Автор: Миша Медведев, 10 Июня 2010 в 17:51, дипломная работа
Множество компаний во всем мире страдает от неэффективного использования разного рода ресурсов - людских, финансовых, материальных, от недостатка необходимой для принятия правильных решений информации, непреднамеренного и преднамеренного искажения отчетности, прямого мошенничества со стороны персонала и управляющих. Подобных проблем можно избежать путем создания внутри самих компаний эффективной системы внутреннего контроля. Какова же роль и значимость внутреннего контроля?
Введение……………………………………………………………………………..4
Теоретические основы внутреннего контроля.
Внутренний контроль, его цели, задачи,
предмет, методы и объекты исследования……………………………..8
Взаимоотношение внешнего и внутреннего контроля……………….11
Законодательные основы организации внутреннего контроля………17
Система бухгалтерского учета как составная часть системы
внутреннего контроля
Цели и средства внутреннего контроля
системы бухгалтерского учета………………………………………….24
Функциональные области контроля……………………………………28
Информационные потоки в бухгалтерии предприятия
[+-+-+]
и подготовка отчетности для внутренних целей………………………30
Процедуры и методы внутреннего контроля
как составная часть системы внутреннего контроля.
Классификация процедур и методов внутреннего контроля……...37
Разделение обязанностей…………………………………………….41
Система подтверждения полномочий……………………………….42
Документальный контроль……………...…………………………...45
Физические способы контроля………………………………………51
Система независимых проверок…………………………………….60
Заключение…………………………………………………………………………63
Список литературы…………………...……………………………………………69
Приложение………………………………………………………………………...70
* осуществление контроля за наличием и использованием источников финансирования долгосрочных инвестиций.
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету малоценных и быстроизнашивающихся предметов (приложение к письму Министерства финансов СССР от 18 октября 1979 г. № 166) (п. 1.2) бухгалтерский учет малоценных и быстроизнашивающихся предметов на предприятиях и в организациях должен обеспечить:
* контроль за сохранностью предметов в местах их хранения и эксплуатации;
* правильное и своевременное документальное оформление операций по движению малоценных и быстроизнашивающихся предметов;
* своевременное получение точных данных о наличии малоценных и быстроизнашивающихся предметов;
* наблюдение за соответствием фактического наличия предметов установленным нормам запасов;
* правильное исчисление суммы погашения стоимости предметов, находящихся в эксплуатации, и отнесение этой суммы на себестоимость продукции, затраты непромышленных хозяйств, накладные расходы и т.п.
Согласно Федеральному закону “О бухгалтерском учете” (ст. 5 п. 3) “Организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности”. Следовательно, в Законе подчеркивается, что система внутреннего контроля каждого предприятия должна соответствовать размеру предприятия, структуре управления, составу и видам деятельности.
Таким
образом, российским законодательством
в настоящее время созданы объективные
предпосылки для становления и развития
на отечественных предприятиях современных
систем внутреннего контроля с учетом
ранее накопленного опыта и сложившихся
традиций.
Любая хозяйственная деятельность предполагает осуществление хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета этих операций. Бухгалтерский учет включает в себя процедуру сбора данных, их регистрации и обработки. Такие процедуры могут выполняться как вручную, так и с помощью компьютеров. Соответствующие процедуры, выполняемые на компьютере, называются программируемыми процедурами бухгалтерского учета. Система на базе компьютера обычно, включает в себя набор как ручных, так и компьютеризованных процедур, обеспечивающих регистрацию данных по хозяйственным операциям с самого начала и до занесения в Главную книгу. Ведение бухгалтерского учета обеспечивается автоматизированной программой учета “1С-Бухгалтерия.7.7”
Система бухгалтерского учета ООО “Транссервис ЛТД” включает в себя элементы, представленные в Приложении 1.
Эффективная система бухгалтерского учета должна обеспечивать:
Документы, формируемые системой бухгалтерского учета ООО “Транссервис ЛТД”, дают третьим сторонам, управленческому звену и сотрудникам ООО “Транссервис ЛТД” информацию о совершенных хозяйственных операциях.
В системе бухгалтерского учета данного предприятия используется два основных типа данных:
* нормативно-справочная информация (НСИ);
* данные по хозяйственным операциям.
НСИ имеет постоянный или почти постоянный характер и периодически используется при обработке прочей информации. Например, тарифная сетка используется для расчета заработной платы рабочих ООО “Транссервис ЛТД”, а предельные размеры кредита для покупателя -- для принятия решения о приеме заказов или об отказе от них.
