Журнально-ордерная форма учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 08:01, контрольная работа

Описание работы

Под организацией бухгалтерского учета понимают систему условий и элементов (слагаемых) построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности организации и осуществления контроля за рациональным использованием производственных ресурсов и готовой продукции.

Содержание

Введение
1. Мемориально-ордерная форма учета
2. Журнально-ордерная форма учета
3. Автоматизированная форма учета
4. Упрощенная форма учета
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

бух.учет.docx

— 38.11 Кб (Скачать)
 

В ряде журналов-ордеров синтетический  учет совмещается с аналитическим, например по счетам 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 99 «Прибыли и убытки» и др., причем расположение данных аналитического учета обеспечивает получение необходимых показателей для составления периодической и годовой бухгалтерской отчетности без дополнительных выборок и группировок. Самостоятельный аналитический учет (в карточках или книгах) ведется при данной форме учета лишь по тем синтетическим счетам, в развитие которых открывается большое количество аналитических счетов, например по учету материалов, основных средств, готовой продукции и др.[5]

Хозяйственные операции записываются в журналы-ордера по мере их совершения и оформления документами. Поэтому систематическая  запись в журналах является одновременно и хронологической записью. Необходимость  ведения специальных хронологических  регистров при данной форме учета  отпадает. Не составляются и мемориальные ордера, поскольку все показатели записываются в журналах в разрезе  корреспондирующих счетов.

Для сверки правильности записей в журналах-ордерах  подсчитывают общий итог по кредиту  счета и записывают его в журнал непосредственно из документов. Полученный итог сверяют с выведенными в  отдельных графах журнала итогами  по дебетуемым счетам. Такая сверка делает излишним составление оборотных  ведомостей по журналу, в которых  синтетический учет совмещается  с аналитическим.

Оборотные ведомости составляются лишь по тем  счетам, в которых аналитический  учет ведется самостоятельно. Проверенные  месячные итоги журналов-ордеров  записывают в Главную книгу следующей  формы: 

ГЛАВНАЯ КНИГА ПРИ ЖУРНАЛЬНО-ОРДЕРНОЙ ФОРМЕ  УЧЕТА

Счет  «Касса»____________________________

(наименование  счета)

Месяц Обороты по дебету с кредита счетов Оборот  по кредиту  
51 «Расчетные  счета» И т.д. Итого по дебету Дебет Кредит
На 01.01. 200_г.

Январь  и т.д.

        10000 10000 1000

1000

_

_

 

Кредитовый  оборот переносят в Главную книгу  из соответствующего журнала, а обороты  по дебету записывают в книгу из разных журналов-ордеров по корреспондирующим  счетам. Журналы-ордера и Главная книга взаимно дополняют друг друга: в журналах-ордерах дается расшифровка кредитового оборота каждого синтетического счета, а в Главной книге - расшифровка дебетового оборота этого же счета. После проверки оборотов выводится сальдо на начало следующего месяца и записывается в соответствующей колонке Главной книги.

Для проверки правильности записей в Главной  книге подсчитывают суммы оборотов и сальдо по всем счетам. Суммы дебетовых  и кредитовых оборотов, а также  дебетовых и кредитовых сальдо должны быть равны.

Первичные документы хранятся отдельно от журналов-ордеров  или вспомогательных ведомостей. Каждая партия документов текущего месяца, относящаяся к какому-либо одному журналу-ордеру или одной ведомости, формируется отдельно. Внутри папки  документы брошюруются по порядку  их записи в журнале-ордере или ведомости. Документы одного месяца отделяются прокладками от документов другого  месяца.

Журналы-ордера хранятся в папках, открываемых на год отдельно для каждого из них.

Бухгалтерский баланс и другие формы отчетности составляются по данным Главной книги, журналов-ордеров и вспомогательных  к ним ведомостей. Общая схема  записей при журнально-ордерной форме учета представлена на рис. 2.

Применение  журнально-ордерной формы бухгалтерского учета позволяет значительно  уменьшить трудоемкость учета. Это  достигается за счет совмещения в  одном регистре синтетического и  аналитического учета, систематических  и хронологических записей, отмены ряда регистров (мемориальных ордеров, регистрационного журнала, оборотной  ведомости по синтетическим счетам, ряда оборотных ведомостей по аналитическим  счетам). Данная форма учета повышает контрольное значение учета, облегчает составление отчетов[6]. 

    Первичные и сводные документы    
      Накопительная и группировочные ведомости
Кассовая  книга        
  Журналы-ордера      
          Регистры  аналитического учета
    Главная книга  
             
    Бухгалтерский баланс и другие отчетные формы   Оборотная ведомость по аналитическим счетам
     
 
 

Рисунок 2 – Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета 

К недостаткам  журнально-ордерной формы учета  следует отнести сложность и  громоздкость построения журналов-ордеров, ориентированных на ручное заполнение данных и затрудняющих механизацию  учета.

От указанных  недостатков свободна автоматизированная форма учета, основанная на использовании  персональных компьютеров. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Автоматизированная  форма учета 

От значительной части недостатков журнально-ордерного  способа учета свободна автоматизированная форма учета, созданная на базе использования  ЭВМ. В общем виде данной форме  учета свойственна такая последовательность обработки информации: машинный носитель информации - ЭВМ - машинограммы выходной информации[7].

