Внутрифирменный стандарт по аудиту основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 13:50, реферат

Описание работы

Целью аудита основных средств является установление соответствия применяемой в организации методики учета, налогообложения операций по движению основных средств нормативным актам, действующим в Российской Федерации. Иными словами, это выражение мнения о достоверности отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности объектов основных средств.

Работа содержит 1 файл

Макаров М.В.doc

— 62.00 Кб (Скачать)

Внутрифирменный стандарт по аудиту основных средств

Нормативная база:

1) Федерального  закона от 07.08.2001 N 119-ФЗ «Об аудиторской  деятельности»

2)  Постановление  Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 «О  классификации основных средств,  включаемых в амортизационные группы»

3)Федерального  закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском  учете» (с изм. и доп.)

4) Постановление  Госкомстата РФ от 21.01.2003 N 7 «Об  утверждении унифицированных форм  первичной учетной документации  по учету основных средств»

5)Положения о бухгалтерском учете «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утв. Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 N 26н

6) Положения  по ведению бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности в  Российской Федерации, утв. Приказом  Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н

Цель  аудита основных средств:

     Целью аудита основных средств является установление соответствия применяемой в организации  методики учета, налогообложения операций по движению основных средств нормативным  актам, действующим в Российской Федерации. Иными словами, это выражение мнения о достоверности отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности объектов основных средств.

     Для достижения данной цели аудитор должен:

      1)оценить систему внутреннего  контроля проверяемой организации;

      2) определить методы проверки;

      3) разработать программу аудиторских  процедур по существу.

     При оценке системы внутреннего контроля аудитор должен выявить наличие  распорядительных документов, закрепляющих способы ведения учета операций, связанных с движением основных средств. Подробно изучить порядок документального оформления фактов хозяйственной деятельности, связанных с объектами основных средств, утвержденные графики и схемы документооборота; рассмотреть применяемые формы учета; проверить наличие аналитических регистров бухгалтерского и налогового учета. Чтобы посмотреть, надежны ли системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, аудитор проводит тестирование.

Этапы аудиторской проверки:

     Для детальной проверки операций с основными  средствами аудитору очень важно соблюсти определенную последовательность процедур. 
1. Осуществить оценку сохранности и наличия основных средств. При проведении аудита сохранности основных средств возникает необходимость проверки условий их хранения и эксплуатации, устанавливается список лиц, за которыми закреплены отдельные объекты, проверяется наличие договоров о материальной ответственности.

     2. Произвести проверку соблюдения  условий для отнесения имущества  к основным средствам. Для этого  изучаются состав и структура  основных средств по данным регистров аналитического учета, в том числе инвентарные карточки учета основных средств, ведомости и др. Дополнительно проверяется классификация данного вида активов, а также формирование инвентарных объектов. Эти аудиторские процедуры необходимы для выражения мнения о достоверности данных, отражаемых в Приложении к бухгалтерскому балансу (форма N 5). Результаты проверки правильности отнесения объектов к основным средствам и амортизируемому имуществу оказывают существенное влияние на реализацию последующих процедур: проверки документального оформления и учета, а также достоверности начисления амортизации основных средств.

     3. Осуществить проверку документального  оформления и учета основных  средств. Первичные документы,  на основании которых в учете отражаются операции, связанные с объектами основных средств, должны иметь правильное оформление. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

     4. На основании данных учета  и первичных учетных документов  проверить своевременность зачисления  объектов в состав основных  средств и правильность формирования  первоначальной стоимости поименованных  активов. Основные средства принимаются  к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Необходимо проверить соответствие методологии, закрепленной учетной политикой, требованиям ПБУ 6/01 и выяснить, на каком счете отражаются фактические затраты, включаемые в первоначальную стоимость объектов. Затем осуществляется сверка данных регистров синтетического учета по счетам 01 «Основные средства» и 08 «Вложения во внеоборотные активы».

     5. Отследить правильность начисления  амортизации основных средств  для целей бухгалтерского и  налогового учета. Способ начисления амортизации должен быть закреплен в учетной политике организации. Применение выбранного способа начисления амортизации по группе однородных объектов производится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу. Проверка основывается на данных регистра бухгалтерского учета по начислению амортизации. При проверке амортизации, начисленной в бухгалтерском учете, аудитор руководствуется учетной политикой организации и решает ряд задач:

  1. осуществление анализа объектов амортизации
  2. проверка правильности расчета норм амортизационных отчислений;
  3. анализ отражения в бухгалтерском учете амортизационных отчислений;
  4. проведение оценки амортизационной политики, осуществляемой субъектом хозяйствования.

     В первую очередь отслеживается состав основных средств, по которым начисляется амортизация. Затем путем пересчета норм, установленных при вводе объекта в эксплуатацию, проверяется правильность определения норм амортизации основных средств. Аудитор должен убедиться в том, что методика расчета норм амортизации соответствует требованиям ПБУ 6/01 и учетной политике организации.

     6. Проверить порядок оформления  и отражения в учете операций  с основными средствами в рамках  заключенных договоров аренды  и залога, а также операций  по выбытию основных средств, которое имеет место в случаях продажи, безвозмездной передачи, списания из-за морального и физического износа, ликвидации при авариях или стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях, передачи в виде вклада в уставный капитал других организаций. Серьезное внимание должно быть уделено экспертизе договоров, заключенных при приобретении права собственности на объекты капитальных вложений.

