Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 16:01, контрольная работа
. В административной науке даются разные определения понятия административного принуждения. По мнению Д. Н. Бахраха, административное принуждение — это особый вид государственного принуждения, который состоит в применении субъектами функциональной власти предусмотренных нормами административного права мер принуждения в связи с неправомерными действиями.
Ю. П. Битяк определяет административное принуждение как систему средство психологического или физического воздействия на сознание и поведение людей с целью достижения четкого выполнения установленных обязанностей, развития общественных отношений в рамках закона, обеспечения правопорядка и законности.
1) Административная ответственность как вид административного принуждения.
2) Административная ответственность как вид юридической ответственности.
3) Понятие административной ответственности и ее отличительные черты.
4) Законодательство об административной ответственности.
5) Применение административной ответственности, ее цели, принципы и последстви
СРС - 1. Административная ответственность как вид юридической ответственности.
Вопросы:
1) Административная ответственность как вид административного принуждения.
2) Административная ответственность как вид юридической ответственности.
3) Понятие административной ответственности и ее отличительные черты.
4) Законодательство об административной ответственности.
5) Применение административной ответственности, ее цели, принципы и последствия.
1. В административной науке даются разные определения понятия административного принуждения. По мнению Д. Н. Бахраха, административное принуждение — это особый вид государственного принуждения, который состоит в применении субъектами функциональной власти предусмотренных нормами административного права мер принуждения в связи с неправомерными действиями.
Ю. П. Битяк определяет административное принуждение как систему средство психологического или физического воздействия на сознание и поведение людей с целью достижения четкого выполнения установленных обязанностей, развития общественных отношений в рамках закона, обеспечения правопорядка и законности.
Административное принуждение является видом государственного принуждения, и, следовательно, ему присущи те же черты, что и последнему. Одновременно следует отметить, что административное принуждение характеризуется и своими собственными чертами, которые дают возможность отличить его от уголовно-правового, дисциплинарно-правового, гражданско-правового и иных видов государственного принуждения.
1. Как правило, административное
принуждение используется в
2. Применять меры
3. Административное принуждение,
в отличие от уголовно-
4. Административное принуждение,
в отличие от дисциплинарного,
применяется в рамках
5. Применение мер
Довольно важным является
вопрос соотношения мер
На основании изложенного
можно сделать вывод, что административное
принуждение — вид
Относительно видов
В отличие от этой точки зрения Д. Н. Бахрах отрицает существование такого вида административного принуждения, как меры административного предупреждения, считая, что административное принуждение применяется только в случае совершения административного проступка. Им выделяется такой вид административного принуждения как восстановительные меры.
Принимая во внимание, что и первая, и вторая точки зрения весьма интересны, следует рассмотреть их более детально.
В отличие от других видов
административного принуждения, применение
административно-
В административной науке принято выделять такие меры административного предупреждения, как:
— проверка документов;
— досмотр вещей и личный досмотр;
— осуществление
— реквизиция имущества;
— введение карантина при эпидемиях и эпизоотиях;
— закрытие участков государственной границы;
— контроль и надзорные проверки;
— профилактические медицинские осмотры работников некоторых профессий;
— ограничение или запрет движения транспорта и пешеходов на отдельных участках улиц и автомобильных дорог при возникновении угрозы общественной безопасности и т. д.
Меры административного
пресечения в отличие от предыдущих
связаны с совершением
Административное пресечение осуществляется как в интересах общества, государства, так и в интересах самого правонарушителя, поскольку не дает ему возможности продолжать противоправное действие и усугубить свою вину.
Меры административного пресечения следует отличать от мер административного взыскания. Фактическим основанием последних является административный проступок, то есть виновное действие. Административное пресечение может применяться как к виновным действиям, так и к объективно противоправным невиновным действиям (совершенным невменяемым лицом или лицом до 16 лет). В ряде случаев административное пресечение применяется при совершении преступления. Кроме того, меры административного пресечения могут применяться к лицам, наделенным депутатским, дипломатическим иммунитетом, работникам органов внутренних дел, военнослужащим (которые за совершенный проступок привлекаются, в ряде случаев, к дисциплинарной ответственности по нормам административного права).
Единого нормативного акта,
который регулировал бы систему
мер административного
В административной науке меры административного пресечения принято классифицировать на виды, в частности: общие, специальные, процессуальные.
К общим мерам административного пресечения можно отнести: принудительное лечение; приостановление работ; временное отстранение от управления транспортным средством; отстранение от работы, обучения; запрет эксплуатации механизмов и др. Данные меры могут применяться и к физическим, и, соответственно, к юридическим лицам.
Специальные меры, в отличие от общих, применяются только к физическим лицам. Такими мерами являются: средства физического воздействия; специальные средства (наручники, слезоточивый газ); огнестрельное оружие.
