Административная ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 17:43, контрольная работа

Описание работы

Административная ответственность это вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение. Административная ответственность обладает признаками, свойственными юридической ответственности вообще.

Работа содержит 1 файл

Контр.АП.docx

— 31.44 Кб (Скачать)

Гомельский  Филиал

Учреждение Образования

Федерации Профсоюзов Беларуси

«Международный  институт трудовых и

Социальных  отношений» 
 
 

Факультет экономики и права

кафедра правоведения 
 
 
 
 
 

Контрольная работа 

по дисциплине «Административное право» 
 

Вариант 10 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил          

Студент группы 874з               Д.Г. Сацура 

                                   

Гомель,2010

    Вариант 10 

     
  1. Понятия и  основные черты административной ответственности, ее отличие от других видов юридической  ответственности.
  2. Виды поощрений и ответственности государственных служащих. Дисциплинарная ответственность по административному праву.
  3. Постановлением от 26 апреля повар детского комбината № 37 Лукьянова привлечена главным санитарным врачом города к административной ответственности в виде штрафа в размере трех месячных окладов за нарушение санитарных правил устройства и содержания детских дошкольных учреждений.

    Законно ли это постановление?

  1. Найдите в статьях Особенной части КоАП Республики Беларусь абсолютно-определенные, относительно-определенные, основные и дополнительные административные взыскания.
 

 

     

  1. Понятия и  основные черты административной ответственности, ее отличие от других видов юридической ответственности
 

     Административная  ответственность это вид юридической  ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом  или должностным лицом административного  взыскания к лицу, совершившему правонарушение. Административная ответственность  обладает признаками, свойственными  юридической ответственности вообще.

     В то же время в законодательстве общие  признаки юридической ответственности  специфически преломляются применительно  к административной ответственности, а также закрепляются признаки, характерные  именно для данного вида ответственности [1, ст.4.1].

     В целом основные черты административной ответственности сводятся к следующему:

     1) Административная ответственность - это правовая ответственность.

     Она устанавливается как законами, так  и подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях. Следовательно, она имеет собственную нормативно-правовую основу. Нормы административной ответственности образуют самостоятельный институт административного права, в отличие от этого уголовная ответственность устанавливается только законами; дисциплинарная законодательством о труде; а также различными законами, подзаконными актами, устанавливающими особенность положения отдельных категорий рабочих и служащих; материальная ответственность законодательством о труде, гражданским законодательством, а в отдельных случаях нормами административного права.

     2) Основанием административной ответственности является административное правонарушение и наличие соответствующей нормы, предусматривающей эту административную ответственность.

     Административная  ответственность наступает только в том случае, если конкретное правонарушение по своему характеру не влечет за собой в соответствии с законодательством уголовную ответственность.

     Основанием  уголовной ответственности является преступление; дисциплинарной - дисциплинарный проступок; материальной - причинение  материального вреда (ущерба) или гражданско-правовой деликт.

     3) Как правило, административная  ответственность наступает в случае нарушения норм административного права. Вместе с тем действующее законодательство предусматривает возможность привлечения к ней виновных в нарушении норм других отраслей права.

     4) Для административной ответственности характерна множественность правовых норм, регулирующих ее различные аспекты, а также государственных органов, имеющих право ее применять. Право привлечения виновных к административной ответственности предоставлено специальным органам, перечень которых содержится в третьем разделе Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь (далее – КоАП РБ). Все эти органы относятся к аппарату государственного управления, и только в прямо предусмотренных законодательством случаях меры административной ответственности применяются судами. В отличие от этого уголовное наказание могут применять только суды; дисциплинарные - органы и лица, наделенные дисциплинарной властью; материальное - суды общей юрисдикции и хозяйственные суды.

     5) Административная ответственность  находит свое выражение в наложении на виновного взыскания. За преступления налагаются уголовные наказания, за дисциплинарные проступки дисциплинарные взыскания. Материальная ответственность выражается в имущественных санкциях. Административной ответственности присущ всеобщий характер, ибо правила, за нарушение которых она наступает, являются обязательными для всех граждан.

     Административные  взыскания налагаются государственными органами и должностными лицами на неподчиненных им по службе правонарушителей. По этому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной, меры которой к работникам и служащим применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом, должностным лицом. В установленных случаях в таком же порядке могут применяться меры материальной ответственности (администрацией за причиненный ущерб предприятию его работником и т.д.).

     6) Применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное взыскание в течение установленного срока.

     7) Законодательством установлен особый  порядок привлечения к административной ответственности. Он отличается от уголовного процесса большей простотой, что создает условия для оперативности и экономичности  его применения, но создает необходимые гарантии законности.

     8) Меры административной ответственности  применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях. Уголовные дела рассматриваются в  соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные - в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства; дело о материальной ответственности, - как правило, в порядке гражданского судопроизводства. Административная ответственность отличается от других видов юридической ответственности и по субъектам ответственности. К ним относятся не только физические лица - граждане, государственные служащие, должностные лица, но и юридические лиц. В некоторых случаях ответственность несут и предприятия, учреждения, организации (например, за экологические правонарушения и правонарушения в сфере торговли).

     Еще одно немаловажное отличие административной ответственности от других видов  юридической ответственности состоит  в том, что поскольку некоторые  административные правонарушения граничат с преступлениями, важно учитывать  те указанные в законодательстве критерии, с помощью которых их можно отличить друг от друга.