Один  из вариантов автоматизированной формы  бухгалтерского учета представлен  на рис. 3.

В настоящее  время организации интенсивно оснащаются многофункциональными проблемно-ориентированными мини-ЭВМ - компьютерами. Они позволяют  накапливать данные непосредственно  в традиционных учетных регистрах (карточках, листах и др.) и на машинных носителях информации (диске, перфоленте, магнитной ленте и др.). 

  Хозяйственные операции  
         
Первичные документы   Устройства  регистрации информации
     
Устройства  ручного переноса данных на машинные носители      
         
База  постоянных и переменных данных
         
  Отчетные  и справочные машинограммы  
 

Рисунок 3 – Автоматизированная форма бухгалтерского учета 

Компьютеры  относительно просты в эксплуатации, что позволяет оснащать ими рабочие  места бухгалтеров и на их основе создавать автоматизированные рабочие  места (АРМ) бухгалтера.

Применение  машинно-ориентированных форм учета  обеспечивает: механизацию и во многом автоматизацию учетного процесса; высокую  точность учетных данных; оперативность  данных учета; повышение производительности учетных работников, освобождение их от выполнения простых технических  функций и предоставление большей  возможности заниматься контролем  и анализом хозяйственной деятельности; увязку всех видов учета и планирования, поскольку они используют одни и  те же носители информации[8].

В настоящее  время основная часть коммерческих организаций ведет учет с использованием персональных компьютеров на основе различных пакетов прикладных программ или на основе собственных программ.

В связи  с широким применением в бухгалтерской  деятельности персональных компьютеров (ПК) разработано много вариантов  автоматизации бухгалтерского учета, большинство из которых основано на применении рассмотренных выше ручных форм бухгалтерского учета. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Упрощенная форма  учета 

Предприятиям  малого бизнеса разрешено использовать упрощенную форму учета, при которой  можно использовать всего два  вида учетных регистров - Книгу учета  фактов хозяйственной деятельности (регистр синтетического учета) и  ведомости учета соответствующих  объектов (основных средств, производственных запасов, готовой продукции и  др.), являющихся регистрами аналитического учета[9].

Малые предприятия могут применять  любую из двух разновидностей упрощенной формы бухгалтерского учета:

1) простую  форму бухгалтерского учета (без  использования регистров бухгалтерского  учета имущества малого предприятия);

2) форму  бухгалтерского учета с использованием  регистров бухгалтерского учета  имущества малого предприятия.

Малые предприятия также могут использовать сокращенный (рабочий) план счетов бухгалтерского учета, рекомендованный в приложении к приказу Минфина России от 21 декабря 1998 г. № 64н, которым были утверждены Типовые рекомендации по организации  бухгалтерского учета для субъектов  малого предпринимательства[10].

Книга учета хозяйственных операций (форма  № К-1) является комбинированным  учетным регистром, который содержит все применяемые малым предприятием бухгалтерские счета и позволяет  вести учет хозяйственных операций на каждом из них. Форма должна быть достаточно детальной для обоснования  содержания соответствующих статей бухгалтерского баланса.

Книга учета фактов хозяйственной деятельности заполняется либо непосредственно  по данным первичных документов, либо по итоговым данным ведомостей (при  значительном количестве хозяйственных  операций). Данные указанной Книги  и ведомостей, если они ведутся, используются для составления баланса и  других форм бухгалтерской отчетности.

При заполнении книги применяется линейно-позиционная  запись хозяйственных операций способом двойной записи, т.е. на каждую операцию отводится всего одна строка. Запись в учетные регистры производят на основании должным образом оформленных  бухгалтерских документов (в соответствии с положением о документах и документообороте) на второй день после совершения хозяйственных  операций. Порядок записи зависит  в основном от количества совершаемых  ежедневно хозяйственных операций. Если количество хозяйственных операций незначительно, то они вначале записываются в Книгу учета фактов хозяйственной  деятельности, а уже затем - в соответствующие  ведомости. Например, операция о поступлении  денежных средств в кассу с расчетного счета будет отражена в графе «Сумма» по дебету счета 50 «Касса», кредиту счета 51 «Расчетные счета» Книги, а затем в ведомостях по учету операции по кассе и расчетному счету (форма № В-4). Данные о начальных и конечных сальдо по счетам Книги используются при составлении баланса.

Если  в организации совершается значительное количество хозяйственных операций, то они могут записываться вначале  по соответствующим ведомостям, а  уже итоговые данные ведомостей за месяц записываются в Книгу учета  фактов хозяйственной деятельности. Для правильного переноса данных из ведомостей в Книгу в соответствующих графах каждой ведомости в скобках указываются цифры, соответствующие графам Книги, в которых должны отражаться эти данные.

Можно использовать и кредитовый принцип  записи по переносу данных ведомостей в Книгу учета фактов хозяйственной  деятельности. В этом случае из каждой ведомости в графе «Сумма»  Книги учета хозяйственных операций записывается общая сумма по разделу расхода ведомости, и затем она расшифровывается частными суммами по соответствующим счетам Книги.

Информация о работе Журнально-ордерная форма учета