Автор: p*********@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 21:43, доклад
В докладе представлена краткая характеристика деятельности ведущих СРО, показана их методика внешнего контроля
Осуществление СРО аудиторов контроля (надзора) за осуществлением своими членами аудиторской деятельности.
Согласно статье 10 Закона об аудиторской деятельности СРО аудиторов в отношении своих членов осуществляют внешний контроль качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов.
Предметом внешнего контроля качества работы является соблюдение аудиторской организацией, индивидуальным аудитором требований Закона об аудиторской деятельности, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов.
Кроме
того, внешний контроль качества работы
аудиторских организаций, проводящих
обязательный аудит бухгалтерской
(финансовой) отчетности организаций
осуществляют как саморегулируемые
организации аудиторов, так и
федеральный орган
Объектами внешнего контроля качества аудиторской работы являются: система внутренних стандартов аудиторской организации; система внутреннего контроля качества аудиторской организации; отдельные аудиторские проверки.
В соответствии с указанными объектами контроля качества можно выделить три основных направления внешней проверки качества аудита:
1)
проверка наличия и
2)
проверка организации и
3) проверка качества отдельной аудиторской проверки.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в соответствии с Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. № 278, является Росфиннадзор.
В
соответствии со статьей 20 Закона об аудиторской
деятельности в отношении члена
саморегулируемой организации аудиторов,
допустившего нарушение требований
Закона об аудиторской деятельности,
стандартов аудиторской деятельности,
правил независимости аудиторов
и аудиторских организаций, кодекса
профессиональной этики аудиторов,
СРО аудиторов может применить
меры дисциплинарного воздействия:
предписание об устранении нарушений,
предупреждение, наложение штрафа,
решение о приостановлении
Также, следует отметить, что за несоответствие требованиям Закона об аудиторской деятельности были применены меры дисциплинарного воздействия:
Например, в НП «ИПАР» организация внешнего контроля качества осуществляется Контрольным комитетом.
Система внешнего контроля качества работы членов НП «ИПАР» включает следующие формы контроля:
1. предварительный контроль – контроль:
2. текущий контроль – контроль:
3. Выездной контроль качества - контроль:
Взнос за проведение контроля качества аудиторской деятельности
Шкала
определения целевых
взносов финансирования
проверок по контролю
за качеством деятельности
аудиторских организаций,
аудиторов и индивидуальных
аудиторов-членов НП
ААС
Совокупный объем реализации аудиторских услуг за проверяемый год (тыс. руб.) | Целевой взнос на проведение контроля качества (в руб.) | Оплата работы экспертов НП ААС (с начислениями, в руб.) |
до 500 | 12 000 | 8 000 |
500 – 1 000 | 18 000 | 12 000 |
1 000 – 10 000 | 24 000 | 14 000 |
10 000 – 15 000 | 27 000 | 22 000 |
15 000 – 20 000 | 30 000 | 23 000 |
20 000 – 30 000 | 35 000 | 24 000 |
30 000 – 50 000 | 40 000 | 26 000 |
Свыше 50 000 | 50 000 | 28 000 |
Кроме
того за каждого аудитора, состоящего
в трудовых отношениях с Проверяемым,
взимается дополнительный целевой
взнос в размере 1500 рублей (Москва, Московская
обл., Санкт-Петербург и Ленинградская
область) и 1000 руб. (другие регионы).
Аудиторские организации и индивидуальные
аудиторы, прошедшие проверку, осуществляют,
помимо целевого финансирования, также
возмещение документально подтвержденных
командировочных расходов уполномоченного
эксперта по контролю за качеством аудиторской
деятельности путем перечисления соответствующих
сумм на расчетный счет НП ААС в соответствии
с выставленным НП ААС счетами.