     Таким критерием часто является наличие  или отсутствие тяжких последствий. Например, если нарушение транспортных правил повлекло гибель людей или  иные тяжкие последствия, оно рассматривается  как преступление, а если тяжких последствий нет, то как административное правонарушение. Критерием может быть размер ущерба, причиненного правонарушением.

     Иногда  для квалификации деяния как преступления достаточно того, чтобы оно хотя и не повлекло, но могло повлечь  тяжкие последствия. Например, хранение, использование, учет и перевозка  взрывчатых и радиоактивных веществ, а также незаконная пересылка  их по почте или багажом, если эти  действия могли повлечь тяжкие последствия  рассматриваются как преступления, если же последствия наступили, уголовная ответственность усиливается. Нередко повторное или неоднократное (за определенный промежуток времени) совершение деяния, содержащего признаки административного правонарушения, данным лицам при условии применения к нему в прошлом предусмотренных законодательством мер воздействия влечет иную квалификацию деяния: оно считается уже преступлением. Так, занятие запрещенным промыслом после наложения административного взыскания за такое же деяние, совершенное в течение одного года карается уже по Уголовному Кодексу. Иногда за критерий берется умышленное или неосторожное совершение правонарушения.

     Основная  особенность административной ответственности  состоит в том, что ее основанием является административное правонарушение, а мерами - административные взыскания.

  1. Виды поощрений и ответственности государственных служащих. Дисциплинарная ответственность по административному праву
 

     Успешное  и добросовестное исполнение государственными служащими своих должностных  обязанностей поощряется государственными органами, государственными организациями, государством.

     Под поощрением понимается применение государством, государственным органом, государственной  организацией, их структурными подразделениями  и должностными лицами законодательно установленных форм положительной  оценки и одобрения достигнутых  успехов в государственной службе, свидетельствующих о публичном  признании служебной деятельности. Поощрения госслужащих направлены на стимулирование их служебной деятельности, повышение исполнительской дисциплины, эффективности государственного управления [3, ст.49].

     Законодательством (Закон о государственных наградах Республики Беларусь, Закон об утверждении Положений о звании «Герой Беларуси», орденах, медалях и «почетных званиях Республики Беларусь», Положение о Почетной грамоте Национального собрания Республики Беларусь, и др.) предусматриваются различные виды поощрения государственных служащих, в числе которых:

  1. Материальные - награждение именными (ценными) подарками, денежные премии, повышение в должности (является и мерой морального поощрения). За достигнутые успехи в труде, высокие показатели в служебной деятельности, заслуги в государственном строительстве, заслуги в развитии законодательства, парламентаризма, местного самоуправления, укреплении демократии, в обеспечении прав и свобод граждан к госслужащим могут быть применены соответственно следующие виды поощрений: объявление благодарности, выдача премии, награждение ценным подарком и другие, предусмотренные правилами внутреннего трудового распорядка; объявление Благодарности Президента Республики Беларусь и др.
  2. Моральные - за особые трудовые заслуги перед обществом и государством государственные служащие могут быть представлены к награждению государственными наградами, правом награждать которыми (присваивать их) наделен Президент Республики Беларусь (п.18 ст.84 Конституции). Согласно Закону о Государственных наградах Республики Беларусь, к ним относятся ордена, медали и почетные звания (звание «Герой Беларуси» является высшей степенью отличия).

     К государственным служащим могут  быть применены и специальные  меры поощрения (досрочное повышение  в классе, повышение в должности, увеличение размера заработной платы) за особые достижения в труде, отношение  к исполнению служебных обязанностей и к уровню своей квалификации.

     Действенная система стимулирования эффективной  служебной деятельности, надлежащего  исполнения должностных обязанностей сочетается с установлением строгой  юридической ответственности государственных  служащих за недобросовестное отношение  к службе, нарушения законности, служебной и исполнительской  дисциплины, прав и свобод граждан. В зависимости от характера правонарушений, совершенных госслужащими, предусмотрены следующие меры ответственности:

  1. Дисциплинарная - за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, включающая: замечание; выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; понижение в классе государственного служащего на срок до шести месяцев; увольнение с занимаемой должности [2, с.292].
  2. Административная - государственные служащие несут на общих основаниях, (т.е. как все граждане) за совершение административного проступка независимо от применения к ним мер дисциплинарного взыскания. Государственные служащие, являющиеся должностными лицами, подлежат административной ответственности за правонарушения, связанные с нарушением общеобязательных правил, положений, соблюдение, обеспечение которых входит в их служебные обязанности. К ним применяется лишь два вида административных взысканий: предупреждение и штраф.
  3. Материальная - наступает за имущественный ущерб, причиненный по их вине государству, его органам и организациям, органам местного управления и самоуправления, общественным объединениям и гражданам во время исполнения служебных обязанностей. Ответственность выражается в возмещении служащим причиненного своими противоправными действиями (дисциплинарным проступком) материального ущерба. Возмещение ущерба производится в административном или судебном порядке независимо от привлечения госслужащего к иным видам ответственности (дисциплинарной, административной или уголовной).
  4. Уголовная - наступает за совершение ими преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Республики Беларусь, при исполнении служебных обязанностей (например, за нарушение равноправия граждан, законодательства о труде, о выборах, референдуме или отзыве депутата, воспрепятствование законной деятельности общественных объединений, получение незаконного вознаграждения служащим государственного аппарата). Уголовный кодекс особо выделяет следующие составы должностных преступлений: злоупотребление властью или служебными полномочиями, бездействие должностного лица, превышение власти или служебных полномочий, служебный подлог, служебная халатность, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение взятки, посредничество во взяточничестве.

Информация о работе Административная ответственность