Значение и функции бухгалтерского баланса, его виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 11:08, реферат

Описание работы

Задачами данной работы являются:
1) определение и изучение теоретических основ бухгалтерского баланса;
2) изучение существующих видов бухгалтерского баланса.

Содержание

Введение
1. Понятие бухгалтерского баланса
2. Значение и функции бухгалтерского баланса
3. Классификация балансов
4. Бухгалтерский баланс как источник информации для финансового анализа
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Значение и функции бухгалтерского баланса.docx

— 44.66 Кб (Скачать)

Актив баланса включает три раздела, представленные по экономической однородности с точки зрения ликвидности имущества  следующими основными группами.

Первый раздел «Внеоборотные активы» содержит информацию о нематериальных активах, движимом и недвижимом имуществе, представленными в составе основных средств, а также долгосрочными инвестициями.

Второй раздел «Оборотные активы» представляет три блока наиболее ликвидных активов. Это мобильные средства организации, так как в короткое время могут быть обращены в наиболее ликвидную их часть – денежные средства.

Третий раздел «Убытки» показывает сумму потерь, понесенных организацией за отчетный период, как результат неэффективного использования имущества. Здесь представлены две статьи «Непокрытые убытки прошлых лет» и «Непокрытый убыток отчетного года».

Правая сторона баланса (пассив) раскрывает содержание собственного капитала и обязательств как долгосрочного, так и краткосрочного характера.

Собственный капитал отражен в четвертом  разделе пассива «Капитал и резервы».

Заемный капитал, исходя из сроков заимствования  организацией, содержится в пятом  разделе бухгалтерского баланса «Долгосрочные пассивы» и в шестом разделе «Краткосрочные пассивы».

Такова принципиальная схема и  содержание бухгалтерского баланса.

 

  1. Значение и функции бухгалтерского баланса

Переход к рыночным отношениям вызвал появление различных форм собственности и видов предпринимательской деятельности. Воссоздается вексельное обращение, появились акции и другие ценные бумаги, изменены принципы финансирования и кредитования, расширен круг операций с иностранной валютой. В связи с этим возникла острая необходимость в изменении сложившейся за многие годы системы бухгалтерского учета и отчетности в нашей стране с опытом ведущих стран Запада и международными стандартами. Если в условиях централизованно-плановой экономики, бухгалтерская информация собиралась, обобщалась и использовалась только вышестоящими организациями (главками и министерствами), то новая финансовая отчетность уже нацелена на горизонтальное использование для привлечения инвесторов и партнеров, для информирования учредителей и акционеров об устойчивости финансового положения и о ближайших перспективах предприятия.

В условия рыночной экономики бухгалтерский  баланс служит основным источником информации для различных пользователей. Баланс предприятия знакомит собственников, менеджеров и других лиц, связанных  с управлением, с имущественным состоянием предприятия. По конечному финансовому результату деятельности предприятия судят о способности руководителей сохранить и приумножить вверенные им материальные и денежные ресурсы. На основе данных баланса строится оперативное финансовое планирование любого предприятия, осуществляется контроль за движением денежных средств в соответствии с полученной прибылью. Данные баланса широко используются налоговыми службами, кредитными учреждениями и органами государственного управления.

Финансовое положение компании зависит от имеющихся у нее  экономических ресурсов, ее финансовой структуры, ее ликвидности и платежеспособности, а также ее способности адаптироваться к изменениям окружающей среды. Всю эту информацию можно почерпнуть из баланса.

Информация об экономических ресурсах компании и ее способности в прошлом преобразовывать эти ресурсы полезна для прогнозирования ее способности создавать денежные средства и их эквиваленты в будущем.

Информация о финансовой структуре  нужна для прогнозирования будущих  потребностей в заемных средствах  и того, как будущие прибыли, и денежные потоки будут распределяться между теми, кто имеет долю в компании. Эта информация также полезна для оценки того, насколько успешной будет компания в получении финансирования в дальнейшем.[4]

Информация о ликвидности и  платежеспособности необходима для  прогнозирования способности компании, выполнить в срок свои финансовые обязательства перед третьими лицами или ему грозят финансовые затруднения.

Бухгалтерский баланс выполняет и  ряд очень важных функций в системе управления хозяйствующего субъекта:

1) экономико-правовую – наличие самостоятельного бухгалтерского баланса является одним из признаков юридического лица, при этом обеспечивается реализация одного из принципов бухгалтерского учета – имущественная обособленность хозяйствующего субъекта.

