Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 06:31, курсовая работа
Право на защиту жизни, здоровья, свободы, собственности и других благ является важнейшим, естественным, неотъемлемым правом гражданина, что регламентируется Конституцией Российской Федерации и другими нормативно-правовыми актами, принятыми и признанные в Российской Федерации. Соответственно государство выступает гарантом этого права. Оно его легализует, то есть формулирует, уточняет объемы, закрепляет процедуры реализации.
ВВЕДЕНИЕ
Право
на защиту жизни, здоровья, свободы, собственности
и других благ является важнейшим, естественным,
неотъемлемым правом гражданина, что
регламентируется Конституцией Российской
Федерации и другими
Создание
скоординированной системы
Одним из способов защиты прав и интересов гражданина является жалоба. Порядок подачи жалоб, их рассмотрения, а также привлечение к ответственности лиц, нарушивших права и свободы граждан – определяются современным законодательством.
Выделяют два основных вида жалобы: административная и судебная. В данной контрольной работе будут подробно рассмотрены именно эти виды жабы. Главная задача, найти отличии и сходства административной и судебной жалобы, определить сферу применения каждой.
В
теории права термин «жалоба» относится
к категории «обращения граждан»:
«Обращение гражданина - направленные
в государственный орган, орган
местного самоуправления или должностному
лицу письменные предложение, заявление
или жалоба, а также устное обращение гражданина
в государственный орган, орган местного
самоуправления».
1.
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЖАЛОБА
1.1.
Понятие и виды административной жалобы
Жалоба - это устные или письменные, индивидуальные или коллективные обращения граждан в государственные органы, органы местного самоуправления, негосударственные организации, к должностным лицам в связи с нарушением прав или законных интересов самого гражданина, других лиц либо общественных интересов.
Право
на обращения является абсолютным,
неограниченным и неотчуждаемым
правом гражданина. Каждый дееспособный
человек может обратиться в любую
государственную или
Специфической чертой права жалобы является то, что данное право определяет адресаты, т.е. называет органы государства и должностных лиц, куда и кому жалобы могут быть поданы. Каждый такой адресат образует канал обжалования. По российскому законодательству круг органов, учреждений и должностных лиц, куда можно обращаться с жалобой, достаточно широк. Это - вышестоящие органы исполнительной власти, органы прокуратуры, судебные органы, общественные объединения, их должностные лица. С этой стороны закон не ограничивает подателя жалобы и предоставляет ему широкие возможности. Но в целом можно выделить два основных канала обжалования незаконных действий администрации: жалоба может подаваться в вышестоящие органы исполнительной власти и судебные органы. Эти два канала определяют два основных вида жалоб:
1) административные жалобы;
2) административные иски (жалобы - иски).
Административная жалоба - это жалоба, подаваемая в административный или контрольно-надзорный орган. Данная жалоба представляет собой единое понятие, но имеющее две стороны. Материально-правовая сторона жалобы заключается в ее основном элементе - в притязании потерпевшего гражданина к виновному должностному лицу. Это притязание опирается на субъективное материальное право, которое может существовать и без жалобы, если должностное лицо не нарушает прав гражданина. Но если право нарушено и потерпевший обращается с жалобой в административный орган, то предполагается, что его притязание к администрации обосновано, и данное предположение проверяется административным органом. Для этого гражданин обязан подать жалобу, т.е. предъявить требование к органу управления о защите права, - в этом состоит ее процессуальная сторона.
Административная жалоба - не исковое обращение. Она направляется не в судебный орган. Кроме того, само притязание в административной жалобе выступает в смягченной форме, скорее в форме просьбы. Данная жалоба представляет собой форму, в которую облекается требование - просьба к административному органу о правовой защите субъективного права в области государственного управления. Говорить о полном отсутствии искового элемента в административной жалобе было бы неверно. Но исковой элемент здесь присутствует в рудиментарном, неразвернутом виде. Этим административная жалоба отличается от жалобы-иска, с которой гражданин обращается в судебный орган.
Иначе говоря, административная жалоба не несет судебный характер и рассматривается во внесудебном порядке в административном процессе.
Административная
жалоба бывает общая и специальная, при
этом специальная дополняет право на общую
жалобу и рассматривается КоАП РФ, Таможенным
кодексом РФ, дисциплинарными уставами.
