Административная правоспособность граждан

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 19:34, контрольная работа

Описание работы

Административная правоспособность граждан – способность гражданина иметь в силу норм административного права субъективные права и нести юридические обязанности, возникающие с момента рождения и прекращаемые смертью.
Обстоятельства, определяющие объем административной правоспособности граждан, - возраст, состояние здоровья, уровень образования, квалификация, семейное положение и др.

Работа содержит 1 файл

адм.право.doc

— 229.00 Кб (Скачать)


ПКЗ «Административное право»             

 

Задание 1.

Дайте определение понятиям «административной правоспособности», «административной дееспособности», «административно-правового статуса» и «гарантий» гражданина как индивидуального субъекта административно-правовых отношений.

 

Административная правоспособность граждан – способность гражданина иметь в силу норм административного права субъективные права и нести юридические обязанности, возникающие с момента рождения и прекращаемые смертью.

Обстоятельства, определяющие объем административной правоспособности граждан, - возраст, состояние здоровья, уровень образования, квалификация, семейное положение и др.  Для отдельных граждан правоспособность может быть временно ограниченна в случаях и в порядке, определенных законодательством, например, в связи с совершением уголовного или административного правонарушения, за которые закон предусматривает санкции в виде лишения свободы, лишения специальных прав.

Административная правоспособность граждан служит основой их административной дееспособности, являющейся необходимым условием реализации этой правоспособности. Моментом прекращения правоспособности гражданина признается его смерть.

В свою очередь, административная дееспособность - возможность и способность субъекта своими самостоятельными осмысленными действиями приобретать права, создавать и нести обязанности, а также нести ответственность за свои действия (в ряде случаев - и за бездействие). Иными словами, административная дееспособность означает возможность практической реализации административной правоспособности.

Административная дееспособность граждан – способность гражданина в силу норм административного права своими действиями приобретать права и создавать (реагировать) для себя юридические обязанности в сфере государственного управления.

Виды административной дееспособности граждан:

1)     полная – наступает с момента совершеннолетняя (18 лет);

2)     частичная – с 6 до 14 лет (малолетних); с 14 до 18 лет (несовершеннолетних);

3)     ограниченная – состоит в ограничении дееспособности в силу решения суда (лица, страдающие психическими заболеваниями, хронические алкоголики, наркоманы, токсикоманы).

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2 Конституции)[1].

Административно-правовой статус гражданина – это юридическое закрепление положения гражданина в обществе, комплекс субъективных прав, юридических обязанностей, гарантий и ответственности граждан, закрепленных административно-правовыми нормами.

Элементы административно-правового статуса граждан:

1)     принципы административно-правового статуса граждан;

2)     гражданство;

3)     административная правосубъектность (право-, дееспособность) граждан;

4)     права и обязанности граждан в сфере государственного управления;

5)     административная ответственность граждан;

6)     юридические гарантии административно-правого статуса граждан.

Гарантии административно-правового статуса граждан – комплекс организационных, экономических, политических, идеологических и юридических мер, обеспечивающих реализацию прав, обязанностей и ответственности граждан в сфере государственного управления. Существуют экономические, политические, идеологические (культурно-нравственные) и специальные юридические гарантии административно-правового статуса граждан.

 

 

Задание 2.

Перечислите всех возможных коллективных субъектов, которые могут вступать в административно-правовые отношения, охарактеризуйте их статусы, сходства и различия с правовой точки зрения (можно в виде сложной схемы с комментариями).

 

Коллективные субъекты — это организованные, обособленные, самоуправляе­мые группы, наделенные правами выступать в отношениях с другими субъектами как единое целое, персонифицированно. Как правило, коллектив объединен каким-то интересом, целью, он функционально дифференцирован, действует на законном основании, имеет свои механизмы управления. Коллективное образование в адми­нистративно-правовых отношениях действует от своего имени, на него как на опре­деленную целостность возлагаются обязанности, ему предоставляются права, но вме­сте с тем он обезличивает конкретных людей. Поэтому изменения в личном составе не влияют на его название, правовое положение и не отражаются на его правосубъ­ектности[2].

