Административная ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 18:45, реферат

Описание работы

Среди юридических методов борьбы с правонарушениями важное место занимают административные способы борьбы, в том числе привлечение к административной ответственности лиц, совершающих административные правонарушения.

Многие годы роль административной ответственности в борьбе с правонарушениями постепенно повышалась, а со второй половины 80-х гг. эта тенденция стала проявляться еще более активно. Возросло фактическое использование многих составов административных правонарушений. Она стала более суровой, увеличились санкции за многие нарушения.

Содержание

Введение
Понятие и признаки административной ответственности
Принципы административной ответственности
Административное правонарушение
Административные наказания и правила их назначения
Литература

Работа содержит 1 файл

админ ответственность.docx

— 70.56 Кб (Скачать)

      Принцип гарантированности судебной защиты означает, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, заинтересованным лицам . принадлежит право на судебное обжалование незаконного или необоснованного постановления по делу об административном правонарушении.

      Принцип недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением закона, вытекает из статьи 50 Конституции России и представляет собой значительную гарантию интересов лица, привлекаемого к административной ответственности, от произвола должностных лиц.

      Принцип неотвратимости административной ответственности предполагает, что установление и применение административной ответственности должно обеспечивать наказание всех лиц, совершивших административные правонарушения.

      Принцип индивидуализации административной ответственности требует, чтобы при назначении административного наказания учитывались характер совершенного административного правонарушения, смягчающие и отягчающие обстоятельства, а также личность виновного для физического лица и его имущественное положение или имущественное и финансовое положение юридического лица. 

      3. Административное правонарушение 

      Административная  ответственность является видом  государственного Принуждения, результатом  ее применения становится возникновение  неблагоприятных последствий для правонарушителя, ограничение прав и свобод личности. В связи с указанными обстоятельствами науку чрезвычайно интересует вопрос об основаниях привлечения к административной ответственности.

      В теории мнения о природе и числе  оснований расходятся. Так, Д.Н. Бахрах выделяет три основания административной ответственности:

      нормативное (систему норм, регулирующих ответственность);

      фактическое (деяние конкретного субъекта, нарушающее правовые предписания, охраняемые правовыми санкциями);

      процессуальное (акт компетентного субъекта о  наложении конкретного взыскания  за конкретное правонарушение)1.

      Другие  авторы склонны выделять лишь два  основания: закон как правовое основание  и правонарушение как фактическое  основание административной ответственности.

      Указанные рассуждения о многогранности основания  для привлечения к административной ответственности имеют под собой определенные основания и правильны по сути. Однако следует учитывать, что с точки зрения закона единственным основанием для привлечения лица к административной ответственности является совершение административного правонарушения. Если мы вникнем в структуру термина «правонарушение», то мы поймем, что он уже подразумевает под собой наличие правового основания для привлечения к ответственности.

      Законодательное определение понятия «административное  правонарушение» дано в статье 2.1 КоАП РФ, которая определяет: административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

      Кодекс  выделяет следующие группы административных правонарушений:

      посягающие  на права граждан;

      посягающие  на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность;

      в области охраны собственности;

      в области охраны окружающей природной  среды и природопользования;

      в промышленности, строительстве и  энергетике;

      в сельском хозяйстве, ветеринарии и  мелиорации земель;

      на  транспорте;

      в области дорожного движения;

      в области связи и информатизации;

      в области предпринимательской деятельности;

      в области финансов, налогов, сборов и  рынка ценных бумаг;

      в области таможенного дела (нарушения  таможенных правил);

      посягающие  на институты государственной власти;

      в области защиты Государственной  границы России и обеспечения  режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации;

      против  порядка управления;

      посягающие на общественный порядок и общественную безопасность;

      в области воинского учета.

      Все правонарушения согласно законодательному определению характеризуются следующими основными чертами:

  1. Административное правонарушение - это деяние, т.е. действие или бездействие. Совершение правонарушения в форме бездействия предполагает, что субъект правонарушения своевременно не предпринял действий, предписанных нормой административного права, т.е. бездействовал. Примером правонарушения, совершаемого в форме бездействия, является правонарушение, состав которого сформулирован в статье 16.16 КоАП РФ: непринятие лицом, перемещающим товары и (или) транспортные средства, предусмотренных таможенным законодательством мер по таможенному оформлению или по выпуску находящихся на временном хранении товаров и (или) транспортных средств в установленный срок.
  2. Административное правонарушение всегда противоправно, т.е. нарушает нормы действующего административного законодательства. Зачастую в теории подчеркивают, что административная ответственность наступает за нарушения норм не только административного, но и других отраслей права. Однако в свете существующего соотношения одной из ведущих отраслей права — административного и вновь выделившихся в самостоятельные отрасли права отдельных фактически подотраслей административного права данное утверждение представляется несколько условным.
  3. За указанное деяние установлена административная ответственность. Административная ответственность, как мы указывали выше, может быть установлена исключительно Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации, принятыми в пределах их компетенции.
  4. Указанное деяние совершено физическим или юридическим лицом. Этот признак существенно отличает административное правонарушение от уголовного преступления и дисциплинарного проступка.
  5. В совершении данного деяния обязательно наличествуют признаки вины субъекта. Вина- сознательно-волевое отношение к совершаемому деянию, осуждаемое правом. Отсутствие вины подразумевает неспособность или фактическую невозможность осознать характер и возможные последствия совершаемого правонарушения. В Кодексе ответственность юридического лица также связывается с понятием вины, т.е. законодателем предложена условная конструкция вины юридического лица, что представляется несколько спорным, учитывая то обстоятельство, что вина — это субъективное отношение к совершаемому деянию. Ранее при влечение юридического лица к административной ответственности основывалось на идее объективного вменения, т.е. привлечения к ответственности независимо от доказательств вины юридических лиц.

      Следует иметь в виду, что ранее законодательство об административных правонарушениях  наделяло административное правонарушение также свойством общественной опасности, свойственной, к слову, и преступлениям (т.е. уголовно наказуемым правонарушениям). Данное свойство административного  правонарушения тесно связано с  предусмотренной и новым КоАП РФ возможностью освобождения от административной ответственности по признаку малозначительности деяния, что подразумевает малую общественную опасность совершаемого административного проступка.

      Общие признаки, свойственные всякому административному  правонарушению, определенным образом преломляются в отношении каждого конкретного проступка. Характеристика (вернее, квалификация) административного правонарушения осуществляется посредством такого понятия, как состав правонарушения, совмещающего в себе все ключевые черты административно наказуемого деяния.

      Состав  административного правонарушения — это совокупность признаков, позволяющих идентифицировать деяние как административно наказуемое. По существу, состав правонарушения — это теоретическая его конструкция, модель, закрепленная в законодательстве.

      Состав  административного правонарушения представляет собой совокупность нескольких элементов состава, каждый из которых заключает в себе некоторую совокупность признаков: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона. Элементы состава отражают те необходимые условия, при которых вступает в действие санкция соответствующей нормы права. Претворение в жизнь теоретической модели проступка, закрепленной в составе правонарушения, является фактическим основанием для привлечения к административной ответственности, т.е. непосредственно административным правонарушением.

      Основные  признаки состава административного  правонарушения закреплены в административном законодательстве в статьях Особенной части Кодекса и законах субъектов Российской Федерации. Однако некоторые признаки являются общими для всех административных правонарушений и вследствие этого находят свое закрепление в Общей части КоАП РФ, в главе, посвященной административным правонарушениям. Не трудно заметить, что в Общей части содержатся признаки субъекта и субъективной стороны административных правонарушений, как правило, единые для всех составов, в то время как Особенная часть сосредоточена на признаках объекта и объективной стороны совершаемых деяний.

      Субъектом административного правонарушения является физическое или юридическое лицо, в действиях которого наличествует состав административного правонарушения.

      Статус  физического лица в качестве субъекта административного правонарушения характеризуется двумя основными признаками: возрастом деликтоспособности (т.е. способности нести административную ответственность) и вменяемостью (т.е. отсутствием признаков психического нездоровья в момент совершения правонарушения). Данным признакам должен соответствовать каждый субъект административного проступка.

      Общий возраст, по достижении которого наступает  административная ответственность, установлен Кодексом на уровне 16 лет. Следовательно, административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения указанного возраста. При этом с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

      Не  подлежит административной ответственности  физическое лицо, которое во время  совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло осознавать фактический  характер и противоправность своих  действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

      Ряд составов административных правонарушений сформулирован таким образом, что субъект таких правонарушений должен обладать специальными свойствами. В этом случае, для того чтобы деяние было признано правонарушением и за его совершение к физическому лицу были применены меры административной ответственности, субъект должен обладать соответствующим специальным административно-правовым статусом.

      Общая часть КоАП РФ содержит ряд правил, относящихся к специальным субъектам административных правонарушений.

      Так, должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

      Под должностным лицом в Кодексе понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

      Совершившие административные правонарушения в  связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

      Военнослужащие  и призванные на военные сборы  граждане несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами. Сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов но контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах.

      За  нарушение законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, правил дорожного движения, требований пожарной безопасности вне места службы, законодательства об охране окружающей природной среды, таможенных правил и правил режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также за административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, несут ответственность на общих основаниях. К указанным лицам не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа.

Информация о работе Административная ответственность