     При изучении договора купли-продажи целесообразно:

1) Проверить, соблюдена ли простая письменная форма, наличие документов, подтверждающих государственную регистрацию сделки, а также полноту и правильность заполнения реквизитов и наличие соответствующих печатей и подписей;

2) Проанализировать условия договора в части разграничения отдельных видов договоров купли-продажи и смежных договоров, а также условия договора о моменте перехода права собственности.

 
 
     Наиболее  часто применяемые  формы договоров 
1) купли-продажи (в том числе договор поставки);  
2) мены;  
3) договор подряда.

     В ходе экспертизы договора подряда аудитор должен проанализировать условия договоров в отношении цены, порядка оплаты и выполнения работы с использованием материалов заказчика. Особого внимания заслуживает поступление основных средств по договору дарения, поскольку при принятии таких объектов к учету должна документально подтверждаться их рыночная стоимость. При вводе в эксплуатацию объектов, поступивших в качестве вклада в уставный капитал, необходимы документы, в которых оговаривается согласованная между учредителями (участниками) оценка вклада. В ходе проверки аудитору следует убедиться в правильности оформления документов, удостоверяющих рыночную стоимость принимаемых к учету объектов, таких, как экспертные заключения, справки организаций-изготовителей и др.

     7. Осуществить анализ и обобщение  результатов аудита. Описываемый  этап аудита заключается в  проверке соблюдения установленного  порядка в учетной политике  организации в части проведения  инвентаризации. На основании данных  инвентаризационных описей, сличительных ведомостей, решений руководства по результатам инвентаризации и бухгалтерских справок изучается своевременность проведения инвентаризации, полнота и правильность отражения ее в учете.

     При оценке сохранности и проверке наличия  основных средств аудитор контролирует следующие моменты:

  • имеется ли приказ о назначении материально ответственных лиц за сохранность основных средств;
  • заключены ли договоры о полной индивидуальной материальной ответственности;
  • организована ли материальная ответственность в отношении арендованных основных средств;
  • установлены ли в помещениях пожарно-охранные сигнализации;
  • имеется ли приказ о назначении постоянно действующей инвентаризационной комиссии;
  • закреплен ли в учетной политике план проведения инвентаризаций основных средств;
  • проводятся ли инвентаризации основных средств при смене материально ответственного лица.
 

     Действия  аудитора по окончании  проверки

     Обнаружив расхождение между фактическим  наличием основных средств и учетными данными, аудитор анализирует причины  отклонений. В результате составляется сличительная ведомость, которая является доказательством присутствия нарушений. Ее данные служат информационной базой для осуществления последующих процедур. По итогам инвентаризации аудитор формирует информацию по собственным, арендованным и находящимся на особом хранении основным средствам. Инвентаризируя здания, сооружения и другую недвижимость, аудитор проверяет наличие документов, подтверждающих право собственности, зарегистрированное в установленном порядке в соответствующем учреждении юстиции. При инвентаризации производится осмотр объектов по местам хранения и эксплуатации. Если в ходе проверки выявлены неучтенные объекты, аудитор должен определить причины, по которым основные средства не отражены в учете. Непригодные к эксплуатации предметы отражаются в отдельной инвентаризационной описи.

     Аудитору  необходимо убедиться  в следующем:

    1. Все отраженные в отчетности основные средства действительно существуют;
    2. Права организации на основные средства не обременены;
    3. Основные средства отвечают критериям, оговоренным в  положениях по бухгалтерскому учету, оценены и отражены в отчетности в соответствии с учетной политикой;
    4. Приобретенные основные средства отражены в учете и отчетности в правильной оценке и в соответствующем отчетном периоде.

    Основные  ошибки, выявляемые при аудите основных средств

     Типичными ошибками, выявляемыми при оценке сохранности и проверке наличия основных средств, являются:

     1) неотражение на забалансовых  счетах стоимости арендованного  имущества, что приводит к недостоверному формированию информации (справки о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах);

     2) оприходование некоторых основных  средств без наличия свидетельства  о регистрации права собственности;

     3) несоблюдение момента перехода  права собственности от продавца к покупателю, что ведет к недостоверному отражению основных средств на счетах учета;

     4) отсутствие документов, характеризующих  техническое состояние основных  средств;

     5) необоснованное списание недостачи  основных средств на расходы организации.

     При необходимости (резких и значительных сдвигах, нехарактерных тенденциях в динамике основных средств, недостаточном  раскрытии соответствующих разделов учетной политики и пояснительной  записки и т. д.) после оценки общей  ситуации с основными средствами аудитору следует провести пообъектный анализ, выявить сущность и причины вызывающих сомнение событий и их влияние на достоверность отчетности.

     В ходе инвентаризации аудитору необходимо также оценить обеспеченность организаций основными средствами. Иначе ему придется выяснять, достаточно ли у организации таких активов, каковы их техническое состояние и пригодность для выполнения бизнес-плана по выпуску продукции и продажам. Результативность инвентаризации повышается при использовании аналитических процедур пообъектной оценки состояния активов. Для этого проверяется соответствие фактического состояния объектов техническим характеристикам, указанным в паспортах, формулярах и другой технической документации, а также способность объектов выполнять заданные функции с учетом фактического срока службы. Например, в акте обследования здания следует указать состояние его отдельных элементов и конструктивных частей: окон, дверей, кровли, установленного оборудования и т. д. Особое внимание уделяется оценке работоспособности активной части основных средств (машин, оборудования и транспортных средств), уровню их технического обслуживания и реальной загрузки в производственном процессе, для чего проверяющий пользуется внутренней информацией (документами, подтверждающими выполненный ремонт, отработанное время и др.).

Информация о работе Внутрифирменный стандарт по аудиту основных средств