Административная и судебная жалоба

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 22:03, контрольная работа

Описание работы

Право на защиту жизни, здоровья, свободы, собственности и других благ является важнейшим, естественным, неотъемлемым правом гражданина, что регламентируется Конституцией Российской Федерации и другими нормативно-правовыми актами, принятыми и признанные в Российской Федерации. Соответственно государство выступает гарантом этого права. Оно его легализует, то есть формулирует, уточняет объемы, закрепляет процедуры реализации. Государство устанавливает обязанность государственных органов, должностных лиц, служащих в определенные сроки рассматривать и принимать меры в связи с обращениями.

Содержание

Введение

2. Административная жалоба


2.1. Понятие и виды административной жалобы


2.2. Особенности общей административной жалобы


2.3. Особенности специальной административной жалобы


3. Судебная жалоба


3.1. Понятие судебной жалобы


3.2. Особенности судебной жалобы


3.3. Сроки обращения в суд


4. Заключение


5. Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Административная и судебная жалоба.doc

— 81.00 Кб (Скачать)

     Еще одним примером специальной жалобы может служить жалоба, которая подается в соответствии со ст. 137–142 Налогового кодекса РФ. На действие, бездействие налогового органа жалоба подается в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа в письменной форме в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик или иное обязанное лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

     Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения  может ее отозвать на основании письменного  заявления. Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу. 

     Подача  жалобы не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия. Но если налоговый орган (должностное  лицо), рассматривающий жалобу, имеет  достаточные основания полагать, что обжалуемые акт или действие не соответствуют законодательству Российской Федерации, он вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемого акта или действия. Такое решение принимается руководителем налогового органа, издавшим такой акт, либо вышестоящим налоговым органом.

     Из  приведенных примеров видно, что  право на специальную административную жалобу намного уже права на общую. Установление специального обжалования  преследует цель более квалифицированно и в сжатые сроки рассматривать дела, усилить защиту прав граждан. В самом деле, такие обращения адресуются органам, уполномоченным принимать решения по существу. Закрепление кратких сроков обжалования призвано побудить граждан действовать более оперативно, к тому же в ряде случаев установлены более краткие  сроки рассмотрения специальных жалоб, и действие обжалуемого акта может быть приостановлено.  

     3.        Судебная жалоба.

     3.1.          Понятие и виды судебной жалобы.

     Второй  вид жалоб, который необходимо осветить в данной контрольной работе, являются судебные жалобы. Судебные, значит, рассматриваемые судами в процессе осуществления правосудия, в порядке уголовного, гражданского или конституционного судопроизводства. Иначе говоря, ко второму типу относятся обращения граждан в суд, решения по которым принимаются на основе норм УПК, АПК или ГПК. К этому типу жалоб относятся и жалобы, рассматриваемые конституционными (уставными) судами. Все остальные жалобы, рассматриваемые судьями, являются административными.

     Обращения граждан в суд закон называет жалобами и исками, и общее название – судебная жалоба – является в определенной степени условным.

     Среди них можно выделить жалобы:

     1.    на административные акты, рассматриваемые в порядке административной юстиции;

     2.    по делам частного обвинения;

     3.    кассационные;

     4.    надзорные.

     Эти жалобы граждан являются юридическими фактами, приводящими в действие механизм правосудия, и результат  рассмотрения которых – акт правосудия, решающий судьбу возбужденного жалобой  уголовного или гражданского дела.

     Судебный  порядок разрешения жалоб является надежным способом охраны граждан, особенно в тех случаях, когда их права  и интересы нарушаются неправомерными действиями субъектов власти. Это  обусловлено тем, что дела рассматриваются  свободными от ведомственных влияний и интересов судьями, судьи независимы, обладают необходимой квалификацией для разбирательства дел, а процедура правосудия наилучшим образом приспособлена для выявления истины. Жалоба, как правило, подается в суд по месту жительства гражданина, заявитель лично участвует в рассмотрении дела и может активно защищать свои интересы, в судебном споре он – сторона, равноправная с другой стороной дела, которой является субъект власти, чьи действия обжалуются.

     Рассмотрение  судами жалоб граждан на акты должностных лиц и органов исполнительной власти – это административная юстиция или правосудие по административным делам. 

     В настоящее время нужно различать  два варианта судебного обжалования: по общему праву и на основе специальных  норм. Соответственно есть общие и специальные судебные жалобы.

     3.2.          Особенности судебной жалобы.

     Обжалование по общему праву в суды общей юрисдикции регламентируется Законом РФ от 27.04.93 Г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и  свободы граждан" (в редакции Закона от 14.12.95 № 197-ФЗ).

     В соответствии с законом каждый гражданин  вправе обратиться с жалобой в  суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных  органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

     В суд могут быть обжалованы коллегиальные  и единоличные действия (решения), в результате которых:

     -     нарушены права и свободы гражданина;

     -    созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

     -     незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

     Суды  рассматривают жалобы на любые действия (решения), нарушающие права и свободы граждан, кроме тех, в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования.

     Гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и  свободы, либо непосредственно в  районный суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности органу, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу. Административную жалобу обязаны рассмотреть в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.

     По  закону судебная жалоба может быть подана гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива.

     Жалоба  направляется по усмотрению гражданина либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения ответчика (органа, объединения, должностного лица, государственного служащего). Закон  предусматривает рассмотрение жалобы одним из двух судов по выбору заинтересованного лица. Следует отметить, что под местом нахождения ответчика подразумевается не место жительства последнего, а место его работы, службы во время совершения обжалуемого действия.

     В таком же порядке военнослужащий вправе обратиться в военный суд с жалобой на действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих его права и свободы. 

     Закон не предъявляет каких-либо требований к форме и содержанию жалобы на действия и решения, нарушающие права и свободы граждан. Пленум Верховного Суда РФ в п.12 Постановления от 21.12.93 г. № 10 обратил внимание судов на необходимость оформления жалоб в соответствии с правилами ст.126, 127 ГПК. По смыслу п.4 ст.126 ГПК в жалобе, в частности, должно быть указано:

     -       какие именно права и свободы гражданина нарушены обжалуемыми действиями;

     -       обращался ли заявитель с аналогичной жалобой в вышестоящий в порядке подчиненности орган (к должностному лицу) и, если обращался, то получен ли им ответ.

     Жалоба  подается в суд с копиями по числу лиц, действия (решения) которых  обжалуются, и оплачивается государственной  пошлиной в размере установленным  Законом о государственной пошлине на день ее уплаты.

      1. Сроки обращения в суд.

     Для обращения в суд установлены определенные сроки, т.е. для подачи судебной жалобы существуют разумные сроки:

     -       три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права; 

     -        один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы, или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ. 

     Так как пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом, недопустим отказ в принятии жалобы по мотиву пропуска заявителем введенного законом срока для обращения в суд, даже если жалоба не содержит просьбы о восстановлении срока. 

     Верховный Суд признал, что обращение в  суд с заявлением о признании недействительным нормативного правового акта не ограничено сроком, в течение которого этот акт может быть оспорен. "Нормативные правовые акты, которые сроком действия во времени не ограничены и рассчитаны на неоднократное их применение, в каждом случае затрагивают права и свободы неопределенного круга субъектов общественных отношений, регулируемых этими актами. Поскольку незаконным нормативным актом гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица нарушаются в течение всего периода действия данного акта, то срок для обращения с жалобой в суд не может исчисляться со дня вступления акта в силу. Такой акт может быть оспорен в любое время его действия как в целях предотвращения негативных последствий в будущем, так и для пресечения длящегося нарушения гражданских прав".

     4. Заключение.

     Жалобы  – это обращения граждан с  требованиями восстановления нарушенного  действиями (бездействием) и решениями  органов либо должностных лиц, другими  гражданами их прав, свобод или законных интересов.

     В данной контрольной работе был освещен  вопрос административной и судебной жалобы. Как выяснилось, жалобы в  целом делятся на два основных вида: административные и судебные. Данные понятия необходимо различать, в связи с чем, рассмотрены основные их особенности.

     На  сегодняшний день видно, насколько  широко представлена возможность использования  жалобы в целях защиты прав, свобод и интересов граждан, основываясь  не только на Конституции РФ, но и  на вновь принятых законах и постановлениях.

     Однако, стоит отметить, что к сожалению, реальная защищенность граждан зависит  не только от количества и качества юридических норм, работы правоохранительных органов и негосударственных  организаций. Резкий рост экономических  и насильственных правонарушений, ослабление государственной власти по ряду объективных и субъективных причин значительно ослабили реальную защищенность прав граждан. Сейчас их недостаточно защищают суды, милиция, органы исполнительной власти часто не принимают необходимых мер по их жалобам. Юридические механизмы правозащитной деятельности по экономическим, организационным и иным причинам в полной мере не используются. Чтобы фактически усилить защиту прав граждан, предстоит сделать еще очень много. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     5.        Список используемой литературы: 
1.     Административное право: Алехин А.П.- М., 2005; 
 
2.    Административное право: Попов Л.Л.- М., 2006; 
 
3.    Конституция Российской Федерации; 
 
4.    Кодекс об Административных правонарушениях РФ; 
 
5.    Гражданский кодекс РФ; 
 
6.    Налоговый кодекс РФ; 
 
7.    Уголовно-процессуальный кодекс РФ; 
 
8.    Федеральный Закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» и др.

      
 

      
[1] ФЗ от 02.05.2006 N 59-ФЗ"О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

      
[2] ФЗ от 02.05.2006 N 59-ФЗ"О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

      
[3] Ст.13 ФЗ от 02.05.2006 N 59-ФЗ"О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

      
[4] Ст.8 ч. 6 ФЗ от 02.05.2006 N 59-ФЗ"О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Информация о работе Административная и судебная жалоба