Возможности внешнего контроля качества аудита и способы его усовершенствования
Говоря
о возможностях ВККА, полезно обратиться
к трем основным типам отечественного
аудита: "черному", "серому" и
цивилизованному. В первом случае аудитор
дает положительное заключение на заведомо
недостоверную бухгалтерскую
Сюда
примыкает и случай "серого"
аудита, под которым мы понимаем
ситуацию, когда проводится подробная
аудиторская проверка, возможно, даже
дается ряд полезных предложений
по улучшению ведения
Цивилизованный
аудит отличается от двух других, по
нашему мнению, выдачей адекватного
бухгалтерской отчетности аудиторского
заключения, в частности отрицательного,
на недостоверную отчетность. Точнее,
речь идет о психологическом настрое
аудитора и установке руководства
аудиторской фирмы, поскольку ошибки
аудитора нельзя полностью исключить.
Более того, цивилизованному аудиту
не противоречит стремление аудиторской
организации выдавать как можно
чаще положительное заключение за счет
тщательного отбора клиентуры, внимательного
экспресс-анализа
Потенциальные
возможности ВККА в отношении "черного"
аудита достаточно велики: он в состоянии
резко уменьшить масштабы такого
аудита - главным образом путем
анализа рабочей документации аудитора
(которая в случае "черного"
аудита либо отсутствует вовсе, либо
весьма примитивна). В отношении
цивилизованного аудита многого
от контроля не требуется, но и здесь
ВККА в состоянии весьма улучшить
качество аудита - в основном за счет
механизма фактического обмена опытом,
когда контролер, будучи знаком с
работой многих аудиторских фирм,
может давать ценные советы каждой.
Гораздо слабее возможности ВККА
в случае "серого" аудита ввиду
технологической трудности
Реально снизить масштабы "серого" аудита в состоянии инструменты, принадлежащие экономическому механизму регулирования аудиторской деятельности, основные из которых содержат действенные мотивы повышения качества аудита.
Во-первых, это штрафные санкции за некачественный аудит, не получившие пока в нашей стране серьезного распространения главным образом из-за сложностей юридического характера.
Данный
инструмент вводит в рамки аудиторских
отношений изначально сильно мотивированных
в качественном аудите юридических
и физических лиц (компенсация ущерба
плюс наказание его виновника), что
усиливает мотивацию
Во-вторых,
это страхование гражданской
ответственности аудитора, особенно
если будет реализован возврат от
компенсационных фондов к классической
модели страхования гражданской
ответственности с введением
в последнюю идеи американского
профессора Дж. Роунена. Он предложил,
чтобы расплачивался с
В-третьих, это рейтингование аудиторских фирм, особенно если оно пойдет как совместный проект основных СРО и будет учитывать не столько показатели размеров фирм (количество специалистов, годовая выручка и т.д.), сколько качество их работы и характеристики, тесно с ним связанные. Поскольку место в таком рейтинге будет влиять и на количество клиентов у фирмы, и на цену договоров с ними, то мотивация занять высокие строчки в рейтинговой таблице может стать весьма сильной и у руководства, и у собственников аудиторской фирмы, что, в свою очередь, благоприятно отразится на качестве аудиторских проверок.
Следует
отметить, что при переходе к приоритету
экономического механизма регулирования
аудиторской деятельности ВККА упрощается,
его задачи смещаются от проверки
работы аудиторской организации
в сторону обмена опытом и обучения.
Станет, на наш взгляд, излишним периодический
контроль всех членов СРО, да и само
членство в них вполне сможет носить
не обязательный, а рекомендательный
характер.
Перечень типичных нарушений, допускаемых аудиторскими организациями:
1. Поручение заданий аудиторам и экспертам не оформляются в письменном виде.
2. Отсутствие
факта рассмотрения соблюдения
аудируемым лицом нормативных
правовых актов Российской
3. Низкое качество рабочей документации аудитора, в том числе формирования и хранения аудиторского файла
4. Отсутствие
или недостаточность
5. Аудиторское
заключение не содержит
6. Не разработаны
процедуры, направленные на
7. Отсутствие
единообразия предмета
8. Аудиторская
организация не уведомляла