Административная ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 22:28, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение истории, организации и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации.
Цель данной работы обусловила решение следующих задач:
- исследовать историю становления и развития конституционного судопроизводства в России;
- изучить порядок формирования, принципы конституционного судопроизводства и полномочия Конституционного Суда РФ;
- рассмотреть общие признаки конституционного судопроизводства.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере конституционного производства РФ. Предметом исследования данной работы является Конституционный суд РФ.

Содержание

Введение .3
Глава 1. История становления и развития
конституционного судопроизводства
в России………………………………………………………….5
1.1. Формирование института конституционного
контроля в России .5
1.2. Образование Конституционного Суда РФ .11
ГЛАВА 2. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ: ПОРЯДОК
ФОРМИРОВАНИЯ, ПРИНЦИПЫ И ПОЛНОМОЧИЯ……….….15
2.1. Понятие Конституционного суда РФ и порядок его формирования….…15
2.2. Принципы и полномочия Конституционного суда РФ…………..……….19
ГЛАВА 3. Общие признаки конституционного судопроизводства РФ .24
3.1. Стадии производства по делам в Конституционном Суде РФ .24
3.2. Виды решений Конституционного Суда РФ .28
3.3. Примеры решений Конституционного Суда РФ .31
Заключение .34
библиографический список использованной
Литературы………………………………………………………….………..36

Работа содержит 1 файл

Конституционный Суд РФ.doc

— 194.00 Кб (Скачать)

    Начались  реформы во всех сферах жизни общества. Осуществить их можно было, притворив  в жизнь принцип разделения властей  и создав эффективную систему  конституционного контроля.

    1 декабря 1988г. был принят Закон СССР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) СССР».8 По этому закону была образована четырехзвенная система в которую входили Съезд народных депутатов СССР, Верховный Совет СССР, его Президиум и Председатель. Главная роль в сфере конституционного контроля отводилась Съезду, который мог принимать, изменять Конституцию, отменять акты Верховного Совета СССР.

    Данный  закон предусматривал новый специализированный орган охраны Конституции – Комитет  конституционного надзора СССР, который наделялся бы надзорно-консультативными функциями и не имел права отменять акты не соответствующие Конституции.  Комитет не был избран на первом Съезде народных депутатов СССР, как предполагалось.

    К середине 1989г. стали предприниматься конкретные шаги по возрождению эффективного контроля за соблюдением Конституции СССР.

    На  втором Съезде народных депутатов СССР в 1989 году был принят  Закон СССР «Об изменении и дополнении статьи 125 Конституции СССР» и Закон  СССР от 23 декабря 1989 г. «О конституционном  надзоре в СССР».9 Второй Съезд избрал Председателя и заместителя Председателя Комитета конституционного надзора. Остальные члены были избраны в апреле 1990 г. постановлением Верховного Совета СССР « Об избрании членов Комитета конституционного надзора СССР».10 Принятые на втором Съезде законы наделили Комитет конституционного надзора наряду с надзорными и контрольными функциями. 

    В марте 1990 года  состоялся Съезд  народных депутатов СССР, который  принял Закон СССР «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию СССР».11 Президент наделялся рядом полномочий в сфере правовой защиты Конституции. Он мог не подписывать Закон СССР и возвращать его обратно в Верховный Совет для повторного обсуждения и голосования. Тем самым вводился институт отлагательного вето. Преодолеть вето можно было 2/3 голосов от каждой из палат Верховного Совета. Президент также обладал правом приостанавливать действие постановлений и распоряжений Совета Министров. Данная функция имела надзорный характер. На 4-ом Съезде народных депутатов СССР в декабре 1990 года был принят Закон СССР «Об изменениях и дополнениях Конституции СССР в связи с совершенствованием системы государственного управления».12 По данному закону Президент имел функции конституционного контроля. Теперь в систему органов конституционного контроля  входили;   Съезд народных депутатов СССР, ВС СССР, Президент СССР, ККН СССР.

    Учитывая  все изменения в данной сфере  надо признать, что оставалась нерешенной проблема разграничения компетенции  между Союзом и субъектами федерации, без чего система конституционного контроля была бы  несовершенной.  

