Административная ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 20:24, контрольная работа

Описание работы

Юридическая ответственность - это применение к лицу, совершившему правонарушение, предусмотренных законом мер принуждения в установленном для этого процессуальном порядке.

Содержание

1.Понятие административной ответственности

2. Законодательная основа административной ответственности

3. Административные правонарушения и наступление административной ответственности
4. Виды административных взысканий. Наложение административных взысканий.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.doc

— 86.00 Кб (Скачать)

Административная  ответственность.

План 

1.Понятие административной ответственности

2. Законодательная  основа административной ответственности 

3. Административные  правонарушения и наступление  административной ответственности  
4. Виды административных взысканий. Наложение административных взысканий.  
Заключение  
Список литературы
 

  1. Понятие административной ответственности.

 
Юридическая ответственность - это  применение к лицу, совершившему правонарушение, предусмотренных законом мер принуждения в установленном для этого процессуальном порядке.

В зависимости  от характера правонарушения и содержания санкций за его совершение различают  следующие виды юридической ответственности:  
- штрафная, карательная ответственность (предусматривает ограничение каких-либо прав правонарушителя, возложение на него специальных обязанностей либо его официальное порицание);

- правовосстановительная  ответственность (направлена на  принудительное исполнение обязанности, восстановление прав, нарушенных правонарушителем).  
Штрафная, карательная ответственность применяется за:

- преступления (виновно совершенные общественно  опасные деяния, запрещенные уголовным законодательством под угрозой уголовного наказания);  
- административные проступки (посягающие на государственный или общественный порядок, государственную или общественную собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправные, виновные (умышленные или неосторожные) действия либо бездействие, за которые законодательством предусмотрена административная ответственность);  
- дисциплинарные проступки (нарушения трудовой, служебной, учебной, воинской дисциплины, за которые законодательством предусмотрены дисциплинарные взыскания).

Штрафная, карательная ответственность осуществляется только в процессуальной форме и включает следующие стадии:

- обвинение  определенного лица в совершении  конкретного преступления или  проступка; 

- исследование обстоятельств дела о правонарушении;

- принятие  решения о применении или неприменении  санкции и выбор (в случае решения о применении) в ее пределах конкретной меры наказания или взыскания;  
- исполнение взыскания или наказания, назначенного правонарушителю.  
Правовосстановительная ответственность заключается в восстановлении незаконно нарушенных прав, в принудительном исполнении невыполненной обязанности.  
Правовосстановительная ответственность осуществляется в процессуальной форме не всегда, а только в случае судебного (арбитражного) спора или отказа правонарушителя восстановить нарушенный правопорядок, поскольку правонарушитель в ряде случаев может и сам, без вмешательства государственных органов, выполнить свои обязанности, восстановить нарушенные им права, прекратить противоправное состояние. Эта ответственность возникает с момента правонарушения и заканчивается восстановлением (в установленных законом пределах) нарушенного правопорядка.

Субъектами  административной ответственности  могут быть физические и юридические  лица. Хотя вопрос административной ответственности  юридических лиц еще дискутируется, но ряд нормативных правовых актов уже содержат положения об административной ответственности юридических лиц. Санкции (то есть меры юридической ответственности за правонарушение), предусмотренные за административные правонарушения, - административные взыскания.

Административные взыскания применяются весьма широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами (судьями).

Административные  взыскания налагаются уполномоченными  органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей.

Применение административного взыскания не влечет за собой судимости и увольнения с работы, а лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное взыскание только в течение установленного срока.

Дела  об административной ответственности рассматриваются, и административные взыскания налагаются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

 
2. Законодательная основа административной ответственности.

 
Законодательную основу административной ответственности образует система нормативных правовых актов, содержащих правовые нормы, устанавливающие административную ответственность.

Административное  и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении (то есть в совместной деятельности и ответственности) Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.  
В соответствии с Конституцией Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.  
По предметам ведения Российской Федерации и по предметам ее совместного ведения с субъектами Федерации законы и иные нормативные правовые акты не могут противоречить федеральным законам, а в случае такого противоречия действует федеральный закон. То есть, не подлежит применению любой нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации по вопросам административного и административно-процессуального законодательства, если он противоречит какому-либо федеральному закону по этим вопросам. 
В административном праве основным федеральным нормативным правовым актом сводного характера (кодификационным актом) является Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ). Принятый Государственной Думой 20 декабря 2001 года и одобренный Советом Федерации 26 декабря 2001 года.

