамках конкретной функции вправе осуществлять нормативное, методическое руководство, контроль, административное принуждение или наделяется хотя бы одним из названных полномочий. Возникает отношение типа «инспектор — контролируемый ».
Функциональная
подчиненность состоит в
Линейное
руководство всегда основано на прямом
служебном подчинении. Оно распространяется
на подчиненные структурные единицы, и
линейные системы базируются на административной
подчиненности. Функциональное руководство
осуществляется в отношении функционально
подчиненных при отсутствии организационного
подчинения Функциональные системы включают
в себя не структурально подчиненные элементы,
организующие связи между ними менее разнообразны
и интенсивны, чем в линейных.
1.3 Организационная структура аппарата исполнительной власти
Под структурой понимается строение и внутренняя форма организации системы, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами. В ней выделяются два компонента — строение, совокупность элементов и система отношений между ними. Сложные образования характеризуются полиструктурностью, в них множество структур.
Исполнительная власть одновременно имеет несколько структур: кадровую, территориальную, функциональную, организационную и др.
Организационная структура — это деление целого на организационно обособленные единицы и сеть управленческих связей в нем. Организационная структура есть форма разделения и кооперации управленческой деятельности, она является формой закрепления разделения труда по управлению, устойчивой схемой распределения его задач, функций. Поэтому ее можно рассматривать и как структуру целей, функций аппарата управления, выражающуюся в дифференциации его на части и в системе организационных связей в нем.
На структуру аппарата влияют многие объективные и субъективные факторы.
Важнейшим среди них является содержание деятельности, т. е. комплекс управленческих функций.
Функции
управления (их номенклатура, объем, значимость,
взаимосвязь) — вот что в первую
очередь детерминирует
Как
всякая форма, структура отражает результат
развития содержания и, в свою очередь,
оказывает на него активное обратное
воздействие. От организационной структуры
зависит специализация и
Управленческие структуры обладают множеством признаков, которые могут быть использованы в качестве критериев их группировки. Различают структуры простые и сложные, жесткие и гибкие, линейные и функциональные, постоянные и переменные, типовые и индивидуальные, формальные и неформальные, сложившиеся и экспериментальные, централизованные и децентрализованные, концентрированные и деконцентрированные. Можно различать структуры устойчивые и неустойчивые, надежные и ненадежные, бюрократические и демократические, дорогие и дешевые и т. д. Структуры исполнительной власти должны быть прежде всего эффективными (надежными, стабильными и способными к необходимым перестройкам), демократичными и по возможности дешевыми.Аппарат представляет собой целостное образование, состоящее из большого количества разнообразных частей. В нем можно различать несколько основных типов структурных единиц: аппарат ведомства, аппарат ведомственного подразделения (ГАИ, например); региональный аппарат (администрация и т. д.); орган исполнительной власти; администрацию (аппарат управления) организации; структурное подразделение органа, администрации (отдел кадров и др.)
Каждая структурная единица аппарата государственного управления — это его самоуправляемая, автономная, организационно оформленная часть, существование которой предопределено правовым актом, имеющая свою компетенцию.
Тип
организационной структуры
Использование функциональной власти приводит к образованию функциональных структур. Таковыми являются, например, службы уголовного розыска, ГАИ в системе МВД. Их областные, городские, районные подразделения (управления, отделы, отделения) линейно подчиняются соответствующему органу внутренних дел и функционально — вышестоящему звену в ведомственной службе.