В зависимости от степени организационной самостоятельности, целей и особен­ностей правового положения в большой и ложной системе коллективных субъектов административного права можно выделить четыре класса:

-организации,

-структурные подразделения организаций;

-трудовые коллективы организаций и их структурных подразделений;

-сложные организации.

Эти классы не равны даже приблизительно по количеству охватываемых еди­ниц и их разнообразию. Сложных организаций не так уж много. В первом классе число субъектов с разнообразными правовыми статусами очень велико.

Если за основу классификации взять такие критерии, как форма собственности и принадлежность к определенной системе, то можно говорить о таких родовых общностях как: государственные, общественные, религиозные и иные (арендные, ак­ционерные, иностранные и др.) организации.

Каждая государственная организация — часть государственного механизма, об­ладающая организационной и правовой самостоятельностью, работающая под руко­водством вышестоящего государственного органа. Среди иных ее важнейших признаков нужно назвать экономическое обеспечение за счет государственной собст­венности, правовую регламентацию деятельности и структуры, возможность исполь­зования правового принуждения. Государственная организация — это коллектив, ко­торый осуществляет не свой, а государственный интерес.

В этой группе самостоятельных организаций по целям деятельности и особен­ностям правового статуса различают государственные органы, предприятия, учреж­дения и иные (например, воинские части) организации.

Аналогично среди общественных и религиозных организаций можно различать самостоятельные организации, а также органы, предприятия, учреждения как со­ставные элементы сложных общественных и религиозных объединений.

За последние годы резко возросло, и будет увеличиваться впредь количество и разнообразие организаций, которые относятся к группе иных. К иностранным орга­низациям прибавились смешанные, арендные, коллективные, акционерные, семейные, частные (индивидуальные).

Функциональная дифференциация деятельности — важный признак организации.

По мере увеличения объема работы она обеспечивается структуризацией организа­ций, созданием в них обособленных, самоуправляемых звеньев, выполняющих опре­деленную часть задач. Они интегрируют деятельность групп, возникших внутри орга­низации в связи с общностью выполняемых управленческих (бухгалтеров, снабжен­цев и т. д.) или производственных функций (терапевтов, вузовских преподавателей физкультуры и т. д.), по территориальным (отделение связи, аптека и др.), а также иным признакам. С одной стороны, структурное подразделение — элемент организа­ции, выполняющий определенную часть ее дел. С другой — это организованная группа людей, между которыми распределены обязанности.

Во главе структурной единицы стоит назначенный или избранный коллективом руководитель, в ней существуют иерархические связи, осуществляется самоуправление и, наконец, такие признаки, как: наличие собственного наименования, акта компетентной организации о создании такой организационной единицы[3].

Прежде всего, структурные подразделения можно классифицировать по тем же критериям, что и организации. При этом нужно учитывать, чьи они. Выделяются структурные подразделения государственных организаций (органов, предприятий, учреждений), общественных организаций, религиозных объединений.

Трудовые коллективы — третий класс коллективных субъектов административно­го права. Их полномочия определены специальным правовым актом, который наде­лил в принципе равными правами и обязанностями трудовые коллективы и предприятий, и учреждений, и колхозов, и их структурных подразделений.

Трудовой коллектив наделен государственно-правовой, административно-право­вой правосубъектностью, а также обладает ею и в других отраслях права: трудовом, гражданском, уголовно-процессуальном. Его особенностью является, во-первых, то, что он призван выражать и защищать свои интересы; во-вторых, то, что в нем нет иерархических связей, все его члены равны. В отличие от общественной организации трудовой коллектив формируется путем приема на работу и увольнения работников или путем приема в члены производственного кооператива. Членство в трудовом кол­лективе является обязательным следствием поступления на работу, вступления в колхоз.