2) дает информацию руководителям, собственникам и акционерам о его имущественном состоянии (количественных и качественных характеристиках запаса материальных средств в распоряжении хозяйствующего субъекта);

3) показывает степень предпринимательского риска (возможности хозяйствующего субъекта по выполнению своих обязательств перед третьими лицами);

4) определяет конечный финансовый результат как наращение собственного капитала.

 

 

 

  1. Классификация балансов

В зависимости от возникающих в  хозяйственной жизни целей можно  выделить различные классификации  бухгалтерских балансов, основными  из которых являются:

1) по функциональной роли на  различных этапах жизненного  цикла организации (срокам составления).

- Вступительные (организационные) балансы составляют в момент организации предприятий (регистрация устава). Со вступительного баланса начинается ведение бухгалтерского учета данного хозяйствующего субъекта. Различают вступительные балансы вновь создаваемых предприятий и хозяйственных единиц, образованных на условиях правопреемственности ранее действовавших. В первом случае во вступительном балансе отражается уставный капитал, зарегистрированный в уставе предприятия, и реально внесенное имущество и имущественные обязательства учредителей по взносам в уставный капитал. Во втором случае вступительный баланс может соответствовать заключительному ликвидационному балансу предприятия, правопреемником которого выступает создаваемое предприятие, правда, с уточнением оценки отдельных статей ликвидационного баланса. И, наконец, когда вступительный баланс составляется для предприятия, приобретенного на аукционе по цене, превышающей (занижающей) чистую стоимость идентифицированных материальных и неосязаемых активов, необходимо ввести во вступительный баланс показатель положительной или отрицательной репутации фирмы.

Текущие (операционные) балансы. В отличие от вступительных балансов, которые составляются только один раз, текущие балансы разрабатываются в соответствии с принципом учетного периода периодически в течение всего времени функционирования предприятия и подразделяются на начальные (входящие), промежуточные и заключительные (исходящие). Начальные и заключительные балансы разрабатываются в начале и конце финансового года.

Промежуточные балансы составляются за периоды, находящиеся между началом и концом отчетного периода. В России промежуточные балансы заполняются нарастающим итогом за первый квартал, за полугодие и девять месяцев. При этом каждый промежуточный баланс должен рассматриваться с двух точек зрения: как начинательный и как заключительный баланс.

Промежуточные балансы отличаются от заключительных, с одной стороны, набором прилагаемых отчетных форм, раскрывающих отдельные балансовые статьи; с другой – источниками составления баланса. Промежуточные балансы строятся по данным текущего учета, а заключительные балансы, кроме того, подтверждаются данными полной инвентаризации всех статей баланса и его трансформацией. Показатели заключительных балансов наиболее адекватно отражают объекты бухгалтерского наблюдения.

Промежуточные балансы могут быть начинательными, заключительными и  ликвидационными.

Санируемые балансы. Потребность в такой разновидности балансов возникает только в исключительных случаях, когда предприятие находится на пороге банкротства и необходимо определиться: принять решение о ликвидации путем объявления о банкротстве или убедить кредиторов в целесообразности отсрочки платежей. Для составления санируемого баланса привлекаются независимые аудиторы, которые еще до окончания финансового года должны выдать заключение о реальном состоянии дел на предприятии, величине понесенного убытка, путях и реальности его покрытия в будущем, возможных сроках реализации мероприятий, направленных на оздоровление финансового состояния предприятия.

Ликвидационные балансы составляются при ликвидации предприятия и разрабатываются неоднократно: на начало периода ликвидации (вступительный ликвидационный баланс); в ходе периода ликвидации предприятия (промежуточные ликвидационные балансы; их количество зависит от длительности ликвидационного процесса, информационных потребностей владельцев и кредиторов); на конец периода ликвидации (заключительный ликвидационный баланс). В соответствии с принципом непрерывности при ликвидации вступают в силу особые правила бухгалтерского учета: ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности»; ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности».

Разделительные балансы составляются при реорганизации в форме разделения или выделения (в момент разделения крупного предприятия на несколько более мелких предприятий или при передаче одной или нескольких структурных единиц данного предприятия другому предприятию (в последнем случае баланс называется передаточным)). Оценка передаваемого имущества производится в соответствии с решением о реорганизации: по балансовой стоимости, текущей рыночной или иной. Этому предшествует, как правило, составление ликвидационного баланса.

