Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 10:40, курсовая работа
Понятие аудита как вида предпринимательской деятельности уже прочно вошло в нашу жизнь. Подтверждающая функция аудита закреплена законодательным путем, ряд хозяйствующих субъектов обязаны ежегодно в составе отчетности предоставлять аудиторское заключение. Без квалифицированного аудиторского совета уже не мыслят свою работу наиболее прогрессивные предприниматели.
Аудит представляет собой сложную многоаспектную, достаточно жестко регламентированную предпринимательскую деятельность.
Существует множество определений слова «аудит». Один из авторов описывает его так:
«Аудит - предпринимательская деятельность аудиторов по осуществлению независимых проверок бухгалтерской отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов с целью установления достоверности их бухгалтерской отчетности и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам.»
Для того, что бы разобраться в данной изучаемой дисциплине, необходимо начать с ее истории - возникновение, пути развития.
Введение………………………………………………………………….………..3
1. Возникновение системы контроля………………………...….……………….4
2. Этапы развития аудита в России…………………………...………………….8
2.1. Первый этап развития…………………………………………………….….8
2.2. Второй этап развития…………………………………………………….…10
2.3. Третий этап развития……………………………………………………….11
2.4. Четвертый этап развития………………………………..……………….…14
Заключение……………………………………………………….…………...….20
Список литературы………………………………………………………………21
· разработка
на основе законодательства РФ проектов
нормативных актов, регулирующих аудиторскую
деятельность;
· содействие реализации Временных правил,
обобщение практики их применения, подготовки
для Президента РФ предложений по совершенствованию
правового регулирования аудиторской
деятельности;
· представление по запросам экономических
субъектов, различных органов власти разъяснений
по вопросам применения «Временных правил»;
· выдача генеральных лицензий на осуществление
лицензирования аудиторской деятельности;
· организация публикаций в средствах
массовой информации сведений о выдаче
и аннулировании лицензий, зарегистрированных
объединениях аудиторов и аудиторских
фирм;
· осуществление деловых контактов с международными
аудиторскими организациями, участие
в подготовке проектов международных
договоров, представление интересов РФ
по вопросам аудита за рубежом.
При комиссии (на основании Положения)
существует и Консультационный совет.
Одной из особенностей третьего этапа
развития аудита в России является сильный
государственный контроль. В Министерстве
финансов существует Департамент государственного
финансового контроля и аудита (Положение
о нем утверждено приказом министерства
финансов РФ № 53 от 31.03.98). До этого момента
существовал Департамент организации
аудиторской деятельности, созданный
в 1995 году (приказ Минфина № 261 от 11.04.95).
Таким
образом, мы видим яркий пример государственного
регулирования аудита как через Департамент,
так и через Комиссию по аудиторской деятельности
при Президенте РФ. Комиссия в основном
сосредотачивает свои усилия на разработке
стандартов, причем по мнению ответственного
секретаря Комиссии В. Мстиславского,
«Организация их подготовки и применения
соответствует положениям Закона РФ "О
стандартизации" в части разработки
стандартов отраслей» (ФЗ № 19(38), май 1999,
с. 7). При этом полномочия Комиссии столь
своеобразно определены, что стандарты
«одобряются», хотя при этом В. Мстиславский
пишет: «Комиссия не относится к числу
федеральных органов исполнительной власти
и не должна издавать нормативно-правовые
акты, нуждающиеся в государственной регистрации».
Еще одной особенностью третьего этапа
развития аудита в России можно назвать
отсутствие Закона, регламентирующего
аудит. В отсутствие единого закона, аудиторская
деятельность регламентируется существующим
законодательством, подзаконными актами.
2.4.Четвертый
этап в развитии аудита
Четвертый
этап в истории развития аудита в России
ознаменован вступлением в силу ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА от 07.08.2001 N 119-ФЗ"ОБ АУДИТОРСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"(принят ГД ФС РФ 13.07.2001).