Необходимо отметить, что в течение многих лет под основанием административной ответственности понимали административное правонарушение, но затем это мнение изменилось, и было выделено два основания: закон и правонарушения. Т.е. стали выделять юридическое основание - норма права, и фактическое основание - совершение правонарушения. Более сложен вопрос о фактическом основании, одни авторы говорят, что фактическое основание это - проступок, другие - состав административного проступка, третьи - процессуальные нормы, процедура привлечения и т.п. Как уже говорилось, ответственность возможна только при наличии двух оснований (юридического и фактического), это не совсем верно: теоретически построим норму о запрете курения в каком-либо месте (юридическое основание), предположим, что её кто-либо нарушает (фактическое основание), казалось бы, есть всё для привлечения к административной ответственности (согласно вышеупомянутому правилу), но лицо не будет привлечёно к ответственности, т.к. предположим, что ему в данном случае нет 14-ти лет. Поэтому предлагается несколько иная конструкция: фактическое основание - это проступок; юридическое основание - это состав административного проступка (конкретного) правонарушения.
2. Административная ответственность - особый вид юридической ответственности. Административной ответственности присущи все признаки юридической ответственности. Она регулируется нормами права, состоит в официальном осуждении за правонарушение лица и применении к нему в процессуальной форме санкций правовых норм уполномоченными на то субъектами власти.
Названные
родовые признаки ответственности конкретизируются
правовыми нормами применительно к ее
разновидности - ответственности административной.
Последнюю характеризуют такие признаки:
1) она урегулирована нормами административного
права, содержащимися в законах РК;
2) основанием ее применения является
административное правонарушение;
3) она состоит в применении к виновным
административных наказаний;
4) к ней привлекаются физические лица
(граждане, должностные лица, индивидуальные
предприниматели и др.), а также юридические
лица;
5) она применяется должностными лицами
исполнительных органов государственной
власти, коллективными органами (комиссиями
по делам несовершеннолетних, административными
комиссиями и др.), а также судьями (судами);
6) порядок привлечения к административной
ответственности урегулирован административно-
Любая реальная юридическая ответственность
имеет три основания:
а) нормативное (систему регулирующих
ее правовых норм);
б) фактическое (неправомерные деяния
субъектов права);
в) процессуальное (акты субъектов власти
о применении санкций правовых норм к
конкретным субъектам).
Наличие нормы, устанавливающей ответственность, и деяния, названного в этой норме, - это только нормативная и фактическая предпосылки юридической ответственности. Многие правонарушения не обнаруживаются, часто не находят виновных и т. д. Если по факту правонарушения на основе нормы права (статьи кодекса) вынесен акт (приговор, постановление, приказ, решение) о привлечении лица к ответственности, то только после вступления его в силу наступает реальная ответственность.
Для наступления реальной ответственности необходимо, чтобы были все три ее основания. Прежде всего, должна быть норма, устанавливающая обязанность и санкцию за ее неисполнение. Затем может возникнуть фактическое основание - правонарушение. При наличии нормы и деяния, ее нарушающего, уполномоченный субъект в установленном законом порядке вправе назначить наказание за административное правонарушение путем вынесения постановления (решения).
Многие годы роль административной ответственности в борьбе с правонарушениями постепенно повышалась, а со второй половины 80-х гг. эта тенденция стала проявляться еще более активно. Возросло фактическое использование многих составов административных проступков. Резко расширен перечень действий, за совершение которых виновные могут быть подвергнуты административным санкциям, а также круг субъектов, имеющих право налагать административные санкции.
Административная ответственность, как и уголовная, дисциплинарная, - кара и преследует цели частной и общей превенции правонарушений. Но поскольку многие административные правонарушения являются длящимися (неисполнение обязанности прописаться, стать на учет, выполнить предписание и т. п.), важна также цель административной ответственности - стимулировать выполнение субъектами права их обязанностей.
Под
нормативным основанием ответственности
понимается система действующих правовых
норм, закрепляющих:
- ее общие положения и принципы;
- систему административных наказаний,
их размеры и принципы их применения;
- составы административных правонарушений;
- круг субъектов, имеющих право налагать
административные наказания;
- производство по делам об административных
правонарушениях;
- исполнение постановлений о назначении
административных наказаний.
3. Административная ответственность — особый вид юридической ответственности. В то же время она является частью административного принуждения и обладает всеми его качествами (осуществляется субъектами функциональной власти в рамках внеслужебного подчинения и др.).
Административной
Названные родовые признаки
ответственности
1) она урегулирована нормами административного права, содержащимися в федеральных законах и законах субъектов РК;
2) основанием ее применения является административное правонарушение;
3) она состоит в применении к виновным административных наказаний;
4) к ней привлекаются
физические лица (граждане, должностные
лица, индивидуальные
5) она применяется должностными лицами исполнительных органов государственной власти, коллективными органами (комиссиями по делам несовершеннолетних, административными комиссиями и др.), а также судьями (судами);
6) порядок привлечения
к административной
Основные черты
Информация о работе Административная ответственность как вид юридической ответственности