Соединительные балансы разрабатываются при реорганизации в форме слияния или присоединения нескольких предприятий в одно предприятие или при присоединении одной или нескольких структурных единиц к данному предприятию. Составляется путем суммирования показателей заключительных (ликвидационных) балансов сливающихся или присоединяющихся организаций.

2) по объему информации баланс  делят:

Единичные (индивидуальные) балансы характеризуют деятельность только одного предприятия.

Сводные балансы разрабатывают министерства и ведомства, рассчитывая агрегированные данные в целом по отрасли или по подведомственным единичным предприятиям путем простого суммирования одноименных показателей и исключения остатков по взаимным расчетам между предприятиями внутри отрасли.

Консолидированные балансы составляет группа, представленная материнской и ее дочерними компаниями, не просто суммированием одноименных показателей, а осуществлением определенных корректировок.

Сводный баланс формирует информацию о группе как о едином предприятии и показывает, каким был бы собственный баланс материнской компании, если бы она закрыла все дочерние и сама осуществляла непосредственное управление их деятельностью.

3) По объекту отражения балансы  бывают:

Самостоятельный баланс имеет только хозяйствующие субъекты, наделенные правами юридического лица.

Отдельные балансы составляют подразделения предприятий. Он не является формой внешней финансовой отчетности, это способ децентрализации бухгалтерского учета и передачи учетных данных в головное подразделение.

4) По полноте оценки (способу  очистки) выделяются:

Балансы-брутто – это баланс, включающий в себя регулирующие (контрарные) счета бухгалтерского учета: «Амортизация основных средств», «Отклонение в стоимости материалов» и др., которые предназначены для регулирования (уточнения) оценки имущества и обязательств, учтенных на основных счетах. В балансе-брутто данные счета имеют место и влияют на валюту баланса.

Балансы-нетто – это баланс с вычитанием регулирующих статей и отражением объектов по чистой стоимости. В российской практике действует форма баланса-нетто с 1996 года. Объекты в современном российском балансе отражаются только по остаточной стоимости (в нетто-оценке).

Можно выделить виды баланса по источникам. Существует три источника данных для построения баланса:

1) Данные инвентаризационной описи  (инвентарный баланс), основан на  принципе верификации (контроля). Ее итог фиксирует величину  актива, а вычитая кредиторскую  задолженность, бухгалтер определяет  величину средств, вложенных собственником.

2) Данные счетов главной книги  (книжный баланс), который основан  на принципе регистрации и  представляет перечень сальдо  счетов Главной книги.

3) Статистические данные (актуарный  баланс). Актуарный баланс представляет  следствие использования принципа  квантификации, так как и актив,  и пассив заполняют по данным, собранным по статистике страховых,  торговых и подобных им предприятий.

  1. Бухгалтерский баланс как источник информации для финансового анализа

Собственники анализируют финансовые отчеты для повышения доходности капитала, обеспечения стабильности положения фирмы. Кредиторы и инвесторы анализируют финансовые отчеты, чтобы минимизировать свои риски по займам и вкладам. Можно твердо говорить, что качество принимаемых решений целиком зависит от качества аналитического обоснования решения.

Основным (а в ряде случаев и  единственным) источником информации и финансовой деятельности делового партнера является бухгалтерская отчетность, которая стала публичной. Отчетность предприятия в рыночной экономике  базируется на обобщении данных финансового  учета и является информационным звеном, связывающим предприятие  с обществом и деловыми партнерами – пользователями информации о деятельности предприятия.

Субъектами анализа выступают, как непосредственно, так и опосредованно, заинтересованные в деятельности предприятия  пользователи информации. К первой группе пользователей относятся  собственники средств предприятия, заимодавцы (банки и пр.), поставщики, клиенты (покупатели), налоговые органы, персонал предприятия и руководство. Каждый субъект анализа изучает информацию исходя из своих интересов. Так, собственникам необходимо определить увеличение или уменьшение доли собственного капитала и оценить эффективность использования ресурсов администрацией предприятия; кредиторам и поставщикам – целесообразность продления кредита, условия кредитования, гарантии возврата кредита; потенциальным собственника и кредиторам – выгодность помещения в предприятие своих капиталов и т.д. Следует отметить, что только руководство (администрация) предприятия может углубить анализ отчетности, используя данные производственного учете в рамках управленческого анализа, проводимого для целей управления.

Информация о работе Значение и функции бухгалтерского баланса, его виды