Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 23:55, реферат
Цель работы – определить понятие административной ответственности и выявить ее основные черты.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- выявить сущность, понятие и основные черты административной ответственности;
- определить субъекты административной ответственности;
- описать правила и сроки привлечения к административной ответственности.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1 ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ…………………………………………………………...5
2 СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ……..8
3 ОБЩИЕ ПРАВИЛА И СРОКИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ……………………………14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..21
В ряде случаев Кодекс предусматривает возможность привлечения к административной ответственности родителей несовершеннолетних[1]:
– за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних (ст.5.35 Кодекса);
– за вовлечение несовершеннолетнего родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, а также лицами, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетних, в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ (ч.3 ст.6.10 Кодекса);
– за появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (ст. 20.22 Кодекса).
Ответственность должностных лиц. Одним из специальных субъектов административной ответственности являются должностные лица. Административной ответственности подлежит должностное лицо в качестве специального субъекта ответственности лишь в случаях совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст.2.4 Кодекса). Соответственно, во всех остальных случаях физические лица, являющиеся должностными лицами, несут административную ответственность как общие субъекты. Названная норма Кодекса в примечании к статье дает определение должностного лица для привлечения его к ответственности в качестве специального субъекта административной ответственности. Следует отметить, что это определение шире, чем определение должностного лица в административном праве в целом, поскольку охватывает не только государственных служащих.
Ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц. Статья 2.6 Кодекса определяет общее правило, согласно которому иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.
Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации и совершившего на территории Российской Федерации административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права. В этих случаях названные лица субъектами административной ответственности не являются.
Общие правила наложения взыскания за административные правонарушения, закрепленные в главе 4 КоАП, углубляют конституционные принципы верховенства права, законности, гуманизма, индивидуализации ответственности и др.
Во-первых, соблюдение общих правил при применении административных взысканий заключается в неуклонном выполнении принципов верховенства права и законности. Взыскание за административное правонарушение налагается в пределах, установленных нормативным актом, предусматривающим ответственность за совершенное правонарушение, в точном соответствии с КоАП и другими актами об административных правонарушениях.
Во-вторых, возмездное изъятие и конфискация предмета как дополнительные взыскания могут налагаться лишь в случаях, если их применение прямо предусмотрено законом. Не допускается неприменение дополнительного взыскания, если санкция статьи предусматривает обязательность его наложения вместе с основным взысканием.
В-третьих, взыскание налагается в точно определенных законом пределах. Не допускается применение взыскания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией соответствующей статьи, а также превышение его максимального размера.
В-четвертых, при наложении административного взыскания следует придерживаться всех других требований законодательства об административных правонарушениях. Имеются в виду требования относительно наличия состава проступка, отсутствия обстоятельств, исключающих административную ответственность, подведомственности дел, сроков давности, недопустимости применения некоторых видов взысканий к определенным категориям граждан (военнослужащим, работникам органов внутренних дел и др.).
С целью индивидуализации ответственности закон (ч. 2 ст. 33 КоАП) требует от органа (должностного лица), уполномоченного рассматривать дело, при наложении взыскания учитывать характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
Для обеспечения законности при применении мер воздействия за административные правонарушения очень важными являются четкое соблюдение сроков давности привлечения к административной ответственности, погашения административных взысканий, а также порядка исчисления сроков исполнения взыскания.
По общему правилу давность привлечении к административной ответственности составляет два месяца, при этом постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей,– по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения в случаях, предусмотренных действующим законодательством[10,c.156].
Исчисление сроков исполнения административного взыскания зависит от его вида. Так, срок административного ареста исчисляется сутками, исправительных работ – месяцами, а лишение специального права – годами, месяцами или днями. Исчисление срока административного взыскания начинается в тот день (если он исчисляется месяцами и годами) или время (если оно исчисляется сутками), когда вынесено постановление о наложении взыскания[11,c.147].
В ст. 4.5 КоАП установлены сроки, после окончания которых исключается наложение административного взыскания. По общему правилу административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — двух месяцев со дня его обнаружения.
За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении – одного года со дня его обнаружения.
Часть 4 статьи 4.5 признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой содержащаяся в ней норма позволяет в случае отказа в возбуждении уголовного дела или его прекращения, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения исчислять срок давности привлечения к административной ответственности со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении (Постановление Конституционного Суда РФ от 13.07.2010 N 15-П). В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу[6,c.236].
Согласно кодекса об административных правонарушениях, сроки исчисляются часами, сутками, днями, месяцами, годами. Течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока.
Срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние сутки этого месяца. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года.
