Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 19:34, контрольная работа
Административная правоспособность граждан – способность гражданина иметь в силу норм административного права субъективные права и нести юридические обязанности, возникающие с момента рождения и прекращаемые смертью.
Обстоятельства, определяющие объем административной правоспособности граждан, - возраст, состояние здоровья, уровень образования, квалификация, семейное положение и др.
ПКЗ «Административное право»
Задание 1.
Дайте определение понятиям «административной правоспособности», «административной дееспособности», «административно-правового статуса» и «гарантий» гражданина как индивидуального субъекта административно-правовых отношений.
Административная правоспособность граждан – способность гражданина иметь в силу норм административного права субъективные права и нести юридические обязанности, возникающие с момента рождения и прекращаемые смертью.
Обстоятельства, определяющие объем административной правоспособности граждан, - возраст, состояние здоровья, уровень образования, квалификация, семейное положение и др. Для отдельных граждан правоспособность может быть временно ограниченна в случаях и в порядке, определенных законодательством, например, в связи с совершением уголовного или административного правонарушения, за которые закон предусматривает санкции в виде лишения свободы, лишения специальных прав.
Административная правоспособность граждан служит основой их административной дееспособности, являющейся необходимым условием реализации этой правоспособности. Моментом прекращения правоспособности гражданина признается его смерть.
В свою очередь, административная дееспособность - возможность и способность субъекта своими самостоятельными осмысленными действиями приобретать права, создавать и нести обязанности, а также нести ответственность за свои действия (в ряде случаев - и за бездействие). Иными словами, административная дееспособность означает возможность практической реализации административной правоспособности.
Административная дееспособность граждан – способность гражданина в силу норм административного права своими действиями приобретать права и создавать (реагировать) для себя юридические обязанности в сфере государственного управления.
Виды административной дееспособности граждан:
1) полная – наступает с момента совершеннолетняя (18 лет);
2) частичная – с 6 до 14 лет (малолетних); с 14 до 18 лет (несовершеннолетних);
3) ограниченная – состоит в ограничении дееспособности в силу решения суда (лица, страдающие психическими заболеваниями, хронические алкоголики, наркоманы, токсикоманы).
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2 Конституции)[1].
Административно-правовой статус гражданина – это юридическое закрепление положения гражданина в обществе, комплекс субъективных прав, юридических обязанностей, гарантий и ответственности граждан, закрепленных административно-правовыми нормами.
Элементы административно-правового статуса граждан:
1) принципы административно-правового статуса граждан;
2) гражданство;
3) административная правосубъектность (право-, дееспособность) граждан;
4) права и обязанности граждан в сфере государственного управления;
5) административная ответственность граждан;
6) юридические гарантии административно-правого статуса граждан.
Гарантии административно-правового статуса граждан – комплекс организационных, экономических, политических, идеологических и юридических мер, обеспечивающих реализацию прав, обязанностей и ответственности граждан в сфере государственного управления. Существуют экономические, политические, идеологические (культурно-нравственные) и специальные юридические гарантии административно-правового статуса граждан.
Задание 2.
Перечислите всех возможных коллективных субъектов, которые могут вступать в административно-правовые отношения, охарактеризуйте их статусы, сходства и различия с правовой точки зрения (можно в виде сложной схемы с комментариями).
Коллективные субъекты — это организованные, обособленные, самоуправляемые группы, наделенные правами выступать в отношениях с другими субъектами как единое целое, персонифицированно. Как правило, коллектив объединен каким-то интересом, целью, он функционально дифференцирован, действует на законном основании, имеет свои механизмы управления. Коллективное образование в административно-правовых отношениях действует от своего имени, на него как на определенную целостность возлагаются обязанности, ему предоставляются права, но вместе с тем он обезличивает конкретных людей. Поэтому изменения в личном составе не влияют на его название, правовое положение и не отражаются на его правосубъектности[2].
В зависимости от степени организационной самостоятельности, целей и особенностей правового положения в большой и ложной системе коллективных субъектов административного права можно выделить четыре класса:
-организации,
-структурные подразделения организаций;
-трудовые коллективы организаций и их структурных подразделений;
-сложные организации.
Эти классы не равны даже приблизительно по количеству охватываемых единиц и их разнообразию. Сложных организаций не так уж много. В первом классе число субъектов с разнообразными правовыми статусами очень велико.
Если за основу классификации взять такие критерии, как форма собственности и принадлежность к определенной системе, то можно говорить о таких родовых общностях как: государственные, общественные, религиозные и иные (арендные, акционерные, иностранные и др.) организации.
Каждая государственная организация — часть государственного механизма, обладающая организационной и правовой самостоятельностью, работающая под руководством вышестоящего государственного органа. Среди иных ее важнейших признаков нужно назвать экономическое обеспечение за счет государственной собственности, правовую регламентацию деятельности и структуры, возможность использования правового принуждения. Государственная организация — это коллектив, который осуществляет не свой, а государственный интерес.
В этой группе самостоятельных организаций по целям деятельности и особенностям правового статуса различают государственные органы, предприятия, учреждения и иные (например, воинские части) организации.
Аналогично среди общественных и религиозных организаций можно различать самостоятельные организации, а также органы, предприятия, учреждения как составные элементы сложных общественных и религиозных объединений.
За последние годы резко возросло, и будет увеличиваться впредь количество и разнообразие организаций, которые относятся к группе иных. К иностранным организациям прибавились смешанные, арендные, коллективные, акционерные, семейные, частные (индивидуальные).
Функциональная дифференциация деятельности — важный признак организации.