К сегодняшнему дню его последняя редакция
была проведена 03.11.2006г.. Этот Федеральный
закон определяет правовые основы регулирования
аудиторской деятельности в Российской
Федерации.
В нем дается четкое понятие аудиторской
деятельности, аудиторской организации,
аудиторское заключение, упоминается
и заведомо ложное аудиторское заключение
и последствия, которые оно за собой влечет,
описывается, кто может называться аудитором
их права и обязанности. Также рассмотрены
права и обязанности аудируемых лиц, предусмотрен
обязательный аудит и страхование при
его проведении, в законе также прописаны
стандарты аудиторской деятельности,
предусмотрен контроль качества работы
аудиторских организаций и индивидуальных
аудиторов, в этом законе предусмотрели
проведение аттестации на право проведения
аудиторской деятельности, лицензирование
аудиторской деятельности. Рассмотрели
деятельность аккредитованных профессиональных
аудиторских объединений, предусмотрели
ответственность за нарушение законодательства
РФ об аудите.
Если провести краткий анализ данного
закона, то можно найти следующие отличия:
Аудиторская деятельность и сопутствующие
услуги. Меняется определение
аудиторской деятельности, данное в указе
Президента РФ от 22.12.93 №2263 "Об аудиторской
деятельности в РФ". Если ранее аудит
включал в себя проведение проверок бухгалтерской
(финансовой) отчетности, платежно-расчетной
документации, налоговых деклараций и
других финансовых обязательств и требований
экономических субъектов, а также деятельность
по оказанию иных аудиторских услуг, то
теперь -- он включает только проверку
бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской)
отчетности. Из аудиторской деятельности
исключена проверка налоговых деклараций,
а налоговое консультирование вынесено
в перечень сопутствующих аудиту услуг.
К сопутствующим услугам, в частности,
отнесены:
- постановка,
восстановление и ведение бухгалтерского
учета;
- составление финансовой (бухгалтерской)
отчетности;
- бухгалтерское консультирование;
- налоговое консультирование;
- анализ финансово-хозяйственной деятельности
организаций и индивидуальных предпринимателей,
- экономическое и финансовое консультирование;
- управленческое консультирование, в
том числе связанное с реструктуризацией
организаций;
- оценка стоимости имущества, оценка
предприятий как имущественных комплексов,
а также предпринимательских рисков;
- обучение в установленном законодательством
РФ порядке специалистов в областях, связанных
с аудиторской деятельностью;
- оказание других услуг, связанных с аудиторской
деятельностью.
В этот перечень сопутствующих услуг
включен также ряд услуг, ранее не упоминавшихся,
но имеющих в современных условиях актуальность,
например:
- правовое консультирование, а также
представительство в судебных и налоговых
органах по налоговым и таможенным спорам;
- автоматизация бухгалтерского учета
и внедрение информационных технологий;
- разработка и анализ инвестиционных
проектов, составление бизнес-планов;
- проведение научно-исследовательских
и экспериментальных работ в области,
связанной с аудиторской деятельностью,
и распространение их результатов, в том
числе на бумажных и электронных носителях;
и др.
Представительство в судебных и налоговых
органах ограничено кругом налоговых
и таможенных вопросов.
В перечне
нет консультирования по вопросам соблюдения
валютного, финансового, банковского и
иного хозяйственного законодательства.
Но, думается, консультирование по данным
вопросам все-таки можно осуществлять
в рамках управленческого или правового
консультирования.
Перечень не является исчерпывающим и
включает в себя другие услуги, связанные
с аудиторской деятельностью. Однако,
если учесть определение аудиторской
деятельности, данное законом, становится
понятным, что речь идет не о любых других
видах услуг, а лишь о тех, которые связаны
с проверкой бухгалтерского учета и финансовой
(бухгалтерской) отчетности. Поскольку
аудиторским организациям и индивидуальным
аудиторам запрещается заниматься какой-либо
иной предпринимательской деятельностью,
кроме проведения аудита и оказания сопутствующих
услуг, -- очень важно определить, входит
или не входит оказываемая услуга в выше
названные категории. Оказание сопутствующих
услуг требует наличия лицензий, если
по законодательству данная деятельность
подлежит лицензированию.