Данные по хозяйственным операциям носят в каждом конкретном случае индивидуальный характер. Так, например, сведения о числе часов, которые данный сотрудник отработал за конкретную неделю, используются для расчета его заработной платы. Ошибки в НСИ имеют более серьезные последствия по сравнению с ошибками в данных по хозяйственным операциям, посколъку повлияют на эти данные прежде, чем будут исправлены. Особенно часто это проявляется в компьютеризированных системах, в которых НСИ формируется обычно в самом начале создания системы.
Концептуально
система бухгалтерского учета обособлена
от конт-
рольных процедур, образующих третий элемент
структуры контроля.
Однако на практике такого разделения
между системой бухгалтерского
учета, использующейся для достижения
целей контроля, и процедурами
контроля хозяйственных операций, регистрируемыми
системой бухгал-
терского учета, не существует. Именно
поэтому состав и содержание кон-
трольных процедур зависит от элементов
системы бухгалтерского учета,
например средств обработки, объема хозяйственных
операций, уровня
совершенства и т.п. Простая ручная система
бухгалтерского учета и вы-
сокосовершенная система бухгалтерского
учета на базе компьютерных
технологий направлены на достижение
целей проведения контроля в слу-
чае, если процедуры контроля хозяйственных
операций, обработанных
каждой системой, соответствуют ей. :;
Так, ручная система бухгалтерского учета,
использующаяся для об
работки счетов-фактур на реализацию продукции,
может способствовать достижению цели,
заключающейся в контроле за процессом
реализации в случае, если:
* все счета-фактуры и документы на отгрузку были предварительно пронумерованы;
* отсутствующие или неподходящие документы были выявлены и от-корректированы лицами, не занимающимися отгрузкой или составлением счетов-фактур;
* персонал службы контроля провел проверку и утвердил вышеука-занные процедуры.
В совершенной компьютеризированной системе соответствующая процедура контроля обычно включает в себя:
* проверку совместимости заказов на отгрузку с файлом заказа и фай-
лом хозяйственной операции по реализации;
* выдачу компьютером отчета;
* управление программами защиты файлов данных;
* осуществление контроля и руководства со стороны персонала, име-ющего соответствующие полномочия.
В каждом случае состав процедур контроля определяется составными элементами системы бухгалтерского учета.
Система же бухгалтерского учета сама является предметом, для которого необходим строгий внутренний контроль. Но поскольку система бухгалтерского учета является неотъемлемой частью всех функциональных областей, то нет необходимости представлять ее в виде отдельной схемы. Цели системы внутреннего контроля и примеры средств контроля на ООО "Транссервис ЛТД", используемых для их достижения, приводятся ниже.
Цели внутреннего контроля в области системы бухгалтерского учета | Примеры средств внутреннего контроля, служащих для достижения целей |
1. Система бухгалтерского учета должна отражать все санкционированные, и только санкционированные операции | Контроль доступа
к терминалам, с которых осуществляется
непосредственный ввод информации (пароли
и прочие идентификационные процедуры):
- исключительный доступ для ограниченного круга пользователей
|
2. Точная входящая информация | Внутренняя проверка
на начальной стадии:
|
3. Точная разноска по регистрам бухгалтерского учета | Регулярная сверка
счетов:
|
4. Сохранность учетных документов | Создание надежных
копий банка данных и файлов данных (для
компьютеризованной системы), изменяющихся
при каждом новом появлении информации:
|
5. Предотвращение злоупотреблений в результате тайного сговора работников предприятия | Разделение обязанностей:
|
6. Обеспечение оперативной управленческой информации |
|
7. Выявление необычных или аномальных фактов | Обязательное
представление документов, если операция
превышает установленные лимиты времени
Регулярный анализ существенных отклонений |
2.2.
Функциональные области контроля
Наиболее общими функциональными областями контроля на ООО “Транссервис ЛТД” являются:
В нижеприведенной таблице дано описание каждой из указанных функциональных областей
Организация контроля | Функциональные области |
1. Основные цели внутреннего контроля в конкретной функциональной области | Реализация и
дебиторская задолженность
Поступление денежных средств Снабжение и кредиторская задолженность |
2. Основные направления контроля в определенной функциональной области | Погашение кредиторской
задолженности
Денежные средства в кассе Запасы Расчеты заработной платы Инвестиции |
3. Процедуры внутреннего контроля, которые могут быть применены в функциональных областях | Основные средства
Нематериальные активы |
2.3. Организация документооборота
Правильная организация документооборота -- неотъемлемое условие успешной работы ООО “Транссервис ЛТД”.
Выполнение требований к оформлению документов обеспечивает их юридическую силу.
Согласно Положению о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденному Минфином СССР от 29 июля 1983 г. № 105, под документооборотом понимается создание или получение от других предприятий, принятие к учету, обработка и передача в архив первичных документов. Движение же первичных документов в бухгалтерском учете регламентируется графиком документооборота.