Срок, исчисляемый днями, истекает в последний день установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день.
Если заявление, жалоба, другие документы либо денежные средства были сданы в организацию связи, кредитную организацию, заявлены или переданы в орган либо уполномоченному их принять лицу до 24 часов последнего дня срока, срок не считается пропущенным.
Для признания лица не подвергавшимся административному взысканию не нужно издания какого-нибудь специального документа. Взыскание погашается автоматически после окончания годичного срока с момента исполнения постановления о наложении административного взыскания и в случае несовершения на протяжении этого срока нового административного проступка. Если же лицо совершит новое правонарушение до погашения взыскания за предыдущее, течение срока давности прерывается.
От сроков давности привлечения к административной ответственности следует отличать сроки применения административных наказаний в виде лишения специального права, административного ареста и дисквалификации, определяемые в пределах, установленных санкцией соответствующей правовой нормы.
При установлении сроков данных административных наказаний соответствующий орган административной юрисдикции (должностное лицо) не только принимает во внимание объективные критерии (например, факт совершения правонарушения и наличие состава административного проступка), но и руководствуется субъективными факторами, что неизбежно происходит при оценке некоторых из обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность (ст. 4.2, 4.3 КоАП), учитываемых при вынесении постановления о назначении административного наказания. Административное наказание, предусматривающее ограничение конституционных прав и свобод, должно быть соразмерно причиненному имущественному ущербу, физическому (телесному), моральному вреду (см. ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Таким образом, срок применения указанных видов административных наказаний должен соответствовать общественно опасным последствиям противоправного деяния.
Административная ответственность – вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему правонарушение.
Субъектами административной ответственности признаются: физические лица; юридические лица.
Общий субъект административной ответственности – физическое лицо, вменяемое, достигшее 16-летнего возраста (или юридическое лицо), совершившее административное правонарушение, за которое оно несет административную ответственность.
Специальный субъект административной ответственности – физическое лицо, вменяемое, достигшее установленного законом возраста и совершившее административное правонарушение, в состав которого включены какие-либо специальные признаки субъекта, дополняющие общие (при условии, если лицо несет за совершение данного правонарушения административную ответственность). Это может быть также и юридическое лицо, совершившее административное правонарушение, в состав которого включены какие-либо специальные признаки субъекта, дополняющие общие, устанавливающей ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения не где угодно, а только в специально оборудованных местах - столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах).
Особый субъект административной ответственности – только физическое лицо, вменяемое, достигшее установленного законом возраста и совершившее административное правонарушение, но в силу особенностей своего специального административно-правового статуса подпадающее под действие исключений из общих положений производства по делам об административных правонарушениях.
Целью работы являлось определение понятия административной ответственности и выявление ее основных черт.
В соответствии с поставленной целью были решены следующие задачи:
- выявлены сущность, понятие и основные черты административной ответственности;
- определены субъекты административной ответственности;
- описаны правила и сроки привлечения к административной ответственности.
1. Российские Федеральные Законы. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (по состоянию на 01.02.2012). - Новосибирск: Комус, 2012.
2. Административное и административно-процессуальное право. Актуальные проблемы. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2010.
3. Административное право. Общая часть: Учебник / под ред. проф. В.А. Юсупов, В.Д. Симухина. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2009.
4. Алехин, А.П. Административное право / А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов. – М.: Зерцало-М, 2005. – 608 с.
5. Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов / Д.Н. Бахрах. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФА. М), 2001.
6. Бахрах, Д.Н. Административное право: Учебник рек. Мин обр. РФ / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. – М.: Норма, 2008. – 816с.
7. Елагин, Р.И. Административное право России / Р.И. Елагин. – М.: Книжный мир, 2011. – 384 с.
8. Звоненко, Д.П. Административное право / Д.П. Звоненко, А.Ю. Малуиов, Г.Ю. Малумов. – М.: Юстицинформ, 2007. – 416 с.
9. Макарейко, Н.В. Административное право / Н.В. Макарейко. – М.: Высшее образование, 2009. – 328 с.
10. Манохин В.М., Адушкин Ю.С. Российское административное право: Учебник / В.М. Манохин, Ю.С. Адушкин. – Саратов: СГАП, 2009. – 256с.
11. Солдатов, А.П. Административное право / А.П. Солдатов, В.А. Мельников. – М.: Феникс, 2009. – 347 с.
12. Тихомиров, Ю.А. Административное право и процесс: полный курс / Ю.А. Тихомиров. – М.: Изд-во Тихомирова Ю.А., 2005. – 590 с.