Аудиторы и аудиторские организации
Особого внимания заслуживают нормы о
статусе аудиторов.
Аудитор вправе осуществлять аудиторскую
деятельность 3 разными способами:
1) в качестве работника аудиторской организации,
2) в качестве лица, привлекаемого аудиторской
организацией к работе на основании гражданско-правового
договора,
3) в качестве индивидуального предпринимателя,
осуществляющего свою деятельность без
образования юридического лица.
Исходя из определения, аудиторская деятельность
-- это, прежде всего, предпринимательская
деятельность. Однако каким образом физическое
лицо может осуществлять предпринимательскую
деятельность в качестве работника аудиторской
организации, -- не ясно.
Определить, что является аудиторской
деятельностью для работника аудиторской
организации, а что нет -- важно и в отношении
нормы подп. 6 п.1 ст. 16 Закона, по которой
квалификационный аттестат аудитора (его
наличие для аудитора обязательно) аннулируется,
если в течение двух календарных лет подряд
аудитор не осуществляет аудиторскую
деятельность.
Принимая во внимание, что осуществление
сопутствующих аудиту услуг не является
аудиторской деятельностью (это разные
категории услуг), можно сделать вывод,
что для аудиторов -- работников аудиторской
организации важно не только быть принятым
на работу по соответствующей должности,
но и непосредственно участвовать в проверках
бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской)
отчетности аудируемых лиц. Данный факт
должен подтверждаться подписью аудитора
на аудиторском заключении.
Анализ норм закона, касающихся обязательного
аудита, приводит к заключению, что индивидуальные
аудиторы не могут самостоятельно проводить
обязательные аудиторские проверки: п.
2 ст. 7 Закона устанавливает, что обязательный
аудит проводится аудиторскими организациями.
Наличие квалификационного аттестата
является обязательным требованием для
аудитора. Квалификационный аттестат
выдается без ограничения срока действия.
Для его получения необходимо иметь:
- высшее экономическое и (или) юридическое
образование, полученное в российских
образовательных учреждениях, имеющих
государственную аккредитацию,
- стаж работы по указанным специальностям
не менее 3 лет,
- отвечать иным требованиям, устанавливаемым
уполномоченным федеральным органом.
Законом предусмотрено обязательное
прохождение ежегодного обучения по программам
повышения квалификации, которые утверждает
уполномоченный федеральный орган.
Хотя Закон содержит нормы, касающиеся
деятельности "индивидуального аудитора",
-- определения для данного субъекта в
нем нет. Тем не менее, очень важно знать,
кто это -- любой аудитор или только индивидуальный
предприниматель, осуществляющий свою
деятельность без образования юридического
лица, есть ли разница в используемых терминах
"аудитор" и "индивидуальный аудитор",
поскольку для индивидуального аудитора
установлен ряд ограничений и специальных
норм. Так, индивидуальный аудитор вправе
осуществлять аудиторскую деятельность,
а также оказывать сопутствующие аудиту
услуги, но он не вправе осуществлять иные
виды предпринимательской деятельности.
Если под аудитором и индивидуальным
аудитором понимать одно и то же, -- эти
требования будут распространяться и
на "штатных" аудиторов.
Если же предположить, что законодатель
различает термины "аудитор" и "индивидуальный
аудитор", то можно заключить, что аудиторы,
работающие в штате аудиторской организации
или по гражданско-правовому договору
не должны соблюдать ограничения, установленные
исключительно для индивидуальных аудиторов.
Тогда они могут оказывать услуги, и не
входящие в понятие аудиторских и сопутствующих
им услуг, работая, например, по совместительству
в другой организации, оказывающей юридические
и иные услуги.