По мере увеличения объема работы она обеспечивается структуризацией организаций, созданием в них обособленных, самоуправляемых звеньев, выполняющих определенную часть задач. Они интегрируют деятельность групп, возникших внутри организации в связи с общностью выполняемых управленческих (бухгалтеров, снабженцев и т. д.) или производственных функций (терапевтов, вузовских преподавателей физкультуры и т. д.), по территориальным (отделение связи, аптека и др.), а также иным признакам. С одной стороны, структурное подразделение — элемент организации, выполняющий определенную часть ее дел. С другой — это организованная группа людей, между которыми распределены обязанности.
Во главе структурной единицы стоит назначенный или избранный коллективом руководитель, в ней существуют иерархические связи, осуществляется самоуправление и, наконец, такие признаки, как: наличие собственного наименования, акта компетентной организации о создании такой организационной единицы[3].
Прежде всего, структурные подразделения можно классифицировать по тем же критериям, что и организации. При этом нужно учитывать, чьи они. Выделяются структурные подразделения государственных организаций (органов, предприятий, учреждений), общественных организаций, религиозных объединений.
Трудовые коллективы — третий класс коллективных субъектов административного права. Их полномочия определены специальным правовым актом, который наделил в принципе равными правами и обязанностями трудовые коллективы и предприятий, и учреждений, и колхозов, и их структурных подразделений.
Трудовой коллектив наделен государственно-правовой, административно-правовой правосубъектностью, а также обладает ею и в других отраслях права: трудовом, гражданском, уголовно-процессуальном. Его особенностью является, во-первых, то, что он призван выражать и защищать свои интересы; во-вторых, то, что в нем нет иерархических связей, все его члены равны. В отличие от общественной организации трудовой коллектив формируется путем приема на работу и увольнения работников или путем приема в члены производственного кооператива. Членство в трудовом коллективе является обязательным следствием поступления на работу, вступления в колхоз.
Признание самостоятельной правосубъектности трудовых коллективов государственных организаций, предприятий и учреждений, общественных организаций связано с несовпадением интересов большой системы, для удовлетворения которых они созданы, функционируют, и интересов коллектива организации. Поэтому нецелесообразно признание самостоятельным субъектом права коллектива колхоза или иного производственного кооператива, деятельность которого базируется именно на коллективном интересе. Но в прошлом, когда колхозы были огосударствлены, прежде всего, обязаны были выполнять плановые задания, действовать в «чужих» интересах, это было оправданно.
В законе ничего не сказано о трудовых коллективах всех государственных и общественных органов. Это не случайно, ибо орган не имеет трудового коллектива, он налицо в одноименном учреждении, в котором трудятся все работающие и служащие. Так, народный суд как орган правосудия состоит из судьи и народных заседателей, а он же, как юридическое учреждение включает в себя и судей, и судебных исполнителей, и еще ряд работников, которые и образуют его трудовой коллектив. Точно так же и обком профсоюза, как орган и как учреждение, — разные субъекты права, разные коллективы людей.
Не признаются трудовыми коллективы военнослужащих, аттестованных работников милиции и иные, где отношения администрации организации (командования) с его членами регламентируются не трудовым, а административным правом. Иными словами, коллективы военизированных организаций не являются самостоятельными субъектами права, точно так же, как и коллективы студентов.
Государственное ведомство, межотраслевое объединение, общесоюзная общественная организация, область и иные сложные организационные структуры обладают обоими названными выше признаками правосубъектности. Они являются целостными самоуправляемыми системами, способными самостоятельно взаимодействовать с окружающей средой (материальный признак), иметь и своими действиями приобретать права и исполнять обязанности (формальный признак). В правовых актах все чаще говорится о государственных концернах, межотраслевых государственных объединениях и других крупных организационных структурах. Признание коммунальной собственности значительно расширит правосубъектность административно-территориальн
В качестве примера сложной организации можно назвать железную дорогу. В ее состав «как в комплексное объединение входят отделения железной дороги... а также могут входить промышленные, строительные, транспортные, научно-исследовательские ... и другие предприятия (объединения) и организации, учреждения народного образования, здравоохранения и культуры».
Сложные организации целесообразно поделить на две группы: государственные и общественные. Среди государственных по правовому положению различаются объединенные по производственному или территориальному признаку совокупности организаций и административно-
Даже беглый обзор всех четырех классов коллективных субъектов административного права позволил показать их большое разнообразие по размерам, социальной роли, формам собственности и многим другим критериям. Отражая это фактическое многообразие, советское административное право закрепляет правовое неравенство своих субъектов, предоставляет им разные правовые возможности. Это проявляется в различных способах легализации коллективных субъектов (от явочного до строго разрешительного), в видах (союзная, республиканская, областная и т. д.) и размерах их подчиненности либо вообще в отсутствии таковой, в объеме властных полномочий и в ряде иных аспектов их административно-правового статуса. Поэтому раскрыть содержание административной правосубъектности всех коллективных субъектов весьма трудно.
Задание 3.
Как соотносятся понятия «акта управления», «административного акта», «нормативного акта» и «документа»? Объясните разницу и сходство, приведя примеры по каждому из понятий.
Акт управления есть основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти, направленное на установление административно-правовых норм или возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений в целях реализации задач и функций исполнительной власти.
Акты управления и административные акты понятия равнозначные.
Правовые акты управления только тогда выполняют свою служебную роль, когда они действуют, т.е. вызывают те юридические последствия, ради достижения которых издаются (принимаются) исполнительными органами (должностными лицами). Имеется в виду либо нормативное регулирование общественных отношений в сфере государственного управления, либо создание системы административно-правовых отношений.
Действующим в указанном смысле является акт, обладающий определенным правовым свойством, а именно - юридической силой, под которой понимается его способность выступать в роли административно-правовой формы реализации исполнительной власти (государственного управления).
Информация о работе Административная правоспособность граждан