Право на общую жалобу сейчас фактически является абсолютным, неограниченным, неотчуждаемым правом гражданина. Каждый дееспособный гражданин может подать по любому значимому для него поводу, в любое время. Для реализации этого права не нужно чьего-либо предварительного согласия. Право на общую жалобу не ограничено по содержанию. Обжалованы могут быть любые действия, а также бездействия работников любых органов, предприятий, учреждений, организаций, расцениваемые как неправильные. Предметом жалобы могут быть не только не законные, но и нецелесообразные или аморальные деяния. А также предметом жалобы могут быть деяния, ущемляющие права и законные интересы, как самого гражданина, так и других лиц. Обращение гражданина может быть направлено на защиту не только чьих-то личных, но и общественных интересов. Очень широко граждане используют право обжаловать индивидуальные административные акты. Реже встречаются жалобы о незаконности нормативных актов, хотя такие обращения граждан к автору акта или в иной компетентный орган вполне правомерны.
Особенности общей административной жалобы:
-
не ограничено по содержанию право на
жалобу (могут быть обжалованы аморальные,
незаконные действия государственных
органов);
- по форме жалоба может быть письменной,
индивидуальной, коллективной (устные
жалобы принимаются при личном приеме
граждан);
- запрещается направление жалобы на рассмотрение
того органа, на действие которого подана
жалоба;
- срок рассмотрения жалобы 30 дней со дня регистрации письменного обращения (допустимо продление срока не более чем на 30 дней с уведомлением об этом гражданина);
- жалоба подлежит обязательной регистрации в течении 3 дней с момента поступления в государственный орган;
- жалоба должна быть подписана;
- если нет ФИО и обратного адреса, то ответ не дается;
- предусматриваются случаи возврата жалобы – когда обжалуются судебные решения, при этом разъясняется порядок обжалования судебного решения;
- если жалоба содержит нецензурные или оскорбительные выражения, угрозы должностному лицу, то государственный орган вправе оставить жалобу без ответа по существу и сообщить гражданину о недопустимости злоупотребления правом;
-если текст жалобы не поддаётся прочтению – ответ не даётся;
- допускается прекращение переписки с гражданином в случае, если в жалобе содержится вопрос, на который уже давался ответ, таким образом, руководитель может решить о безосновательности переписки по данному вопросу;
- предусматривается ответственность за нарушение закона – гражданин имеет право на возмещение убытков, компенсацию морального вреда по решению суда;
- если гражданин сообщил ложные сведения, то расходы, связанные с рассмотрением данного дела, возлагаются на гражданина по решению суда.
Таким
образом, действующее законодательство
и сложившаяся практика почти
не знают ограничений права
1.3
Особенности специальной административной
жалобы.
Право на специальную административную жалобу чаще всего является еще одним способом защиты прав, оно не конкурирует с правом на общую административную жалобу, а дополняет его.
Специальные жалобы обладают своим рядом особенностей:
- наличие специальных норм, регулирующих основания и порядок работы с ними;
- специальные основания для обжалования (приказ руководителя, постановление по делу об административном правонарушении и т. д.), прямо названные в законе;
- четкое определение субъектов жалобы, признание таковыми, как правило, лишь определенных, лично заинтересованных в деле лиц и их законных представителей;
- четкое определение письменной формы и адресатов жалобы;
- специальные сроки подачи жалоб;
- особенности в производстве по конкретным видам жалоб.
Сопоставление общей административной жалобы и специальной, предусмотренной КоАП РСФСР, позволяет выявить их отличия.
Во-первых, такая специальная жалоба
может быть подана только
Во-вторых, специальная жалоба данного вида должна быть письменной, а для общей жалобы форма не установлена.
В-третьих, адресатами, специальной административной жалобы выступают вышестоящий орган, круг же адресатов общих жалоб значительно шире.
В-четвертых, специальная
В-пятых, подача в
Лицо,
подавшее жалобу, до принятия решения
может ее отозвать на основании письменного
заявления. Отзыв жалобы лишает подавшее
ее лицо права на подачу повторной жалобы
по тем же основаниям в тот же налоговый
орган или тому же должностному лицу.
2.
СУДЕБНАЯ ЖАЛОБА
2.1
Понятие и виды судебной жалобы.
Судебные, значит, рассматриваемые судами в процессе осуществления правосудия, в порядке уголовного, гражданского или конституционного судопроизводства. Иначе говоря, ко второму типу относятся обращения граждан в суд, решения по которым принимаются на основе норм УПК, АПК или ГПК. К этому типу жалоб относятся и жалобы, рассматриваемые конституционными (уставными) судами. Все остальные жалобы, рассматриваемые судьями, являются административными.
Обращения граждан в суд закон называет жалобами и исками, и общее название – судебная жалоба – является в определенной степени условным.
Среди них можно выделить жалобы:
1. на административные акты, рассматриваемые в порядке административной юстиции;