В отношении индивидуального аудитора
Закон не содержит запрета на поступление
на работу (в штат организации) по любой
профессии, т.е. не запрещает заниматься
любой иной "непредпринимательской"
деятельностью (запрет распространяется
на иные виды предпринимательской деятельности).
Для осуществления своей деятельности
индивидуальный аудитор, помимо квалификационного
аттестата, обязательного для всех аудиторов,
должен иметь лицензию. Однако, требования
иметь лицензию для аудитора, не являющегося
"индивидуальным аудитором", в законе
не содержится. К сожалению, и здесь Закон
не позволяет однозначно толковать, кто
подразумевается под индивидуальным аудитором.
Однако, скорее всего, это все-таки аудитор,
являющийся индивидуальным предпринимателем
без образования юридического лица.
К аудиторским организациям предъявлен
ряд самостоятельных требований, которые,
в частности, касаются персонального состава.
Не менее 50% кадрового состава аудиторской
организации должны составлять граждане
России, постоянно проживающие на ее территории,
а в случае, если руководителем аудиторской
организации является иностранный гражданин,
граждан РФ должно быть не менее 75%.
За последние годы в России получил широкое распространение аудит как независимый, вневедомственный финансовый контроль, осуществляемый в целях установления достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также оказания иных аудиторских услуг по постановке и ведению бухгалтерского учета, составлению деклараций о доходах, консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства. В таком качестве аудит служит интересам не только собственников, но и государства. По мере развития аудита, роста профессионализма аудиторов и накопления ими опыта работы идет наращивание консалтинговых услуг и не только по налоговым и юридическим вопросам, но и касающимся выработки более эффективных систем управления и хозяйствования. Таким образом, аудит приобретает все большее значение для решения насущных проблем привлечения инвестиций, укрепления финансов и подъема экономики страны. Однако дальнейшее развитие аудита требует укрепления его нормативной базы, сохранения основополагающих принципов аудиторской деятельности, без которых аудит утрачивает свою независимость и самостоятельность, становится разновидностью ведомственного контроля. И это в настоящее время основная проблема аудита, решение которой не зависит ни от одного работника этой сферы услуг. В заключение хотелось бы подчеркнуть, что аудит в России все-таки состоялся. Т.к. все-таки в России был принят «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 07.08.2001 N 119-ФЗ"ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"(принят ГД ФС РФ 13.07.2001). Самое убедительное свидетельство тому около 30 тысяч аттестованных аудиторов. Поэтому от того, насколько грамотно и быстро будут решаться проблемы, связанные с аудиторской деятельностью, будет напрямую зависеть «здоровье» российской экономики в целом.
1. Федеральный
закон об аудиторской
2. Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ (с изм. 2006 г.) // СПС Гарант
3. Стандарты аудиторской деятельности. М.: «Книга сервис» - 2004.
4. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: учебник. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: ИНФРА-М, 2004.
5. Подольский В.И., Поляк Г.Б., Савин А.А. и др.; под ред. проф. Подольского В.И. Аудит: учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
6. Смирнов
С.А., Косорукова И.В. Аудит: учебно-
7. Глушков И.Е. «Практический аудит на современном предприятии», - М.: Новосибирск: КНОРУС ЭКОР, 2007
8. Дефлиз Ф.Л., Дженик Г.Р., О'Рейлли В.М. «Аудит Монтгомери» перевод с англ.; под ред. Соколова Я.В. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 2007
9. Данилевский Ю.А. Становление аудита в России // Бухгалтерский учет. - 1995. - № 2.
10. Ковалева О.В., Константинов Ю.П. Аудит. - М.: ПРИОР, 2002.
11. Крикунов А. Российский аудит: ключевые вопросы дальнейшего развития // Финансовая газета. - 2006. - № 4.
12. Справочно-правовая
система «Гарант»