    1. Образование Конституционного Суда Российской Федерации
 

    На  уровне Союза предполагалось и дальше совершенствовать институт конституционного контроля. Намечалось принять Договор о союзе суверенных государств, над которым шла работа вплоть до 23 июля 1993г. Данный Договор предусматривал создание новой системы высших органов государственной власти на основе принципа разделения властей и, что очень важно, в качестве органа правовой охраны Конституции, предусматривалось создание Конституционного суда СССР, который наделялся бы широкими полномочиями и санкциями. Но в августе 1991г. произошел переворот, который в последствие привел к развалу СССР. Естественно ни о каких новых органах конституционного контроля на союзном уровне не могло быть и речи.

    На  месте Союза ССР было образовано СНГ. Начался «парад суверенитетов» и  назрела необходимость в  защите Конституции. Россия стала развиваться  как независимое государство, которое самостоятельно продолжило проведение реформ, в том числе в области конституционного контроля. Это было закономерным процессом, который проходил в условиях острейшей политической борьбы на фоне глубокого кризиса. Шульженко Ю.Л. отмечает, что наиболее  острой была проблема разрешения возникших противоречий между законодательной и исполнительной властями, напрямую связанная с процессом формирования института конституционного контроля.13  

    Однозначно  было ясно, что  необходимо создать  орган конституционного контроля. По этому поводу 15 декабря 1990г. в Конституцию РСФСР были включены положения о создании Конституционного суда. 12 июля 1991г. был принят первый Закон РСФСР «О Конституционном суде РСФСР»14, а 30 октября 1991г. пятый Съезд народных депутатов РСФСР избрал первых 13 членов Конституционного Суда.

    Данный  Закон определял Конституционный  суд как орган судебной власти, высший судебный орган конституционного контроля, осуществляющий судебную власть в форме конституционного судопроизводства (ст.1 ч.1). Он был создан в целях охраны суверенитетов народов РСФСР, защиты конституционного строя РСФСР, основных прав и свобод человека, признанных Конституцией РСФСР, поддержание верховенства и непосредственного действия Конституции РСФСР на всей территории Российской Федерации (ст.2 ч.1).

    Закон РФ от 21.04.1992г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР» расширил компетенцию Конституционного Суда за счет полномочий разрешать дела о конституционности политических партий и иных общественных объединений, споры о компетенции между государственными органами. Закон РФ от 09.12.1992 г.  «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона)  РФ – России» позволил Верховному Совету на основании заключения Конституционного Суда отменять не только указы Президента, но и его распоряжения.   

    Конституционный Суд в таком виде просуществовал до 7 октября 1993г. и принял ряд важных решений, имевших большой общественный резонанс. Например, решения по вопросу о конституционности актов, касавшихся деятельности КПСС, о конституционности правоприменительной практики, связанной с индексацией доходов и сбережений населения, о конституционности актов, допускавших выселение граждан из занимаемых ими помещений в административном порядке, о конституционности актов Президиума Верховного Совета РФ, изданных им с превышением предоставленных ему полномочий, и др.

    Всего им было принято 30 актов, 24 из которых  стали результатами рассмотрения конкретных дел. Он провел значительную работу в  сфере конституционного контроля, особенно скрупулезно проверяя конституционность правоприменительной практики. В сложившейся политической ситуации (противостояние законодательной и исполнительной властей) Конституционный Суд  был вовлечен в политическую борьбу. С позиций права он постепенно перешёл в политическую сферу, все, более превращаясь «из органа правосудия в орган политики».

    В конечном итоге это привело к  тому, что 7 октября 1993г. был принят Указ Президента РФ №1612 «О Конституционном Суде РФ», который практически приостановил активную деятельность суда.15 А указом от 24 декабря 1993г. Закон «О Конституционном Суде» 1991 года был признан недействующим.16 Действовавшая тогда Конституция РСФСР не предусматривала права Президента на приостановление деятельности Конституционного Суда. Статья 121 п.6 напротив говорила, что «полномочия Президента РФ не могут быть использованы для … роспуска, либо приостановления деятельности любых законно избранных органов государственной власти».17  Деятельность Конституционного Суда была прервана.

    Принятая в декабре 1993г.  новая Конституция РФ внесла изменения в систему организации и деятельности конституционного контроля. Началась разработка нового закона о Конституционном Суде, который был подписан Президентом 21 июля 1994г.18  Это был первый в истории России федеральный конституционный Закон, в котором был учтен опыт работы прежнего Конституционного Суда и устранены многие недостатки прежнего закона.