Кодекс  состоит из Общей и Особенной  частей.

В Общей  части определены понятие административного правонарушения, субъекты административной ответственности, виды административных взысканий, общие правила и сроки наложения административных взысканий.  
В Особенной части дана классификация административных правонарушений с указанием административного взыскания за каждое.

Кроме того, Кодекс определяет систему органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (раздел III), регламентирует производство по делам об административных правонарушениях (раздел IV) и исполнение постановлений о наложении административных взысканий (раздел V).  

    3. Административное правонарушение и наступление административной ответственности.

 
 
Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, государственную или общественную собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Классификация административных правонарушений, принятая в Кодексе РФ об административных правонарушениях дана в главах и статьях Особенной части Кодекса.

Всякое  правонарушение есть, прежде всего, определенное действие либо бездействие.  
Действие в данном случае представляет собой акт активного противоправного поведения - активное невыполнение обязанности, нарушение запрета и т.д. Бездействие признается противоправным деянием, если представляет собой пассивное невыполнение обязанности, требуемой законодательством.

Административная  ответственность за правонарушения наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой  в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

Поэтому здесь уместно обратить внимание на различие между данным выше понятием административного проступка и понятием преступления, под которым понимается виновно совершенное общественно опасное деяние (действие, бездействие), запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания (ч. 1 ст. 14 УК РФ). Главная отличительная черта определения административного проступка (в сравнении с преступлением) - отсутствие в нем указания на общественную опасность административного правонарушения. Но, по существу, административный проступок также является общественно опасным, хотя и отличается от преступления по степени этой опасности. Поэтому при решении вопроса об отнесении правонарушения к административному проступку или преступлению иногда требуется тщательный сравнительный анализ соответствующих положений административного и уголовного законодательств.

Как следует  из определения административного  правонарушения, одним из обязательных признаков его является наличие  вины правонарушителя (право регулирует только волевое поведение людей  и рассчитано на ситуации, где у человека есть выбор поведения).

При этом законодательство различает административные правонарушения совершенные умышленно и совершенные по неосторожности, хотя виновность деяния присутствует в обоих случаях.

Административное  правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало их наступление.

Административное  правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия либо бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Лицо, совершившее  административное правонарушение, подлежит ответственности на основании законодательства об административной ответственности, действующего во время и по месту совершения правонарушения.

Акты, смягчающие или отменяющие ответственность  за административные правонарушения, имеют обратную силу, то есть распространяются и на правонарушения, совершенные до издания этих актов.

Акты, устанавливающие  или усиливающие ответственность  за административные правонарушения, обратной силы не имеют.

Производство по делам об административных правонарушениях ведется на основании законодательства, действующего во время и по месту рассмотрения дела о правонарушении.

Лицо, совершившее  административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности, если с учетом характера совершенного правонарушения и личности правонарушителя к нему целесообразно применить меру общественного воздействия.

При малозначительности совершенного административного правонарушения орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. 
Не подлежит административной ответственности:

- лицо, не достигшее к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста;

- лицо, хотя и совершившее действие, предусмотренное нормативными актами, устанавливающими административную ответственность за административные правонарушения, но действовавшее в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, угрожающей государственному или общественному порядку, государственной или общественной собственности, правам и свободам граждан, установленному порядку управления, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред;

- лицо, хотя и совершившее действие, предусмотренное нормативными актами, устанавливающими административную ответственность за административные правонарушения, но действовавшее в состоянии необходимой обороны, то есть при защите государственного или общественного порядка, государственной или общественной собственности, прав и свобод граждан, установленного порядка управления от противоправного посягательства путем причинения посягающему вреда, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны;

- лицо, которое во время совершения  противоправного действия либо  бездействия находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими вследствие душевной хронической болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния.

 
 
4.Виды административных взысканий. Наложение административных взысканий.

 
Административное взыскание - это мера административной ответственности, применяемая к правонарушителю за совершение административного правонарушения.  
Цели административного взыскания:

- воспитание  правонарушителя в духе соблюдения законов и уважения к правопорядку;  
- предупреждение совершения новых правонарушений правонарушителем;  
- предупреждение совершения правонарушений другими лицами.

 За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания:

- предупреждение;

- штраф; 

- возмездное  изъятие предмета, явившегося орудием  совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

Информация о работе Административная ответственность