Признание самостоятельной правосубъектности трудовых коллективов государ­ственных организаций, предприятий и учреждений, общественных организаций связано с несовпадением интересов большой системы, для удовлетворения которых они со­зданы, функционируют, и интересов коллектива организации. Поэтому нецелесооб­разно признание самостоятельным субъектом права коллектива колхоза или иного производственного кооператива, деятельность которого базируется именно на кол­лективном интересе. Но в прошлом, когда колхозы были огосударствлены, прежде всего, обязаны были выполнять плановые задания, действовать в «чужих» интересах, это было оправданно.

В законе ничего не сказано о трудовых коллективах всех государственных и общественных органов. Это не случайно, ибо орган не имеет трудового коллектива, он налицо в одноименном учреждении, в котором трудятся все работающие и служащие. Так, народный суд как орган правосудия состоит из судьи и народных заседателей, а он же, как юридическое учреждение включает в себя и судей, и судебных испол­нителей, и еще ряд работников, которые и образуют его трудовой коллектив. Точно так же и обком профсоюза, как орган и как учреждение, — разные субъекты права, разные коллективы людей.

Не признаются трудовыми коллективы военнослужащих, аттестованных работ­ников милиции и иные, где отношения администрации организации (командования) с его членами регламентируются не трудовым, а административным правом. Иными словами, коллективы военизированных организаций не являются самостоятельными субъектами права, точно так же, как и коллективы студентов.

Государственное ведомство, межотраслевое объединение, общесоюзная общест­венная организация, область и иные сложные организационные структуры обладают обоими названными выше признаками правосубъектности. Они являются целостны­ми самоуправляемыми системами, способными самостоятельно взаимодействовать с окружающей средой (материальный признак), иметь и своими действиями приобре­тать права и исполнять обязанности (формальный признак). В правовых актах все чаще говорится о государственных концернах, межотраслевых государственных объединениях и других крупных организационных структурах. Признание коммуналь­ной собственности значительно расширит правосубъектность административно-террито­риальных единиц.

В качестве примера сложной организации можно назвать железную дорогу. В ее состав «как в комплексное объединение входят отделения железной дороги... а также могут входить промышленные, строительные, транспортные, научно-исследовательские ... и другие предприятия (объединения) и организации, учреждения на­родного образования, здравоохранения и культуры».

Сложные организации целесообразно поделить на две группы: государственные и общественные. Среди государственных по правовому положению различаются объе­диненные по производственному или территориальному признаку совокупности орга­низаций и административно-территориальные единицы[4].

Даже беглый обзор всех четырех классов коллективных субъектов адми­нистративного права позволил показать их большое разнообразие по размерам, со­циальной роли, формам собственности и многим другим критериям. Отражая это фактическое многообразие, советское административное право закрепляет правовое неравенство своих субъектов, предоставляет им разные правовые возможности. Это проявляется в различных способах легализации коллективных субъектов (от явочно­го до строго разрешительного), в видах (союзная, республиканская, областная и т. д.) и размерах их подчиненности либо вообще в отсутствии таковой, в объеме властных полномочий и в ряде иных аспектов их административно-правового стату­са. Поэтому раскрыть содержание административной правосубъектности всех коллек­тивных субъектов весьма трудно.

 

 

Задание 3.

Как соотносятся понятия «акта управления», «административного акта», «нормативного акта» и «документа»? Объясните разницу и сходство, приведя примеры по каждому из понятий.

 

Акт управления есть основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти, направленное на установление административно-правовых норм или возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений в целях реализации задач и функций исполнительной власти.

Акты управления и административные акты понятия равнозначные.

Правовые акты управления только тогда выполняют свою служебную роль, когда они действуют, т.е. вызывают те юридические последствия, ради достижения которых издаются (принимаются) исполнительными органами (должностными лицами). Имеется в виду либо нормативное регулирование общественных отношений в сфере государственного управления, либо создание системы административно-правовых отношений.

Действующим в указанном смысле является акт, обладающий определенным правовым свойством, а именно - юридической силой, под которой понимается его способность выступать в роли административно-правовой формы реализации исполнительной власти (государственного управления).

Информация о работе Административная правоспособность граждан