Административная власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 17:22, курсовая работа

Описание работы

Государственная власть — разновидность социальной власти, для которой характерны следующие признаки:
она является средством социального управления;
она представляет собой отношение между людьми, их организациями, субъектом и объектом которого является наделенный волей и сознанием человек (коллектив);
это отношение обеспечивает выявление и доминирование властной воли, связано со способностью субъекта направлять волю, поведение другого лица, объединять усилия;
власть осуществляется с помощью особой, внегенетической системы средств и методов воздействия (нормы, убеждение, оружие, организации, принуждение и др.).

Работа содержит 1 файл

административная власть.docx

— 30.57 Кб (Скачать)

     Общие функции — это всеобщие, типичные взаимодействия между субъектами и  объектами социального управления, устойчивые, относительно самостоятельные, специализированные виды управленческой деятельности вообще. Каждая функция  управления объективно необходима и  отличается устойчивостью, стабильностью.

     Они отличаются друг от друга непосредственной целью, содержанием, процедурами осуществления, используемой информацией.

     К числу общих управленческих функций  можно отнести: прогнозирование, планирование, нормативное регулирование, методическое руководство, работу с кадрами, учет, контроль и др. Управлять — это значит прогнозировать, планировать, контролировать и т. д. Каждый субъект исполнительной власти осуществляет несколько или хотя бы одну функцию.

     Общие функции управления конкретизируются (персонифицируются) в функциях отдельных  органов, структурных подразделений, должностей. Это обстоятельство лежит  в основе определения компетенции  структурных единиц. Деление управления на функции отражает специализацию  внутри ее.

     Функциональное  разделение труда закрепляется структурно, т. е. создаются особые звенья, которые  занимаются планированием, учетом, контролем  и т. д.

     Организационная обособленность — важный признак  развитой и значительной по объему функции.

     Поскольку общие «беспредметные» функции  — это всего лишь научная абстракция, а в реальной жизни определенные субъекты воздействуют на конкретные объекты особым образом, то общие  функции в реальной жизни конкретизируются, приобретают специфические черты. Так, существует не контроль вообще, а  финансовый, внутриведомственный контроль, специализированный контроль ГАИ, госсаннадзора, инспектирование и т. д. Особенности объектов и субъектов управления, их взаимоотношений, внешней среды серьезно влияют на управленческие функции, видоизменяют их, наполняют конкретным содержанием, обусловливают многообразие форм осуществления.

     Отмечая специфику каждой общей функции, ее структурную обособленность необходимо подчеркнуть, что в то же время  все они являются частями одного целого. Их объединяет единая конечная цель, единая информационная природа, организационное единство субъекта управления. Каждая часть активно  взаимодействует с целым, а также  с другими частями. Управление, реализация исполнительной власти — целостная  система, комплекс взаимосвязанных, взаимообусловленных  функций. По содержанию следует различать  три группы функций.

     I. Функция ориентирования системы:

     1) прогнозирование;

     2) планирование;

     3) нормативное регулирование;

     4) методическое руководство;

      II. Функция обеспечения системы:

     1) кадровое;

     2) материально-техническое;

     3) финансовое;

     4) организационно-структурное

     5) информационное.

     III. Функция оперативного управления системой:

     1) непосредственное регулирование деятельности;

     2) учет;

     3) контроль;

     4) оценка (всей работы, отдельных работников, выполнения конкретных заданий и т. д.).

     Совместный  труд предполагает единство, упорядоченность  действий. Гармония между индивидуальными  работами может быть достигнута только в том случае, если они будут  подчинены единой воле. Субъект управления воздействует на общественные отношения, социальные процессы, вещи через волю и сознание, а значит, и действия тех, кем он руководит, с помощью  власти.

     Подчинение  — оборотная сторона власти; они  неразрывны. Там, где осуществляется власть, там существует и подчинение. Властным полномочиям, праву принимать  обязательные для исполнения решения  корреспондирует обязанность подчиняться  чужой воле, выполнять команды. Реальная власть существует только там, где имеется  реальное подчинение, а иначе она  формальна, фиктивна, декларативна.

     Власть  государственных органов объективируется  во властных полномочиях, стержень которых  — право в одностороннем порядке  издавать юридические акты. Она осуществляется коллегиально или единолично, основывается на нормах права или на правоприменительных  актах.

     По  объему различаются два вида подчинения: линейное (его еще называют прямым, организационным, административным) и  функциональное.

     Существует  два основных принципа деления труда  по управлению, два принципа его  специализации — линейный и функциональный. При реализации первого все объекты  дифференцируются по определенным признакам  на автономные группы, и эта функция включает в себя создание организаций, их структурных подразделений, реорганизацию системы, распределение, перераспределение полномочий и т. д.

     Этим  занимаются производственные и диспетчерские  отделы предприятий учебные отделы вузов, эта деятельность связана  с устранением сбоев в работе и т. д.

     Руководство каждой из них в полном объеме или в основном осуществляет определенный субъект. В результате возникают системы, базирующиеся на прямом (организационном, административном) подчинении объектов субъекту — т. е. системе типа «начальник — подчиненный». Для линейной власти характерно следующее:

      1) эта власть широкая по объему, охватывающая многие функции  исполнительной власти;

     2) она включает в себя право  непосредственного распоряжения  людьми, ресурсами, деятельностью  и очень часто —дисциплинарную власть;

     3) она связана с ответственностью  за состояние подчиненного объекта.