    Вскоре  после принятия этого закона начался  процесс назначения Советом Федерации  недостающих судей (чтобы Конституционный Суд РФ по новому закону мог начать свою работу, требовалось иметь полный его состав — 19 судей, предусмотренных Конституцией РФ). Процесс этот оказался непростым в связи с тем, что Совет Федерации отклонил многих представленных ему кандидатов. Завершился он только в феврале 1995г. После этого Суд получил возможность возобновить свои заседания и заняться непосредственно выполнением своих ответственных функций.

    В настоящее время организация  и деятельность Конституционного Суда регулируется Конституцией 1993г., вышеназванным законом и рядом правовых актов парламента, внутренняя деятельность осуществляется в соответствии  с Регламентом Конституционного Суда.

    Таким образом, можно с полной уверенностью заявить, что институт конституционного судопроизводства как форма конституционного контроля прошел сложный и длительный путь развития.  

 

ГЛАВА 2. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ: ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ, ПРИНЦИПЫ И ПОЛНОМОЧИЯ 

2.1. Понятие Конституционного  суда РФ и порядок  его формирования 

    Конституционный Суд Российской Федерации - один из высших федеральных органов судебной власти. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда, согласно ст. 128 Конституции, устанавливаются Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде РФ» от 21 июля 1994г.

    Статья 1 Закона «О Конституционном Суде РФ»  определяет его как «судебный  орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть, посредством конституционного судопроизводства». Формулировка этой статьи определяет юридическую природу Конституционного Суда, его предназначение, место в механизме государственной власти, она определяет функции Конституционного Суда, определяет его статус, основополагающие принципы деятельности, и процессуальную форму деятельности.

    Основная  функция Конституционного Суда - осуществление  конституционного контроля в целях  защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и  гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия предписаний  Конституции на всей территории РФ. Конституционный контроль состоит в выявлении правовых актов государственных органов и должностных лиц, противоречащих конституционным положениям, а также в принятии мер по устранению этих отклонений. В случае признания правового акта неконституционным он утрачивает юридическую силу.

    В соответствии с ч. 1 ст. 125 и ч. 1 ст. 128 Конституции РФ, Конституционный Суд РФ должен состоять из названного выше количества судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента РФ, которое готовится и вносится с соблюдением установленного порядка.

    Конституционный Суд формируется Президентом  России и Советом Федерации в  установленном законом порядке.

    Подбор кандидата на должность судьи начинается с проведения работы по подготовке предложений, касающихся конкретных кандидатур.

    Право на внесение Президенту предложений  о кандидатах в судьи Закон  предоставляет членам (депутатам) Совета Федерации и депутатам Государственной  Думы, а также законодательным (представительным) органам субъектов РФ, высшим судебным органам и федеральным юридическим ведомствам, всероссийским юридическим сообществам, юридическим научным и учебным заведениям. Перечисленные субъекты права подбора кандидатур могут называть несколько кандидатур на каждую вакансию. Указ Президента РФ «О замещении вакантных должностей федеральных судей» от 25 декабря 1993г. предусматривает, что Министерство юстиции РФ и Всероссийский съезд судей должны представить по две кандидатуры на каждую должность.

    В соответствии с Указом, материалы, необходимые для внесения кандидатур на рассмотрение Федерального Собрания, готовит Государственно-правовое управление Президента РФ (ныне — Главное государственно-правовое управление Президента РФ).

    Предложение Президента о назначении на должность  судьи Конституционного Суда должно быть рассмотрено Советом Федерации в четырнадцатидневный срок. Совет Федерации после соответствующего обсуждения внесенных кандидатур в комитетах и комиссиях принимает решение о назначении индивидуально путем тайного голосования. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации. После оглашения результатов голосования по кандидатурам, представленным Президентом РФ, Председатель Совета Федерации объявляет время приведения к присяге лиц, назначенных на должность судей Конституционного Суда. Приведение к присяге проводится Председателем Совета Федерации в торжественной обстановке при наличии в зале заседаний Государственных герба и флага РФ. Приведение к присяге производится в соответствии с Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания от 25 октября 1994г. «О порядке приведения к присяге судей Конституционного Суда Российской Федерации».

Информация о работе Административная ответственность