     Линейный  руководитель, как правило, бывает один. Для линейных систем характерно прямое подчинение; субъект власти вправе принимать нормативные или индивидуальные акты, давать задания, решать структурные  и кадровые вопросы, распоряжаться  материальными и иными ресурсами, непосредственно руководить деятельностью, осуществлять дисциплинарное принуждение  или обладает несколькими из названных  полномочий.

     Функциональная  власть чаще всего означает, что  субъект управления в рамках конкретной функции вправе осуществлять нормативное, методическое руководство, контроль, административное принуждение или наделяется хотя бы одним из названных полномочий. Возникает отношение типа «инспектор — контролируемый ».

     Функциональная  подчиненность состоит в подчинении в какой-то части деятельности, в  рамках определенной функции. Спектр властных полномочий субъектов власти в подобных случаях довольно узок. Их власть бывает «положительной», сопряженной с  созидательной деятельностью (право  распределять, осуществлять методическое руководство и т.д.) и юрисдикционной, связанной с правонарушениями (право приостанавливать работу, отстранять от должности, взыскивать незаконно полученное и т д.). Функциональная власть может быть ограничена рамками ведомства (организации) или иметь межведомственный характер.

     Линейное  руководство всегда основано на прямом служебном подчинении. Оно распространяется на подчиненные структурные единицы, и линейные системы базируются на административной подчиненности. Функциональное руководство осуществляется в отношении функционально подчиненных при отсутствии организационного подчинения Функциональные системы включают в себя не структурально подчиненные элементы, организующие связи между ними менее разнообразны и интенсивны, чем в линейных. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3 Организационная структура аппарата исполнительной власти

     Под структурой понимается строение и внутренняя форма организации системы, выступающая  как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами. В ней выделяются два компонента — строение, совокупность элементов и система отношений между ними. Сложные образования характеризуются полиструктурностью, в них множество структур.

     Исполнительная  власть одновременно имеет несколько  структур: кадровую, территориальную, функциональную, организационную и  др.

     Организационная структура — это деление целого на организационно обособленные единицы и сеть управленческих связей в нем. Организационная структура есть форма разделения и кооперации управленческой деятельности, она является формой закрепления разделения труда по управлению, устойчивой схемой распределения его задач, функций. Поэтому ее можно рассматривать и как структуру целей, функций аппарата управления, выражающуюся в дифференциации его на части и в системе организационных связей в нем.

     На  структуру аппарата влияют многие объективные  и субъективные факторы.

     Важнейшим среди них является содержание деятельности, т. е. комплекс управленческих функций.

     Функции управления (их номенклатура, объем, значимость, взаимосвязь) — вот что в первую очередь детерминирует структуру  аппарата. Необходимо учитывать наличие  двусторонней связи структуры и  функции: вновь возникшая функция  может быть выполнена как путем  создания новых структурных единиц, так и путем использования  возможностей ранее существовавших, но развитая функция требует структурного обособления. С другой стороны, функция  не меняется автоматически вслед  за изменением структуры аппарата одну и ту же функцию могут осуществлять разные органы, служащие.

     Как всякая форма, структура отражает результат  развития содержания и, в свою очередь, оказывает на него активное обратное воздействие. От организационной структуры  зависит специализация и конкретизация  управления, его комплексность, правильность распределения нагрузки между различными частями. Рациональная структура позволяет с меньшими затратами времени и сил и более квалифицированно решать дела, создает условия для согласованной и четкой работы, образования хорошего психологического климата.

     Управленческие  структуры обладают множеством признаков, которые могут быть использованы в качестве критериев их группировки. Различают структуры простые  и сложные, жесткие и гибкие, линейные и функциональные, постоянные и переменные, типовые и индивидуальные, формальные и неформальные, сложившиеся и  экспериментальные, централизованные и децентрализованные, концентрированные  и деконцентрированные. Можно различать структуры устойчивые и неустойчивые, надежные и ненадежные, бюрократические и демократические, дорогие и дешевые и т. д. Структуры исполнительной власти должны быть прежде всего эффективными (надежными, стабильными и способными к необходимым перестройкам), демократичными и по возможности дешевыми.Аппарат представляет собой целостное образование, состоящее из большого количества разнообразных частей. В нем можно различать несколько основных типов структурных единиц: аппарат ведомства, аппарат ведомственного подразделения (ГАИ, например); региональный аппарат (администрация и т. д.); орган исполнительной власти; администрацию (аппарат управления) организации; структурное подразделение органа, администрации (отдел кадров и др.)

     Каждая  структурная единица аппарата государственного управления — это его самоуправляемая, автономная, организационно оформленная часть, существование которой предопределено правовым актом, имеющая свою компетенцию.

     Тип организационной структуры системы  определяется типом власти (подчинения). Если система основана на линейной власти, значит, в ней линейная структура.

     Использование функциональной власти приводит к образованию  функциональных структур. Таковыми являются, например, службы уголовного розыска, ГАИ в системе МВД. Их областные, городские, районные подразделения (управления, отделы, отделения) линейно подчиняются  соответствующему органу внутренних дел  и функционально — вышестоящему звену в ведомственной службе.

Информация о работе Административная власть